Приказ по тарифному регулированию №1688/16 О рассмотрении разногласий, возникающих между органами испол... от 26 декабря 2016 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Хакасские коммунальные системы» и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, на основании заявления ООО «Хакасские коммунальные системы» (исх. от 18.01.2016 № 45, вх. от 26.01.2016 рег. № 8766/16), рассмотрев разногласия между ООО «Хакасские коммунальные системы» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ООО «ХКС») и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее – Комитет, орган регулирования) по приказу Комитета от 30.11.2015 № 157-в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и утверждении производственных программ для ООО «Хакасские коммунальные системы», осуществляющего холодное водоснабжение, на 2016-2018 годы», установлено следующее.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее.

По статье «Затраты на охрану объектов».

Регулируемой организацией на 2016 год были заявлены расходы на охрану объектов в размере 1 850 тыс. руб., органом регулирования указанная сумма не принята к учету при формировании необходимой валовой выручки по причине необоснованности предложенных расходов, а именно не представлен документ, свидетельствующий о пролонгации существующего договора на 2016 год, при этом из договора не ясно: какие именно услуги оказывает контрагент, не представлены акты и счета-фактуры в целом за 2014 год (в представленных отчетных данных затраты на услуги охраны не выделены – отсутствует возможность анализа факта 2014 года, в плане на 2015 год вся сумма охраны была учтена в тарифе на тепловую энергию).

В обоснование заявленных требований ООО «ХКС» представлены в ФАС России материалы, которые были рассмотрены органом регулирования в рамках тарифного дела: копия договора между ООО «ХКС» и ООО «Частное охранное предприятие «Саяногорский Алюминиевый Завод» на услуги охраны № 1/13-чоп от 31.01.2013 с дополнительными соглашениями № 1 от 02.12.2013, № 2 от 08.12.2014, копия акта на охрану объектов № 189 от 31.03.2015 по договору № 1/13-чоп от 31.01.2013; копия счета-фактуры на охрану объектов № 189 от 31.03.2015; справка о распределении затрат по объектам ООО «ХКС»; копия приказа № 3/1 от 20.01.2015 «О распределении затрат по видам деятельности»; бухгалтерская отчетность за 2013, 2014 годы, 9 месяцев 2015 года (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах).

По итогам анализа документов и пояснений, представленных в отношении ведения раздельного учета регулируемой организацией, ФАС России отмечает, что состав подтверждающих материалов недостаточен для признания заявленных расходов экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифе на питьевую воду по следующим причинам:

а) Отсутствует расшифровка плановой величины затрат по данной статье на 2016 год, с пообъектным перечнем охраняемых объектов, указанием вида охраны (технические средства, физическая охрана) с приложением договоров и актов приема-передачи объектов под охрану (не представлен документ/договор, заключенный на 2016 год на охрану объектов, в договоре № 1/13-чоп от 31.01.2013, который представлен в качестве обоснования отсутствует пообъектная расшифровка стоимости, пунктом 3.2. договора определена стоимость услуг, в которую входит: ежемесячная стоимость охраны объектов в месяц – на 2015 год согласно дополнительному соглашению № 2 стоимость составляла 436 675,14 руб./мес.) и цена за единицу услуг:

- контроль прохода персонала через проходную – за 1 чел. мес. (ср. списочн.) 44,82 руб. в 2015 году;

- выявление лиц в состоянии опьянения (экспертиза алкометра) – за 1 чел. (1 случай) 1 821,50 руб. в 2015 году;

- выявление лиц в состоянии опьянения (экспертиза алкометра + тестирование методом клинико-диагностического исследования) – за 1 чел. (1 случай) – 2 2013,70 руб. в 2015 году.

Подтверждение фактических затрат по статье «Затраты на охрану объектов» за 2014 год представлено актом и счет-фактурой за 1 месяц 2014 года - март, отсутствуют бухгалтерские ведомости в целом за 2014 год, свидетельствующие о фактически понесённых ООО «ХКС» затратах в базовом периоде регулирования, к договору не представлен акт обследования объектов согласно пункт 1.4 договора).

ФАС России отмечает, что учёт расходов на выявление лиц в состоянии опьянения в необходимой валовой выручке регулируемой организации противоречит принципам тарифного регулирования, данные расходы организации могут выплачиваться ООО «ХКС» из прибыли.

б) Представленные документы и пояснения о принятом в организации принципе распределении затрат по видам деятельности не свидетельствуют о фактическом наличии такого распределения (в учетной политике не отражена методология распределения затрат, представленная бухгалтерская отчетность за 2013, 2014 и 9 месяцев 2015 года – по виду деятельности «производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)», согласно приказу № 3/1 от 20.01.2015 в отношении расходов на охрану объектов принята следующая методика распределения: «при принятии к учету затрат на охрану объектов по договору № 1/13-чоп с ООО «ЧОП САЗ» фактические затраты по охране объектов относить по видам деятельности тепловая энергия и холодная вода добытая в процентном соотношении 70/30 согласно расстановки постов охраны и схеме патрулирования объектов», что представляется некорректным, поскольку такой показатель как расстановка постов сторонней организацией не может быть принят за базу распределения расходов, каким образом рассчитана процентная доля не указано. В приложении 3 к указанному договору расстановка постов распределена на 3 объекта (в противовес предмету договора, где услуги охраны предоставляются на 2 объекта, и схемы приложенные к договору включают только 2 объекта): 1) пост № 6 - насосные станции и скважины для забора воды, 2) пост № 9 – участок теплотрассы от ОАО «РУСАЛ Саяногорск» до насосной станции II подъема (12 км), 3) УАЗ – работа по объектам ООО «Теплоресурс», справка распределения затрат по объектам (без номера, даты и указания периода в котором производится расчет), показывает что сумма 436 675,14 руб. (соответствующая месячной стоимости охраны в 2015 году) по коду 20/1.2/1.1/5.8 отнесено 67 %, по коду 20/1.4/1.3/5.8 отнесено 33 %, что не соответствует данным распределения согласно приказу).

С учетом вышеизложенного, ввиду отсутствия необходимой обосновывающей документации о распределении затрат по видам деятельности, расчета плановой потребности с расшифровками и подтверждением фактических затрат за отчетный год, ФАС России требования в отношении статьи «Затраты на охрану объектов» не могут быть признаны экономически обоснованными

По статье «Недополученный доход за 2014 г.» в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Регулируемой организацией заявлена величина недополученных доходов за 2013-2014 гг. В обоснование данной статьи ООО «Хакасские коммунальные системы» представлен расчёт недополученных доходов, возникших у регулируемой организации в 2013-2014 годах ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоснабжения, статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз) годовая за 2013-2014 годы, ежемесячные ведомости подачи и расходы воды по потребителям за период 2013-2014 годы. За 2013 год недополученные доходы составили в расчете Заявителя 1 172,13 тыс. руб., за 2014 – 2 066,21 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не приняты в расчет необходимой валовой выручки 2016 года по причине отсутствия подтверждения бухгалтерской и статистической отчетностью, а также отсутствия в расчете экономии химических реагентов и электрической энергии, которые напрямую связаны со снижением объёма отпуска услуг.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 настоящего документа, раздельно по каждой системе.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. № 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (далее - приказ от 31.10.2000 № 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом приказ от 31.10.2000 № 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

В ходе проверки ФАС России выявлено, что представленная регулируемой организацией учётная политика и утверждённый план счетов бухгалтерского учёта не отражают принципы ведения раздельного учёта, поскольку в плане счетов ООО «ХКС» не закреплён отдельный субсчёт по каждому регулируемому виду деятельности (в утверждённом плане счетов бухгалтерского учёта ООО «ХКС» разделение по субсчетам отсутствует).

С учётом неведения ООО «ХКС» раздельного учёта надлежащим образом, а также ввиду того, что представленная бухгалтерская отчетность за 2013, 2014 годы и 9 месяцев 2015 года отражает результаты деятельности ООО «ХКС» по виду деятельности «производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)», на основании которой невозможно определить фактические показатели в целях расчета по виду деятельности «холодное водоснабжение», с учетом того, что организация осуществляет помимо водоснабжения еще несколько видов деятельности, как подлежащих государственному регулированию, так и нерегулируемых, в целях учета экономически обоснованных расходов / неучтенных доходов за прошедшие периоды регулирования, регулируемой организации необходимо предоставлять данные о фактических расходах, относимых на рассматриваемый вид деятельности с приложением обоснования распределения затрат между видами деятельности согласно принципам раздельного учета, установленным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1. Отказать в удовлетворении требований ООО «Хакасские коммунальные системы».

      1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

                                                                       И.Ю. Артемьев


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны