Предписание №СП/22159/22 ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений требований законодательс... от 17 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФедеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ(ред. от 02.07.2021)"Об отходах производства и потребления"
ПРЕДПИСАНИЕ
Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
(далее - орган регулирования, РСТ РСО-Алания, Служба) (приказ ФАС России от 19.02.2021 № 134/21 (в ред. от 04.03.2021 № 176/21, 22.04.2021 № 378/21) (продлена приказом ФАС России от 23.06.2021 № 625/21 «О продлении срока проведения плановой выездной документарной проверки»), Акт проверки Инспекции ФАС России от 26.07.2021 № 71/21), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(далее - ТКО), допущенные органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на оказываемые региональным оператором услуги в сфере обращения с ТКО для Общества с ограниченной ответственностью «Экологический регион Алания» (далее - ООО «ЭРА», регулируемая организация),
УСТАНОВИЛ:
Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами
(далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон
№ 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).
Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО «Экологический Регион Алания» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 25.09.2020 № 784.
Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северной Осетии-Алании от 30.12.2020 № 66 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экологический Регион Алания» в зоне деятельности с 01 января 2021 года
по 31 декабря 2021 года.
Нормативы накопления ТКО на территории Республики Северной
Осетии-Алании утверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания постановлением от 12.12.2018 № 74.
Территориальная схема обращения с отходами в Республике Северная
Осетия-Алания утверждена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания от 26.08.2020 № 47 (далее - Территориальная схема).
Согласно Территориальной схеме на территории Республики Северной Осетии-Алании утверждены 2 зоны деятельности региональных операторов.
ООО «ЭРА» является региональным оператором с 2021 года.
Тарифы, утвержденные Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на 2021 год на услуги регионального оператора по обращению с ТКО (в среднегодовом выражении), нормативы накопления и плотность представлены в таблице ниже:
ООО «ЭРА» |
||||
период |
2021 год |
|||
Тариф, руб./куб. м. |
306,6 |
|||
НВВ, тыс. руб., в том числе: |
412 809,4 |
|||
Собственные расходы рег. оператора, в том числе транспортирование |
255 603,14 |
|||
% |
61,92 % |
|||
Расходы на транспортирование |
157 206,26 |
|||
% |
38,08 % |
|||
Расходы на захоронение, обработку |
0 |
|||
% |
0 % |
|||
|
||||
Для жилых помещений, 1 проживающий
|
Нормативы накопления ТКО |
Плотность (тер. схема) |
||
кг в год |
куб. м. в год |
кг/куб. м. |
||
(г. Владикавказ) |
495 |
2,2 |
200 |
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании
ООО «ЭРА», в том числе представленного экспертного заключения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания для ООО «ЭРА»
на 2021 год (далее - Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.
1. Весовое оборудование.
Органом регулирования в составе расходов на работы и (или) услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов учтены расходы на поставку и монтаж весового оборудования в размере 1 628,40 тыс. руб.
На момент подачи тарифной заявки в данной зоне деятельности регионального оператора полигон по захоронению ТКО, расположенный в г. Владикавказе, был закрыт, и на нем проводились мероприятия по рекультивации. Договоров, либо проектов договоров с операторами по обработке ТКО ООО «ЭРА» в тарифной заявке не содержалось.
Согласно таблице 10.3 стр.260 «Сведения о схеме потоков ТКО в зоне деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на территории
г. Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Пригородного районов Республики Северная Осетия-Алания» Территориальной схемы по обращению с ТКО в 2021 году весь объем ТКО в указанной зоне планируется завозить на следующие планируемые объекты:
- Мусороперегрузочная станция с элементами обработки в Ардонском районе РСО-Алания;
- Мусоросортировочный комплекс в Пригородном районе РСО-Алания;
- Полигон в Пригородном районе РСО-Алания.
Данные объекты планируемые и в настоящий момент в эксплуатацию не введены.
Также тарифная заявка содержала документы, подтверждающие проведение ООО «ЭРА» работ по созданию полигона для захоронения ТКО и объектов по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО (договор от 10 февраля 2020 года №10/02-2020 с ООО «Кавпроект» (стр.257-277 вх. от 21 декабря 2020 г. на проектные работы по устройству полигона с приложением самого проекта).
Таким образом, в отсутствие операторов по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, в силу объективных причин в зоне деятельности ООО «ЭРА», в отсутствие действующих объектов по захоронению, обработке ТКО, учитывая необходимость учета поступающих от потребителей ТКО, руководствуясь представленными в составе тарифной заявки документами по созданию полигона для захоронения ТКО и объектов по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, органом регулирования расходы на приобретение весового оборудования были включены в состав НВВ на 2021 год.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) Основ ценообразования № 484, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования № 484 регулированию подлежат следующие виды тарифов:
а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 9 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила учета № 505), в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил учета № 505.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил учета № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 10 Правил учета № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Согласно 4 абзацу пункта 10 Основ ценообразования № 484 повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.8 Федерального закона от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Таким образом, расходы на поставку и монтаж весового оборудования несут операторы по захоронению, обработке ТКО и, соответственно, учитываются только в составе НВВ утвержденного тарифа на захоронение, обработку ТКО и не могут быть учтены в составе собственных расходов регионального оператора, а также в отсутствие утверждённого тарифа на захоронение, обработку ТКО.
Учитывая вышеизложенное, учтенные в составе НВВ регионального оператора ООО «ЭРА» расходы на поставку и монтаж весового оборудования, а также расходы по взаимозависимым статьям затрат подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора.
2. Аренда земельного участка, а также расходы на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели.
Органом регулирования учитываются расходы на аренду земельного участка по договору аренды земельного участка с Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от 08 ноября 2019 г. № 37 А/3 со сроком действия до 08 ноября 2022 г. в размере 10 640,96 тыс. руб., согласно которому ООО «ЭРА» для указанных выше целей в аренду был передан земельный участок с ежегодной арендной платой в сумме 10 640,96 тыс. руб. В возражениях органа регулирования на Акт проверки указано, что в дальнейшем, обработка ТКО и их захоронение будет осуществляться непосредственно ООО «ЭРА». В настоящий момент ТКО свозится на площадку временного накопления. При этом данные расходы не были заявлены регулируемой организацией в рамках тарифной кампании 2021 г., была представлена только копия договора аренды земельного участка, а также копия акта приема - передачи.
Так как вышеуказанные расходы не связаны с регулируемым видом деятельности в части регионального оператора, поскольку в тарифной заявке они отсутствовали в качестве заявленных расходов, они подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора ООО «ЭРА».
Также органом регулирования учитываются расходы на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели в размере
5 550,49 тыс. руб. при заявленных регулируемой организацией расходах в размере
3 788,00 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования № 484 регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.
Согласно подпункту «е» пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Соответственно, размер экономически обоснованных расходов, в том числе составляющих параметров расчетов, предлагается регулируемой организацией в размере необходимом и достаточном для осуществления регулируемой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, учтенные в составе НВВ регионального оператора ООО «ЭРА» расходы на аренду земельного участка, расходы в качестве разницы между учтенными органом регулирования при формировании тарифа и заявленными регулируемой организацией в рамках тарифной кампании расходами на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели, а также расходы по взаимозависимым статьям затрат подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора ООО «ЭРА».
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная
Осетия-Алания нарушившей пункты 12, 16 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.
2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2022 (включительно) устранить нарушения, допущенные Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания при установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год для ООО «ЭРА», а именно: исключить из состава НВВ ООО «ЭРА» расходы на поставку и монтаж весового оборудования в размере 1 628,40 тыс. руб., расходы на аренду земельного участка в размере
10 640,96 тыс. руб., разницу между учтенными и заявленными регулируемой организацией расходами на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели в размере 1 762,49 тыс. руб., а также пересчитав и исключив из состава НВВ расходы по взаимозависимым от вышеперечисленных затрат статьям расходов в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив расчёт в Экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.
3. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2022 (включительно) принять и ввести в действие решение о пересмотре единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «ЭРА» на 2022 год с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение
5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Республики Северная
Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению тарифов для ООО «ЭРА».
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|