Решения по тарифам №СП/54989/19 РЕШЕНИЕ от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул.Мира, 104, г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, Тюменская область, 628007

rst@admhmao.ru

АО «Юганскводоканал»

г. Нефтеюганск, 7 мкр., строение 57, 628307

Для сведения:

УФАС по ХМАО

ул. Мира, д.27, г. Ханты-Мансийск, 628012

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» июня 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее —Комиссия), в составе:

председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - заместителя руководителя ФАС России;

членов Комиссии:

Юдиной Ю.В. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Киселева Е.Ю. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Федякова А.С. - заместителя начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

Токар В.В. - заместитель начальника отдела тарифного регулирования Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

Смердова А.А. - заместителя начальника отдела Правового управления ФАС России;

рассмотрев разногласия по заявлению АО «Юганскводоканал» (далее — Заявитель, регулируемая организация, ОА «ЮВК», (исх. от 01.03.2019 № 378/04,  вх. от 11.03.2019 № 39532/19), возникшие с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее — Орган регулирования, РСТ, РСТ - Югры) по вопросу установления тарифов на водоотведение на 2019-2023 годы, в присутствии на заседании Комиссии представителей АО «Юганскводока-нал»: генерального директора Анисимова А.Г., заместителя генерального директора Орлова В.Б., исполняющего обязанности начальника планово-технического отдела Щеблыкиной Е.В., ведущий экономист планово-экономического отдела Рябовой Е.П., и представителя Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры первого заместителя руководителя Власова А. В.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление АО «Юганскводоканал» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном на разногласия в ФАС России заявлении регулируемая организация указывает на то, что органом регулирования на 2019 год тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) установлен на уровне ниже экономически обоснованного.

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сферах водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 06.12.2018  № 79-нп «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2019-2023 годы».

Приказом Региональной службы по тарифам ХМАО - Югры от 06.12.2018 № 79-нп установлены тарифы методом индексации на 2019 - 2023 гг. на водоотведение в размерах: на 1 полугодие – 39,03 руб./куб. м. без НДС, на 2 полугодие – 39,81 руб./куб. м. без НДС (средний за год – 39,42 руб./куб. м. без НДС).

По мнению регулируемой организации, экономически обоснованный среднегодовой тариф в части оказываемых услуг водоотведения должен составлять 154,16 руб./куб. м. без НДС.

Заявитель считает, что утверждённые РСТ тарифы на 2019 год экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2019 года, в части оказываемых услуг водоотведения – 313 934,77 тыс. руб., по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды» в размере – 371 703,26 тыс. руб.; «Экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования» – 65 240,0 тыс. руб.; «Недополученные доходы прошлых периодов регулирования» – 40 309,31 тыс. рублей.

Таким образом, Заявитель считает, что утверждённые РСТ тарифы на 2019 год экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2019 года, в части оказываемых услуг водоотведения в сумме 313 934,77 тыс. руб.

Наряду со стоимостными показателями АО «Юганскводоканал» оспаривается величина объемов реализации услуг по водоотведению, установленная оспариваемым решением объем принятых сточных вод (водоотведение) 7 140,80 тыс. куб. м. Величина принятых сточных вод, которую Заявитель считает экономически обоснованной на 2019 год составляет 6 164,0 тыс. куб. м., то есть со снижением от утвержденной  на 976,80 тыс. куб. м.

1. Объемы реализации услуг (принятых сточных вод).

На досудебное урегулирование спора в ФАС России АО «Юганскводоканал» объём реализации услуг водоотведения заявлен на уровне 6 164,0 тыс. руб., в то время как органом регулирования при установлении тарифов на 2019 год объёмы реализации услуг для АО «Юганскводоканал» учтены по водоотведению на уровне 7 140,80 тыс. куб. м.

Согласно письменным пояснениям АО «Юганскводоканал» объем принятых сточных вод на 2019 год рассчитан РСТ - Югры без учета фактического объема принятых сточных за предыдущий период регулирования, то есть без учёта ежегодно сложившейся тенденции к снижению объёмов реализации услуг, указывая на то, что фактический объем водоотведения АО «Юганскводоканал» за 2014-2017 гг. значительно ниже планового.

Анализ динамики изменения фактических объемов принятых сточных вод за последние 4 года свидетельствует о снижении объёмов с 6 647,055 тыс. куб. м. до 6 326,246 тыс. куб. м.

Расчет объемов реализации услуг водоотведения АО «ЮВК» произведен в соответствии пунктами 29 Основ ценообразования № 406 и пунктами 4 и 8 Методических указаний № 1746-э на основании фактических показателей реализации, отраженных в статистических формах № 22-ЖКХ и № 1-канализация.

Согласно письменным пояснениям Органа регулирования, при расчете тарифа на оказываемые услуги водоотведения на 2019 год расчет объемов реализации услуг АО «ЮВК» также производился в соответствии пунктами 29 Основ ценообразования и 4 и 8 Методических указаний № 1746-э. При этом различия в расчетах, как указывает РСТ сложились ввиду сопоставления (сравнения) органом регулирования фактических показателей объемов принятых сточных вод с объемами реализации оказываемых услуг с 2014 по 2017 гг.

Объем перекачанных очищенных сточных вод, принятый РСТ Югры при установлении тарифов на 2017 год установлен в размере 9 344,12 тыс. куб. м, что незначительно превышает фактические показатели на на 517,69 тыс. куб.м. или на 5,9 %.

В конце 2017 года комиссией в составе представителей РСТ Югры, Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администрации города Нефтеюганска и АО «ЮВК» был проведен осмотр оборудования, приборов учета сточных вод журналов показаний приборов учета на производственных мощностях, используемых для оказания услуги.

В результате проверки было выявлено, что поступление сточных вод на объекты канализационно - очистных сооружений (далее - КОС) не фиксируется приборами учета. Выборочная проверка показаний приборов учета на сбросе очищенных сточных вод, на выпусках с объектов КОС-12 и КОС-25 показала достоверность объемных показателей за 10 месяцев 2017 года в журналах учета в размере 7 303,96 тыс.куб.м (в пересчете на год - 8 764,75 тыс. м3). Также средние значения на сбросе очищенных сточных вод, согласно значениям, отраженным в журналах регистрации КОС-12, КОС-25 подтверждают по мнению органа регулирования достаточность мощности КОС-25 для функционирования системы водоотведения г. Нефтеюганск. Орган регулирования также отмечает, что схемой водоснабжения, водоотведения муниципального образования г. Нефтеюганск на период с 2014 до 2028 года, утвержденной постановлением Администрации города Нефтеюганска от 22.12.2014 № 1472-п (далее- Схема), также не предусмотрена необходимость одновременного функционирования КОС-12 и КОС-25.

Вместе с тем, РСТ Югры был произведен расчет объема реализации услуг за 2017 год на основании данных о фактических расходах на электроэнергию за 2017 год с использованием расчетного показателя удельного расхода электроэнергии, рассчитанного исходя из объема очищенных сточных вод (по насосному оборудованию) и объема электроэнергии по представленным Обществом актам сверки с энергоснабжающими организациями.

Объем услуг по водоотведению на 2019 год органом регулирования принят аналогично принципу определения в 2017 году исходя из потребления электрической энергии на перекачке и очистке сточных вод за 2017 год.

Также органом регулирования были сопоставлены плановые и фактические объемы принятых и очищенных сточных вод. Исходя из проведенного анализа и сопоставления имеющихся данных согласно Акту проверки осмотра показаний приборов учета от 10.11.2017 года РСТ считает объем, принятый по водоотведению на 2019 год на уровне 7 140,8 тыс. куб. м, экономически обоснованным.

В материалах, представленных на рассмотрение разногласий в ФАС России, АО «ЮВК» представлены формы федерального статистического наблюдения за 2014-2017 годы: Форма № 1 — канализация «Сведения о работе канализации», Форма № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций», выписка счета 90, а также расчет объема реализации услуг водоотведения на 2019 год, выполненный согласно требованиям Методических указаний № 1746-э.

Исходя из сложившейся динамики за 2014 - 2017 годы АО «ЮВК» прослеживается тенденция к снижению фактических объемов реализации услуг как по водоснабжению, так и водоотведению, а также к ежегодному отклонению фактических показателей от плановых, что в свою очередь указывает на возможность возникновения у АО «ЮВК» недополученных доходов.

Анализируя фактические данные по объемам реализации услуг водоотведения 2018 года к 2014 году у АО «ЮВК» наблюдается тенденция к снижению на 4,8 %. Наряду со снижением объемов водоотведения, согласно статистическим данным в г. Нефтеюганске в 2014 и 2015 году наблюдается снижение численности населения, в 2018 году прирост численности населения к 2014 году составил менее 1 %.

Согласно пункту 4 Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 1746 объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1) и (1.1).

В случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет. Темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется аналогично расчёту объёма отпуска воды в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Пунктом 9 Методических указаний № 1746-э определено, что в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

В рамках рассмотрения разногласий ФАС России произведен расчет объемов реализации услуг в соответствии с пунктами 4 и 8 Методических указаний № 1746-э согласно формулам (1) и (1.1).

Согласно сведениям, отраженным в статистической отчетности № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» и № 1-канализация за 2014-2017 гг., объем фактически пропущенных сточных вод составил 6 647,06 тыс. куб. м., 6 742,735 тыс. куб. м., 6 452,171 тыс. куб.м. и 6 325,25 тыс. куб. м. соответственно.  

В этой связи, поскольку органом регулирования объёмы реализации услуг при расчёте тарифов для АО «ЮВК» на 2019 год принимались в нарушение требований законодательства Российской Федерации, а именно Основ ценообразования № 406, а также Методических указаний № 1746-э, ФАС России самостоятельно произведён расчёт объёмов реализации услуг за предшествующие периоды исходя из сведений, подтверждённых формами федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ, по итогам которого объёмы реализации услуг сложились на уровне по водоотведению – 6 133,73 тыс. куб. м.

Так как АО «Юганскводоканал» на момент установления тарифов в орган регулирования, а также в ФАС России на досудебное урегулирование самостоятельно заявлены объёмы реализации услуг на уровне выше полученных ФАС России по итогам расчётов, Комиссия ФАС России считает целесообразным требования АО «Юганскводоканал» по снижению объёмов реализации услуг водоотведения признать обоснованными на уровне, заявленном регулируемой организации, а именно по водоотведению на уровне 6 164,0 тыс. куб. м. (пересчитав взаимозависимые от объёмов реализации услуг статьи затрат соответственно).

2. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

На разногласия в ФАС России АО «ЮВК» по данной статье затрат представлен расчет фонда оплаты труда на 2019 год в котором дополнительно заявлена численность персонала в размере 44,33 штатных единиц.

Также АО «ЮВК» оспаривается величина учтенной органом регулирования заработной платы персонала, расчет которой произведен регулируемой организацией согласно утвержденному на предприятии штатному расписанию, Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ Российской Федерации на 2017 - 2019 года (от 16.03.2017), коллективному договору ОАО «Юганскводоканал» (от 30.12.2016), положению об оплате труда, утвержденному протоколом Совета директоров ОАО «Юганскводоканал» от 02.03.2017 № 69.

Таким образом, величина фонда оплаты труда по заявке регулируемой организацией составила 371 703,26 тыс. руб., в свою очередь органом регулирования расходы по фонду оплаты труда (далее - ФОТ) учтены в сумме 163 317,80 тыс. руб. В этой связи разногласия составляют 208 385,5 тыс. руб.

Потребность в дополнительной численности персонала обусловлена вводом в действие (в эксплуатацию) КОС – 50 (далее – КОС - 50). Также АО «ЮВК» отмечает, что численность персонала органом регулирования была занижена, в том числе в первом долгосрочном периоде регулирования 2016 - 2018 гг. В этой связи при вводе в эксплуатацию новых объектов, неучёт органом регулирования заявленной АО «ЮВК» численности персонала приведет к нарушению технологического процесса в результате нехватки персонала.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения (далее – ОТС); параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

В отзыве на заявление АО «ЮВК» о досудебном споре (от исх. 25.03.2019 № 24-Исх-1191 вх. от 11.04.2019 № 63169/19) Орган регулирования отмечает, что расчет фонда оплаты труда персонала, задействованного на водоотведении, произведен в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406.

Дополнительно отмечаем, что в 2016 году на основании договора аренды от 08.08.2016 № 13/16 Обществу во временное пользование переданы объекты муниципальной собственности в составе объекта «Канализанционно - очистные сооружения производительностью 50 000 куб. м/сут. в г Нефтеюганске», 1 этап строительства и ввода в эксплуатацию производственных мощностей на 25 000 куб.м/сут.

При этом АО «ЮВК» обслуживает одновременно два объекта очистных сооружений. Орган регулироания отмечает, что фактический объем очищенных сточных вод за 2017 год, а также заявленный Обществом на 2019 год, свидетельствует о том, что для очистки принимаемых сточных вод достаточно очистных сооружений с мощностью от 22,6 до 24,2 тыс. куб. м в сутки.

На 2019 год Обществом заявлена численность персонала в целом по водоотведению на уровне 276,02 ед. Анализируя фактическую численность за 2017 год согласно представленной АО «ЮВК» информации, органом регулирования выявлено несоответствие данных в разных источниках: по состоянию на 01.05.2018 - 226,07 ед.; по состоянию на 01.10.2018 - 236,01 ед.; по статистической форме № П-4 за полный 2017 год - 230,67 ед.

В этой связи РСТ на 2019 год принято решение по учету численности, задействованной на водоотведении, на уровне фактически сложившейся за 01.05.2018 и 01.10.2018. Таким образом РСТ численность персонала АО «ЮВК» для обслуживания исключительно КОС-12 и КОС-25 принята в размере 70,01 ед. По мнению органа регулирования, указанная численность является достаточной в сравнении с другими предприятиями, осуществляющими аналогичные виды деятельности.

В ФАС России на досудебное урегулирование спора в обоснование заявленной позиции представлен расчет фонда оплаты труда (далее - ФОТ) по категориям персонала АО «Юганскводоканал» на 2019 год, свод ФОТ по цехам производства на 2019 год, расчет нормативной численности в соответствии с Приказом № 66, помесячный расчет тарифных окладов и часовых тарифных ставок, штатное расписание по ИТР и рабочим, положение об оплате труда работников ОАО «Юганскводоканал» от 02.03.2017, коллективный договор ОАО «Юганскводоканал» от 30.12.2016, и уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от 12.12.2010, форма статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2017 - 2018 гг.

Для обоснования потребности в дополнительной численности персонала по водоотведению АО «ЮВК» представлены документы, подтверждающие ввод в действие КОС (производительностью 50 000 куб. м /в сутки), разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2015 № 86-ru86304000-26-2015, договор – аренды от 08.08.2016, оборотно-сальдовая ведомость по счету 20.01. за 2018 год, в которой отражен учет расходов по КОС -50.

В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (прилагается) на 2017-2019 годы исходными данными для расчета фонда оплаты труда является расчет нормативной численности работников предприятия. АО «ЮВК» расчет численности персонала, задействованного на водоснабжении и водоотведении, произведен в соответствии с рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.99 № 66.

Штатное расписание рабочих и ИТР на 2019 утверждено генеральным директором АО «Юганскводоканал» А.Г. Анисимовым от 29.12.2018 № 747 (далее – Штатное расписание), в котором численность ИТР составляет 87 ед., рабочих - 453 ед. Плановая численность персонала АО «ЮВК» принята органом регулирования на основании статистических форм № П-4 по состоянию на 01.05.2018 и 01.10.2018. При сопоставлении данных согласно статистической отчетности по форме № П-4, № 1 - Канализация, и № 22-ЖКХ численность за 2015-2018 гг. составила от 400,7 - 446 ед. в год. В 2017 году численность персонала согласно форме № П-4 составила 422,1 ед., в том числе по водоотведению 230,67 единиц.

Численность персонала на 2019 год принята органом регулирования исходя из фактических данных двух месяцев 2018 года, которые не подтверждают полный сформировавшийся технологический цикл деятельности предприятия за год, в этой связи органу регулирования при расчёте численности персонала АО «ЮВК» на 2019 год необходимо было руководствоваться фактическими данными регулируемой организации за полный отчётный 2017 год.

Так как фактическая численность АО «ЮВК» 2017 года по оказываемым услугам водоотведения ниже численности, учтенной органом регулирования в 2019 году на 1,02 ед., ФАС России считает целесообразным отказать Заявителю в удовлетворении требований в части увеличения численности, снизив численность персонала АО «ЮВК» в части оказываемых услуг водоотведения на 1,02 ед. согласно фактическим данным регулируемой организации за 2017 год.

В части формирования средней заработной платы ФАС России было выявлено, что Органом регулирования средняя заработная плата АО «Юганскводоканал» на 2019 год принята с учетом показателей предшествующего периода, показателей других организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности, с учетом доведения до Отраслевого тарифного соглашения.

На 2019 год АО «ЮВК» заявлена заработная плата по всем категориям персонала от 73 495,24 руб. до 153 947,00 руб. (средняя заработная плата в размере 86,19 тыс. руб.).

РСТ на 2019 год принята заработная плата АО «ЮВК» по всем категориям персонала в размере от 39 433,79 руб. до 79 498,14 руб. (средняя заработная плата на 2019 год составила 45,12 тыс. руб.), что выше фактической средней заработной платы, сложившейся в АО «ЮВК» за 2017 год (42,03 тыс. руб.), на 7,4 %; выше средней заработной платы, рассчитанной РСТ Югры на 2018 год (43,01 тыс. руб.) на 4,9 %; и в 1,8 раза выше минимального размера оплаты труда, определенного Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 года в размере 11 280 руб. с учётом применения районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере 24 816,0 руб.

Кроме того, Органом регулирования представлен расчет фонда оплаты труда по организациям, осуществляющим аналогичный вид деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе Югры, среднемесячный размер заработной платы труда у которых варьируется от 37 840 руб. до 53 130 руб., в то время как средняя заработная плата, учтенная Органом регулирования на 2019 год для АО «ЮВК», составляет 45 120 руб., что свидетельствует о том, что средняя заработная плата персонала АО «ЮВК» учтена на уровне организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности в сопоставимых условиях.

Учитывая вышеизложенное, расходы на оплату труда на 2019 год приняты РСТ в размере 125 436,10 тыс. руб. исходя из фактического фонда оплаты труда АО «ЮВК» за 2017 год, увеличенного на индексы Прогноза социально-экономического развития на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее -ИПЦ).

Отчисления на социальные нужды приняты органом регулирования в размере 30,2 % от фонда оплаты труда в сумме 37 881,70 тыс. руб., с учетом страховых взносов (30 %) в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации и (0,2 %) в соответствии с представленным организацией уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

ФАС России справочно отмечает, что в рамках дополнительного запроса ФАС России от 10.06.2019 № СП/48377/19 регулируемой организацией представлено положение об оплате труда от 28.12.2018 (далее - Положение), подписанное генеральным директором АО «Юганскводоканал», согласно которому ставка первого разряда на 2019 год составила 7 525,00 рублей (пункт 1.4.1 раздела 1, Приложение 1), при этом в указанном положении не предусмотрен коэффициент дифференциации предприятия в размере 1,2.

Согласно положению об оплате труда от 02.03.2017, действующему до 28.12.2018, представленному регулируемой организацией в РСТ в период тарифной кампании 2019 года, ставка первого разряда составляла 6 047,1 тыс. руб. С учетом применения коэффициента дифференциации предприятия ставка первого разряда составляет 7 256,52 руб.

Исходя из вышеизложенного ФАС России не усматривает со стороны РСТ нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов при применении подхода по формированию средней заработной платы для персонала АО «ЮВК» на 2019 год, так как расчет ставки первого разряда на 2019 год АО «Юганскводоканал» запланирован на уровне 7 525,0 руб., что ниже ставки, закрепленной ОТС на 2019 год – 10 303,0 рублей.

Исходя из совокупности вышеуказанных доводов, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения средней заработной платы персонала АО «ЮВК».

В результате того, что АО «ЮВК» не представлено точной разбивки по специалистам (межразрядным коэффициентам) сумма расходов по фонду оплаты труда с учётом отчислений на социальные нужды, подлежащая к исключению в связи со снижением штатной единицы АО «ЮВК» на 1,02 ставки, составляет 718,995 тыс. руб.

3. Недополученные доходы прошлых периодов регулирования.

АО «Юганскводоканал» на разногласия в ФАС России по статье «Недополученные доходы» за 2017 год, в части оказываемых услуг водоотведения заявлена сумма в размере 40 309,31 тыс. руб.

Согласно представленным АО «Юганскводоканал» пояснениям от 05.06.2019 № 96337-ДСП /19 и от 28.05.2019 № 91199/19 при установлении тарифов на водоотведение РСТ на протяжении нескольких лет не учитывается ежегодное снижение объемов реализации объемов принятых сточных вод. На 2017 год по водоотведению РСТ Югры учтены объемы в размере 7 609,55 тыс. м3, фактически за 2017 год принято сточных вод от потребителей (абонентов) на уровне 6 326,25 тыс.куб.м, что на 1 283,30 тыс. м (или на 40 309,31 тыс. руб.) меньше, чем запланировано. Снижение объемов реализации оказываемых услуг связанно с переходом населения на расчеты по индивидуальным приборам учета, а также с тем фактом, что численность населения, рассчитывающегося по нормативам за услуги холодного водоснабжения, ежегодно снижается, что также ведет к снижению объемов реализации.

Согласно общим положениям Основ ценообразования № 406 недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Согласно представленной АО «ЮВК» и РСТ информации из бюджета г. Нефтеюганска в течение 2016-2018 годов для АО «ЮВК» были выделены субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению в размере 111 155,49 тыс. руб. (на водоотведение приходится 59 346,15 тыс. руб.) с целью погашения задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы и обязательные платежи (при этом сумма субсидии согласно Соглашениям от 22.12.2017 № 76-12/17-ОД, дополнительному соглашению от 29.12.2017 № 1 и от 03.05.2018 № 22-04/18-ОД, дополнительному соглашению № 1 от 22.06.2018 указана без разбивки по регулируемым видам деятельности).

При этом согласно выписке из протокола от 14 декабря 2017 года № 89 и доводам, изложенным в Экспертном заключении РСТ по установлению тарифов для АО «ЮВК» по водоотведению за 2017 год, органом регулирования недополученные доходы оценены РСТ Югры в размере 24 019,15 тыс. руб., но не приняты ввиду ограничения роста платы граждан.

Выручка от реализации услуг за 2017 год согласно представленной информации к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО «ЮВК» составила 198 402,37 тыс. руб. при планируемой РСТ Югры НВВ на 2017 года в сумме 238 711,68 тыс. руб., в связи с чем недополученные доходы по расчету АО «ЮВК» и заявленные на 2019 год составили 40 309,31 тыс. руб. При этом, аналогичные недополученные доходы, в предыдущие периоды регулирования Обществом не заявлялись.

АО «ЮВК» представлена пояснительная записка к отзыву РСТ Югры (исх. от 22.05.2019 № 943/04 вх. от 05.06.2019; исх. от 22.05.2019 № 944/04 вх. от 28.05.2019 № 91199/19) в которой даны пояснения относительно позиции РСТ о том, что недополученные доходы в предыдущий период регулирования не были заявлены АО «ЮВК». При этом регулируемая организация отмечает, что при корректировке тарифов на 2017 год АО «ЮВК» были заявлены недополученные доходы за 2015 год в размере по водоотведению - 26 694,94 тыс. руб. Согласно выписке из протокола заседания правления от 01.12.2016 № 79 РСТ не были приняты при установлении тарифов на 2017-2019 гг. ввиду непредставления подтверждающей информации, вопреки тому, что обосновывающие документы, подтверждающие фактические расходы, объемы реализации, показания приборов учета на очистке сточных вод, статистические формы № 22-ЖКЖ, № 2-ТП водхоз, оборотно-сальдовая ведомость по счету 90 все-таки предоставлялись в рамках тарифного дела.

Недополученные доходы, рассчитанные АО «ЮВК» по водоотведению за предыдущие 4 года осуществления регулируемого вида деятельности, составили в 2015 году — 26 694,94 тыс. руб., в 2016 году — 34 928,44 тыс. руб., 2017 году - 40 309,31 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что ввиду отсутствия информации о разделении по видам регулируемой деятельности предоставленных из бюджета субсидий средств, распределение определяется органом регулирования и АО «ЮВК» равными долями.

Также по сведениям АО «ЮВК», недополученные доходы за 2018 год, а также субсидии на их возмещение, выделенные из бюджета в 2018 году, будут учтены при корректировке тарифов на 2020 год в соответствии с Методическими указаниями № 1746 -э.

ФАС России проанализирован представленный АО «ЮВК» расчёт недополученных доходов, по итогам которого выявлено, что расчет недополученных доходов проведен не в соответствии (в разрез) с формулой 33 пунктом 91 Методических указании № 1746-э.

Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что при расчете расходов по статье «Электроэнергия» следует руководствоваться пунктом 64 Основ ценообразования № 406, который гласит о том, что расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При этом пунктом 15 Основ ценообразования № 406 и пунктом 12 Методических указаний № 1746-э предусмотрен учет недополученных доходов в связи с фактическим снижением планового объема отпуска услуг.

Необходимость корректировки параметра НВВ связана с разницей между установленными Органом регулирования и фактически сложившимся в регулируемой организации показателями отпуска услуг.

ФАС России отмечает, что АО «ЮВК» в заявлении о досудебном урегулировании спора не оспаривается величина всей корректировки НВВ, а только лишь заявлена необходимость возмещения недополученных доходов за 2017 год.

Исходя из вышеизложенного, с учётом наличия в материалах тарифного дела сведений, подтверждающих снижение объёмов реализации услуг водоотведения АО «ЮВК» в 2017 году, органу регулирования необходимо произвести расчёт недополученных доходов в соответствии с 33 формулой Методических указаний № 1746-э (с учетом учтённых органом регулирования операционных расходов, фактически сложившейся амортизации и разницы (экономии), сложившейся по статьям затрат, напрямую зависящим от изменения объемов оказываемых услуг, в том числе по расходам на электрическую энергию), по итогам которого учесть недополученные доходы, сложившиеся в АО «ЮВК» за 2017 год, в экономически обоснованном объёме в составе необходимой валовой выручки АО «ЮВК» на 2019-2020 гг., подробно отразив расчёт в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. Расходы на компенсацию экономически обоснованных и фактически понесенных, но ранее не учтенных органом регулирования в тарифах на водоотведение.

АО «Юганскводоканал» на разногласия в ФАС России заявлены фактически понесенные, но неучтенные органом регулирования расходы, а именно за 2016 год – 25 860,00 тыс. руб. и за 2017 год – 39 380,0 тыс. руб. Общая сумма заявленных АО «ЮВК» расходов по водоотведению составила 65 240,0 тыс. руб.

Заявленные АО «ЮВК» фактически понесенные, но неучтенные расходы по водоотведению возникли в результате ввода АО «ЮВК» в эксплуатацию в 2016 году объекта «Канализационно - очистные сооружения» производительностью 50 000 куб. м/сутки в г. Нефтеюганске. Первый этап строительства и ввода мощностей КОС осуществлен с учетом производительности в размере 25 тыс. куб. м. в сутки.

В расчете, представленном АО «ЮВК» в орган регулирования, данная сумма распределена на весь долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. (65 240 тыс. руб./5 лет = 13 048 тыс. руб.).

Ежегодно органом регулирования расходы прошлых периодов регулирования АО «ЮВК» принимаются (оцениваются) в качестве экономически обоснованных, но не учитываются по причине ограничения роста платы граждан, что подтверждается выписками из протоколов заседания правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 декабря 2016 года № 79, от 14 декабря 2017 года № 89).

Одновременно Орган регулирования указывает на то, что в течение 2016-2018 гг. для АО «ЮВК» из бюджета г. Нефтеюганска были выделены субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению в размере 111 155,49 тыс. руб. (на водоотведение приходится 59 346,15 тыс. руб.) с целью погашения задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы и обязательные платежи, а также возмещение недополученных доходов.

Так как сумма субсидий превысила заявленные АО «ЮВК» к дополнительному учёту в сумме 13 048,00 тыс. руб. затраты, органом регулирования указанные расходы не были рассмотрены и учтены при установлении тарифов на оказываемые услуги водоотведения для АО «ЮВК» на 2019 год.

На разногласия в ФАС России АО «ЮВК» для подтверждения понесенных, но неучтенных органом регулирования расходов за 2016 и 2017 годы представлены следующие документы: выписка из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 декабря 2018 года № 60; выписка из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 декабря 2017 года № 89; выписка из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 декабря 2016 года № 79; договор аренды № 13/16 от 08.08.2016 год; выписка из оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 за 2016 - 2018 год.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В ходе рассмотрения разногласий между АО «ЮВК» и органом регулирования ФАС России проанализированы вышеуказанные материалы тарифных дел за 2016-2018 гг., сопоставлены суммы субсидий на возмещение затрат по электрической энергии, тепловой энергии, расходных материалов на КОС-50, на финансовое обеспечение затрат, связанных с погашением задолженности за топливно-энергетические ресурсы 2016-2018 гг. и возмещение недополученных доходов.

Исходя из проведенного анализа по сопоставлению сумм субсидий, приходящихся на водоотведение в размере 59 346,15 тыс. руб., и понесенных, но неучтенных органом регулирования, экономически обоснованных затрат за 2016 - 2017 гг. в сумме 65 240,0 тыс. руб., размер экономически обоснованных расходов АО «ЮВК» за 2017 год составил 5 893,85 тыс. руб., что подтверждает недостаточность выделенных из бюджета финансовых средств для покрытия понесенных, но неучтенных расходов 2017 года.

Поскольку пунктом 15 Основ ценообразования № 406 предусмотрено распределение признанных органом регулирования экономически обоснованных средств не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, органу регулирования признанные к дополнительному учёту экономически обоснованные расходы за 2017 год средства в сумме 5 893,85 тыс. руб. необходимо учесть в составе необходимой валовой выручки АО «ЮВК» в 2019-2021 гг.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Юганскводоканал» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (исх. от 01.03.2019 № 378/04, вх. от 11.03.2019 № 39532/19) Комиссия ФАС России от 18.06.2019 № 1,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушившей при установлении тарифов на водоотведение АО «Юганскводоканал» на 2019 год пункты 15, 24, 29, 52 Основ ценообразования № 406, а также пункты 4, 8, 91 Методических указаний № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о рассмотрении разногласий между АО «Юганскводоканал» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (исх. от 01.03.2019 № 378/04, вх. от 11.03.2019 № 39532/19).

3. Предписать органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2019 (включительно):

- рассчитать тарифы с учетом объемов принятых сточных вод в размере – 6 164,0 тыс. куб. м. (пересчитав взаимозависимые от объемов реализации услуг статьи затрат соответственно);

- исключить из состава персонала АО «Юганскводоканал» по водоотведению 1,02 штатных единиц ;

- исключить из состава НВВ АО «Юганскводоканал» в части оказываемых услуг водоотведения 2019 года расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в размере 718,995 тыс. руб.

- дополнительно учесть экономически обоснованные, понесенные, но неучтенные органом регулирования расходы 2017 года, в размере 5 893,85 тыс. руб. в составе НВВ в части оказываемых услуг водоотведения АО «Юганскводоканал» на 2019 - 2021 гг.;

- провести анализ недополученных доходов АО «Юганскводоканал» за 2017 год, по итогам которых учесть их в экономически обоснованном объеме, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. Органу исполнительной власти Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.08.2019 принять решение и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоотведение в том числе долгосрочных параметров регулирования, установленных для АО «Юганскводоканал» на 2019 - 2023 гг. на основании требований, предусмотренных пунктом 3 резолютивной части настоящего решения с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

5. Об исполнении настоящего решения Органу исполнительной власти Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов по водоотведению для АО «Юганскводоканал» письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения об установлении цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 резолютивной части настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принималось решение, принятие которого предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для АО «Юганскводоканал» цен (тарифов) на водоотведение, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении АО «Юганскводоканал».

 

 

 

 

Председатель Комиссии _________________/С.А. Пузыревский

(подпись)

Члены Комиссии:

_________________/Ю.В. Юдина

(подпись)

_________________/Е.Ю. Киселев

(подпись)

_________________/А.С. Федяков

(подпись)

_________________/В.В. Токар

(подпись)

_________________/А.А. Смердов

(подпись)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны