Предписание №СП/41604/24 ПРЕДПИСАНИЕ Министерству жилищно-коммунального хозяйства и г... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (далее – Министерство, Орган регулирования), в том числе Акт проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), проведенной Пензенским УФАС России на основании приказа Пензенского УФАС России от 28.12.2023 № 203/23, а также Возражения в отношении Акта проверки (вх. № 1550/24 от 27.02.2024 и № 1569-ЭП/24 от 28.02.2024), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области при установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию для муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть» на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Пензенского УФАС России от 28.12.2023 № 203/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для Муниципального казенного предприятия города Кузнецк «Теплосеть» (далее – МКП «Теплосеть») на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год МКП «Теплосеть» на территории г. Кузнецка Пензенской области от производственно-технологического комплекса «Кузнецкая ТЭЦ-3» и на территории г. Кузнецка Пензенской области от источников тепловой энергии, расположенных по адресам: в 18 м по направлению на северо-восток от жилого дома № 4 в жилом городке «Дружба»; в 6 м по направлению на север от д/с по ул. Рабочей, 271; ул. Строителей, 123; ул. Чкалова, 157; пер. Кирпичному, 5А; ул. Откормсовхоз, 14в, утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 14.12.2023 № 26-133/ОД «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями на территории Пензенской области, на долгосрочный период регулирования 2024 - 2028 гг.».

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела МКП «Теплосеть» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертное заключение Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области по экономической обоснованности предложения МКП «Теплосеть» от производственно-технологического комплекса «Кузнецкая ТЭЦ-3» (далее – ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3») об установлении тарифов на тепловую энергию на территории г. Кузнецка Пензенской области на 2024 год долгосрочного периода регулирования 2024-2028 гг. и экспертное заключение Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области по экономической обоснованности предложения МКП «Теплосеть» об установлении тарифов на тепловую энергию на территории г. Кузнецка Пензенской области (от источников тепловой энергии, расположенных по адресам: в 18м по направлению на северо-восток от жилого дома №4 в жилом городке «Дружба»; в 6 м. по направлению на север от д/с по ул. Рабочая, 271; ул. Строителей, 123; ул. Чкалова, 157; пер. Кирпичный 5А; ул. Откормсовхоз, 14в, (далее – Котельные) на 2024 год долгосрочного периода регулирования 2024-2028 гг., а также Возражения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области на Акт проверки Пензенского УФАС России от 09.02.2024 № 1, направленные письмами от 27.02.2024 вх. № 1550/24 и № 1569-ЭП/24 от 28.02.2024.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В нарушение вышеуказанных положений пункта 29 Правил № 1075 в экспертных заключениях Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области отсутствует следующая информация:

- отсутствует анализ и выводы относительно экономической обоснованности расходов по статье затрат «Расходы на топливо»;

- отсутствует обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

Таким образом, органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности по статье затрат «Расходы на топливо» и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

2. Расчетный объем отпуска тепловой энергии

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Пунктом 22 (1) Основ ценообразования № 1075 установлено, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 760-э объемы отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и более, определяются в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс).

При расчете долгосрочных тарифов на коллекторах указанных источников тепловой энергии в качестве объемов отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов тепловой энергии, и объемов отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования применяется объем, включенный в сводный прогнозный баланс на первый год долгосрочного периода регулирования.

На территории г. Кузнецка Пензенской области в качестве теплоносителя теплоснабжающие организации используют только воду.

Согласно экспертному заключению Органом регулирования объем полезного отпуска тепловой энергии МКП «Теплосети» определен в соответствии с разделом III Методических указаний № 760-э в размере 258 075,0 Гкал для ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3» и 7 033,75 Гкал для Котельных на календарный год.

Объемы полезного отпуска тепловой энергии Кузнецкой ТЭЦ-3 МКП «Теплосеть» определены Министерством исходя из объема выработки тепловой энергии, утвержденного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2024 год, утвержденном приказом ФАС России от 31 октября 2023 № 783/23-ДСП, уменьшенного на величину нормативных потерь тепловой энергии.

В ответе от 16.01.2024 исх. № 01-05-135/12 на требование Пензенского УФАС России от 15.01.2024 № ЕП/98/24 Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области представлена Схема теплоснабжения муниципального образования городского округа города Кузнецка Пензенской области по состоянию на 2024 год и на период до 2039 года от 03.11.2023 № 1958 (далее - Схема теплоснабжения).

В Схеме теплоснабжения представлены следующие величины потребления тепловой энергии (полезного отпуска) МКП «Теплосеть» в расчетных элементах территориального деления:

п/п

Наименование

Потребление тепловой энергии (полезного отпуска), Гкал

1.

Котельная «Откормсовхоз» ул. Откормсовхоз, 14в

1 900

2.

Котельная «ГДБ-5» ул. Чкалова, 157

2 326

3.

Котельная «Кирпичный завод» Кирпичный п-к, 5а

702

4.

Котельная «Дружба» жилой городок «Дружба»

1 523

5.

Котельная «МБДОУ ДС №24» ул. Рабочая, 271

500

6.

Котельная «МБДОУ СОШ №17» ул. Строителей, 123

2 326

 

Итого по Котельным

9 277

7.

Кузнецкая ТЭЦ-3

338 995

 

Согласно Возражениям Министерства на Акт проверки и разъяснениям администрации г. Кузнецка Пензенской области (№ 535 от 12.02.2024 г.) в таблице Схемы теплоснабжения указаны величины, которые являются расчетной выработкой тепловой энергии и не являются величиной полезного отпуска тепловой энергии потребителям.

В связи с этим Органом регулирования объемы полезного отпуска для котельных МКП «Теплосеть» рассчитаны в соответствии с разделом III Методических указаний с учетом фактического отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды и динамики за последние 3 года.

В ответе от 15.01.2024 № ЕП/98/24 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области указывает, что фактический полезный отпуск тепловой энергии согласно формам статистической отчетности № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за период 2020-2022 гг. составил:

Наименование

2020 г.

2021 г.

2022 г.

1.

Котельные

3 071,66 Гкал

6 590,03 Гкал

6 884,15 Гкал

2.

Кузнецкая ТЭЦ-3

90 243 Гкал

227 112 Гкал

216 652 Гкал

 

Министерство отмечает, что в форме статистической отчетности № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» МКП «Теплосеть» за 2020 год указаны объемы полезного отпуска тепловой энергии только за 2-е полугодие 2020 года, так как МКП «Теплосеть» ранее не осуществляло полезный отпуск тепловой энергии потребителям на данных источниках тепловой энергии.

Согласно сведениям Органа регулирования полезный отпуск тепловой энергии (с учетом данных организаций, ранее осуществляющих регулируемый вид деятельности за 1-е полугодие 2020 года) за полный 2020 год для котельных составит 6 597,72 Гкал, в том числе 1-е полугодие 2020 года – 3 526,06 Гкал.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2024 год Органом регулирования не в полном объеме представлено обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) в соответствии с требованиями пункта 29 Правил № 1075, а также отсутствует расчет и анализ полезного отпуска тепловой энергии с учетом пунктов 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075, положений раздела III Методических указаний № 760-э со ссылками на учтенные в расчетах документы Регулируемых организаций.

Учитывая вышеизложенное, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год, а также зависимые от объемных показателей статьи затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию и анализу с учетом мотивировочной части настоящего предписания и при необходимости пересмотру.

 

  1. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования согласно экспертному заключению в размере 291 016,68 тыс. руб. для ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3» и 7 278,29 тыс. руб. для Котельных.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены МКП «Теплосеть» для ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3» в размере 285 272,59 тыс. руб. и 7 694,25 тыс. руб. для Котельных, исходя из фактических уровней цен на газ, действовавших в 2022 году с учетом индекса роста цен, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

В заявлении МКП «Теплосеть», поданном в Орган регулирования с целью установления тарифа, отсутствуют расчет и обоснование расходов на топливо на 2024 год.

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 245 439,39 тыс. руб. для ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3» и 6 278,45 тыс. руб. для Котельных.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

В качестве топлива МКП «Теплосеть» использует природный газ, приобретаемый у единственного на территории Пензенской области поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» по договорам поставки газа от 19.06.2020 г. № 40-5-20518 для ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3», по договорам поставки газа от 09.07.2020 г.№ 40-5-20519 для Котельных и дополнительных соглашений к ним.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период для теплоснабжающей организации, использующей его в качестве топлива, складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ (утверждается на 1 полугодие планового года, на 2-е полугодие индексируется в соответствии с Прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации), тарифа на услуги транспортировки природного газа по газораспределительным сетям, платы за снабженческо-сбытовые услуги, специальной региональной надбавки к тарифу на транспортировку газа и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7 900 ккал/м3 (33 080 кДж/м3).

Согласно Экспертному заключению цена на топливо сформирована исходя из предельного уровня оптовых цен на газ, утвержденного приказом ФАС России от 16.11.2022 г. № 821/22, цен на транспортировку газа, утвержденных ФАС России от 16.11.2022 г. № 828/22, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденного приказом ФАС России от 31.10.2022 г. № 775/22, и специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденной приказом Министерства от 28.11.2022 № 110-т, а также индекса роста цен на природный газ, поставляемый потребителям (за исключением населения) в соответствии с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Прогноз).

Органом регулирования при определении цены на природный газ на 2 полугодие 2024 года проиндексированы все составляющие цены на газ для ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3» и для Котельных в соответствии с Прогнозом. Индексация оптовых цен на газ проведена на уровне 11,2%, остальных показателей стоимости газа (тариф на услуги транспортировки, ПССУ, специальная региональная надбавка) - на 10,2%.

Цена природного газа на 2024 год определена Органом регулирования в размере, представленном в таблице:

№ п/п

Показатель

ПТК «Кузнецкая ТЭЦ-3», руб./тыс.

Котельные,

руб./тыс.

1 полугодие 2024

2 полугодие 2024

1 полугодие 2024

2 полугодие 2024

1.

Оптовая цена газа

5 449,96

6 060,36

5 358,00

5 958,10

2.

Тарифа на услуги транспортировки

218,53

240,82

437,08

481,66

3.

ПССУ

181,13

201,43

242,19

266,89

4.

Специальная региональная надбавка

98,34

108,37

166,09

183,03

Итого

5 947,96

6 610,96

6 203,36

6 889,68

 

Необходимо отметить, что в экспертном заключении расчет величины плановой цены на топливо отсутствует.

ФАС России отмечает, что на момент принятия Органом регулирования тарифного решения при расчете цены на газ Органу регулирования необходимо принимать в расчет установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа).

Приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 утвержден размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа на 2024 год.

Приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2024 год.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 07.12.2023 № 26-109/ОД утверждена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Пенза» на территории Пензенской области на 2024 год.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не обосновано применение приказа ФАС России от 16.11.2022 № 821/22 при наличии приказа ФАС России от 28.11.2023 № 910/23, которым утверждены оптовые цены на газ на 2024 год, реализуемый теплоснабжающим организациям, а также не представлено экономическое и документальное обоснование учета оптовой цены на газ на уровне, отличном от предельного минимального уровня оптовых цен на газ.

Согласно пункту 3 приказа ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

Согласно Возражениям Органом регулирования к оптовой цене на газ калорийный эквивалент не применялся.

Согласно пункту 8 приказа ФСТ России от 09.07.2014 № 1142-э «Об утверждении Положения об определении формулы цены газа», в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет цен на газ осуществляется по следующей формуле:

(1),

 

где:

- рассчитанная по формуле (2) цена для i-ого ценового пояса, руб./тыс. м3;

- фактическая объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3);

- расчетная объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3).

В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания природного газа от 7900 ккал/м3 расчет среднего калорийного эквивалента на природный газ должен выполняться исходя из представленных паспортов качества газа за каждый месяц последнего истекшего периода регулирования.

Министерством представлены ежемесячные паспорта качества газа горючего природного ООО «Газпром межрегионгаз Пенза» о физико-химических показателях газа за 2022 год, согласно которым средняя низшая теплота сгорания газа за январь-декабрь 2022 г. составила 8 266,83 ккал/м3. Данная информация также подтверждается актами приема-передачи газа за 2022 год по договору № 40-5-20518 от 19.06.2020 с ООО «Газпром межрегионгаз Пенза», представленными в материалах тарифного дела. Следовательно, калорийный эквивалент к оптовой цене на газ составляет 1,0465.

Согласно Возражениям переводной коэффициент к расходу условного топлива определен Органом регулирования как отношение расчетной теплоты сгорания природного газа, установленной при определении цен на газ, к установленной теплоте сгорания условного топлива и составил 1,13 (7900/7000=1,13).

ФАС России отмечает, что при определении переводного коэффициента к расходу условного топлива учитывается фактическая объемная теплота сгорания газа и калорийность условного топлива (7000 ккал/кг.у.т.). Следовательно, переводной коэффициент составляет 1,1810 (8 266,83/7000).

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию и пересчету в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области нарушившим пункты 22, 28, 34(1), 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения, а также произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2024 год;

- «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть» на 2024 год, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения органа исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Пензенской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения для муниципального казенного предприятия города Кузнецка «Теплосеть», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области
ИНН 5836675975, ОГРН 1165835051447
Пензенское УФАС России
ИНН 5836011815, ОГРН 1025801359539