Приказ по тарифному регулированию №1686/16 О рассмотрении разногласий, возникающих между органами испол... от 2 декабря 2016 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (АО «РНПК») и Главным Управлением «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области 

 


 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. № 208, на основании заявления АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (АО «РНПК») области  (исх. от 01.02.2016 № 901, вх. от 01.02.2016 рег. № 12062/16), рассмотрев разногласия между АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (далее – Заявитель, АО «РНПК», регулируемая организация) и Главным Управлением «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области (далее – РЭК, Респондент, орган регулирования) по постановлению РЭК от 17.12.2015 № 331 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для потребителей АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», установлено следующее.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 13 мая 2013 года № 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования).

По статье «Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором» в части оказываемых услуг водоотведения.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В представленных на разногласия заявлениях АО «РНПК» заявляет величину расходов по статье «Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 2 340,23 тыс. руб.

В заявлении АО «РНПК» поясняет, что представляет работникам пакет социальных гарантий и компенсаций, направленных на обеспечение высокого уровня мотивации работников, сохранения их здоровья, формирование внутреннего имиджа и корпоративной культуры акционерного общества с учетом его социальной ответственности.

Расходы исключены органом регулирования из тарифной заявки АО «РНПК» в связи с недостаточной экономической обоснованностью.

Органом регулирования письмом от 30.09.2015 № ОГ-1560 у АО «РНПК» были запрошены сведения и документы, необходимые для расчета тарифов, в том числе расчет плановых расходов на 2016 год в целом по предприятию, а также подтверждающие распределение затрат между регулируемыми видами деятельности, то есть расчет расходов на социальные нужды по каждому регулируемому виду деятельности.

В ответ на запрос органа регулирования письмом АО «РНПК» от 20.10.2015 № 22-04-13844/15 были представлены расшифровка социальных расходов АО «РНПК» за 2014 год и копия коллективного договора ЗАО «РНПК» на 2013-2016 годы.

Расчет выплат социального характера со ссылкой на положения коллективного договора, с подолжностным перечнем работников, которым полагается данная выплата в 2016 году, регулируемой организацией представлен не был. В связи с чем у органа регулирования отсутствовали основания для определения экономической обоснованности предложенных АО «РНПК» на 2016 год расходов.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 Основ ценообразования, раздельно по каждой системе.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. № 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (далее - приказ от 31.10.2000 № 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом от 31.10.2000 № 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

ФАС России выявлено, что представленная регулируемой организацией учётная политика и утверждённый план счетов бухгалтерского учёта не отражают принципы ведения раздельного учёта, поскольку в плане счетов АО «РНПК» не закреплён отдельный субсчёт по каждому регулируемому виду деятельности (В АО «РНПК» используется программный продукт с применением модуля «Контроллинг» на платформе системы SAP/R3, таким образом, что сбор, регистрация и обобщение информации о затратах организуется по местам их возникновения (МВЗ), разделение по субсчетам отсутствует).

С учётом неведения АО «РНПК» раздельного учёта в соответствии с приказом от 31.10.2000 № 94н, (а именно, не представляется возможным выделить долю затрат, относящуюся на соответствующий вид регулируемой деятельности, бухгалтерские балансы, представленные АО «РНПК» за 2014 и 2015 год отражают сведения по виду деятельности «Производство нефтепродуктов»), а также ввиду отсутствия в материалах дела, представленных АО «РНПК» в орган регулирования и в ФАС России, расчета выплат социального характера со ссылкой на положения коллективного договора, с подолжностным перечнем работников, которым полагается данная выплата в 2016 году, а также отсутствием документов, подтверждающих фактические расходы 2014 года (представлен расчёт фактических расходов по статье «Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором» АО «РНПК» за 2015 г. с приказами о списании долгов по договорам беспроцентного займа, которые не могут быть включены в тарифную составляющую), Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором» в части оказываемых услуг водоотведения.

По статье «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов» в части оказываемых услуг водоотведения.

Заявителем расходы по данной статье заявлены в части оказываемых услуг водоотведения в размере 2 816,23 тыс. руб.

Затраты по данной статье, заявленные в регулирующий орган на расчетный период, обусловлены образованием бытовых отходов в процессе очистки сточных вод. Периодичность и объем услуг по уборке и вывозу бытовых отходов, учтенных в расчете, соответствует утвержденным технологическим регламентам эксплуатации установок механической и биологической очистки цеха № 20 АО «РНПК».

В процессе эксплуатации очистных сооружений образуются твёрдые отходы, такие как: отходы чёрного и цветного металла при ремонте оборудования парка, отходы боя кирпича и бетонные отходы при ремонте зданий, бытовые отходы, отходы кустарниковой и травяной растительности, загрязнённый обтирочный материал и другие.

Расходы исключены органом регулирования из тарифной заявки АО «РНПК» 2016 года в связи с тем, что экономическая обоснованность не была подтверждена регулируемой организацией в тарифной заявке 2016 года.

Письмом ГУ РЭК от 30.09.2015 № ОГ-1560 у АО «РНПК» запрошены сведения и документы, необходимые для расчета тарифов, в том числе расчет плановых расходов на 2016 год в целом по предприятию, а также распределение между регулируемыми видами деятельности по статье «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов».

В ответ на запрос органа регулирования письмом АО «РНПК» от 20.10.2015 № 22-04-13844/15 были предоставлены копии договоров на оказание услуг по выполнению подсобных хозяйственных работ, хозяйственному обслуживанию объектов согласно перечня, указанного в письме АО «РНПК» по данной статье разногласий.

Копии заключенных договоров на представление указанных работ (услуг) на расчетный период регулирования (2016 год), копии счетов-фактур и платежных документов, копии актов приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) по заключенным договорам, а также копии документов, подтверждающих проведение при заключении прилагаемых договоров закупочных процедур, предприятием предоставлено не было.

При этом в условиях отсутствия материалов, подтверждающих проведение при заключении прилагаемых договоров закупочных процедур, перечень работ по техническому обслуживанию в 2016 году, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов по статье «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов» в части оказываемых услуг водоотведения, проанализировав динамику данных затрат в предыдущих периодах регулирования на основе представленных АО «РНПК» материалов, подтверждающих фактические расходы 2014 года (а именно договоры на выполнение подсобных хозяйственных работ, хозяйственное обслуживание объектов, заключённых на основании конкурсных, закупочных процедур с приложением счетов-фактур и актов выполненных работ), ФАС России считает подход органа регулирования, выраженный в неучёте расходов АО «РНПК» по данной статье в необходимой валовой выручке 2016 года, некорректным, так как Респондентом не анализировались фактические расходы регулируемой организации в предыдущие периоды регулирования и материалы, представленные на момент установления тарифов 2016 года.

Органом регулирования анализ представленных АО «РНПК» на тарифное регулирование 2016 года материалов по статье «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов» в части оказываемых услуг водоотведения (договоров, заключенных по результатам проведения конкурсных процедур, платёжных поручений, подтверждающих факт понесения регулируемой организацией расходов по данной статье затрат в предыдущих периодах регулирования), не проводился, в экспертном заключении Респондента отсутствуют какие-либо доводы в части обоснования расходов по статье «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов».

В условиях отсутствия у Респондента в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по учёту расходов по оспариваемой статье затрат статье «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов» на экономически обоснованном уровне, органом регулирования нарушен пункт 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Правила регулирования тарифов), в связи с чем требования по заявленной статье в части оказываемых услуг водоотведения признаны частично экономически обоснованными. На основании чего органу регулирования необходимо провести анализ представленных АО «РНПК» на момент установления тарифов на 2016-2018 гг. по оспариваемой статье затрат «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов» в соответствии с пунктом 41 (а) Основ ценообразования и, в случае их надлежащего обоснования, учесть средства в необходимой валовой выручке АО «РНПК» в установленном порядке на 2016-2018 гг.

По статье «Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод» в части оказываемых услуг водоотведения.

Причина, по которой АО «РНПК» заявляет затраты по статье «Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 59 617,36 тыс. руб., заключается в том, что ежегодно на предприятии образуется около 80 тыс. куб. м. обезвоженных осадков сточных вод (далее - осадки), которые подлежат обязательному вывозу и обезвреживанию. За период с 2013 по 2015 гг. на предприятии накопилось около 245 тыс. куб. м. указанных осадков.

Как указывает регулируемая организация, дальнейшее накопление осадков невозможно по причинам предельного заполнения гидротехнических сооружений, и может привести к серьезным экологическим последствиям для региона.

В рамках данных разногласий АО «РНПК» заявляет затраты на утилизацию только годового объема осадков. Расходы на утилизацию и обезвреживание накопленных до 2016 года осадков будут заявлены АО «РНПК» на следующий период регулирования (2017 г.) согласно фактическим расходам регулируемой организации.

Общие расходы на утилизацию заявляемого в разногласиях годового объема осадков (в размере 80 тыс. куб. м.) в 2016 г. по данным АО «РНПК» составят 259 982,52 тыс. руб.

По виду деятельности «Водоотведение» затраты по данной статье заявлены АО «РНПК» в размере 59 617,36 тыс. руб. Оставшаяся часть затрат в размере 200 365,16 тыс. руб. заявлена по виду деятельности «Водоотведение (очистка стоков)».

Распределение по регулируемым видам деятельности осуществляется в соответствии с приказом АО «РНПК» № 0048-А от 29.01.2016 «О введении схемы распределения затрат между МВЗ и заказами».

Расчет стоимости услуг по заявленной статье разногласий в 2016 г., выполнен регулируемой организацией, базируется на ценовых показателях проведения аналогичных работ в 2015 году (без учета индексации), что подтверждается договором № 17-15/СВИПК от 24.03.2015 и актами выполненных работ.

Органом регулирования письмом от 30.09.2015 № ОГ-1560 были запрошены у АО «РНПК» сведения и документы, необходимые для расчета тарифов, в том числе расчет плановых расходов на 2016 год в целом по предприятию, а также распределение между регулируемыми видами деятельности по статье «Услуги по обращению с осадком сточных вод».

В ответ на запрос органа регулирования письмом АО «РНПК» от 20.10.2015 № 22-04-13844/15 была представлена копия договора на извлечение осадков биологических очистных сооружений цеха № 20 от 24.03.2015.

Копии заключенных договоров на предоставление указанных работ (услуг) на расчетный период регулирования (2016 год), копии счетов-фактур и платежных документов, копии актов приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) по заключенным договорам, а также копии документов, подтверждающих проведение при заключении прилагаемых договоров закупочных процедур, предприятием представлено на момент установления тарифов 2016 года не было.

В связи с этим органом регулирования принято решение по учету при установлении тарифов на очистку сточных вод расходов на уровне плановых расходов 2015 года, увеличенных на индекс потребительских цен, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в части оказываемых услуг водоотведения в размере 109,57 тыс. руб.

При этом из пояснений регулируемой организации следует, что дальнейшее накопление осадка на гидротехнических сооружениях невозможно по причине превышения предельно допустимых значений, тем самым создавая угрозу. Таким образом, в 2015 году в АО «РНПК» было принято решение об утилизации данного осадка, в связи с чем расходы увеличились с 2 145,31 тыс. руб. до 16 246,14 тыс. руб., ввиду трудоёмкости и высокой стоимости технологического процесса (в обоснование расходов по данной статье в ФАС России и на момент установления тарифов 2016 года представлен договор с «Эмульсионные технологии» от 24.03.2015 № 17-15/СВИПК, при этом счета-фактуры и акты выполненных работ на момент установления тарифов 2016 года у регулируемой организации отсутствовали, так как работы проводились в конце 2015 года, соответственно вышеперечисленные материалы представлены только в ФАС России на разногласия).

ФАС России обращает внимание на то, что, заявляя на разногласия расходы на утилизацию общего годового размера осадков, по факту АО «РНПК» не утилизирует данный осадок в полном объёме.

Вместе с тем, в условиях сложившейся ситуации, которая может привести к серьезным экологическим последствиям для региона (заполнение гидротехнических сооружений осадком до предельного уровня), ввиду представления АО «РНПК» материалов, подтверждающих фактические расходы 2014 года, (а именно договоры, протоколы Закупочной комиссии, акты сдачи-приемки, платёжные поручения, подтверждающие фактические расходы в 2014-2015 гг.), в условиях отсутствия у Респондента в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по учёту расходов по оспариваемой статье затрат на экономически обоснованном уровне, органом регулирования нарушен пункт 26 Правил регулирования тарифов, в связи с чем требования по заявленной статье в части оказываемых услуг водоотведения признаны частично экономически обоснованными. На основании чего органу регулирования необходимо провести анализ представленных АО «РНПК» на момент установления тарифов на 2016-2018 гг. по оспариваемой статье затрат «Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод» в соответствии с пунктом 39 (ж) Основ ценообразования и, в случае их надлежащего обоснования, учесть средства в необходимой валовой выручке АО «РНПК» в установленном порядке на 2016-2018 гг.

При этом в условиях неведения АО «РНПК» раздельного учёта в соответствии с приказом от 31.10.2000 № 94н, регулируемой организации необходимо представить в орган регулирования информацию о проценте распределения, доле затрат по статьям «Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод» и «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов», относящуюся на регулируемый вид деятельности - водоотведение.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать орган регулирования нарушившим следующие пункты Основ ценообразования и Правил регулирования тарифов:

- пункт 39 (ж) Основ ценообразования и пункт 26 Правил регулирования тарифов при расчёте расходов АО «РНПК» по статье «Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод» в части оказываемых услуг водоотведения;

- пункт 41 (а) Основ ценообразования и пункт 26 Правил регулирования тарифов при расчёте расходов АО «РНПК» по статье «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов» в части оказываемых услуг водоотведения.

    1. 2. Частично удовлетворить требования АО «РНПК», указанные в заявлении о разногласиях, связанные с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, с Главным Управлением «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области.

      3. АО «РНПК» в срок до 05.12.2016 представить в Главное Управление «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области следующую информацию:

        1. - процент распределения, долю затрат по статьям «Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод» и «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов», относящуюся на регулируемый вид деятельности — водоотведение.

          4. Предписать органу регулирования в срок до 15.12.2016 устранить нарушения, допущенные Главным Управлением «Региональная Энергетическая Комиссия» Рязанской области при установлении тарифов АО «РНПК» в части оказываемых услуг водоотведения на 2016-2018 гг.:

    1. - провести анализ материалов, в том числе предусмотренных пунктом 3 настоящего приказа, по статьям затрат «Расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод» в соответствии с пунктом 39 (ж) Основ ценообразования и «Услуги по уборке, вывозу бытовых отходов» в соответствии с пунктом 41 (а) Основ ценообразования  в части оказываемых услуг водоотведения, и, в случае их надлежащего обоснования, пересмотреть ранее установленные тарифы на 2016-2018 гг., включив экономически обоснованные расходы АО «РНПК» по вышеперечисленным статьям затрат с учётом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

- при необходимости учесть средства, недополученные АО «РНПК» в 2016 году в результате расчёта, указанного в пункте 4 настоящего приказа, в необходимой валовой выручке АО «РНПК» на 2017 г.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «РНПК» (Заявление исх. от 01.02.2016 № 901, вх. от 01.02.2016 рег. № 12062/16).

6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 - 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа регулирования, принятие которого предписано пунктами 3 - 4 настоящего приказа;

- протокола заседания правления органа регулирования, на котором принималось вышеуказанное решение;

- заключения экспертизы по результатам проверки материалов АО «РНПК» и проведения анализа органом регулирования в соответствии с пунктами 3 - 4 настоящего приказа для установления тарифов на услуги водоотведения.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

                                                                             

 

 

  И.Ю. Артемьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны