Решение №СП/47564/23 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Эссити» (далее — Заявитель) (исх. от 14.02.2023 № б/н, вх. от 14.02.2023 № 22533/23), возникший с Комитетом Тульской области по тарифам (далее — орган регулирования, Комитет) по вопросу установленного тарифа в сфере технического водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в лице <...>, <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, представителей ООО «Эссити» в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 14.02.2023 № б/н, вх. от 14.02.2023 № 22533/23) (далее – Заявление) о досудебном споре (разногласиях) между ООО «Эссити» и Комитетом Тульской области по тарифам в части установленного тарифа в сфере технического водоснабжения для ООО «Щекинская ГРЭС» на 2023 год.

Тариф на оказываемые услуги технического водоснабжения для ООО «Щекинская ГРЭС» установлен органом регулирования постановлением Комитета от 15.11.2022 № 46/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, производственных программ и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение, транспортировку воды и транспортировку сточных вод на 2023 год долгосрочных периодов регулирования 2019 - 2023 гг., 2020 - 2023 гг., 2020 - 2024 гг., 2021 - 2023 гг., 2021 - 2024 гг., 2021 - 2025 г., 2022 - 2025 гг., 2022 - 2026 гг., 2022 - 2027 гг., 2023 - 2025 гг. и на 2023 - 2027 гг. для потребителей Тульской области».

Величина тарифа в сфере технического водоснабжения, установленная оспариваемым постановлением, составляет 10,36 руб./куб. м (без НДС).

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 5,85 руб./куб. м (без НДС).

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения (далее - Методические указания № 1746-э).

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Заявитель в лице ООО «Эссити» является потребителем технической воды ООО «Щекинская ГРЭС».

ООО «Щекинская ГРЭС» оказывает услуги по техническому водоснабжению с 2014 года.

На обслуживании ООО «Щекинская ГРЭС» находятся сети общей протяженностью 2,9 км и сооружения системы водоснабжения, в которые входит 3 береговые насосные станции (далее – БНС) 1 подъема.

БНС № 1 используется для обеспечения технического водоснабжения ООО «Эссити».

БНС № 2 используется для обеспечения технического водоснабжения филиала «Первомайская ТЭЦ» ОАО «Щекиноазот» (далее – ОАО «Щекиноазот»).

БНС № 3 используется для технических, производственных, хозяйственно-бытовых нужд ООО «Щекинская ГРЭС», а также для забора воды для горячего водоснабжения и восполнения потерь в системе теплоснабжения г. Советск.

При установлении тарифов на техническое водоснабжение на 2023 год ООО «Щекинская ГРЭС» заявлено в адрес органа регулирования планируемое снижение реализации объемов технического водоснабжения ввиду прекращения поставки технического водоснабжения для ОАО «Щекиноазот», вызванного введением в эксплуатацию собственного насосного оборудования ОАО «Щекиноазот» на БНС № 1.

ООО «Эссити» указывает на то, что установленный органом регулирования тариф является экономически необоснованным и подлежит отмене на основании следующих доводов.

Заявитель отмечает, что повышение тарифа вызвано снижением объема реализации технической воды в связи с отсутствием поставок технической воды ОАО «Щекиноазот» с БНС № 2. В соответствии с выпиской протокола заседания Правления комитета Тульской области по тарифам № 46 от 15.11.2022 объем технического водоснабжения сократился на 6 186,42 тыс. куб. м. т. е. на 68,4 % (разница между утвержденным плановым значением на 2023 год и значением, принятым органом регулирования с учетом корректировки на 2023 год, 9 044,79 – 2 858,37 = 6 186,42 тыс. куб. м). Заявитель обращает внимание Комиссии ФАС России на то, что уведомление об отказе от договора водоснабжения ОАО «Щекиноазот» в адрес ООО «Щекинская ГРЭС» направлено не было.

Орган регулирования отмечает, что при установлении тарифов для ООО «Щекинская ГРЭС» на 2023 год объем отпуска технической воды принят в соответствии с предложением ООО «Щекинская ГРЭС» со снижением на основании письма ООО «Щекинская ГРЭС» от 18.07.2022 № АВ-1215 в ответ на извещение органа регулирования от 26.04.2022 № 40-11/721, в котором указано на то, что в 2023 году ООО «Щекинская ГРЭС» не планирует поставку технической воды насосным оборудованием БНС № 2 для водоснабжения ОАО «Щекиноазот», в связи с вводом в эксплуатацию нового насосного оборудования ОАО «Щекиноазот» на БНС № 1.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э исходя их фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пункту 5 Методических указаний № 1746-э объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску), абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам:

 

, (1) , (1.1)

где:

- объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году i, тыс. куб. м;

- расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году i, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить), тыс. куб. м. Указанная величина может принимать, в том числе, отрицательные значения;

- планируемое в году i изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к году i-1, связанное с изменением нормативов потребления воды, тыс. куб. м. Указанная величина может принимать как положительные, так и отрицательные значения;

- темп изменения (снижения) потребления воды. В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 3, ст. 302; 2013, № 3, ст. 205; № 28, ст. 3835), Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

В отзыве на заявление ООО «Эссити» о досудебном споре (разногласиях), направленном органом регулирования в адрес ФАС России указывается на то, что в настоящее время БНС № 2 используется только для собственных нужд ООО «Щекинская ГРЭС», в связи с вводом в эксплуатацию нового насосного оборудования ОАО «Щекиноазот» на БНС № 1 и прекращения поставки технической воды насосным оборудованием БНС № 2 для ООО «Щекиноазот».

Необходимо отметить, что в адрес ФАС России не представлен договор о расторжении поставки технической воды между ООО «Щекинская ГРЭС» и ОАО «Щекиноазот». В качестве подтверждающих материалов органом регулирования представлено письмо ОАО «Щекиноазот» от 14.10.2022 № 6156 в ответ на запрос ООО «Щекинская ГРЭС» от 27.09.2022 № АВ-1620, согласно которому систему технического водоснабжения, монтируемую в рамках проекта «Технического перевооружения насосной станции Щекинская ГРЭС», планируется ввести в эксплуатацию в 4 квартале 2022 года.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на наличие письма ООО «Щекинская ГРЭС», направленного в адрес органа регулирования от 16.05.2023 № АВ-672 (в ответ на запрос ФАС России от 10.05.2023 № СП/36247/23), согласно которому подтверждается, что ОАО «Щекиноазот» является потребителем технической воды ООО «Щекинская ГРЭС» в 2023 году. Так, в письме содержится информация о количестве потребляемой технической воды в 2023 году в разбивке по месяцам и по потребителям.

Также исходя из представленной схемы технического водоснабжения ООО «Щекинская ГРЭС» следует, что БНС № 2 продолжает эксплуатироваться и осуществлять поставку технической воды ОАО «Щекиноазот».

Исходя из вышеизложенного действия органа регулирования, выраженные в снижении объема реализации технического водоснабжения при установлении тарифов на услуги технического водоснабжения для ООО «Щекинская ГРЭС» на 2023 год, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения. В связи с чем, органу регулирования необходимо определить объемы технического водоснабжения на 2023 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, пересчитав взаимозависимые статьи затрат в экономически обоснованном объеме.

ООО «Эссити» отмечает, что ввиду сокращения объема поднятой воды, необходимо пересмотреть затраты по статье «Заработная плата основного производственная персонала» и «Оплата труда административно-управленческого персонала» с учетом положений приказа Госстроя от 22.09.1999 № 66 «Об утверждении рекомендация по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства».

Также Заявитель указывает на рост операционных расходов и необоснованность расходов на текущий и капитальный ремонт.

В свою очередь, орган регулирования указывает на то, что в соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

В соответствии с пунктом 44 Методических указаний № 1746-э операционные расходы включают в себя:

1) производственные расходы, определенные в соответствии с пунктами 16 - 18 Методических указаний № 1746-э, за исключением расходов на реагенты и электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов);

2) ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23 - 24 Методических указаний № 1746-э;

3) административные расходы, определенные в соответствии с пунктом 25 настоящих Методических указаний;

4) сбытовые расходы.

Таким образом операционные расходы являются долгосрочным параметром регулирования тарифов и не зависят от объема реализованной воды.

Операционные расходы на 2023 год скорректированы органом регулирования в соответствии с формулой 39 Методических указаний № 1746-э, с применением ИПЦ в размере 106,0 %, индекса эффективности операционных расходов в размере 1 %: 16 471,8 тыс. руб.*0,99*1,06= 17 285,5 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Так, Комиссия ФАС России указывает на то, что расходы, которые включаются в состав операционных расходов, относятся к долгосрочным параметрам регулирования и подлежат определению на последующие периоды регулирования путем увеличения базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования на соответствующие индексы согласно Основам ценообразования № 406 и Методическим указаниям № 1746-э.

Необходимо отметить, что долгосрочные параметры регулирования, утвержденные органом регулирования, не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования. Таким образом, исключение/включение расходов из состава/в состав операционных расходов в течение долгосрочного периода регулирования не предусмотрено. Данная позиция подтверждена арбитражным судом Московского округа от 14.05.2019 по делу № А40-135885/18, а также Верховным судом Российской Федерации от 05.08.2019 № 305-ЭС19-12053.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает признаков нарушений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения в действиях органа регулирования по указанным доводам.

Кроме того, ООО «Эссити» в заявлении о досудебном урегулировании спора указывает на то, что из состава расходов на электроэнергию необходимо исключить расходы на электроэнергию, учтенные для насосов, снабжающих ранее ОАО «Щекиноазот».

Орган регулирования отмечает, что расходы на электрическую энергию на 2023 год определены в соответствии с формулами 39.1 и 39.2 Методических указаний № 1746-э в соответствии с утвержденным долгосрочным параметром регулирования «удельный расход электрической энергии» в размере 0,567 кВтч/куб. м, скорректированным объемом поданной воды в сеть в размере 2 958,98 тыс. куб. м, средневзвешенной оптовой ценой на электрическую энергию в размере 4,06 руб./кВтч и индексом-дефлятором на электроэнергию в размере 109,0 %: 0,567 кВтч/куб. м*2 958,98 тыс. куб. м*4,06 руб./кВтч*1,09=7 424,7 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов относится удельный расход электроэнергии, который рассчитывается как отношение объема электроэнергии к объему отпущенной в сеть воды.

Согласно пункту 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Так, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что ввиду некорректно примененного органом регулирования объема реализации услуг технического водоснабжения при определении необходимой валовой выручки ООО «Щекинская ГРЭС» на 2023 год органу регулирования необходимо пересчитать расходы на электрическую энергию исходя из скорректированного объема реализации услуг технического водоснабжения, принятого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Иные доводы, указанные в заявлении (в том числе в части аренды помещений, уровня нормативной прибыли) ООО «Эссити» о досудебном споре с органом регулирования о признании Комитета нарушившим законодательство Российской Федерации, не находят своего подтверждения и обоснования в рамках представленных материалов.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Эссити» и Комитетом Тульской области по тарифам (исх. от 14.02.2023 № б/н, вх. от 14.02.2023 рег. № 22533/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет Тульской области по тарифам нарушившим пункты 24, 29 и 64 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифа на техническое водоснабжение постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 15.11.2022 № 46/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, производственных программ и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение, транспортировку воды и транспортировку сточных вод на 2023 год долгосрочных периодов регулирования 2019 - 2023 гг., 2020 - 2023 гг., 2020 - 2024 гг., 2021 - 2023 гг., 2021 - 2024 гг., 2021 - 2025 г., 2022 - 2025 гг., 2022 - 2026 гг., 2022 - 2027 гг., 2023 - 2025 гг. и на 2023 - 2027 гг. для потребителей Тульской области».

2. Частично удовлетворить требования ООО «Эссити», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Комитетом Тульской области по тарифам в сфере технического водоснабжения (исх. от 14.02.2023 № б/н, вх. от 14.02.2023 рег. № 22533/23).

3. Органу исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения в срок до 01.08.2023 пересмотреть тарифы на техническое водоснабжение для ООО «Щекинская ГРЭС» на 2023 год исходя из обоснованного объема отпуска технической воды, рассчитанного в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, а также в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения, пересчитав взаимозависимые от объемов реализации услуг статьи затрат.

4. Органу исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения в срок до 01.08.2023 принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов на техническое водоснабжение для ООО «Щекинская ГРЭС» в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, во исполнении пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере технического водоснабжения, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги технического водоснабжения, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Эссити», указанных в заявлении (исх. от 14.02.2023 № б/н, вх. от 14.02.2023 рег. № 22533/23).

Связанные организации

ООО "Эссити"
ИНН 4704031845, ОГРН 1024700877200
Комитет по тарифам Тульской области
ИНН 7107092712, ОГРН 1067107006218