Решение №СП/55987/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» июля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>,

<...>,

рассмотрев разногласия между МП городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть» (далее — Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее — Комитет, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области <...>, заместителя начальника управления регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Комитета по ценам и тарифам Московской области <...>, заведующего правового отдела Комитета по ценам и тарифам Московской области <...>, и.о. заместителя директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о споре (разногласиях) между муниципальным предприятием городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть» и Комитетом по ценам и тарифам Московской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 № 211-Р «Об установлении долгосрочных параметров и тарифов в сфере теплоснабжения на 2023-2027 гг. для организаций на территории Московской области» в отношении Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, на 2023-2027 годы.

Для Заявителя тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, установлены методом индексации установленных тарифов на 2023-2027 гг.

Тепловая энергия поставляется потребителям от котельных, расположенных по адресам: Московская область, Щелковский р-н, д.п. Загорянский, ул. Свердлова, д. 10, корп. 1; Московская область, Щелковский район, сельское поселение Огудневское, п. Клюквенный; Московская область, г. Щелково, ул. Заводская, д. 10а, пом. 1.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Комитетом, составляет 9 692,72 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 24 009,57 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе НВВ при установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год расходы по следующим статьям:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

1

Налог на имущество организаций

1 541,83

535,05

1 006,78

2

Расходы на оплату труда производственного персонала

4 902,78

461,92

4 440,86

3

Расходы на оплату труда администра-тивно-управленческого персонала

2 161,65

0,00

2 161,65

4

Расходы на оплату труда ремонтного персонала

633,70

110,57

523,13

5

Отчисления на социальные нужды

2 309,44

171,75

2 137,69

6

Расходы на топливо

7 742,70

6 204,90

1 537,80

7

Расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг производственного характера (подряд)

764,35

324,36

439,99

8

Амортизация

2 068,95

0,00

2 068,95

Итого по статьям

 

 

14 316,85

Общая сумма разногласий составила 14 316,85 тыс. руб.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Рассмотрев представленные сторонами обосновывающие материалы, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Налог на имущество организаций».

Заявитель считает экономически обоснованным размер налога на имущество организаций в сумме 1 541,83 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 535,05 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 006,78 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат Заявителем в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- декларация по налогу на имущество на 2021 год;

- расчет налога на имущество на 2023 год.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, пунктом 24 Методических указаний № 760-э в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации включаются, в том числе, налоговые платежи.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Порядок расчета налога на имущество организаций установлен Главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что налоговая база налога на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Заявитель отмечает, что учет налога на имущество должен производиться в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, пунктами 24, 32 Методических указаний № 760-э, законом Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» и Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом анализа фактически понесенных расходов за отчетный период, подтвержденных налоговыми декларациями (1 589,55 тыс. руб.).

Регулируемой организацией представлен расчет налога на имущество на 2023 год на сумму 1 541,83 тыс. руб. исходя из остаточной стоимости объектов, относящихся к теплоснабжению (движимые и недвижимые), и процентной ставки в размере 2,2 %.

Орган регулирования отмечает, что регулируемой организацией в качестве правоустанавливающих документов на объекты теплоснабжения представлены: постановление Администрации городского округа Щёлково Московской области о передаче имущества от 27.04.2017 № 2458, от 29.03.2017 № 1669, акты о приёме-передаче объектов нефинансовых активов от 29.03.2017 № 00000029, от 29.03.2017 № 00000030, налоговая декларация за 2021 год, оборотно-сальдовая ведомость (далее – ОСВ) по счету 68 за 2021 год.

В соответствии с представленной ОСВ 68 «Расчеты по налогам и сборам» за 2021 год размер фактически оплаченного налога на имущество в 2021 году составил 5 760,942 тыс. руб. без учета пеней, в том числе:

- за 2020 год – 4 444,376 тыс. руб.;

- за 2021 год – 1 316,566 тыс. руб.

В отзыве на заявление о разногласиях Комитет отмечает, что кроме регулируемых видов деятельности, организация осуществляет прочие виды деятельности. Ввиду того, что организацией не представлены сведения о распределении фактически оплаченного налога на имущество по видам деятельности за 2021 год, органом регулирования расходы на оплату налога на имущество на 2023 год приняты в размере 535,05 тыс. руб. с учетом фактически оплаченного налога на имущество за 2021 год, а также доли распределения между видами деятельности и начисленного налога на имущество за 2021 год в соответствии с представленной декларацией в размере 36,2 %.

Кроме того, из расчета, представленного организацией, исключен налог на движимое имущество, не являющийся объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса РФ, в размере 61,85 тыс. руб.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с представленной в материалах тарифного дела учетной политикой предприятия для целей бухгалтерского учета, утверждённой приказом от 30.12.2019 № 226, организация осуществляет раздельный учет по расходам.

Распределение косвенных расходов между регулируемыми и прочими видами деятельности распределяются на затраты основного производства по объектам калькулирования и осуществляются пропорционально выручке.

При этом органом регулирования отмечено, что в нарушение требований приказа Федеральной службы по тарифам от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций» организация не осуществляет раздельный учет доходов (ОСВ 68), также объем производства (передачи) тепловой энергии по системам теплоснабжения организацией не ведется в соответствии с представленными ОСВ 90.01.

Принимая во внимание отсутствие сведений о распределении фактически уплаченного налога на имущество, органом регулирования расходы определены следующим образом:

1 541,83 (плановый расчет Заявителя) - 61,85 (движимое имущество) * 0,362 = 535,05 тыс. руб.

В соответствии с расчетом Заявителя налог на имущество в сумме 1 541,83 тыс. руб. определен по объектам теплоснабжения, относящимся к одной системе теплоснабжения.

Органом регулирования отмечено, что процент распределения определен как соотношение заявленного налога на имущество (1 541 тыс. руб.) к фактическому налогу на имущество в соответствии с декларацией налога на имущество (4 337 тыс. руб.). Рассчитанный процент применен органом регулирования к плановым заявленным расходам ввиду фактической неуплаты налога на имущество в 2021 году.

Исходя из вышеизложенного, применение доли распределения между видами деятельности в размере 36,2 % осуществлено органом регулирования неправомерно, поскольку способ расчета не соответствует учетной политике организации. Кроме того, процент распределения применен не к налогу на имущество за 2021 год по налоговой декларации, а к расчетной величине налога на имущество, задействованное исключительно в рассматриваемой системе теплоснабжения (котельные, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский р-н, д.п. Загорянский, ул. Свердлова, д. 10, корп. 1; Московская область, Щелковский район, сельское поселение Огудневское, п. Клюквенный; Московская область, г. Щелково, ул. Заводская, д. 10а, пом. 1).

Дополнительно ФАС России отмечает, что органом регулирования не было учтено, что в соответствии со статьей 383 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 № 294-ФЗ), налог на имущество организаций подлежал уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этой связи фактически уплаченный налог в 2021 году по данным ОСВ счета 68 за 2021 год не отражает полную уплаченную сумму налога.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Налог на имущество организаций» подлежат частичному удовлетворению.

Признанный органом регулирования налог на имущество без учета движимого имущества по рассматриваемой системе теплоснабжения составляет 1 479,15 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат расходы в сумме 944,1 тыс. руб.

2, 3, 4. Статьи разногласий «Расходы на оплату труда производственного персонала», «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала», «Расходы на оплату труда ремонтного персонала».

Заявитель считает экономически обоснованным размер оплаты труда в общей сумме 7 698,13 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 572,49 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 7 125,64 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

- штатное расписание рабочих, руководителей, специалистов и служащих МП ГОЩ «Щелковская Теплосеть»;

- расчет нормативной численности;

- коллективный договор;

- ведомости начисления заработной платы;

- формы государственной статистической отчетности за январь-декабрь 2021 года (форма № П-4).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 2.8 Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12.05.2022 (далее – ФОТС в ЖКХ), расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, определяемые на основании нормативных документов, предназначенных для определения нормативной численности по регулируемой и нерегулируемой деятельности.

При расчете расходов на оплату труда Комитетом принята средняя заработная плата сотрудников на уровне предложения организации. Разногласия заключаются в определении численности персонала.

 

Кол-во по нормативу (Заявитель)

Заявка на 2023 год

Учтено Комитетом

Производственный персонал

11,20

12,10

1,14

Ремонтный персонал

10,66

1,47

0,26

Административно-управленческий персонал

3,50

3,21

0,00

Итого

25,36

16,78

1,40

*справочно: по второй системе теплоснабжения заявлено 26,27 чел.

Регулируемой организацией заявляется численность по всем категориям персонала в соответствии со штатным расписанием.

А) Производственный персонал.

На основании статистических форм отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников за 2021 год» среднегодовая численность персонала по виду деятельности «производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными» составляет 38 человек.

В соответствии с представленными ведомостями начисления заработной платы за 2021 год, штатным расписанием с 01.04.2022 по источникам тепловой энергии, расположенным по адресам: Московская область, Щелковский рн, дп Загорянский, ул. Свердлова, д. 10, корп. 1; Московская область, Щелковский район, сельское поселение Огудневское, п. Клюквенный; Московская область, г. Щелково, ул. Заводская, д. 10а, пом. 1, численность производственного персонала, задействованного на указанных источниках тепловой энергии, на 2023 год составляет 12,1 человек.

Предприятию постановлением Администрации городского округа Щёлково переданы в хозяйственное ведение источники тепловой энергии в количестве 4 шт., 3 из которых заявлены в активах при установлении оспариваемого тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2023 год и представлены в таблице 1.

Наименование источника

Вид основного топлива

Год ввода в эксп-цию

Уст. мощность, Гкал/ч

Присоед. мощность, Гкал/ч

% загрузки

1

Котельная ул. Заводская

газ

2015

1,72

0,79

46

2

Котельная ул. Свердлова

газ

1963

0,198

0,148

74,7

3

Котельная п. Клюквенный

уголь

1989

4,24

0,864

20,4

Органом регулирования отмечено, что по вышеуказанным источникам тепловой энергии, установленная мощность источников тепловой энергии составляет - 6,158 Гкал/ч, присоединённая – 1,802 Гкал/ч., объем годового полезного отпуска тепловой энергии составляет 3,558 тыс. Гкал/год. Загрузка источников теплоснабжения составляет 29,3 % от установленной мощности источников.

При расчёте численности сотрудников на 2023 год Комитет руководствовался штатным расписанием, утверждённым на предприятии, а также фактическим уровнем загрузки оборудования.

Комитет отмечает, что в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 65 (далее – Рекомендации № 65), в случае неполной загрузки котельной в связи с несоответствием присоединенной нагрузки, при расчете численности принимается фактическое количество и суммарная производительность фактически работающих котлов, а также количество котлов, подготовленных к эксплуатации в период максимальной нагрузки в отопительный период. В случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Кроме того, согласно приложению № 5 к договору от 04.01.2021 № 2020.559495 с ООО «ТЭМП-СЕРВИС» Комитетом при расчете расходов на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг производственного характера учтено, что организация осуществляет ежемесячное техническое обслуживание источников тепловой энергии, в том числе системы автоматики регулирования и безопасности, срабатывания защиты и сигнализации, проверку устройств автоматического регулирования, программного блока розжига проверку установок сервопривода заслонок; техническое обслуживание газового оборудования ГРУ, текущий ремонт газового оборудования и запорной арматуры ГРУ и котлов. В соответствии с пунктом 4 приложения ООО «ТЭМП-СЕРВИС» осуществляет техническое аварийное обслуживание по мере необходимости (12 аварийных выездов).

С учетом неполной загрузки котлов, а также включением в НВВ расходов по договору с ООО «ТЭМП-СЕРВИС», Комитетом в тарифах на тепловую энергию учтена численность производственного персонала в размере 1,14 чел.

ФАС России отмечает, что в соответствии с заявкой организации к основным производственным рабочим отнесены кочегары котельной, операторы водогрейных котлов и уборщики производственных и служебных помещений. Из указанного следует, что по договору с ООО «ТЭМП-СЕРВИС» заявленный регулируемой организацией персонал не привлекается.

В части неполной загрузки котельных ФАС России отмечает, что в соответствии с Рекомендациями № 65 фактическое количество и суммарная производительность фактически работающих котлов принимается в случае неполной загрузки котельной, в связи с несоответствием присоединенной нагрузки, только по профессии «оператор котельной» (в соответствии с Рекомендациями № 65 на 3 котла с производительностью 0,1-5 Гкал/ч необходимо 1,3 чел. в смену).

Комитетом расчет нормативной численности с учетом неполной загрузки котлов, количества смен, а также заявленных профессий не произведен. Анализ представленного Заявителем расчета нормативной численности также отсутствует.

Таким образом, органу регулирования необходимо произвести расчет нормативной численности в соответствии с вышеизложенным, отразить его в экспертном заключении и учесть его результаты (учету подлежит нормативная численность при условии непревышения ее значения над фактической численностью).

Б) Ремонтный персонал.

Орган регулирования отмечает, что согласно ведомости начисления заработной платы в целом по организации за 2021 год слесарь по обслуживанию и ремонту котельного оборудования 5 разряда отработал за 2021 год 54 дня из 247 календарных рабочих дней; слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике 5 разряда – 15 дней.

Таким образом, Комитетом сделан вывод, что вышеуказанные специалисты работают в организации по совместительству. В сведениях о численности и заработной плате работников (форма № П-4) за 2021 год указано, что 2,7 сотрудников являются внешними совместителями.

Кроме того, на основании проведенного анализа оборотно-сальдовых ведомостей МП ГОЩ «Щёлковская теплосеть» по счетам 01 и 02 за 2021 год было установлено, что регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, не заявленных в расчет установленных тарифов на тепловую энергию на 2023 год, а именно:

1. Наружные сети теплоснабжения г/о Щелково, г.п. Загорянский, ул. Ватутина пост.3449 от 22.08.2019;

2. Сети теплоснабжения наружные от ДОУ до ТК-4 2*57=114 п.м ул. Заречная;

3. Сети теплоснабжения наружные от котельной до ТК-1 2*67=134 п.м ул. Заречная;

4. Сети теплоснабжения наружные от точки врезки до сущ.ТК-6 и от ТК-6 до сущ. сети А 2*123=297 п.м.;

5. Сети теплоснабжения наружные от ТК-3 до ТК-4 2*77=154 п.м ул. Заречная;

6. Сети теплоснабжения наружные от ТК-4 до ТК-6 точки врезки 2*95=190 п.м ул. Заречная;

7. Сети теплоснабжения наружные от ТК1 до ТК3 2*64=128 п.м ул. Заречная;

8. Сети теплоснабжения наружные от точки врезки до сущ.ТК-7 2*65=130 п.м ул. Заречная;

9. Сети теплоснабжения наружные от УТ1 до УТ2 2*50=100 п.м ул. Комсомольская, 11А;

10. Сети теплоснабжения наружные от УТ2 до ДОУ 2*48=96 п.м ул. Комсомольская, 11А.

Вышеуказанные тепловые сети подключены к котельной ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России № 142 по адресу: Московская область, городской округ Щёлково, п. Загорянский, ул. Ватутина, в/г 18/1, в/ч 36360, и к котельной ООО «Тепло Гарант» по адресу: Московская область, городской округ Щёлково, г. Щёлково, ул. Заречная, д. 84.

В материалах тарифного дела ООО «Тепло Гарант» на 2023 год представлен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 01.01.2021 № 04/01/20 с МП ГОЩ «Щёлковская теплосеть» на услуги по передаче тепловой энергии и счета-фактуры за 2021 год.

МП ГОЩ «Щёлковская теплосеть» впоследствии обратилось в Комитет с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по указанным сетям на 2023 год.

Исходя из вышеизложенного, Комитет учел численность ремонтного персонала за исключением ремонтного персонала, обслуживающего тепловые сети, не заявленные в тарифах на тепловую энергию, т.е. тепловые сети от котельной ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России № 142 и котельной ООО «Тепло Гарант», с учетом фактически отработанных дней в 2021 году.

ФАС России отмечает, что Комитетом расчет нормативной численности ремонтного персонала, занятого обслуживанием котельного оборудования и тепловых сетей, учтенных в тарифах на тепловую энергию, не произведен. Анализ представленного Заявителем расчета нормативной численности также отсутствует.

Таким образом, органу регулирования необходимо произвести расчет нормативной численности в соответствии с вышеизложенным, отразить его в экспертном заключении и учесть его результаты (учету подлежит нормативная численность при условии непревышения ее значения над фактической численностью).

Органу регулирования при анализе численности ремонтного персонала необходимо также учесть включение в состав НВВ расходов по договору с ООО «ТЭМП-СЕРВИС».

В) Административно-управленческий персонал.

Орган регулирования отмечает, что в соответствии с представленными документами, ОСВ по счету 90.01.1. за 2021 год, организация не осуществляет разбивку выручки по регулируемым видам деятельности и системам теплоснабжения.

В соответствии с таблицей 11 приказа Госстроя России от 12.10.1999 № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее – Рекомендации № 74) на среднесписочную численность работников предприятия до 150 человек нормативная численность административно-управленческого персонала составляет 11,5 человек.

В случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Применяя метод интерполяции, нормативная численность административно-управленческого персонала по регулируемым видам деятельности и системам теплоснабжения принята Комитетом в размере 1,09 человек.

Ввиду отсутствия разбивки выручки по системам теплоснабжения, а также с учетом неполной загрузки котлов, Комитетом расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в рассматриваемой системе теплоснабжения исключены в полном объеме.

ФАС России отмечает, что нормативная численность административно-управленческого персонала в зависимость от загрузки котлов Рекомендациями № 74 не ставится. Рекомендации № 74 разработаны с учетом норм управляемости исходя из среднесписочной численности персонала.

В соответствии с учетной политикой регулируемой организации распределение косвенных расходов между регулируемыми и прочими видами деятельности распределяются на затраты основного производства по объектам калькулирования и осуществляются пропорционально выручке.

Выручка по видам деятельности в соответствии с ОСВ по счету 90.01.1 отражена и составляет 47 507 285,33 руб. за 2021 год, в том числе по видам деятельности:

- аренда котельных и тепловых сетей в сумме 237 266,4 руб.;

- аренда транспортных средств в сумме 4 678 327,29 руб.;

- выработка тепловой энергии в сумме 29 051 114,2 руб.;

- компонент холодная вода (ГВС) в сумме 1 606 115,39 руб.;

- передача тепловой энергии в сумме 3 448 295,54 руб.;

- подогрев холодной воды (ГВС) в сумме 7 007 406,61 руб.;

- право на размещение оборудования в сумме 1 445 593,2 руб.;

- прочая реализация в сумме 33 166,7 руб.

Распределение по системам теплоснабжения может быть произведено пропорционально полезному отпуску.

Комитетом расчет нормативной численности административно-управленческого персонала с применением метода интерполяции в ФАС России не представлен, в экспертном заключении органа регулирования отсутствует. Анализ представленного Заявителем расчета нормативной численности также отсутствует.

Таким образом, органу регулирования необходимо произвести расчет нормативной численности в соответствии с вышеизложенным, отразить его в экспертном заключении и учесть его результаты (учету подлежит нормативная численность при условии непревышения ее значения над фактической численностью).

Резюмируя вышеизложенное, требования Заявителя по статьям разногласий «Расходы на оплату труда производственного персонала», «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала», «Расходы на оплату труда ремонтного персонала» подлежат частичному удовлетворению.

5. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды».

Заявитель считает экономически обоснованным размер отчислений на социальные нужды в сумме 2 309,44 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 171,75 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 2 137,69 тыс. руб.

Разногласия по проценту отчислений регулируемой организацией не заявлены.

Учитывая, что статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является производной от статей расходов «Расходы на оплату труда производственного персонала», «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала», «Расходы на оплату труда ремонтного персонала», требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо пересмотреть размер отчислений на социальные нужды по результатам пересмотра статей затрат «Расходы на оплату труда производственного персонала», «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала», «Расходы на оплату труда ремонтного персонала».

6. Статья разногласий «Расходы на топливо».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на топливо в сумме 7 742,7 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 6 204,9 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 537,8 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

- счета-фактуры за 2021 год;

- договоры поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Москва», договор транспортировки газа с АО «Мособлгаз», договор на поставку угля с ООО «СТИМУЛ-РК-ЛТД», договор поставки угля с ООО «Центррегионуголь.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.)

где:

bi,j.k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi.j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Заявитель отмечает, что расходы на топливо должны быть определены в соответствии с пунктами 33, 34 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 26 Методических указаний № 760-э. Иной аргументации не представлено.

Расчетный объем отпуска тепловой энергии, заявляемый организацией при утверждении тарифа на 2023 год, составил 5 677,92 Гкал с учетом заявленных нормативных потерь тепловой энергии в сетях в размере 2 142,00 Гкал.

Орган регулирования отмечает, что при утверждении расходов регулируемой организации на топливо Комитет руководствовался расчетным объемом отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, и утвержденными Министерством энергетики Московской области:

1) нормативом удельного расхода газа на 2023 год в размере 156,70 кг.у.т./Гкал (распоряжение от 13.09.2022 № 171-Р);

2) нормативом удельного расхода угля на 2023 год в размере 178,40 кг.у.т./Гкал (распоряжение от 13.09.2022 № 171-Р);

3) нормативными технологическими потерями при передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2023 год в размере 3 319,40 Гкал (распоряжение от 05.10.2022 № 192-Р), в том числе:

- для сетей п. Клюквенный – в размере 1 529,2 Гкал;

- для сетей от котельных д. Огуднево, ул. Академическая д. Долгое Лёдово, ул. Заречная 84 г. Щёлково, ул. Институтская г. Щелково, ул. Фабричная г. Щелково, ул. Сиреневая г. Щелково, № 142 в/ч 36360 г. Щелково, ул. Металлоконструкций 8 г. Щелково – в размере 1790,2 Гкал.

В связи с тем, что правоустанавливающие документы на тепловые сети от котельных д. Огуднево, ул. Академическая, д. Долгое Лёдово, ул. Заречная 84 г. Щёлково, ул. Институтская г. Щелково, ул. Фабричная г. Щелково, ул. Сиреневая г. Щелково, № 142 в/ч 36360 г. Щелково, ул. Металлоконструкций 8 г. Щелково, отсутствовали в материалах тарифного дела, и расходы на их эксплуатацию не заявлены в расчет НВВ организации, Комитетом исключены нормативные технологические потери по вышеуказанным сетям в размере 1 790,2 Гкал.

Таким образом, Комитетом при утверждении расходов на топливо приняты объемы в размере 5 087,22 Гкал с учетом исключения из расчета нормативных потерь тепловой энергии в сетях, отсутствующих у МП ГОЩ «Щелковская теплосеть» в тарифе на тепловую энергию по указанной территории.

ФАС России отмечает, что вышеуказанный подход органа регулирования к определению затрат по данной статье действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения не противоречит.

Исключенные органом регулирования тепловые сети от котельных в рассматриваемую систему теплоснабжения (котельные, расположенные по адресам: Московская область, Щелковский р-н, д.п. Загорянский, ул. Свердлова, д. 10, корп. 1; Московская область, Щелковский район, сельское поселение Огудневское, п. Клюквенный; Московская область, г. Щелково, ул. Заводская, д. 10а, пом. 1), не входят, иного Заявителем не представлено.

Таким образом, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на топливо» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

7. Статья разногласий «Расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг производственного характера (подряд)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по данной статье в сумме 764,35 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 324,36 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 439,99 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:

- счета-фактуры за 2021 год;

- договоры с ООО «ТЭМП-СЕРВИС» от 04.01.2021 № 2020.559495, с ООО «ТеплоВодоСнабжение» от 01.01.2021 № 04/04/21, с ООО «Теплоцентраль» от 01.01.2021 № 01/01/21.

Заявитель отмечает, что расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг производственного характера (подряд) должны быть определены в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 24 Методических указаний № 760-э. Иной аргументации не представлено.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 1075, а также пунктом 24 Методических указаний № 760-э операционные расходы включают в себя, в том числе, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, и расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг.

Органом регулирования отмечено, что разногласия заключаются в определении расходов на техническое обслуживание газового оборудования котельной, ГРУ, автоматики безопасности и регулирования котлов по договору с ООО «ТЭМП-СЕРВИС» от 04.01.2021 № 2020.559495 на сумму 396,00 тыс. руб., на услуги аварийно-диспетчерской службы по договору с ООО «ТеплоВодоСнабжение» от 01.01.2021 № 04/04/21 и по договору с ООО «Теплоцентраль» от 01.01.2021 № 01/01/21 на сумму 246,34 тыс. руб.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Комитет отмечает, что в соответствии с представленным договором, заключенным в результате конкурсных процедур с ООО «ТЭМП-СЕРВИС» от 04.01.2021 № 2020.559495, исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию газового оборудования котельной, ГРУ, автоматики безопасности и регулирования котлов на котельных, расположенных по адресу: г. Щелково, ул. Заводская д.10А, д.п. Загорянский, ул. Свердлова, д.10, стр.1, д. Медвежьи озера, Новый городок.

Предметом данного договора является техническое обслуживание объектов, отнесенных к двум системам теплоснабжения: в частности, объекты теплоснабжения, расположенные в д. Медвежьи Озера, п. Новый городок, отнесены к самостоятельной системе теплоснабжения, на которую установлен дифференцированный тариф.

В связи с этим, с учетом отсутствия в договоре и иных материалах тарифного дела сведений о распределении затрат по данным системам теплоснабжения, заявленные организацией расходы по договору приняты пропорционально доле общепроизводственных расходов, заявленных МП ГОЩ «Щелковская теплосеть» при установлении тарифа на 2023 год, в размере 19 %.

Согласно имеющимся в составе тарифных дел на 2023 год документам, договоры с ООО «ТеплоВодоСнабжение» от 01.01.2021 № 04/04/21, ООО «Русинвесттелеком» от 01.01.2021 №0022004518 заключены без проведения конкурсных процедур.

Использование данного договора в качестве источника информации о ценах при условии отсутствия иных документов, подтверждающих экономическую обоснованность цены договора, противоречит подпункту «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и не может учитываться при формировании экономически обоснованных расходов при установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2023 год. Расходы по данным договорам скорректированы Комитетом при утверждении тарифа на 2023 год в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075, а также с учетом доли распределения общепроизводственных расходов, заявленных МП ГОЩ «Щелковская теплосеть» при установлении тарифа на 2023 год, в размере 19 %.

ФАС России отмечает, что подход органа регулирования к определению затрат по данной статье действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения не противоречит.

Ввиду отсутствия документов, подтверждающих проведение конкурсных процедур по заявленным договорам, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на оплату выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг производственного характера (подряд)» удовлетворению не подлежат.

8. Статья разногласий «Амортизация».

Заявитель считает экономически обоснованным размер амортизации в сумме 2 068,95 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ не учтены.

Сумма разногласий составила 2 068,95 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России была направлена ведомость начисления амортизации.

Заявитель отмечает, что размер амортизации должен быть определен в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 и пунктами 24, 29 Методических указаний № 760-э. Иной аргументации не представлено.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

Комитет отмечает, что ввиду того, что организация является муниципальным предприятием и объекты теплоснабжения переданы ей в хозяйственное ведение администрацией городского округа Щелково Московской области, с учетом отсутствия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы на 2023 год, а также документов, подтверждающих создание основных средств за счет внебюджетных источников, расходы на амортизацию по объектам основных средств исключены Комитетом из НВВ в полном объеме.

ФАС России отмечает, что подход органа регулирования к определению амортизации соответствует пункту 43 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, требования Заявителя по статье разногласий «Амортизация» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между МП городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть» и Комитетом по ценам и тарифам Московской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим пункты 31, 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования МП городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть», указанные в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (рег. от 15.03.2023 № 37877/23) (3 котельные).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на тепловую энергию для МП городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть» на 2023 год расходы по статье затрат «Налог на имущество организаций» в сумме 1 479,15 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат расходы в сумме 944,1 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов и материалов принималось решение, по статьям затрат «Расходы на оплату труда производственного персонала», «Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала», «Расходы на оплату труда ремонтного персонала», «Отчисления на социальные нужды».

5. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании пунктов 3, 4 резолютивной части настоящего решения в срок до 01.10.2023 пересмотреть долгосрочный параметр регулирования «Базовый уровень операционных расходов», а также необходимую валовую выручку МП городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть» и тарифы на тепловую энергию на 2023 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 резолютивной части настоящего решения, обеспечив введение тарифов в действие с 01.10.2023 (с учетом непревышения индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на 2023 год).

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на тепловую энергию в отношении МП городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть».

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований МП городского округа Щелково «Щелковская Теплосеть»

 

 

 

Председатель Комиссии

 

_________________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

_________________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

_________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_________________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Московской области
ИНН 5024125640, ОГРН 1125024000287
Московское УФАС России
ИНН 7706096339, ОГРН 1037706061150
МП ГОЩ "Щелковская Теплосеть"
ИНН 5050026684, ОГРН 1035010206461