Предписание №СП/112241/21 Предписание Министерству тарифной политики Красноярского кра... от 29 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы C.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Министерства тарифной политики Красноярского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 28.01.2021 № 46/21, Акт проверки ФАС России от 16.03.2021 № 13/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» на 2018-2021 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 28.01.2021 № 46/21 установлено, в том числе, что внеплановая выездная документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Министерством тарифной политики Красноярского края (далее также – Министерство, Орган регулирования) тарифов в сфере электроэнергетики на 2018-2021 гг. в отношении акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее также - АО «КрасЭКо»).

Ранее ФАС России производила плановую выездную документарную проверку Региональной энергетической комиссии Красноярского края в соответствии с приказом ФАС России от 30.03.2017 № 420/17. По результатам данной проверки в адрес Региональной энергетической комиссии Красноярского края было направлено предписание ФАС России от 09.11.2017 № СП/77990/17 о необходимости устранения выявленных нарушений законодательства в области государственного регулирования тарифов, в том числе, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «КрасЭКо» на 2015, 2016, 2017 годы.

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26.12.2016 № 670-п «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16.12.2011 № 563-п «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в отношении АО «КрасЭКо» установлены долгосрочные параметры регулирования, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов на 2017 год - 1408,79468 млн. руб.

Приказом Министерства от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в отношении АО «КрасЭКо» установлены долгосрочные параметры регулирования, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год – 1458,12842 млн. руб.

Тарифы в отношении АО «КрасЭКо» устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочные периоды регулирования 2017-2020 и 2021-2025 годов.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) без учета оплаты потерь, установленная Органом регулирования, на 2018 год составляет 1 991 435,96 тыс. руб., на 2019 – 1 976 567,27 год тыс. руб., на 2020 год – 2 263 763,84 тыс. руб., на 2021 год – 2 343 143,99 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2018, 2019, 2020, 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, заключения о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «КрасЭКо» на 2018, 2019, 2020 годы, Экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) № 101-20 о тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «КрасЭКо» на 2021-2025 годы, а также пояснения Министерства по акту проверки ФАС России от 16.03.2021 № 13/21, направленные письмом от 26.04.2021 № 72/1000 (рег. от 26.04.2021 № 69643-ЭП/21) (далее также - Пояснения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Подконтрольные расходы на 2021 год.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) – (далее также - ОПР) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в п. 38 Основ ценообразования № 1178 доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

1.1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2021 год.

Базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год установлен Органом регулирования в размере 1 458 128,42 тыс. Руб. (0,7 * 1 435 904,30 + 1 509 984,73 * 0,3), где 1 435 904,30 тыс. руб. - подконтрольные расходы, определенные Министерством методом экономически обоснованных расходов, 1 509 984,73 тыс. руб. – эффективный уровень подконтрольных расходов, определенный с применением метода сравнения аналогов, исходя из следующих показателей:

(-0,002) - коэффициент изменения рейтинга эффективности.

0,120 – рейтинг эффективности подконтрольных расходов за 2018 год;

0,116 – рейтинг эффективности подконтрольных расходов за 2019 год;

103,0 %- индекс потребительских цен на 2020 год;

103,6 %- индекс потребительских цен на 2021 год;

1 479 137,14 тыс. руб. - фактические операционные расходы предприятия 2019 года;

43 698,40 у.е. - количество условных единиц в 2019 году;

43 875,12 у.е. - количество условных единиц в 2020 году;

44 524,15 у.е. - количество условных единиц в 2021 году.

Индекс эффективности подконтрольных расходов определен Министерством в размере 2 % на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годов. ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2021 год не содержит расчета данной величины в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э.

Представленные Органом регулирования Пояснения также не содержат расчета индекса эффективности подконтрольных расходов.

В соответствии с п. 6 Методических указаний № 421-э период сбора данных для определения базового уровня ОПР и индекса эффективности ОПР должен составлять не менее 3-х последних отчетных лет или всего срока существования территориальной сетевой организации (далее - ТСО), в случае, если ТСО функционирует менее 3-х лет.

Министерством величина эффективного уровня подконтрольных расходов Общества на 2021 год рассчитана на основании отчетных данных Общества только за 2018 и 2019 годы, что является нарушением п. 6 Методических указаний № 421-э.

В соответствии с п. 10 Методических указаний № 421-э при определении эффективного уровня ОПР используются индексы потребительских цен в соответствии с одобренным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

На момент принятия Министерством приказа от 29.12.2020 № 69-э последним актуальным прогнозом являлся прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, опубликованный на сайте Минэкономразвития России 26.09.2020 (далее – Прогноз на 2021 год).

В соответствии с Прогнозом на 2021 (базовый вариант) год индекс потребительских цен на 2020 год составляет 103,2 %, на 2021 год -103,6 %. При этом, Органом регулирования на 2020 год индекс потребительских цен принят равным 103 %.

Учет Министерством индексов потребительских цен не в соответствии с Прогнозом на 2021 год является нарушением п. 10 Методических указаний № 421-э.

В Пояснениях Органа регулирования отсутствуют обоснования принятия индекса потребительских цен на уровне отличном от установленного в Прогнозе на 2021.

Необходимо отметить, что вне зависимости от выбранной формулы расчета эффективного уровня ОПР (№ 11 или № 13 Методических указаний № 421-э) при расчете данной величины используется значение фактических экономически обоснованных операционных, подконтрольных расходов ТСО n в году m - 1, сформированное в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных п. 16 Методических указаний № 421-э.

Экспертное заключение на 2021 год не содержит анализа экономической обоснованности фактических операционных расходов Общества за 2019 год в нарушение положений п. 7 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В соответствии с положениями стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия) территориальная сетевая организация раскрывает, в том числе, предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на расчетный период регулирования (http://www.kraseco24.ru/open_info/rates/).

Согласно предложению АО «КрасЭКо» на 2021 год, величина фактических подконтрольных расходов по отчетным данным Общества за 2019 год составляет 1 135 775 тыс. руб.

Согласно форме раскрытия информации о структуре и объемах затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевыми организациями, регулирование деятельности которых осуществляется методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, являющейся приложением к приказу ФСТ России от 24.10.2014 № 1831-э, величина фактических подконтрольных расходов составляет 1 134 957,37 тыс. руб.

ФАС России отмечает значительное несоответствие между отчетными данными Общества (1 135 775 тыс. руб.), формой раскрытия информации в соответствии с приказом ФСТ России от 24.10.2014 № 1831-э (1 134 957,37 тыс. руб.) и данными принятыми Министерством при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов АО «КрасЭКо» на 2021 год (1 479 137,14 тыс. руб.).

В представленных Органом регулирования Пояснениях отмечается, что подконтрольные расходы в размере 1 479 137,14 тыс. руб. являются утвержденной величиной на 2019 год.

ФАС России отмечает, что в Представленных пояснениях не представлено информации по величине фактических подконтрольных расходов за 2019 год, в Экспертном заключении на 2021 год в приложении № 2 «Расчет базового уровня подконтрольных расходов» в строке «Значение утвержденных (фактических) операционных, подконтрольных расходов» 2019 года указана величина 1479137,14 тыс. руб. В случае, если данная величина является утвержденной величиной подконтрольных расходов на 2019 год, Органом регулирования допущено нарушение порядка расчета приведенных удельных показателей ТСО, определяемых в соответствии с п. 8 Методических указаний № 421-э.

Учет Министерством величины отличной от фактической экономически обоснованной величины подконтрольных расходов Общества за 2019 год при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов на 2021 год является нарушением п. 10 Методических указаний № 421-э. ФАС России отмечает, что в связи с применением Министерством некорректных исходных данных и вышеуказанных нарушений положений Методических указаний № 421-э, рассчитанная величина эффективного уровня ОПР на 2021 год (1 509 984,73 тыс. руб.) не является экономически обоснованной.

Органу регулирования необходимо произвести перерасчет эффективного уровня подконтрольных расходов на 2021 год с учетом устранения вышеуказанных замечаний.

1.2. Подконтрольные расходы, определенные с помощью метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год базовый уровень подконтрольных, рассчитанный методом экономически обоснованных расходов, определен Министерством в размере 1 435 904,30 тыс. руб., в том числе по статьям расходов:

1.2.1. Сырье и материалы.

Расходы на 2021 год по статье определены Органом регулирования в размере 136 706,38 тыс. руб., в том числе ГСМ - 60 637,25 тыс. руб., прочие вспомогательные материалы – 76 069,13 тыс. руб., с учётом пересмотра заявленной Обществом потребности в материалах и на основании фактических данных за 3 предыдущих года с учетом прогнозных индексов, при заявленной Обществом величине расходов - 140 999,41 тыс. руб., в том числе ГСМ - 60 926,64 тыс. руб., прочие вспомогательные материалы - 80 072,77 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2021 год представлен перечень обосновывающих документов Общества, вместе с тем, Органом регулирования не представлен анализ данных документов и фактических затрат Общества за 2017-2019 годы в соответствии с требованиями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Кроме того, Органом регулирования не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В нижепредставленной таблице приведены данные о плановых и фактических расходах по статье затрат «Сырье и материалы» огласно представленной смете НВВ методом индексации на долгосрочный период регулирования и данным, представленным в Экспертных заключениях на 2017-2021 годы):

тыс. руб.

Расходы

2017

2018

2019

2020

2021

Плановые

163 468,96

175 566,86

171 631,12

173 769,92

136 706,38

Фактические

82 436,47

92 410,35

76 053,30

-

-

ФАС России отмечает, что учет затрат на уровне выше фактически сложившегося без отражения анализа экономической обоснованности не может быть признан правомерным.

При этом, в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов, в том числе, учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

Необходимо отметить, что снижение уровня фактических подконтрольных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов соответствующих предыдущих периодов без отражения анализа сопоставления расходов нельзя считать достигнутой экономией подконтрольных расходов.

На основании вышеизложенного, Министерству необходимо произвести перерасчет расходов по данной статье на 2021 год с учетом фактической экономической величины расходов по данной статье за 2019 год, определенной в соответствии с положениями п. 5 и 29 Основ ценообразования № 1178 и исключения экономически необоснованных расходов.

Органу регулирования необходимо отразить расчет экономии расходов за каждый за 2017-2019 годы, в случае отсутствия необходимого обоснования, разность между плановыми и фактическими расходами в дифференциации по подстатьям затрат подлежит исключению из НВВ Общества в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178.

1.2.2. Ремонт основных средств.

Расходы на 2021 год по статье приняты Органом регулирования по заявке Общества, и составляют 275 960,74 тыс. руб., в том числе:

- на вспомогательные материалы в размере 221 892,82 тыс. руб.

- работы и услуги производственного характера в размере 54 067,92 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2021 год представлен перечень обосновывающих документов Общества, вместе с тем, Органом регулирования не представлен анализ данных документов и фактических затрат Общества за 2017-2019 годы в соответствии с требованиями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Кроме того, Органом регулирования не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В нижепредставленной таблице приведены данные о плановых и фактических расходах по статье затрат «Ремонт основных средств» (согласно представленной смете НВВ методом индексации на долгосрочный период регулирования и данным, представленным в Экспертных заключениях на 2017-2021 годы):

тыс. руб.

Расходы

2017

2018

2019

2020

2021

Плановые

331 619,23

356 161,49

348 177,31

352 516,15

275 960,74

Фактические

88 524,34

87 777,99

143 198,40

-

-

ФАС России отмечает, что учет затрат на уровне выше фактически сложившегося без отражения анализа экономической обоснованности не может быть признан правомерным.

Необходимо отметить, что снижение уровня фактических подконтрольных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов соответствующих предыдущих периодов без отражения анализа сопоставления расходов нельзя считать достигнутой экономией подконтрольных расходов.

Также необходимо отметить, что в составе статей «Сырье и материалы» и «Ремонт основных средств» учтены расходы на вспомогательные материалы и услуги производственного характера. В связи с отсутствием отражения Министерством необходимого анализа ФАС России не представляется возможным подтвердить отсутствие двойного учета расходов на одни и те же вспомогательные материалы.

Министерством не отражен анализ выполнения фактических мероприятий Общества в сопоставлении с плановым графиком ремонтов предыдущего периода регулирования.

На основании вышеизложенного, расходы на ремонт основных фондов подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом отражения анализа заявленных Обществом мероприятий по капитальному, среднему и текущему ремонту электрооборудования и производственных зданий исходя из представленных актов осмотра, дефектных ведомостей, с учетом сроков и периодичности проведения ремонтов в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, а также Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей (СО 34.04.181-2003) на 2021 год и долгосрочных графиков ремонтов.

Также Органу регулирования необходимо отразить анализ фактических расходов на ремонт за период 2017-2019 годов исходя из сопоставления планового и фактического исполнения по каждому ремонтному мероприятию. Кроме того, Органу регулирования необходимо отразить анализ экономической обоснованности фактических затрат Общества за 2017-2019 годы в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

В случае отсутствия вышеуказанного экономического обоснования, плановую величину расходов на ремонт необходимо определять в соответствии с п. 5, 31 Основ ценообразования № 1178 на основании фактических данных с учетом отнесения доли затрат на деятельность по передаче электрической энергии.

Органу регулирования необходимо отразить расчет экономии расходов за каждый за 2017-2019 годы, в случае отсутствия необходимого обоснования, разность между плановыми и фактическими расходами в дифференциации по подстатьям затрат подлежит исключению из НВВ Общества в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178.

1.2.3. Расходы на оплату труда.

Расходы на оплату труда приняты Министерством на 2021 год в размере 831 409,45 тыс. руб., при заявленной Обществом величине 1 058 020,33 тыс. руб.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда приняты Органом регулирования исходя из следующих показателей:

1626,81 чел. – нормативная численность, рассчитанная Министерством (1838,30 чел. - заявлено АО «КрасЭКо»);

9 080,56 руб. - минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда (далее - ММТС);

1,64 – средний тарифный коэффициент;

75,00 % - премия за основные результаты хозяйственной деятельности (текущее премирование);

4,00 % - выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда;

0,00 % - выплаты вознаграждений за выслугу лет;

0,00 % - выплаты по итогам года;

60,00 % - выплаты районного коэффициента, северных надбавок к заработной плате с учетом района местонахождения ТСО.

В соответствии со Стандартами раскрытия информации (http://www.kraseco24.ru/open_info/rates/) величина фактической численности персонала АО «КрасЭКо» за 2019 год составляет 1321 чел.

Примененный Министерством подход по определению численности работников Общества приводит к необоснованному завышению расходов на оплату труда на 2021 год и весь последующий долгосрочный период.

В направленных пояснениях Орган регулирования отмечает, что пункт 26 Основ ценообразования № 1178 не ограничивает возможность учета расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, только данными о фактическом объеме фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования. В связи с увеличением количества объектов электросетевого хозяйства возникает необходимость увеличения на 2021 год численности потребности в увеличении штатной численности на планируемый тарифный период принят средний тарифный коэффициент по предложению организации в размере 1,64.

ФАС России отмечает также, что п. 26 Основ ценообразования № 1178 действительно не ограничивает возможность учета дополнительной численности персонала помимо фактической численности регулируемой организации, вместе с тем учет нормативной численности по всему объему оборудования является неправомерным. ФАС России считает допустим учитывать нормативную численность работников на объем вновь вводимого электросетевого оборудования 825,746 у.е. (44 524,146 - 43 698,40), где 44 524,146 — количество условных единиц на 2021 год, 43 698,40 — количество условных единиц на 2019 год.

Также ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент в размере 1,64 принят Органом регулирования по предложению Общества исходя из численности работников в количестве 1838,30 чел., что является некорректным.

Процентная надбавка за текущее премирование (75,0 %) определена в Экспертном заключении на 2021 год на уровне выше, чем заявлено Обществом (56 %) без обоснований.

Представленные Органом регулирования Пояснения также не содержат необходимых обоснований по данному пункту.

ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент для расчета экономически обоснованной величины расходов на оплату труда рассчитывается в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики (далее - Рекомендации).

В соответствии с направленными Пояснениями, Органом регулирования рассчитан средний тарифный коэффициент исходя из тарифных коэффициентов по штатному расписанию Общества.

ФАС России отмечает, что данный подход не соответствует положениям Рекомендаций. В соответствии с разделом IV Рекомендаций средний тарифный коэффициент определяется исходя из тарифных коэффициентов в соответствии с единой тарифной сеткой оплаты труда согласно приложению 1 Рекомендаций.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести расчет расходов на оплату труда в соответствии с п. 5 и 26 Основ ценообразования № 1178 с учетом фактической численности сотрудников, относимых на деятельность по передаче электрической энергии (1321 чел.) и нормативной численности на объем вновь вводимого электросетевого оборудования (825,746 у.е.), среднего тарифного коэффициента, рассчитанного в соответствии с единой тарифной сеткой оплаты труда согласно приложению 1 Рекомендаций, а также с учетом надбавки за текущее премирование в размере 56 %.

Также ФАС России отмечает расхождение между плановыми и фактическими расходами на оплату труда 2017-2019 годов:

тыс. руб.

Расходы

2017

2018

2019

2020

2021

Плановые

754 946,029

810 817,56

792 641,23

802 518,78

831 409,45

Фактические

585 840,01

650 072,72

689 425,82

-

-

 

Необходимо отметить, что снижение уровня фактических подконтрольных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов соответствующих предыдущих периодов без отражения анализа сопоставления расходов нельзя считать достигнутой экономией подконтрольных расходов.

Органу регулирования необходимо отразить расчет экономии расходов за каждый за 2017-2019 годы, в случае отсутствия необходимого обоснования, разность между плановыми и фактическими расходами в подлежит исключению из НВВ Общества в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178.

1.2.4. Другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

1.2.4.1. Работы и услуги производственного характера.

Расходы на 2021 год по статье определены Органом регулирования в размере 43 660,67 тыс. руб., в том числе по подстатьям:

- Поверка (аттестация) средств измерения (приборов и испытательных аппаратов) - 1 156,51 тыс. руб.

- Услуги связи на подстанции - 4 021,26 тыс. руб.

- Услуги по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства в сумме 14 214,29 тыс. руб.

- Промышленная безопасность по электросетевому комплексу в сумме 1 019,60 тыс. руб.

- Обслуживание, технический осмотр авто-спецтехники - 15 087,93 тыс. руб.

- Ремонтно-эксплуатационное обслуживание - 584,16 тыс. руб.

- Услуги, привлеченной авто-спецтехники по договорам на оказание транспортных услуг на 2021 год (паромная переправа) - 7 576,93 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2021 год не представлен перечень обосновывающих документов Общества, не представлен анализ обосновывающих документов Общества, анализ фактических затрат общества по данной статье в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Кроме того, Органом регулирования не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В представленных Пояснениях Органа регулирования необходимый анализ также отсутствует.

На основании вышеизложенного, Министерству необходимо произвести перерасчет расходов по данной статье на 2021 год с учетом фактической экономической величины расходов по данной статье за 2019 год, определенной в соответствии с положениями п. 5 и 29 Основ ценообразования № 1178 и исключения экономически необоснованных расходов.

1.2.4.2. Работы и услуги непроизводственного характера.

Расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера определены Органом регулирования в размере 139 643,59 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям затрат:

- Услуги связи - 5 945,29 тыс. руб.;

- Расходы на охрану и пожарную безопасность - 10 370,40 тыс. руб.;

- Расходы на услуги коммунального хозяйства - 6 611,99 тыс. руб.;

- Расходы на юридические услуги - 156,32 тыс. руб.;

- Расходы на информационные услуги - 194,84 тыс. руб.;

- Расходы на консультационные услуги - 395,37 тыс. руб.;

- Транспортные услуги - 3 082,26 тыс. руб.;

- Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности - 36 646,73 тыс. руб.;

- Расходы на подготовку кадров - 2 800,65 тыс. руб.;

- Расходы на страхование - 928,21 тыс. руб.;

- Другие прочие подконтрольные расходы - 72 511,53 тыс. руб.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2021 год не представлен перечень обосновывающих документов Общества, не представлен анализ обосновывающих документов Общества, анализ фактических затрат общества по данной статье в соответствии с положениями п. 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Кроме того, Органом регулирования не представлен расчет принятых величин расходов, определенных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

В представленных Пояснениях Органа регулирования необходимый анализ также отсутствует.

Также необходимо отметить, что Министерством при определении подконтрольных расходов на 2021 год не учтено следующее: согласно смете фактические расходы на обслуживание заемных средств составили 89 656,83 тыс. руб. за 2019 год.

ФАС России отмечает, что данные затраты не подлежат учету в составе фактической экономически обоснованной величины затрат за 2019 год (при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов на 2021 год).

По подстатье «Другие прочие подконтрольные расходы» Министерством также не представлены расшифровки расходов по подстатьям затрат.

При отражении анализа фактических затрат Общества за 2019 год Органу регулирования необходимо также представить расшифровку фактических других прочих подконтрольных расходов в сумме 1 959,20 тыс. руб. за 2019 год.

На основании вышеизложенного, Министерству необходимо произвести перерасчет расходов по данной статье на 2021 год с учетом фактической экономической величины расходов по данной статье за 2019 год, определенной в соответствии с положениями п. 5 и 29 Основ ценообразования № 1178 и исключения экономически необоснованных расходов.

Также ФАС России отмечает расхождение между плановыми и фактическими расходами другими подконтрольными расходами за 2017-2019 годы.

Органу регулирования необходимо отразить расчет экономии расходов за каждый за 2017-2019 годы, в случае отсутствия необходимого обоснования, разность между плановыми и фактическими расходами в дифференциации по подстатьям затрат подлежит исключению из НВВ Общества в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178.

3. Неподконтрольные расходы на 2018-2021 годы.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год величина неподконтрольных расходов на 2021 год определена Органом регулирования с применением метода сравнения аналогов.

В соответствии с положениями п. 11 Методических указаний № 98-э, неподконтрольные расходы на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат).

Таким образом, Министерством допущено нарушение п. 11 Методических указаний № 98-э при определении неподконтрольных расходов на 2021 год.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо определить и учесть величину неподконтрольных расходов на 2021 год в соответствии с Методическими указаний № 98-э.

3.1. Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли.

Расходы по данной статье приняты Органом регулирования в сумме размере 200 035,84 тыс. руб. на 2018 год, 191 047,03 тыс. руб. на 2019 год, 213 420,00 тыс. руб. на 2020 год, 187 650,00 тыс. руб. на 2021 год.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с положениями п. 11 Методических указаний № 98-э расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с Методическими указаниями № 98-э без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).

ФАС России отмечает, что Министерством в Экспертных заключениях на 2018-2021 годы не указаны реквизиты утвержденных инвестиционных программ, в соответствии с которыми производился учет расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли.

В направленных Пояснениях Министерством приведены реквизиты утвержденных программ, в соответствии с которыми определялись расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли на 2018-2021 годы.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования неверно указаны приказы, в соответствии с которыми были определены расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли на 2018, 2019, 2020 годы, поскольку в соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э плановый размер финансирования инвестиционной программы определяется до начала соответствующего года.

Также ФАС России отмечает, что в приложении к приказам об утверждении инвестиционных программ затраты указываются с учетом НДС, таким образом предельная величина прибыли на капитальные вложения на 2020 год составляет 177,85 млн. руб. (213,42/1,2), на 2021 год — 147,32 млн. руб. (176,782/1,2).

Таким образом, исключению из НВВ АО «КрасЭКо» подлежит 65,032 млн. руб. (213,42-177,85+176,782-147,32).

Также Органу регулирования необходимо произвести проверку учтенных расходов на капитальные вложения на соответствия требованиям п. 11 Методических указаний № 98-э по результатам исполнения настоящего предписания.

3.2. Оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов.

3.2.1. Налог на прибыль.

Органом регулирования определены расходы на оплату налога на прибыль в сумме 50 008,96 тыс. руб. на 2018 год, 47 761,76 тыс. руб. на 2019 год, 53 355,00 тыс. руб. на 2020 год, 48 722,71 тыс. руб. (без применения метода сравнения аналогов) на 2021 год.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.

При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2018-2021 года величина налога на прибыль определена Органом регулирования расчетным путем как произведение суммы учтенной прибыли на капитальные вложения, денежных выплат социального характера и ставки, определенной в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Органом регулирования затраты по данной статье определены в порядке отличном от предусмотренного п. 20 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Пояснениях предлагаются к учету фактические затраты по налогу на прибыль за период 2018-2019 без учета разделения регулируемой деятельности Общества на оказание услуг по передаче электрической энергии и осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, что является нарушением п. 5 Основ ценообразования № 1178.

В Пояснениях Министерства расчет плановых затрат по налогу на прибыль на 2020-2021 годы в соответствии с требованиями п. 20 Основ ценообразования № 1178 также отсутствует.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести и отразить расчет расходов по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178, исключив ранее неправомерно учтенные расходы по налогу на прибыль на 2018-2021 годы.

3.2.2. Налог на имущество.

Органом регулирования определены расходы на оплату налога на имущество в сумме 10 008,12 тыс. руб. на 2018 год , 28 809,78 тыс. руб. на 2019 год, 55 129,18 00 тыс. руб. на 2020 год, 65 625,95 тыс. руб. на 2021 год.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2018-2021 годы не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документов Общества, расчет и анализ экономической обоснованности принятых затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил № 1178.

Представленные Органом регулирования Пояснения также не содержат необходимого обоснования принятых расходов по налогу на имущество на 2018-2021 годы.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести пообъектный расчет налога на имущества по основным средствам АО «КрасЭКо» на 2018-2021 годы на основании представленных Обществом первичных документов. В случае отсутствия необходимого обоснования, расходы по данной статье подлежат исключению из НВВ Общества.

3.3. Амортизация основных средств.

Расходы на амортизацию основных средств определены Органом регулирования в сумме 52 498,32 тыс. руб. на 2018 год, 180 592,49 тыс. руб. на 2019 год, 217 328,26 тыс. руб. на 2020 год, 248 519,00 тыс. руб. на 2021 год.

В соответствии с п. 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не выполнены положения п. 5 Основ ценообразования № 1178, а именно при расчете на 2018 год общехозяйственное оборудование, административные здания, автомобили приняты в доле равной 1, не представлена информация по начисленной амортизации по бухгалтерскому учету, по отдельным основным средствам доля отнесения на услуги по передаче электрической энергии составляет более 1, основные средства одной группы отнесены к разным амортизационным группам.

На 2019 год произошло существенное увеличение учтенной суммы амортизационных отчислений. Пояснений по данному поводу Органом регулирования в экспертном заключении не представлено.

Расчеты амортизационных отчислений на 2019 и 2020 год не учитывают положения п. 5 Основ ценообразования № 1178, не представлена информация по начисленной амортизации по бухгалтерскому учету, основные средства одной группы отнесены к разным амортизационным группам.

В Пояснениях Органа регулирования по вышеуказанным замечаниям отсутствует необходимый анализ.

На 2021 год расчет амортизационных отчислений не представлен.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо произвести расчет амортизационных отчислений на 2018-2021 годы в соответствии с п. 27 Основ ценообразования № 1178 с учетом устранения вышеуказанных замечаний.

3.4. Отчисления на социальные нужды.

Затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» Органом регулирования определяются как доля от принятых Министерством расходов на оплату труда с учетом принятого процента страховых взносов. С учетом выявленных ФАС России нарушений по статье «Расходы на оплату труда», принятые Органом регулирования расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» не являются экономически обоснованными.

Органу регулирования необходимо произвести перерасчет отчислений на социальные нужды в соответствии с п. 23 Правил № 1178 на 2021 год.

3.5. Плата за аренду имущества и лизинг.

По статье «Плата за аренду имущества и лизинг» Органом регулирования определены затраты 37 834,19 тыс. руб. на 2018 год, 63 095,63 тыс. руб. на 2019 год, 63 095,63 тыс. руб. на 2020 год, 110 456,42 тыс. руб. на 2021 год.

Затраты по данной статье определены Органом регулирования как сумма затрат на аренду по договорам.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

После 30.12.2019 пункт 28 Основ ценообразования определяет, что расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В части принятых затрат на аренду электросетевого имущества, нежилых помещений и транспорта ФАС России отмечает, что Органом регулирования в составе Экспертных заключений на 2018-2021 годы не представлена разбивка по величинам амортизации и налога на имущества, в соответствии с положениями п. 28 Основ ценообразования № 1178.

В экспертном заключении на 2021 год отсутствует анализ затрат на аренду земли и транспорта в соответствии с положениями п. 29 Основ ценообразования № 1178.

В представленных Органом регулирования Пояснениях необходимый анализ также отсутствует.

На основании вышеизложенного, Министерству необходимо произвести расчет затрат на аренду в соответствии с положениями п. 28 Основ ценообразования № 1178 (согласно актуальной редакции на соответствующий год) на 2018-2021 годы.

4. НВВ на оплату технологического расхода электроэнергии (потерь) на 2021 год.

НВВ на оплату потерь определена Органом регулирования в размере 493 253,05 тыс. руб. на 2021 год.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178, а также должен соответствовать данным, утвержденным в балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в Рамках рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год, утвержденным приказом ФАС России от 26.11.2020 № 1164/20-ДСП «О внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в Рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год, утвержденный приказом ФАС России от 11.08.2020 № 737а/20-ДСП».

В соответствии с положениями п. 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования Экспертное заключения на 2021 год не содержит расчет уровня потерь электрической энергии в соответствии с п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178. Также Экспертное заключение на 2021 год не содержит расчет стоимости потерь электрической энергии в соответствии с п. 81 Основ ценообразования № 1178.

В представленных Органом регулирования Пояснениях расчет в соответствии с п. 40 (1) Основ ценообразования отсутствует.

На основании вышеизложенного, Министерству необходимо произвести и отразить расчет уровня потерь электрической энергии в соответствии с п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178 и приказом Минэнерго России от 26.09.2017 № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций», а также произвести перерасчет расходов на оплату потерь на 2021 год.

5. Корректировки НВВ на 2018-2021 годы.

2018 год.

Органом регулирования произведена корректировка по неподконтрольным расходам и корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2018 год.

При этом Министерством не отражен анализ исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей) в нарушение п. 23 Правил № 1178.

В представленных Органом регулирования Пояснениях необходимый анализ также отсутствует.

Министерством не рассчитана и не учтена корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2018 год без обоснований.

ФАС России отмечает, что данная корректировка производится в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178. Аргументация Министерства об отсутствии оснований применения данной корректировки в связи с отсутствием нормы в Методических указаниях № 98-э не может быть принята во внимание.

На основании вышеизложенного, Министерству необходимо произвести расчет вышеуказанных корректировок НВВ с учетом отражения анализа исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей) на 2018 год в соответствии с п. 23 Правил № 1178.

2019 год.

Органом регулирования рассчитаны и учтены корректировки в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э.

При этом Министерством не отражен анализ исходных данных для расчета корректировок в нарушение п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо отразить анализ составляющих при расчете корректировок НВВ на 2019 год в соответствии с п. 23 Правил № 1178.

2020 год.

Органом регулирования рассчитаны и учтены корректировки в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, за исключением корректировки, осуществляемой в связи с изменением (невыполнением) инвестиционной программы Общества.

Обоснование причин отсутствия расчета и учета корректировки, осуществляемой в связи с изменением (невыполнением) инвестиционной программы Общества, Органом регулирования не представлено.

В представленных Министерством Пояснениях расчет вышеуказанной корректировки представлен, при этом Органом регулирования не отражен анализ исполнения инвестиционной программы за 2018 год.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2020 год, а также Пояснениях, Министерством не отражен анализ исходных данных для расчета корректировок в нарушение п. 23 Правил № 1178.

Органом регулирования дополнительно учтена величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов в сумме 106 885,89 тыс. руб. При этом, Министерство в Пояснениях отмечает, что в экспертном заключении величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов отражена некорректно. Корректные затраты, по утверждению Органа регулирования равны 132 774,56 тыс. руб., и, согласно Пояснениям, состоят из следующих сумм:
1. Величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов неисполнения ремонтной программы за предшествующий период в размере (-) 245 252,13 тыс. руб.

2. Затраты на покупку потерь электрической энергии, не учтенные в тарифах 2019 года, в размере (+) 101 345,26 тыс. руб.
3. Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) за 2018 г., связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение в размере (+) 81 916,31 тыс. руб.

 

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что итоговый расчет величин распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых (включаемых) необоснованных (обоснованных) доходов и расходов, исходя из представленных Органом регулирования составляющих, равен (-) 61 990,56 тыс. руб. ((-) 245 252,13 + 101 345,26 + 81 916,31), что отличается от суммы, предлагаемой Министерством к учету (132 774,56 тыс. руб.).

На основании вышеизложенного Органу регулирования необходимо:

- представить экономическое обоснование вышеуказанных сумм расходов в соответствии с п. 23 Правил № 1178 для расчета величины «сглаживания»;

- произвести и отразить анализ фактического исполнения инвестиционной программы Общества за 2018 год;

- отразить анализ составляющих для расчета корректировок НВВ в соответствии с Методическими указаниями № 98-э.

2021 год.

Органом регулирования рассчитаны и учтены корректировки в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э.

При этом Министерством не отражен анализ исходных данных для расчета корректировок в нарушение п. 23 Правил № 1178.

В представленных Органом регулирования Пояснениях необходимый анализ также отсутствует.

На основании вышеизложенного, Министерству необходимо отразить анализ исходных данных для расчета корректировок на 2021 год в соответствии с п. 23 Правил № 1178.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство тарифной политики Красноярского края нарушившим положения пунктов 5, 7, 20, 26, 27, 28, 29, 40 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пунктов 6, 10 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э .

2. Органу исполнительной власти Красноярской края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.03.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Красноярская региональная энергетическая компания» в сумме 61 032,00 тыс. руб., по статье затрат: «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» на 2020 и 2021 годы.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Красноярская региональная энергетическая компания» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов» на 2021 год;

- «Сырье и материалы» на 2021 год;

- «Ремонт основных средств» на 2021 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2021 год;

- «Другие подконтрольные расходы» на 2021 год;

- «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» на 2020-2021 годы;

- «Оплата налогов на прибыль, имущество и иных налогов» на 2018-2021 годы;

- «Амортизация основных средств» на 2018-2021 годы;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2021 год;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2018-2021 годы;

- «НВВ на оплату технологического расхода электроэнергии (потерь)» на 2021 год;

- «Корректировки НВВ» на 2018-2021 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Красноярская региональная энергетическая компания» 2021 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки АО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Красноярская региональная энергетическая компания», установленной на 2022-2024 годы.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала АО «Красноярская региональная энергетическая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1022401628920