Предписание №СП/22159/22 ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений требований законодательс... от 17 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ(ред. от 02.07.2021)"Об отходах производства и потребления"

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
(далее - орган регулирования, РСТ РСО-Алания, Служба) (приказ ФАС России от 19.02.2021 № 134/21 (в ред. от 04.03.2021 № 176/21, 22.04.2021 № 378/21) (продлена приказом ФАС России от 23.06.2021 № 625/21 «О продлении срока проведения плановой выездной документарной проверки»), Акт проверки Инспекции ФАС России от 26.07.2021 № 71/21), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(далее - ТКО), допущенные органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на оказываемые региональным оператором услуги в сфере обращения с ТКО для Общества с ограниченной ответственностью «Экологический регион Алания» (далее - ООО «ЭРА», регулируемая организация),

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами
(далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон
№ 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО «Экологический Регион Алания» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 25.09.2020 № 784.

Постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северной Осетии-Алании от 30.12.2020 № 66 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экологический Регион Алания» в зоне деятельности с 01 января 2021 года
по 31 декабря 2021 года.

Нормативы накопления ТКО на территории Республики Северной
Осетии-Алании утверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания постановлением от 12.12.2018 № 74.

Территориальная схема обращения с отходами в Республике Северная
Осетия-Алания утверждена приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания от 26.08.2020 № 47 (далее - Территориальная схема).

Согласно Территориальной схеме на территории Республики Северной Осетии-Алании утверждены 2 зоны деятельности региональных операторов.

ООО «ЭРА» является региональным оператором с 2021 года.

Тарифы, утвержденные Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания на 2021 год на услуги регионального оператора по обращению с ТКО (в среднегодовом выражении), нормативы накопления и плотность представлены в таблице ниже:

ООО «ЭРА»

период

2021 год

Тариф, руб./куб. м.

306,6

НВВ, тыс. руб.,

в том числе:

412 809,4

Собственные расходы рег. оператора, в том числе транспортирование

255 603,14

%

61,92 %

Расходы на транспортирование

157 206,26

%

38,08 %

Расходы на

захоронение, обработку

0

%

0 %

 

Для жилых помещений, 1 проживающий

 

Нормативы накопления ТКО

Плотность (тер. схема)

кг в год

куб. м. в год

кг/куб. м.

(г. Владикавказ)

495

2,2

200

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании
ООО «ЭРА», в том числе представленного экспертного заключения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания для ООО «ЭРА»
на 2021 год (далее - Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

1. Весовое оборудование.

Органом регулирования в составе расходов на работы и (или) услуги по эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов учтены расходы на поставку и монтаж весового оборудования в размере 1 628,40 тыс. руб.

На момент подачи тарифной заявки в данной зоне деятельности регионального оператора полигон по захоронению ТКО, расположенный в г. Владикавказе, был закрыт, и на нем проводились мероприятия по рекультивации. Договоров, либо проектов договоров с операторами по обработке ТКО ООО «ЭРА» в тарифной заявке не содержалось.

Согласно таблице 10.3 стр.260 «Сведения о схеме потоков ТКО в зоне деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на территории
г. Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Пригородного районов Республики Северная Осетия-Алания» Территориальной схемы по обращению с ТКО в 2021 году весь объем ТКО в указанной зоне планируется завозить на следующие планируемые объекты:
- Мусороперегрузочная станция с элементами обработки в Ардонском районе РСО-Алания;

- Мусоросортировочный комплекс в Пригородном районе РСО-Алания;

- Полигон в Пригородном районе РСО-Алания.

Данные объекты планируемые и в настоящий момент в эксплуатацию не введены.

Также тарифная заявка содержала документы, подтверждающие проведение ООО «ЭРА» работ по созданию полигона для захоронения ТКО и объектов по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО (договор от 10 февраля 2020 года №10/02-2020 с ООО «Кавпроект» (стр.257-277 вх. от 21 декабря 2020 г. на проектные работы по устройству полигона с приложением самого проекта).

Таким образом, в отсутствие операторов по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, в силу объективных причин в зоне деятельности ООО «ЭРА», в отсутствие действующих объектов по захоронению, обработке ТКО, учитывая необходимость учета поступающих от потребителей ТКО, руководствуясь представленными в составе тарифной заявки документами по созданию полигона для захоронения ТКО и объектов по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, органом регулирования расходы на приобретение весового оборудования были включены в состав НВВ на 2021 год.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) Основ ценообразования № 484, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования № 484 регулированию подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 9 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила учета № 505), в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил учета № 505.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил учета № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 10 Правил учета № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Согласно 4 абзацу пункта 10 Основ ценообразования № 484 повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов не допускается.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.8 Федерального закона от
24.
06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Таким образом, расходы на поставку и монтаж весового оборудования несут операторы по захоронению, обработке ТКО и, соответственно, учитываются только в составе НВВ утвержденного тарифа на захоронение, обработку ТКО и не могут быть учтены в составе собственных расходов регионального оператора, а также в отсутствие утверждённого тарифа на захоронение, обработку ТКО.

Учитывая вышеизложенное, учтенные в составе НВВ регионального оператора ООО «ЭРА» расходы на поставку и монтаж весового оборудования, а также расходы по взаимозависимым статьям затрат подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора.

2. Аренда земельного участка, а также расходы на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели.

Органом регулирования учитываются расходы на аренду земельного участка по договору аренды земельного участка с Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от 08 ноября 2019 г. № 37 А/3 со сроком действия до 08 ноября 2022 г. в размере 10 640,96 тыс. руб., согласно которому ООО «ЭРА» для указанных выше целей в аренду был передан земельный участок с ежегодной арендной платой в сумме 10 640,96 тыс. руб. В возражениях органа регулирования на Акт проверки указано, что в дальнейшем, обработка ТКО и их захоронение будет осуществляться непосредственно ООО «ЭРА». В настоящий момент ТКО свозится на площадку временного накопления. При этом данные расходы не были заявлены регулируемой организацией в рамках тарифной кампании 2021 г., была представлена только копия договора аренды земельного участка, а также копия акта приема - передачи.

Так как вышеуказанные расходы не связаны с регулируемым видом деятельности в части регионального оператора, поскольку в тарифной заявке они отсутствовали в качестве заявленных расходов, они подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора ООО «ЭРА».

Также органом регулирования учитываются расходы на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели в размере
5 550,49 тыс. руб. при заявленных регулируемой организацией расходах в размере
3 788,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования № 484 регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов.

Согласно подпункту «е» пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Соответственно, размер экономически обоснованных расходов, в том числе составляющих параметров расчетов, предлагается регулируемой организацией в размере необходимом и достаточном для осуществления регулируемой деятельности.

Учитывая вышеизложенное, учтенные в составе НВВ регионального оператора ООО «ЭРА» расходы на аренду земельного участка, расходы в качестве разницы между учтенными органом регулирования при формировании тарифа и заявленными регулируемой организацией в рамках тарифной кампании расходами на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели, а также расходы по взаимозависимым статьям затрат подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора ООО «ЭРА».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная
Осетия-Алания нарушившей пункты 12, 16 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2022 (включительно) устранить нарушения, допущенные Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания при установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год для ООО «ЭРА», а именно: исключить из состава НВВ ООО «ЭРА» расходы на поставку и монтаж весового оборудования в размере 1 628,40 тыс. руб., расходы на аренду земельного участка в размере
10 640,96 тыс. руб., разницу между учтенными и заявленными регулируемой организацией расходами на приобретение оргтехники, компьютеров, программного обеспечения, мебели в размере 1 762,49 тыс. руб., а также пересчитав и исключив из состава НВВ расходы по взаимозависимым от вышеперечисленных затрат статьям расходов в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив расчёт в Экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.

3. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2022 (включительно) принять и ввести в действие решение о пересмотре единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «ЭРА» на 2022 год с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение
5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Северная
Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению тарифов для ООО «ЭРА».

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166