Предписание №СП/43202/24 ПРЕДПИСАНИЕ Управлению госрегулирования цен и тарифов Респуб... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 мая 2024 г. г. Москва


 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (приказ Адыгейского УФАС России от 11.01.2024 № 4/24, Акт проверки Адыгейского УФАС России от 09.02.2024 № 1), а также возражения в отношении Акта проверки, в ходе которой обнаружены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Адыгейского УФАС России от 11.01.2024 № 4/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

В рамках исполнения своих полномочий Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (далее – Управление, Орган регулирования) приказом от 20.12.2023 № 254-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на 2024 год и на период 2025-2028 годов» в отношении филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» (далее также – Общество, Филиал, регулируемая организация) были установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2024 год согласно таблице:

Наименование

Период действия

В среднем за 2024 год

с 01.01.2024 по 30.06.2024

с 01.07.2024 по 31.12.2024

рублей за Гкал

Заявленный тариф филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети»

3362,80

3053,89

3801,93

Предложенный тариф УГРЦТ

2628,47

2522,18

2767,84

корректировка

рублей за Гкал (+;-)

-734,33

-531,71

-1034,09

% (+;-)

-21,84

-17,41

-27,20

Для системы централизованного теплоснабжения на горячее водоснабжение:

Наименование

Период действия

В среднем за 2024 год

с 01.01.2024 по 30.06.2024

с 01.07.2024

по 31.12.2024

рублей за Гкал

Заявленный тариф филиалом АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети»

3574,49

3242,90

4035,02

Предложенный тариф УГРЦТ

2638,92

2522,18

2767,84

корректировка

рублей за Гкал (+;-)

-935,57

-720,72

-1267,18

% (+;-)

-26,17

-22,22

-31,40

По расчетам Управления, необходимая валовая выручка Филиала (далее – НВВ), определенная при установлении тарифов на 2024 год, составила: 952 109,47 тыс. руб., расходы на топливо – 467 059,15 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела Филиала 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение № 26-Т/2023 Управления об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, горячую воду для Общества на 2024 год и на период 2024-2028 годов от 13.12.2023 (далее – Экспертное заключение), возражения Органа регулирования от 06.03.2024 №05-01/73/1 (далее – Возражения), и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент № 163), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В нарушение вышеуказанных положений Правил № 1075 и Регламента № 163 представленное Экспертное заключение не содержит выводы экспертов относительно экономической обоснованности учтенных расходов, порядка их учета, а также причин (по отдельным статьям) отклонений от заявленных организацией расходов.

В Экспертном заключении отсутствуют указания на экономические параметры, учтенные при установлении тарифов и фактически сложившиеся за предшествующие расчетные периоды регулирования.

Кроме того, Экспертное заключение не содержит анализа договоров на предмет их заключения по результатам торгов (без проведения торгов) в соответствии с принятым и действующим у Филиала Положением о закупочной деятельности, планом-графиком закупок, а также проверки аффилированности контрагентов.

В соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) и обоснованности фактических значений расходов (цен) и при отсутствии договоров, заключенных в результате проведения торгов, органу регулирования надлежит проводить анализ рыночных цен в соответствующем субъекте Российской Федерации или сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации.

При отсутствии сведений о проведенных торгах на закупку товаров и услуг в Экспертном заключении отсутствует оценка и анализ принятых цен на соответствие рыночным, а также отсутствует перечень договоров, по которым регулируемой организации необходимо было осуществить закупку путем проведения электронного аукциона и которые не были приняты к учету и (или) приняты к учету на основании вышеизложенного с оценкой и анализом на соответствие рыночным ценам, сложившимся в регионе.

ФАС России установлено, что в Экспертном заключении отсутствует перечень обосновывающих документов, представленных регулируемой организацией, не отражен анализ данных документов, что не соответствует требованиям пункта 29 Правил № 1075 и пунктам 28, 29, 31 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, Органу регулирования при определении расходов, включаемых в необходимую валовую выручку регулируемой организации необходимо руководствоваться вышеизложенным.

 

2. Раздельный учет

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Как отражено в пункте 12 Основ ценообразования № 1075, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения:

- производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

- производство теплоносителя;

- передача тепловой энергии и теплоносителя и др.

Предметом деятельности Общества согласно ОКВЭД является:

- 35.30.14 производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- 35.11 производство электроэнергии;

- 35.13 распределение электроэнергии;

- 35.30.2 передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.3 распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 36.00.1 забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- 36.00.2 распределение воды для питьевых и промышленных нужд и др.

В соответствии с Возражениями Органа регулирования в документах, представленных Филиалом на установление тарифов на тепловую энергию, сведения о доходах и расходах, не распределены дифференцировано по указанным регулируемым видам деятельности, а заявлены в совокупности общими суммами.

При условии отсутствия необходимых материалов и сведений Управление самостоятельно не может рассчитать и разделить расходы дифференцировано приходящиеся на производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии, соответственно не представляется возможным и определение необходимой валовой выручки раздельно по видам деятельности.

Кроме того, пункт 29 Правил № 1075 не содержит прямого указания об отражении в экспертном заключении информации о доходах и расходах разделенных и распределенных по видам деятельности.

Пунктом 11 Основ ценообразования № 1075 установлено, что раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ у АО «Автономная теплоэнергетическая компания» (ИНН 2312054894) имеется 9 филиалов (в том числе «Майкопские тепловые сети» (г. Майкоп), «Тимашевские тепловые сети» (г. Тимашевск), «Абинские тепловые сети» (г. Абинск), «Гулькевичские тепловые сети» (г. Гулькевичи), «Новороссийские тепловые сети» (г. Новороссийск), «Краснодартеплоэнерго» (г. Краснодар) и др.).

Таким образом, Органу регулирования надлежит анализировать ведение АО «АТЭК» раздельного учета дохода и расходов в том числе по Филиалу, дифференцировать доходы и расходы по системам теплоснабжения с учетом того, что АО «АТЭК» осуществляет деятельность по теплоснабжению на различных территориях (г. Краснодар, г. Новороссийск, г. Майкоп, г. Абинск и др.), а также иные нерегулируемые виды деятельности (ремонт электронного и оптического оборудования, обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей, строительство местных линий электропередачи и связи, производство земляных и электромонтажных работ и др.).

В нарушение пунктов 10, 11, 12 Основ ценообразования № 1075 в представленных Управлением материалах раздельный учет объема тепловой энергии не отражен, ссылки на приказ Филиала об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2024 год, предусматривающей раздельный учет по видам регулируемой деятельности, в материалах дела отсутствует.

 

3. Расходы на топливо

В соответствии с Экспертным заключением вид используемого топлива Обществом – природный газ (99,78 %), уголь (0,22 %).

Расходы на топливо определены на 2024 год в размере 467 059,15 тыс. руб.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Объем отпуска тепловой энергии ( )

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний № 760-э.

Объем полезного отпуска тепловой энергии принят органом регулирования в размере 361 854,99 Гкал.

Схема теплоснабжения МО «Город Майкоп», утвержденная постановлением администрации МО «Город Майкоп» от 26.06.2014 № 433, по состоянию на дату установления тарифов на тепловую энергию на 2024 год не актуализирована.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО «Город Майкоп», утвержденная постановлением администрации МО «Город Майкоп» от 30.12.2016 № 1221 (в редакции постановления администрации МО «Город Майкоп» от 04.07.2022 № 634) не содержит необходимой информации о полезном отпуске тепловой энергии.

Таким образом, при расчете объема полезного отпуска на 2024 год ввиду отсутствия в комплексной программе значений полезного отпуска и актуализации схемы теплоснабжения, Органом регулирования указанные НПА не применялись.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 760-э при отсутствии в схеме теплоснабжения либо в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний №760-э и Основами ценообразования № 1075.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075 при отсутствии в схеме теплоснабжения либо программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

В соответствии с Экспертным заключением и Возражениями на Акт проверки Управлением при расчете тарифов на тепловую энергию определен объем полезного отпуска на основании расчета нагрузок потребителей тепловой энергии по укрупненным показателям с учетом средней фактической температуры наружного воздуха отопительного периода за последние 5 лет, а также с учетом количества потребителей и норматива расхода горячей воды на каждого потребителя (средневзвешенного для потребителей, имеющих приборы учета по факту базового периода и норматива, установленного для населения при отсутствии приборов учета) согласно пункту 18 Методических указаний № 760-э.

Орган регулирования отмечает, что для Филиала объем полезного отпуска тепловой энергии был определен аналогичным способом на период 2016-2028 гг. Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 26.04.2018 № 24-АПГ18-3 данный подход Органа регулирования признан правомерным.

ФАС России обращает внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2018 № 7 внесены изменения в Основы ценообразования № 1075, в частности, введен пункт 22(1), в соответствии с которым расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

В соответствии с Экспертным заключением, исходя из структуры полезного отпуска тепловой энергии Общества, удельный вес, приходящийся на население, составляет 70,96%, на бюджетных потребителей – 22,98 %, на прочих потребителей – 6,06 %.

ФАС России отмечает, что принципы формирования органами регулирования расчетных объемов отпуска тепловой энергии, определенные пунктом 18 Методических указаний № 760-э, предусматривают анализ статистических данных.

Таким образом, порядок формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии предусматривает анализ органом регулирования фактических данных об объеме полезного отпуска тепловой энергии.

Анализ статистической фактической отчетности Филиала по форме № 46-ТЭ за 2020-2022 годы в Экспертном заключении и Возражениях на Акт проверки не отражен.

Кроме того, отчеты по формам № 46-ТЭ (полезный отпуск), утвержденным приказом Росстата от 23.12.2016 № 848, в отношении Общества, отсутствуют в единой информационно-аналитической системе (ЕИАС).

Орган регулирования соответствии с пунктом 20 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента № 163 при анализе фактических данных был вправе направить запрос о предоставлении дополнительных сведений для объективного принятия величины объема полезного отпуска тепловой энергии с учетом положений пунктов 22, 22 (1) Основ ценообразования № 1075, пунктов 9, 18, 21, 22 Методических указаний №760-э.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении, приложениях к нему и Возражениях на Акт проверки отсутствует расчет объемных показателей полезного отпуска тепловой энергии потребителям на основе динамики за 3 предыдущих периода регулирования, проведенный органом регулирования в соответствии с пунктом 9, 9.1 Методических указаний № 760-э (для 2024 года –2022, 2021, 2020).

Таким образом, показатели объемов полезного отпуска тепловой энергии потребителям на 2024 г. приняты Органом регулирования без достаточного экономического обоснования.

Учитывая изложенное, Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея необходимо провести дополнительный анализ данной подстатьи затрат в соответствии с пунктами 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075, пунктом 9, 18, 22 Методических указаний № 760-э, с учетом фактических данных за последние 3 года, отраженных в статистической отчетности. Указанный анализ, обоснование и соответствующие расчеты подлежат отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов № 1075. По результатам проведенного дополнительного экономического анализа полезного отпуска на 2024 год Органу регулирования, в случае необходимости, также надлежит пересмотреть статьи затрат, определяемые на основании балансовых показателей (расходы на топливо, энергетические ресурсы).

Плановая (расчетная) цена на топливо (ЦТi,j)

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Филиал осуществляет закупку газа у единственного гарантирующего поставщика ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» по прямому договору.

ФАС России установлено, что расчетная плановая цена на топливо (природный газ) определена Органом регулирования исходя из утвержденных оптовых цен на природный газ (приказ ФАС России от 28.11.2023 № 910/23), размера платы за снабженческо-сбытовые услуги (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22), оказываемые потребителям газа (ПССУ), тарифов на услуги по транспортировке газа (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22). Рост размера платы за снабженческо-сбытовые услуги с 1 июля 2024 года Органом регулирования не предусмотрен. Данный подход Управления соответствует действующему законодательству.

Также Филиал использует в качестве топлива уголь, закупка которого осуществляется по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на организационных торгах открытым конкурсом.

В затраты принято расчетное количество угля, необходимое для выработки тепловой энергии, в размере – 325,28 тонн. Объем рассчитан с учетом удельного расхода топлива, определенного по режимным картам котлоагрегатов, работающих на угле, в размере 242,4 кг.у.т/Гкал, а также теплоты сгорания в размере 4990 ккал/м3 (калорийный эквивалент 0,7128626).

Согласно Экспертному заключению средневзвешенная цена на уголь определена органом регулирования в размере 8 605,76 руб./т.

Цена на уголь при расчете принята на основании представленных Филиалом сведениях о фактически сложившейся стоимости за 1 квартал 2023 года с учетом предстоящего повышения цен.

ФАС России отмечает, что источники цен, перечисленные в пункте 28 Основ ценообразования № 1075, упорядочены по приоритету применения и используются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.

В связи с отсутствием государственного регулирования цен на уголь подпункт «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 в данном случае не применяется.

Согласно Возражениям Органа регулирования, при расчете расходов на топливо цены на уголь определены на основании пункта 28 Основ ценообразования № 1075. Согласно указанному пункту, цена определяется в определенном порядке.

ФАС России ежеквартально проводится мониторинг информации, связанной с фактически сложившимися ценами покупки и объемами потребления топлива. По итогам за 1 квартал 2023 года Филиалом в адрес Управления представлен отчет WARM.TOPL.Q1.2023.EIAS «Информация о фактически сложившихся ценах и объёмах потребления топлива по итогам 3 месяцев 2023 года». Согласно данного отчета фактически сложившаяся цена на уголь составляет 8 367,08 руб./т. В связи с тем, что закупка угля Филиалом в 2023 году не производилась, указанная цена осталась актуальной по состоянию за 9 месяцев 2023 года, что также подтверждается отчетом WARM.TOPL.Q3.2023.EIAS «Информация о фактически сложившихся ценах и объёмах потребления топлива по итогам 9 месяцев 2023 года». Указанные отчеты Управлением ежеквартально направляются в ФАС России посредством ФГИС ЕИАС ФАС России.

Таким образом, с учетом того, что цены на уголь нерегулируемые и в условиях постоянного роста цен, опережающего темпы роста согласно индексам-дефляторам, Управлением при расчете расходов на уголь принята цена фактическая и наиболее актуальная на момент выполнения расчетов по установлению тарифов на тепловую энергию для Филиала на 2024 год.

Цена на уголь, указанная в Экспертном заключении в размере 8 605,76 руб./т, является среднегодовой, что так же видно из расчета, представленного Управлением документа в формате Excel на листе «Расчет 6.1 Топливо».

При расчете расходов на уголь Управлением использована цена (без НДС):

- на первое полугодие в размере 8 367,08 руб./т;

- на второе полугодие в размере 8 902,57 руб./т, с учетом индекса-дефлятора на уголь на 2024 год в размере 106,4%, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Между тем, ФАС России отмечает, поскольку договор на поставку угля на 2024 год, заключенный по результатам торгов, в адрес Органа регулирования не представлены, у Управления отсутствовали основания для применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 в части использования установленной в договоре цены.

Согласно подпункту «в» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 органу регулирования надлежит использовать динамику цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Расчет расходов на 2024 год, произведенный органом регулирования исходя из данных за 1 квартал 2023 года, проиндексированных на индекс потребительских цен, является экономически необоснованным и противоречит пункту 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) и обоснованности фактических значений расходов (цен) при отсутствии договоров, заключенных в результате проведения торгов, органу регулирования надлежит проводить анализ рыночных цен в соответствующем субъекте Российской Федерации или сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации.

Соответствующий анализ в Экспертном заключении отсутствует.

Таким образом, учтенная цена на уголь подлежит дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью предписания. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо (уголь) для Филиала на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, отразив его результаты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея нарушившим пункты 10, 12, 22, 22(1), 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 9, 9.1, 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на 2024 год.

2. Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» (в части расходов на топливо) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания Управлению государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея в срок до 01.07.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» 2024 года, пересмотреть величину необходимой валовой выручки на 2024 год, а также пересмотреть (установить) тарифы в сфере теплоснабжения на 2024 г., обеспечив введение в действие тарифы с 01.07.2024 в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. Органу исполнительной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для филиала АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея
ИНН 0105061113, ОГРН 1100105001370
Адыгейское УФАС России
ИНН 0105019739, ОГРН 1020100702038