Решение №СП/45200/24 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 27 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» мая 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

<...> - начальника отдела работы с региональными органами регулирования Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между АО «Тульское ОКБА» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация, АО «ТОКБА») и Комитетом Тульской области по тарифам (далее – Комитет, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике АО «Тульское ОКБА» <...>, председателя Комитета Тульской области по тарифам <...>, начальника отдела балансов и регулирования топливно-энергетического комплекса Комитета Тульской области по тарифам <...>, главного специалиста-эксперта отдела балансов и регулирования топливно-энергетического комплекса Комитета Тульской области по тарифам <...>, главного советника Комитета Тульской области по тарифам <...>, начальника отдела анализа товарных рынков Тульского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела анализа товарных рынков Тульского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о споре (разногласиях) между АО «Тульское ОКБА» и Комитетом Тульской области по тарифам (рег. от 27.02.2024 № 31848/24).

Решением Комитета от 15.12.2023 № 50/3 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, производственных программ и тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на долгосрочный период регулирования 2024-2028 гг., на 2024 год долгосрочных периодов регулирования 2020-2024 гг., 2020-2025 гг., 2021-2024 гг., 2021-2025 гг.,
2021-2026 гг., 2022-2025 гг., 2022-2026 гг., 2022-2027 гг., 2023-2026 гг.,
2023-2027 гг., 2023-2028 гг.» в отношении Заявителя установлены тарифы
на тепловую энергию на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию для Заявителя установлены с применением метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Комитетом, составляет 21 705,90 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 24 636,06 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

Общество заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Выпадающие доходы 2022 г., подлежащие возмещению

0,00

2 130,00

2 130,00

2

Расходы на ремонт основных средств

685,48

1 006,14

320,66

3

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со

сторонними организациями

418,91

575,71 (535,2)

156,80

4

Расходы на услуги банков

0,00

189,60

189,60

5

Земельный налог

0,0

133,10

133,10

 

ИТОГО

 

 

2 930,16

Общая сумма разногласий составила 2 930,16 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон 190-ФЗ). Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075). Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075
(далее – Правила регулирования № 1075). Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

1. Статья разногласий «Выпадающие доходы».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 2 130,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 2 130,00 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие документы:

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01.1;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 20;

- расчет величин, учитывающей экономически обоснованные расходы (выпадающие доходы 2022 г.), подлежащие возмещению АО «ТОКБА» в тарифе на тепловую энергию 2024 года;

- формы статистической отчетности № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за 2022 год;

- бухгалтерская отчетность регулируемой организации за 2022 год;

- форма статистической отчетности № 22-ЖКХ «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы»;

- акты сверок взаимных расчетов за реализацию газа;

- расчет экономии от снижения потребления энергоресурсов, учитываемой при формировании необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 760-э в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования (далее в настоящей главе - скорректированная плановая НВВ), , по формуле:

(тыс. руб.) (20)

где:

- скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов, тыс. руб.;

- скорректированные неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 Методических указаний № 760-э в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, тыс. руб.;

- скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 Методических указаний № 760-э в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, тыс. руб.;

- скорректированная нормативная прибыль, определяемая в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 на i-й год по формуле (12) с применением величины и скорректированной ставки налога на прибыль организаций в i-м году, тыс. руб.;

- величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенная на i-й год в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

РППi - расчетная предпринимательская прибыль, определяемая в соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Регулируемая организация не согласна с расчетом органа регулирования и полагает необходимым применять при расчете выпадающих доходов
от осуществления деятельности за 2022 год пункты 12, 23, 31 Методических указаний № 760-э.

По мнению органа регулирования, предприятие некорректно рассчитывает выпадающие доходы от осуществления деятельности за 2022 год, применяя пункты 12, 23 и 31 Методических указаний № 760-э.

Согласно отзыву органа регулирования на заявление АО «ТОКБА», в адрес Комитета в рамках тарифной заявки на 2024 года не представлен расчет, соответствующий пункту 49 Методических указаний № 760-э, а также необходимые материалы, обосновывающие понесенные расходы в 2022 году.

Между тем, регулируемая организация применяет пункт
23 Методических указаний № 760-э, который распространяет свое действие на расчет необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов.

В соответствии с дополнением АО «ТОКБА» к тарифной заявке, предоставленной в Комитет, регулируемой организации был заявлен метод экономически обоснованных затрат.

При этом, в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования № 1075 выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования № 1075 с учетом предложения регулируемой организации.

Орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов (за исключением метода обеспечения доходности инвестированного капитала) рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования № 1075, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При этом, в отношении АО «ТОКБА» тарифы установлены на 2024-2028 гг. с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2019-2023 гг. тарифы на тепловую энергию также устанавливались с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Разногласия в части выбора метода регулирования при установлении тарифов между АО «ТОКБА» и Комитетом отсутствуют.

Таким образом, применение АО «ТОКБА» пункта 23 Методических указаний № 760-э при расчете необходимой валовой выручки является некорректным.

Кроме того, в соответствии с отзывом Комитета на заявление АО «ТОКБА» регулируемая организация не ведет раздельный учет расходов и доходов по видам деятельности.

Согласно пунктам 11, 12 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91, ведение раздельного учета осуществляется на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, утвержденного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 07.05.2003 № 38н, от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 № 142н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Таким образом, регулируемым организациям в сфере теплоснабжения необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, в том числе по видам деятельности.

В соответствие с выпиской из ЕГРЮЛ АО «ТОКБА» основным видом деятельности регулируемой организации является «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными», при этом регулируемая организация также осуществляет 25 дополнительных видов деятельности.

Исходя из учетной политики регулируемой организации, утвержденной приказом генерального директора АО «ТОКБА» от 30.12.2022 № 1у, не представляется возможным сделать вывод о ведении регулируемой организацией раздельного учета доходов и расходов в соответствии с положениями пунктов 11, 12 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, в материалах, представленных в адрес ФАС России, а также в адрес Комитета отсутствует План счетов бухгалтерского учета.

Исходя из представленной регулируемой организацией в адрес ФАС России бухгалтерской отчетности следует, что АО «ТОКБА» не ведет раздельный учет в разрезе видов деятельности.

Так, все затраты регулируемой организации аккумулируются на одном счете без распределения расходов по видам деятельности.

Согласно заявлению регулируемой организации и отзыву органа регулирования на вышеуказанное заявление в адрес Комитета не были предоставлены такие обосновывающие материалы как: оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, акты сверки, формы статистической отчетности
№ 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за 2022 год, информация о финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, договоры и иные обосновывающие материалы по каждой статье затрат в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1075, в том числе пункта 29 Основ ценообразования № 1075, а также по формулам пунктов 49-56 Методических указаний № 760-э.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Комитета.

Резюмируя вышеизложенное, и, учитывая факт непредставления регулируемой организацией необходимых обосновывающих материалов в адрес Комитета в рамках тарифной заявки, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Ремонт основных средств»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 1 006,14 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 685,48 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 320,66 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие документы:

- коммерческое предложение ООО «Торговый дом «Бийский Котлостроительный завод» от 04.04.2023 № 1440;

- письмо АО «ТОКБА» в адрес ЗАО «Химприбор-1» от 15.06.2023 № 79/390;

- письмо ЗАО «Химприор-1» в адрес АО «ТОКБА» от 27.06.2023 № 417/36;

- пояснения по ремонтному фонду котельной АО «ТОКБА»;

- договор подряда от 24.06.2023 № 24/07-23, заключенный между АО «ТОКБА» и ООО «СК ЭНЕРГОЛИДЕР»;

- акты оказания услуг по капитальному ремонту от 09.10.2023 № 97;

- счет-фактура от 09.10.2023 № 97;

- счета на оплату по договору от 24.06.2023 № 24/07-23.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

По мнению регулируемой организации, органом регулирования необоснованно не учитываются расходы на ремонт основных средств в заявленном объеме.

В соответствии с заявлением АО «ТОКБА» регулируемая организация не смогла выполнить плановые ремонтные работы с 2020 по 2023 гг. вследствие образования в 2022 году выпадающих доходов в размере 2 130,0 тыс. руб.

Учитывая недостаточный уровень финансирования в 2023 году по данной статье затрат недопустимость ухудшения условий эксплуатации котельного оборудования, удорожания стоимости материалов расходы по данной статье затрат должны составить 1 006,14 тыс. руб.

В соответствии с отзывом органа регулирования на заявление АО «ТОКБА» расходы по статье «Ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом» учтены в соответствии с пунктами 33, 41 Основ ценообразования № 1075 и приняты в размере 685,48 тыс. руб. и включают затраты на проведение капитального ремонта котла по:

- договору от 24.07.2023 № 24/07-23 с ООО «СК ЭНЕРГОЛИДЕР» по капитальному ремонту котла ДКВР в размере 3 135 тыс. руб.;

- договору от 14.11.2022 № 2211-14/1 с ООО «СтройИнвестГрупп» по ремонту элементов металлической трубы котельной в размере 28,5 тыс. руб.;

- договорам подряда на выполнение сварочных работ от 5, 14, 26 октября,
12 мая и 5, 14 декабря 2022 года с ИП Сычев А.В. на общую сумму 34 тыс. руб.

Данные затраты были проиндексированы на индекс потребительских цен
2024 года – 107,2 % и разделены на срок межкапитального ремонта.

В адрес Комитета и ФАС России регулируемой организацией не были представлены план капитального ремонта на период 2024-2028 гг. (сроки планово-предупредительных ремонтов тепловых энергоустановок с перечнем оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту (пункт 2.7.1. приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»)), расчет стоимости данных работ в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075.

Кроме того, в адрес ФАС России АО «ТОКБА» не были представлены договор от 14.11.2022 № 2211-14/1 с ООО «СтройИнвестГрупп» по ремонту элементов металлической трубы котельной в размере 28,5 тыс. руб., договоры подряда на выполнение сварочных работ от 5, 14, 26 октября, 12 мая и 5, 14 декабря 2022 года с ИП Сычев А.В. на общую сумму 34 тыс. руб., техническое задание на ремонты, дефектные ведомости, долгосрочная ремонтная программа на период 2024-2028 гг.

Также, по информации Комитета, регулируемая организация в 2020-2022 гг. не использовала денежные средства на ремонтные работы, учтенные в тарифах, в полном объеме.

В соответствии с заявлением АО «ТОКБА» (стр. 6) план 2020 года –
841,66 тыс. руб., факт – 1 365,0 тыс. руб., план 2021 года – 863,21 тыс. руб. факт – 15,1 тыс. руб., план 2022 года – 891,35 тыс. руб., факт – 69,9 тыс. руб., средний показатель за 2020-2022 гг. в ценах 2024 года – 659,18 тыс. руб. (учтено Комитетом – 685,48 тыс. руб.).

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемые по договорам»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 575,71 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 418,91 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 156,80 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие документы:

- акты выполненных работ к договорам подряда;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 26 за 2022 г.;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 за 2022 г.;

- карточка счета 20 за 2022 г.

Согласно пункту 58 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы включают в себя в том числе расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

Плановые (расчетные) значения расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Регулируемая организация не согласна с размером расходов, учитываемых органом регулирования в составе необходимой валовой выручки АО «ТОКБА» на 2024 год, поскольку данные расходы подлежат учету во исполнение ежегодных мероприятий по подготовке котельной к отопительному сезону, исходя из ежегодной индексации расходов текущего года.

В соответствии с отзывом органа регулирования на заявление АО «ТОКБА» расходы по статье затрат «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями» учтены в соответствии с пунктами 33, 44(а) Основ ценообразования № 1075 в размере 418,91 тыс. руб. и включают:

- договор от 07.12.2006 № 27 с АО «Тулагоргаз» на техническое обслуживание газового хозяйства (с изм. от 01.11.2023 № 6034) на сумму 115,71594 тыс. руб.;

- договор от 01.03.2023 № 417-АДО с АО «Тулагоргаз» на аварийно-диспетчерское обеспечение на сумму 63,0576 тыс. руб.;

- договор от 08.09.2023 с ООО «Всероссийское добровольное пожарное общество» на выполнение трубопечных работ на сумму 17 тыс. руб.;

- договоры от 18.01.2023 и 30.06.2023 № 2301-18/1, 2306-30/2,
2306-30/1 с «СтройИнвестГрупп» на техническое обследование и диагностирование котла ДКВР на общую сумму 195 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат были проиндексированы Комитетом на индекс потребительских цен 107,2%.

Договор от 16.08.2023 № 669 на проведение работ по поверке средств измерений с ФБУ «Тульский ЦСМ» не принят к рассмотрению Комитетом, так как в нем отсутствует информация о стоимости, необходимости и сроках проведения работ. Также отсутствовало подтверждение оплаты данной услуги в 2022 году.

Необходимо отметить, что в адрес ФАС России договоры, заключенные в результате проведения торгов, либо иное обоснование цен в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 регулируемой организацией представлены не были.

Кроме того, ввиду отсутствия ведения регулируемой организацией раздельного учета не представляется возможным определить распределение фактических расходов по данной статье между видами деятельности регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

4. Статья разногласий «Расходы на услуги банка»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 189,60 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 189,60 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие документы:

- договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) от 20.11.2008
№ 13.08/7326, заключенный с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (ОАО) (далее – договор № 13.08/7326);

- карточка счета 91.02 за 2022 г.

Пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 предусмотрен закрытый перечень неподконтрольных расходов.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы включают в себя в том числе определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 760-э другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

Таким образом, расходы на услуги банка, в случае их экономической обоснованности, необходимо включать в состав операционных расходов.

При этом, регулируемой организацией расходы по данной статье затрат заявлены в составе неподконтрольных расходов.

По мнению регулируемой организации, расходы по данной статье затрат необоснованно не учтены органом регулирования ввиду представления в адрес Комитета необходимых обосновывающих материалов.

В соответствии с отзывом Комитета на заявление АО «ТОКБА» расходы по данной статье затрат не были включены в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации ввиду отсутствия экономического обоснования привлечения сторонних организаций для организации приема платежей.

Так, по информации Комитета, в материалах тарифной заявки регулируемой организацией не представлены договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) от 20.11.2008 № 13.08/7326, заключенный с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (ОАО), фактически оплаченные счета.

В соответствии с представленной в адрес ФАС России карточкой счета 91.02 за 2022 год расходы на кассовое обслуживание за 2022 год составили 361,9 тыс. руб. в целом по АО «ТОКБА».

Вместе с тем, регулируемая организация не ведет раздельный учет расходов и доходов, ввиду чего не представляется возможным определить размер расходов за 2022 год, относимый на регулируемый вид деятельности.

Кроме того, исходя из договора № 13.08/7326 не представляется возможным определить назначение открытого счета АО «ТОКБА».

Учитывая вышеизложенное, а также не предоставление в адрес органа регулирования необходимых обосновывающих материалов, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

5. Статья разногласий «Земельный налог»

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 133,10 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 133,10 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие документы:

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 26;

- карточка счета 26 за 2022 г.;

- копии платежных поручений за 2022 год.

По мнению АО «ТОКБА», органом регулирования необоснованно не включены расходы по данной статье затрат ввиду достаточного экономического обоснования представленного в адрес органа регулирования. По мнению Комитета, АО «ТОКБА» не представило необходимые обосновывающие материалы, в том числе налоговые декларации, данные о фактической уплате налога за предыдущий год.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 62 Основ ценообразования № 1075 расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование относятся к неподконтрольным расходам.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 388 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

По мнению регулируемой организации, в случае недостаточности обосновывающих материалов Комитет должен был в рамках пункта 20 Правил регулирования № 1075 запросить недостающие материалы.

Согласно пункту 20 Правил регулирования № 1075 в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте «к» пункта 16 Правил регулирования № 1075 (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

Вместе с тем, вышеуказанный пункт наделяет орган регулирования правом, а не обязанностью.

Регулируемая организация не ведет раздельный учет расходов и доходов, ввиду чего не представляется возможным определить размер расходов за 2022 год, относимый на регулируемый вид деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, а также не предоставление в адрес органа регулирования и ФАС России необходимых обосновывающих материалов, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «ТОКБА» и Комитетом Тульской области по тарифам, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований, изложенных в заявлении АО «Тульское ОКБА» о разногласиях в сфере теплоснабжения с Комитетом Тульской области по тарифам (исх. от 09.02.2024 № 79/494, вх. от 27.02.2024 № 31848/24).

 

Председатель Комиссии

 

_________________/

(подпись)

С.А. Пузыревский

Заместитель председателя Комиссии

 

_______________/

(подпись)

<...>

Члены Комиссии:

 

_______________/

(подпись)

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

<...>

Связанные организации

АО "Тульское ОКБА"
ИНН 7104002164, ОГРН 1027100594355
Комитет Тульской области по тарифам
ИНН 7107092712, ОГРН 1067107006218
Тульское УФАС России
ИНН 7107026090, ОГРН 1027100748950