Предписание №СП/60719/20 Предписание в отношении РЭК Краснодарского края по результат... от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки ФАС России от 21.01.2020 № 1), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «ЛУКОЙЛ - Кубаньэнерго» на 2017 год, а также при корректировке установленных тарифов долгосрочного периода регулирования – 2017-2019 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 09.12.2016 № 54/2016-т  «Об установлении тарифов на тепловую энергию и внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.11.2015 № 54/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям» для ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» установлены тарифы на тепловую энергию, долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования и необходимая валовая выручка на 2017-2019 гг. Базовый уровень операционных расходов на 2017 год установлен в размере 99 271,5тыс. руб.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2017 № 137/2017-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 09.12.2016 № 54/2016-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию и внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.11.2015 № 45/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям» произведена корректировка  тарифов на тепловую энергию, установленных для ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» на 2018 год.

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2018 № 237/2018-т «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 09.12.2016 № 54/2016-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию и внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.11.2015 № 45/2015-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим организациями потребителям» произведена корректировка тарифов на тепловую энергию, установленных для ООО «ЛУКЙОЛ-Кубаньэнерго» на 2019 год.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

При установлении тарифов и необходимой валовой выручки на 2017-2019 гг. для ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» использовался метод индексации установленных тарифов, 2017 год – первый год долгосрочного периода регулирования.

Величина необходимой валовой выручки, установленной Региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – Комиссия, РЭК Краснодарского края, Орган регулирования) в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» (далее также Организация, Лукойл) на 2017 год составляет 927 538,6 тыс. руб., на 2018 год – 955 526,73 тыс. руб., на 2019 год – 977 072,5 тыс. руб.

Полезный отпуск тепловой энергии на 2017 год принят РЭК Краснодарского края в объеме 1 138 041,00 Гкал, в соответствии с прогнозным балансом производства и поставки электроэнергии (мощности) на 2017 год, утвержденный приказом ФАС России от 30.11.2016 № ВК/83343/16.

Величина полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год в объеме 1 138 041,00 Гкал принята Органом регулирования в соответствии с прогнозным балансом производства и поставки электроэнергии (мощности) на 2018 год, утвержденным приказом ФАС России от 22.09.2017 № 1254/17-ДСП.

Величина полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год в объеме 1 166 921 Гкал принята Комиссией в соответствии с прогнозным балансом производства и поставки электроэнергии (мощности) на 2019 год, утвержденным приказом ФАС России от 16.11.2018 № 1570/18-ДСП.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных положений Правил регулирования № 1075 и Регламента в экспертном заключении РЭК Краснодарского края отсутствует следующая информация:

- по статьям расходов не представлены пояснения экспертов относительно их экономической обоснованности, порядка учета, а также пояснения и анализ (по отдельным статьям) относительно отклонений от заявленных организацией расходов;

- в экспертных заключениях об установлении тарифов на 2016, 2017, 2018, 2019 годы отсутствуют указания на экономические параметры, учтенные при установлении тарифов, и фактически сложившиеся за предшествующие расчетные периоды регулирования.

- в тексте экспертного заключения регулирующим органом не исследовались причины отклонения (при наличии) фактических расходов над плановыми, отклонения (при наличии) плановых и фактических величин полезного отпуска энергии.

В рамках проведения плановой выездной проверки на основании приказа ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19 ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2017, 2018, 2019 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертное заключение № 221-Т Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и тарифов на горячую воду для потребителей ООО «ЛУКОЙЛ – Кубаньэнерго» на 2017-2019 годы (далее – Экспертное заключение на 2017 год), Экспертное заключение № 85-Т Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и тарифов на горячую воду для потребителей ООО «ЛУКОЙЛ – Кубаньэнерго» на 2018-2019 годы (далее – Экспертное заключение на 2018 год), Экспертное заключение № 225-Т Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и тарифов на горячую воду для потребителей ООО «ЛУКОЙЛ – Кубаньэнерго» 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год) и по результатам установлено следующее.

1. Операционные (подконтрольные) расходы (базовый период) на 2017 год долгосрочного периода регулирования 2017-2019 гг.

Принято на 2017 год – 99 271,5 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Органом регулирования операционные расходы при установлении на 2016 год рассчитаны в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

1.1. Расходы на ремонт основных средств.

Принято на 2017 год - 56 171,2 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Кроме того, затраты по статье «Расходы на ремонт основных средств» должны быть рассчитаны Органом регулирования, в том числе с учетом пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

В подтверждение плановых расходов на 2017 год по данной статье затрат в Орган регулирования в составе документов к тарифной заявке на 2017 год Организацией были представлены следующие обосновывающие материалы:

- копия сводной стоимости ремонтных работ;

- плановый реестр ремонтных работ основных средств ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» на 2017 год с приложением расчетных плановых смет;

- расчет ремонта ПГУ.

В Экспертном заключении на 2017 год по статье «Ремонт основных средств» отсутствует перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность, такие как техническое задание на ремонты, план ремонтов на очередной год, предписание Ростехнадзора, коммерческие предложения (или проекты договоров с организациями, с которыми планируется заключать договора на плановый ремонт по итогам проведения торгов, план закупок).

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2017 год также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным выяснить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Ремонт основных средств».

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 в Экспертном заключении на 2017 год отсутствует анализ фактических затрат Организации по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» за последний отчетный период регулирования – 2015 год.

Кроме того, в материалах тарифной заявки отсутствует долгосрочная программа ремонтов.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо пересмотреть затраты по статье «Расходы на ремонт основных средств» с учетом пунктов 28 и 41 Основ ценообразования № 1075 и мотивировочной частью настоящего предписания с отражением соответствующего анализа в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил регулирования № 1075 со ссылками на обосновывающие материалы.

2. Операционные расходы (корректировка на 2018 год и
на 2019 год).

Корректировка на 2018 год – 101 915,1 тыс. руб.

Корректировка на 2019 год – 105 537,16 тыс. руб.

При корректировке операционных (подконтрольных) расходов на 2018 год Органом регулирования был применен индекс потребительских цен на 2018 год – 103,7 %.

При корректировке операционных (подконтрольных) расходов на 2019 год РЭК Краснодарского края был применен индекс потребительских цен на 2019 год – 104,6%.

Согласно пункту 49 Методических указаний № 760-э скорректированные операционные (подконтрольные) расходы, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, осуществляются по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

При этом отмечаем, что при применении данной формулы операционные расходы на 2018 год также должны быть пересчитаны с учетом уточненных значений индекса потребительских цен на 2017 год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, как того требует пункт 49 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что, учитывая необходимость проведения дополнительного анализа и представления дополнительного экономического обоснования операционных расходов, учтенных в базовом году долгосрочного периода регулирования 2017-2019 гг., РЭК Краснодарского края также необходимо провести пересмотр операционных (подконтрольных) расходов на 2018-2019 гг.

3. Неподконтрольные расходы на 2017, 2018, 2019 гг.

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

3.1. Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Принято на 2017 год – 13 314,2 тыс. руб.

Принято на 2018 год – 22 819,6 тыс. руб.

Принято на 2019 год – 3 805,3 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2017, 2018 и 2019 годы не представлено экономического обоснования принятия затрат по статье «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей».

В данную статью затрат Комиссией включены следующие платежи:

№ п/п

Наименование статьи затрат

Ед. изм.

На 2017 год

На 2018 год

На 2019 год

1

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей всего, в т.ч.

тыс. руб.

13 314,2

22 819,6

 3 805,3

1.1

Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов

тыс. руб.

190,8

52,5

62,9

1.2

Расходы на обязательное страхование

тыс. руб.

0,0

43,4

37,0

1.3

Налог на имущество

тыс. руб.

5 088,9

9 279,8

3 106,2

1.4

Аренда земельных участков

тыс. руб.

243,5

490,7

599,2

1.5

Плата за пользование водными объектами, в т.ч.

тыс. руб.

7 791,0

12 953,2

0,0

 

объем забора воды из р. Кубань, тыс.м3

тыс. руб.

10 678,5

15 420,4

0,0

 

ставка платы за пользование водными объектами, руб./тыс.м3

тыс. руб.

730,0

840,0

0,0

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2017, 2018 и 2019 годы не отражен анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

При этом, в обосновывающих материалах Организации, представленных в ФАС России, отсутствуют материалы на основании, которых РЭК Краснодарского края принимались к учету расходы по данной затрат, в том числе отсутствуют налоговые декларации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В зависимости от применяемого метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения расходы на арендную плату учитываются в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, или включаются в состав неподконтрольных расходов, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1075.

В случае аренды регулируемой организацией земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект теплоснабжения, у такой организации не возникает обязанности возмещения арендодателю - публично-правовому образованию (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) земельного налога, так как в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации публично-правовое образование не уплачивает указанный налог.

В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли в Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Частью 5 статьи 65 ЗК РФ установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 ЗК РФ).

Исходя из дополнительных материалов и расчетов, направленных Органом регулирования, не представляется возможным сделать вывод о корректном расчете расходов на уплату налогов и других обязательных платежей на 2017, 2018, 2019 гг., в том числе в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 в части арендной платы земельных участков.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением анализа в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение.

3.2 Амортизация основных средств и нематериальных активов.

Принято 2017 год – 38 032,1 тыс. руб.;

Принято на 2018 год – 63 629,2 тыс. руб.;

Принято на 2019 год – 60 430,2 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Методических указаний № 760-э сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пояснениям Органа регулирования, расходы на амортизацию основных средств определены расчетным путем в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденными приказом Министерства финансов Российской федерации, методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 №91н.

ФАС России отмечает, что в соответствии с информацией по расчету амортизационных отчислений на 2017-2019, объекты основных средств ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» были введены в эксплуатацию в 2011-2013 гг., 2015-2016 гг.

При этом, в рамках реализации Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, и краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной постановлением Главы администрации Краснодарского края от 19.08.2009 № 723, строительство (реконструкцию) некоторых объектов Краснодарского края осуществлялось за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Инвестиционная программа для ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» в установленном порядке на 2017-2019 гг. утверждена не была.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Порядок начисления амортизации по объектам основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н.

Согласно положениям бухгалтерского учета по основным средствам, приобретенным (созданным) за счет бюджетных средств и подлежащим амортизации в соответствии с действующими правилами, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления. Одновременно суммы списания целевых бюджетных средств признаются в бухгалтерском учете в качестве безвозмездно полученных активов и в дальнейшем отражаются в качестве доходов будущих периодов. Таким образом, в бухгалтерском учете по имуществу, приобретенному (созданному) за счет бюджетных средств, отражается как доход, так и расход в размере амортизации.

Исходя из совокупности норм действующего законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, расходы на амортизацию основных средств, относимых к объектам теплоснабжения и приобретенных (созданных) за счет целевых бюджетных средств, не подлежат включению в регулируемые тарифы в сфере теплоснабжения в связи с тем, что регулируемая организация не осуществила затраты по приобретению (созданию) таких объектов (получила на безвозмездной основе).

В Экспертных заключениях на 2017, 2018, 2019 годы не отражен анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в том числе в Экспертных заключениях Органа регулирования на 2017, 2018, 2019 годы за счет каких средств осуществлялось строительство (реконструкция) объектов основных средств.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ, представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» материалов, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, в случае выявления необоснованных расходов, исключить вышеуказанные расходы из НВВ ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго». Соответствующий анализ необходимо отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

3.3 Нормативная прибыль.

Принято на 2017 год – 299,03 тыс. руб.;

Принято на 2018 год – 310 тыс. руб.;

Принято на 2019 год – 322 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина нормативной прибыли регулируемой организации на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне величины нормативной прибыли регулируемой организации в последний год действия инвестиционной программы.

При этом, в случае если инвестиционная программа регулируемой организации на соответствующий год первого долгосрочного периода регулирования не утверждена в установленном порядке, величина нормативной прибыли регулируемой организации, определенная на соответствующий год, подлежит уменьшению на величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), учтенных в составе нормативной прибыли в соответствии с абзацем восьмым настоящего пункта.

Величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 настоящего документа, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 Основ ценообразования
№ 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).

Необходимо отметить, что подпункт «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075 до 24.01.2017 распространял свое действие на все регулируемые организации в сфере теплоснабжения.

Таким образом, при определении уровня нормативной прибыли на 2017 год РЭК Краснодарского края необходимо было руководствоваться уровнем нормативной прибыли, утвержденным приказом РЭК Краснодарского края 09.12.2016 № 54/2016-т, как долгосрочным параметром регулирования на долгосрочный период регулирования 2017-2019 гг. Уровень нормативной прибыли вышеуказанным приказом Органа регулирования был утвержден в размер 0,03%.

В соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э Нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии формулой 12 настоящего пункта.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 настоящего пункта.

Учитывая вышеуказанные положения Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э, по расчетам ФАС России нормативная прибыль Организации на 2017 год составит 278,34 тыс. руб.

Таким образом, при расчете затрат по статье «Нормативная прибыль» на 2017 год РЭК Краснодарского края были излишне учтены расходы в размере 20,69 тыс. руб.

При этом, при расчете расходов по статье затрат «Нормативная прибыль» на 2018 и 2019 годы Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктами 74 и 75 основ ценообразования № 1075 и пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

Необходимо отметить, что в соответствии с представленными Комиссией материалами в ФАС России инвестиционная программа для Лукойл на 2017-2019 гг. в установленном порядке утверждена не была.

Кроме того, в адрес ФАС России не был представлен коллективный договор Организации.

Учитывая вышеизложенные факты, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных Органом регулирования расходов по статье затрат «Нормативная прибыль» на 2018 и 2019 годы.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Нормативная прибыль» в размере 20,69 тыс. руб. за 2017 год подлежит исключению из НВВ Лукойл. В остальной части расходы по статье затрат «Нормативная прибыль», учтенные РЭК Краснодарского края на 2018 и 2019 годы, подлежат пересмотру с учетом положений Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

3.3 Налог на прибыль.

Принято на 2017 год – 71,8 тыс. руб.;

Принято на 2018 год – 74,4 тыс. руб.;

Принято на 2019 год – 77,9 тыс. руб.

Пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 определен расходы, не включаемые в состав налоговой базы.

Таким образом, налог на прибыль Организации следует рассчитывать только исходя из величины нормативной прибыли.

По расчетам ФАС России налог на прибыль на 2017 год составит 278,34 тыс. руб. * 0,2 = 55,67 тыс. руб.

Таким образом, при расчете затрат по статье «Налог на прибыль» РЭК Краснодарского края на 2017 год были излишне учтены расходы в размере 16,3 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Налог на прибыль» в размере 16,3 тыс. руб. за 2017 год подлежит исключению из НВВ Лукойл. В остальной части расходы по статье затрат «Налог на прибыль», учтенные РЭК Краснодарского края на 2018 и 2019 годы, подлежат пересмотру с учетом положений Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

4. Расходы на энергетические ресурсы на 2017, 2018, 2019 гг.

4.1. Расходы на электрическую энергию.

Принято на 2017 год – 63 259,7 тыс. руб.;

Принято на 2018 год – 61 081,8 тыс. руб.;

Принято на 2019 год – 64 860,4 тыс. руб.

Объем потребления электрической энергии принят Органом регулирования на 2017 год в размере 41 110,83 тыс. кВтч, на 2018 год - 38 278,14 тыс. кВтч, на 2019 год - 39 318,20 тыс. кВтч.

Расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов должен производиться органом регулирования в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075, согласно которому расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значения расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с письменными пояснениями РЭК Краснодарского края электрическая энергия на собственные нужды генеририрующего оборудования на выработку электроэнергии и тепла приобретается на оптовом рынке электроэнергии и мощности (далее - ОРЭМ) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Расходы на покупную электроэнергию с ОРЭМ для собственного потребления распределяются между производством электрической энергии и содержанием мощности и производством тепловой энергии на основании утвержденных в генерирующей компании нормативов. (Приказ ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» № 448 от 02.12.2016 «Методические рекомендации по учету и распределению затрат».)

В соответствии с вышеуказанным постановлением цены на покупную энергию формируются по свободным (нерегулируемым) ценам ОРЭМ, по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед.

При этом, в нарушение пункта 38 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования № 1075 в Экспертных заключениях Органа регулирования на 2017, 2018, 2019 гг. отсутствует расчет объемов приобретаемых энергетических ресурсов, и анализ фактических расходов за предыдущие периоды.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на электрическую энергию» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение.

4.2. Расходы на холодную воду.

Расходы на холодную воду приняты Органом регулирования на 2019 год в размере 13 806,3 тыс. руб.

Объем покупной холодной воды принят на 2019 год Органом регулирования в размере 14 307,08 тыс. м3.

В соответствии с письменными пояснениями РЭК Краснодарского края расчет расходов на холодную воду произведен с учетом ставок платы за пользование водными объектами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».

При этом, в нарушение пункта 38 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования № 1075 в Экспертном заключении Органа регулирования на 2019 год отсутствует расчет объемов приобретаемых энергетических ресурсов.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на холодную воду» подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с отражением анализа в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 с указанием документов, на основании которых принималось решение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию – департамент цен и тарифов Краснодарского края нарушившей пункты 28, 38, 41, 45, 48, 59, 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 37, 41, 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения  в срок до 01.08.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Исключить их необходимой валовой выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» за 2017-2019 гг. расходы по статьям затрат:

- «Нормативная прибыль» в размере 20,69 тыс. руб. за 2017 год;

- «Налог на прибыль» 16,3 тыс. руб. за 2017 год.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» с учетом мотивировочной части настоящего предписания, анализ отразив в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на ремонт основных средств» на 2017-2019 гг.;

- «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2017-2019 гг.;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2017-2019 гг.

- «Расходы на электрическую энергию» на 2017-2019 гг.;

- «Расходы на холодную воду» на 2019 год;

- «Нормативная прибыль» на 2018-2019 гг.;

- «Налог на прибыль» на 2018-2019 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «ЛУКОЙ-Кубаньэнерго» на 2017 год, а также величину необходимой валовой выручки ООО «ЛУКОЙ-Кубаньэнерго» на 2017-2019 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» 2020 года и пересмотреть установленные тарифы на тепловую энергию на 2020 год с 01.09.2020 г.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию для ООО «ЛУКОЙ-Кубаньэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399