Решения по тарифам №СП/52084/18 Решение об отказе требований между МУП г.Абакан "Водоканал" ... от 8 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть оглашена «29» июня 2018 г.

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 17.01.2018 № 121, вх. от 18.01.2018 рег. № 7283/18) о разногласиях между МУП «Водоканал» г. Абакана (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством экономического развития Республики Хакасия (правопреемник - Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия) (далее — Министерство, орган регулирования, Госкомитет) по приказу от 05.12.2017 № 125-в «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.11.2015 №150-в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение и утверждении производственных программ для, осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2016-2018 годы» (далее также – оспариваемое решение, Приказ № 125-в), и

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

Заявитель не согласен с установленным органом регулирования размером тарифа на питьевое водоснабжение на 2018 год, так как утвержденный размер тарифа не обеспечивает соответствующего объема финансовых средств, необходимого МУП «Водоканал» г. Абакана для покрытия экономически обоснованных расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг питьевого водоснабжения.

В поданном на разногласия заявлении регулируемая организация считает, что при установлении тарифа на питьевое водоснабжение для МУП «Водоканал» г. Абакан на 2018 год органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации, мотивируя свою позицию тем, что органом регулирования при корректировке тарифа на 2018 год не были учтены:

      • за 2016 год: операционные расходы — 2 423,2 тыс. руб. и неподконтрольные расходы — 2 217,8 тыс. руб.;

  • за 2015 год: общехозяйственные (цеховые) расходы — 1 108,3 тыс. руб., ремонтные расходы 1 522,2 тыс. руб. административные расходы 13,2 тыс. руб., средства на возврат займов, кредитов и процентов по ним — 772,72 тыс. руб.;

  • за 2014 год: общехозяйственные (цеховые) расходы в сумме 249,20 тыс. руб. и средства на возврат процентов по кредиту и займу, возникшие в результате кассовых разрывов за 2014 год в сумме 520,78 тыс. руб.

Также регулируемая организация оспаривает экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные в тарифе по водоснабжению (плата за подключение в индивидуальном порядке) в размере 9 501,53 тыс. рублей.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

В поданном заявлении о разногласиях в сфере питьевого водоснабжения МУП г. Абакан «Водоканал» оспаривает базовый уровень операционных расходов 2016 г. в том числе, производственные расходы в размере 319,2 тыс. руб. (в части расходов на осуществление производственного контроля качества воды, охрану производственных объектов), общехозяйственные (цеховые) расходы – 1 603,9 тыс. руб. (в части капитального ремонта – 67,0 тыс. руб., текущего ремонта зданий, сооружений, оборудования — 361,0 тыс. руб. ГСМ – 673,6 тыс. руб., запчастей – 437,0 тыс. руб., подготовку кадров – 65,2 тыс. руб.); ремонтные расходы – 464,4 тыс. руб.) и административные расходы – 35,8 тыс. руб. и неподконтрольные расходы в сумме — 2 217,8 тыс. руб.

Госкомитетом при установлении базового уровня операционных расходов на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов для МУП г. Абакана «Водоканал» приняты расходы по статьям в соответствии с представленными предприятием документами в составе предложения. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения экспертиза представленных материалов к делу об установлении тарифов от 15.05.2015 № ВС-59/16 проведена с целью определения экономически обоснованных расходов для осуществления регулируемой деятельности МП г. Абакана «Водоканал» на 2016 год первый год долгосрочного периода регулирования. При установлении долгосрочных параметров регулирования и формировании НВВ согласно Основам ценообразования № 406 был проведен анализ экономически обоснованных расходов 2014 года, включаемых в расчёт тарифов на 2016 год.

Госкомитетом рассматривались и принимались во внимание все расчётно-обосновывающие материалы, представленные предприятием к заявлению об установлении тарифов 30.04.2015, а также учитывались результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предыдущие периоды регулирования. Комитетом для расчёта тарифа на питьевое водоснабжение и водоотведение за базовый уровень принята необходимая валовая выручка (далее - НВВ), включённая в расчёт тарифов для МП «Водоканал», действующего по состоянию на 31.12.2015.

Кроме того, приказом Федеральной службы по тарифам от 07.03.2013 № 200-э «О рассмотрении разногласий между МП г. Абакана «Водоканал» и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (№ ФСТ-30621-31, ФСТ-30623-31 от 25.12.2012)» и от 16.04.2014 № 636-э «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, между МП г. Абакана «Водоканал» и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия» (№ ФСТ-1390-31, ФСТ-1391-31 от 22.01.2014)» (далее - Приказы ФСТ России № 200-э, № 636-э) расходы МП «Водоканал» доведены до экономически обоснованного уровня по средствам учета расходов за предыдущие периоды регулирования, а именно 2013 – 2014 годы.

Также, Госкомитетом произведена корректировка НВВ 2016 года в соответствии с приказом ФАС России от 27.05.2016 № 675/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МП г. Абакан «Водоканал» и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия».

В этой связи Госкомитет полагает, что базовый уровень операционных расходов установлен на обоснованном уровне, и внесение корректировок будет противоречить требованиям законодательства Российской Федерации.

В рамках рассмотрения разногласий ФАС России проанализированы, представленные документы, и установлено следующее.

Исходя из положений, закреплённых в пункте 79 (1) Основ ценообразования № 406 долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся: а) базовый уровень операционных расходов; б) индекс эффективности операционных расходов; в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.; г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Исходя из положений пункта 60 Основ ценообразования № 406 следует, что операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

При этом исходя из пункта 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования №406 при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

В поданных в ФАС России МП г. Абакан «Водоканал» заявлениях о разногласиях от 22.12.2015 производственные расходы, ремонтные расходы, административные расходы, общехозяйственные (цеховые) расходы, за исключением ГСМ и запчастей, не оспаривались.

Согласно пунктам 33 и 60 Основ ценообразования № 406, а также пункту 95 Методических указаний № 1746-э, базовый уровень операционных расходов не подлежит пересмотру в течение всего долгосрочного периода регулирования, а корректируется согласно формуле (39) Методических указаний № 1746-э, только в части изменения фактического и прогнозного индексов изменения потребительских цен, индекса эффективности операционных расходов, индекса изменения количества активов.

С учётом вышеизложенного, требования заявителя в части пересмотра операционных расходов за первый год долгосрочного периода регулирования (2016 г.) удовлетворению не подлежат.

МУП г. Абакана «Водоканал» в части неподконтрольных расходов оспаривает сбытовые расходы гарантирующей организации.

Объем разногласий, поданных в ФАС России по данной статье, регулируемой организацией заявлена сумма в размере 2 217,8 тыс. руб., которая возникла по причине списания дебиторской задолженности, признанной безнадежной в 2016 г.

Для подтверждения фактической списанной дебиторской задолженности в разрезе наименования должника, реквизитов заключенного договора, сумм и оснований для списания долга, регулируемой организацией представлен реестр безнадежной и нереальной для взыскания дебиторской задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения, списанной в 2016 г., с приложением бухгалтерской справки по списанным безнадежным долгам, копии приказа о списании сумм задолженности по обязательствам и о создании резерва по сомнительным долгам, карточки счета 62.1, копий определений Арбитражного суда Республики Хакасия, копий выписок из ЕГРЮЛ ликвидированных юридических лиц.

Согласно представленному отзыву Министерства экономического развития Республики Хакасия на заявление МУП г. Абакана «Водоканал» о разногласиях в области государственного регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по приказу от 05.12.2017 № 152-В в части оспариваемых расходов, относящихся к неподконтрольным расходам, по статье «сбытовые расходы гарантирующей организации» в сумме 7 004,7 тыс. руб. пояснено следующее.

По отчетным данным, представленным МУП г. Абакана «Водоканал» в Госкомтарифэнерго Хакасии, разница между запланированными на 2016 г. и фактическими данными составила 3 184,0 тыс. руб.

При рассмотрении динамики изменения безнадежной дебиторской задолженности за 3 года Комитетом сделаны выводы о том, что на предприятии не в полном объеме ведется работа по сокращению дебиторской задолженности. Учет фактически сложившейся дебиторской задолженности приведет к увеличению тарифа и увеличению финансовой нагрузки на добросовестных плательщиков коммунальных услуг.

Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия отмечает, что резерв по сомнительным долгам гарантирующей организации на 2016 г. рассчитывался в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1746- э, данная сумма учитывалась также исходя из представленных расчетно-обосновывающих материалов МУП г. Абакана «Водоканал» для утверждения тарифов на питьевое водоснабжение и водоотведение на 2016 год.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 и пункту 26 Методических указаний № 1746-э к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

При этом необходимо отметить, что Основами ценообразования №406 и Методическим указаниям №1746-э, возможность включения в НВВ разницы между, учтенным резервом по сомнительным долгам и фактически списанной дебиторской задолженностью не предусмотрена.

Объем разногласий, оспариваемых МУП «Водоканал» г. Абакан экономически обоснованных расходов, фактически понесенных, но ранее не учтенных за 2014 год составил по статье общехозяйственные расходы 769,98 тыс. руб., в том числе на покрытие фактически понесенных, но ранее не учтенных расходов связанных с приобретением запасных частей для автотранспорта - 249,20 тыс. руб. и средств на возврат процентов по кредиту и займу, возникших в результате кассовых разрывов - 520,78 тыс. руб.

Вместе с тем, указанные расходы 2014 г. были заявлены в ФАС России на разногласия в 2016 г. и приказами ФАС России от 27.05.2016 г. № 674/18 и 675/16 (далее - Приказами) органу регулирования было предписано провести анализ фактических затрат 2014 года. При исполнении приказа ФАС России органом регулирования фактические расходы 2014 г. не были учтены в составе НВВ 2016 г. в связи с отсутствием полного представления обосновывающих материалов со стороны регулируемой организации.

В соответствии с подпунктом г) пункта 8 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее — Правила № 533), Федеральный антимонопольный орган отказывает в рассмотрении заявления в случае, если ранее федеральным антимонопольным органом принято решение, в котором содержатся выводы по вопросам, являющимся предметом рассмотрения спора.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом г) пункта 8 Правил № 533 ФАС России считает необходимым прекратить спор в части заявленных требований в части указанных фактически понесенных, но ранее не учтенных за 2014 г. расходов.

Объем разногласий оспариваемых МУП «Водоканал» г. Абакан экономически обоснованных расходов, фактически понесенных, но ранее не учтенных за 2015 гг. составил:

общехозяйственные расходы 2015 г. – 1 108,3 тыс. руб. (по подстатьям «Запчасти» - 221,7 тыс. руб., «ГСМ»- 606,8 тыс. руб., «Тех. обслуживание автомобилей и спец. техники» - 61,0 тыс. руб., подготовка кадров - 93,0 тыс. руб., паспортизация опасных отходов 1-4 классов — 38,5 тыс. руб., техническое обслуживание станции частотного управления - 63,4 тыс. руб., поверка и испытание электроизмерительного комплекса — 23,9 тыс. руб.);

ремонтные расходы — 1 522,2 тыс. руб.;

административные расходы (услуги банка) — 13,2 тыс. руб.;

средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам — 772,72 тыс. руб.

Объем разногласий по статье «Проведение ремонтных работ» в тарифе по питьевому водоснабжению за 2015 г. сложился в размере 1 522,2 тыс. руб., в том числе расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и объектов, входящих в состав таких систем, в размере 583,5 тыс. руб. и расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и либо объектов, входящих в состав таких систем, 938,7 тыс. руб.

Увеличение ремонтных расходов в 2015 году согласно пояснениям регулируемой организации произошло в связи с проведением внеплановых ремонтных работ.

В качестве документов, подтверждающих обоснованность понесенных расходов по каждому выполненному объекту, регулируемой организацией представлены: акты выполненных работ, дефектные ведомости, локальные сметные расчеты, акт приемки выполненных работ по форме № КС-2, договора и закупочная документация по приобретению материалов.

Регулируемая организация заявила фактически понесенные расходы по статье «Услуги банка» в сумме 224,4 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ в размере 211,4 тыс. руб., что на 13,2 тыс. руб. ниже фактически сложившихся в 2015 г.

Органом регулирования в составе НВВ на 2015 г. учтены расходы на погашение процентов, возникших в результате покрытия кассовых разрывов, по водоснабжению – 554,62 тыс. руб.

При этом из положений Основ ценообразования № 406 следует, что недополученные доходы, выпадающие расходы могут быть заявлены для учета в НВВ устанавливают на год, следующий за годом, когда данные расходы должны быть подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, расходы 2015 г. были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью в 2016 г. и могут быть заявлены при установлении тарифов на 2017 год, и учтены органом регулирования в течении трех лет.

Так как МУП «Водоканал» не обратилось в ФАС России с разногласиями по фактически понесенным расходам за 2015 год, но неучтенных в составе НВВ 2017 года, ФАС России отказывает в удовлетворении заявленных требований предприятия.

В отношении несогласия МУП г. Абакана «Водоканал» с неучетом расходов на подключение военного городка № 20.

МУП г. Абакана «Водоканал» считает, что в тарифах 2018 года необоснованно не учтены расходы, фактически понесенные в 2015 - 2016 годах, но ранее не учтенные в составе НВВ по питьевому водоснабжению в части подключения военного городка № 20 в размере 9 501,5 тыс. руб.

Госкомитетом данные расходы при расчете тарифов на питьевое водоснабжение не учтены, так как данные расходы не относятся к данному виду деятельности, в связи с чем, не должны учитываться в расчете тарифа на производство и транспортировку питьевой воды, а технологическое присоединение является самостоятельным видом деятельности, на который устанавливается отдельный тариф.

В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования № 406 в систему регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения входят следующие виды тарифов: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа); тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения. Согласно данному пункту предусмотрен раздельный учет по видам деятельности.

Согласно пункту 20 Основ ценообразования № 406 учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 406 установлено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг.

На основании изложенного, ФАС России считает действия Госкомитета правомерными, а расходы по статье «Подключение (технологическое присоединение) объектов в индивидуальном порядке» в составе НВВ по водоснабжению не включаются и должны учитываются в расходах на технологическое присоединение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 №533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, ФАС России

 

РЕШЕНО:

 

1. Отказать в удовлетворении заявленных требований МУП «Водоканал» г. Абакан (исх. от 17.01.2018 № 121, вх. от 18.01.2018 рег. № 7283/18).

2. Руководствуясь подпунктом г) пункта 8 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, прекратить спор в части заявленных требований МУП г. Абакана «Водоканал» общехозяйственных расходов и расходов по уплате процентов по займам и кредитам возникших в результате кассовых разрывов за 2014 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны