Предписание №СП/50132/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту государственного регулирования тари... от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее – орган регулирования, Департамент) требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 03.11.2023 № 31-29132-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (исх. от 27.11.2023 № 57.08-07.1-6740/23) (далее- Возражения), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) АО «Крайжилкомресурс»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 № 6 АО «Крайжилкомресурс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности.

АО «Крайжилкомресурс» является самостоятельным юридическим лицом с организационно-правовой формой акционерного общества, 100% акций которого принадлежат Краснодарскому краю. Основной деятельностью АО «Крайжилкомресурс» является обращение с ТКО 4-5 классов опасности, включающей в себя услуги транспортирования, обработки и размещения твердых коммунальных отходов.

АО «Крайжилкомресурс» осуществляет деятельность регионального оператора на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от 12.02.2018 № 023 00601 (бессрочная), а также на основании свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 15.12.2006 (свидетельство серия 23 № 009436149 (ИНН 2308124997/КПП 230801001, ОГРН 1062308034920).

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12 ноября 2021 года № 541 «О внесении изменений в приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16 января 2020 г. № 19 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края» к Белореченской зоне деятельности регионального оператора относятся 5 муниципальных образований: Городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, город Горячий Ключ, Белореченский район, Апшеронский район, Туапсинский район. Организация включает в себя 8 филиалов: Белореченский, Лазаревский, Новороссийский, Краснодарский, Сочинский Апшеронский, Туапсинский, Горячеключевской.

Приказами Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 20.12.2021 № 24/2021-ТКО, от 17.11.2022 № 28/2022-ТКО установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Крайжилкомресурс» на территории Белореченской зоны деятельности регионального оператора на 2022, 2023 гг.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Крайжилкомресурс» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Крайжилкомресурс» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), установлено следующее.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Величины тарифов, НВВ и объёмных показателей дифференцировано в разрезе муниципальных образований/округов/городов/районов представлены в таблице № 1.

 

Таблица № 1

 

Апшеронский район

Белоречен­ский район

Горячий Ключ

Туапсинский район

Сочи

2022 год

550,34

498,15

559,87

633,98

818,70

2023 год

515,23

469,95

571,45

604,78

820,26

Изменения

90,6%

91,3%

102,1%

103,2%

102,0%

НВВ с учетом сглаживания

171 594,42

169 925,55

150 283,41

283 260,15

2 127 566,92

Объем

отходов

333,04

361,58

262,98

468,37

2 593,79

1. Собственные расходы регионального оператора АО «Крайжилкомресурс» на 2023 год (расходы на транспортирование ТКО, а также расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО), учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора определяется следующим образом:

,

где:

- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;

- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;

- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.

Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

 

 

 

 

где:

- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИЦПi-1, ИЦПi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 настоящих Методических указаний определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

 

где:

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

 

 

 

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Необходимо отметить, что увеличение принятых органом регулирования расходов по статье «Транспортные расходы» на 2023 год (2 948 765,81 тыс. руб.) по отношению к утвержденным расходам 2022 года (2 487 540, 11 тыс. руб.), учтенным в составе НВВ регионального оператора АО «Крайжилкомресурс», составило 118,55 %, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО регионального оператора возросли на 23,68 %. При этом необходимо отметить, что индекс потребительских цен 2023 года, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, составил 106,0 %.

Органом регулирования в плановом режиме рассчитаны и учтены в составе необходимой валовой выручки на 2023 год расходы на транспортирование ТКО исходя из фактических расходов на транспортирование ТКО за 2022 год, подтвержденных договорами за 2022 год, увеличенных на индекс ИПЦ в размере 106 %, а также исходя из корректировки по натуральным показателям, что не предусмотрено Методическими указаниями № 1638/16.

Таким образом, расходы на сбор и транспортирование ТКО, а также расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО в составе НВВ на 2023 год следует рассчитывать по формулам 49-51 Методических указаний № 1638/16 исходя из произведения плановой величины затрат 2022 года на индекс потребительских цен 2023 года в размере 1,06 с учетом положений Методических указаний № 1638/16.

В этой связи исходя из представленных материалов тарифного дела, в том числе Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным установить обоснованность действий органа регулирования при формировании расходов по сбору и транспортированию, а также расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО регионального оператора на 2023 год.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования произвести перерасчет собственных расходов регионального оператора АО «Крайжилкомресурс», включая расходы на транспортирование ТКО и расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО 2023 года, по итогам которого исключить излишне учтенные органом регулирования расходы из состава НВВ регионального оператора АО «Крайжилкомресурс», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

2. Субсидия.

Согласно Экспертному заключению об установлении тарифов в отношении регионального оператора «Крайжилкомресурс» на 2023 год регулируемой организации согласно письму Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 25.05.2022 № 70.006-0-5821/22 получена субсидия по обеспечению деятельности по оказании коммунальной услуги населению по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная услуга обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология», в порядке, определённом постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 473, в размере 109 060,951 тыс. руб. Так, в экспертном заключении отражено, что указанная субсидия будет отражена на уменьшение НВВ АО «Крайжилкомресурс» при расчете тарифа на 2024 год с целью компенсации ожидаемого значительного роста НВВ по законным решениям суда, вступающим в силу по ожидаемому сроку в 2024 году, связанными с некомпенсируемыми расходами за транспортировку ООО «Профисервис» в 2021 году.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 указано, что при установлении тарифов из НВВ исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Учитывая вышеизложенное указанная Департаментом в экспертном заключении аргументация требует подтверждения с точки зрения экономического обоснования, в том числе исходя из расчетных показателей, таблиц и графиков, свидетельствующих о необходимости переноса исключения указанных средств на 2024 год, отразив соответствующий анализ по выделенным бюджетным средствам на предмет взаимозачета расходной части и недополученных доходов НВВ АО «Крайжилкомресурс» в экспертном заключении. В случае отсутствия обоснования, указанная величина средств подлежит исключению из состава НВВ АО «Крайжилкомресурс».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим положения пунктов 12, 16 Основ ценообразования № 484 и пунктов 91, 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора АО «Крайжилкомресурс» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

произвести перерасчет собственных расходов, включая расходы на транспортирование ТКО и расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО 2023 года 2023 года, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств согласно требованиям мотивировочной части настоящего предписания, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов;

- произвести анализ по выделенным бюджетным средствам на предмет взаимозачета расходной части и недополученных доходов НВВ АО «Крайжилкомресурс», по итогам которой в случае отсутствия обоснования определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств согласно требованиям мотивировочной части настоящего предписания, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов;

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.

3. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами рассчитать и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Крайжилкомресурс» на 2025 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Крайжилкомресурс».

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399