Решения по тарифам №31/72234/20 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 21 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» августа 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Выборгтеплоэнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК, Орган регулирования) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> АО «Выборгтеплоэнерго» <...>, <...> АО «Выборгтеплоэнерго» <...>, <...> АО «Выборгтеплоэнерго» <...>, <...> отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения ЛенРТК <...>, <...> отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения ЛенРТК <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 740 от 05.03.2020; рег. № 44830/20 от 12.03.2020) о споре (разногласиях) между АО «Выборгтеплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «Выборгтеплоэнерго» и Органом регулирования по приказу ЛенРТК от 19.12.2019 № 544-п «О внесении изменений в приказ ЛенРТК от 20.12.2018 № 565-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию, горячую воду и теплоноситель, поставляемые АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2021 годы». Тариф на тепловую энергию на 2020 год установлен в следующих размерах:

- 1 полугодие 2020 года – 2 670,00 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2019 года – 2 729,45 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2020 год для АО «Выборгтеплоэнерго», составляет 2 198 504,54 тыс. руб. (рассчитанная исходя из объема полезного отпуска тепловой энергии – 815 399,96 Гкал).

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 2 834 293,40 тыс. руб.

Сумма разногласий по статьям затрат составляет 524 039,48 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Выборгтеплоэнерго» на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1.

Таблица 1. Величина разногласий между АО «Выборгтеплоэнерго» и ЛенРТК (тыс. руб.).

п/п

Наименование статьи затрат

Заявитель

Орган регулирования

Объем разногласий

1

Операционные расходы

 

 

52 237,98

1.1.

ФОТ ППП, относимый на производство тепловой энергии

172 479,08

167 408,13

5 070,95

1.2.

ФОТ ППП, относимый на передачу тепловой энергии

52 835,08

49 645,99

3 189,09

1.3.

ФОТ АУП, относимый на общехозяйственные расходы

110 627,24

66 649,30

43 977,94

2

Неподконтрольные расходы

 

 

132 341,26

2.1.

Расходы, относимые на производство тепловой энергии

 

 

121 804,42

2.1.1.

Арендная плата в отношении производственных объектов

22 153,05

2 562,02

19 591,03

2.1.2.

Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей

14 424,46

6 931,00

7 493,46

2.1.3.

Отчисления на социальные нужды ППП

52 088,68

50 557,26

1 531,43

2.1.4.

Амортизация основных средств (производственных объектов) без учета объектов инвестирования

130 700,78

62 666,89

68 033,89

2.1.5.

Амортизация непроизводственных объектов

7 465,56

0,00

7 465,56

2.1.6.

Расходы на обслуживание привлеченных средств по договорам займа и кредитным договорам

19 311,01

1 998,13

17 312,88

2.1.7.

Общехозяйственные расходы, относимые к неподконтрольным расходам

46 476,10

46 099,93

376,17

2.2.

Расходы, относимые на передачу тепловой энергии

 

 

10 536,84

2.2.1.

Отчисления на социальные нужды ППП

15 956,19

14 993,09

963,11

2.2.2.

Амортизация основных средств (производственных объектов) без учета объектов инвестирования

19 224,00

9 650,27

9 573,73

3.

Топливно-энергетические ресурсы, в том числе:

36 489,69

 

218 871,83

3.1.

Топливо

1 144 938,38

934 791,52

210 146,86

3.2.

Электроэнергия

158 895,94

150 170,97

8 724,97

4

Корректировка НВВ (выпадающие доходы)

120 588,40

0

120 588,40

 

ИТОГО

 

 

524 039,48

 

1. Операционные расходы

Регулируемой организацией заявлены требования о несогласии с величинами операционных расходов, принятыми органом регулирования на 2020 год по фонду оплаты труда производственного и административно-управленческого персонала. Объем разногласий составляет 52 237,98 тыс. руб. 

Заявитель считает необходимым принять на 2020 год расходы на фонд оплаты труда производственного и административно-управленческого персонала в размере индексированных в соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 760-э расходов, заявленных им на 2019 год.

Органом регулирования базовая величина операционных расходов, включающая расходы на оплату труда, была сформирована на 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования, которая при формировании тарифов на 2020 год была проиндексирована в соответствии с Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

При этом, АО «Выборгтеплоэнерго» отмечает в своем заявлении, что примененный ЛенРТК метод индексации соответствует Основам ценообразования № 1075 и Методическим указаниям № 760-э.

Согласно пункту 75 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктами 59 и 60 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Изменение уровня операционных расходов на индекс изменения количества активов осуществляется в порядке, установленном Методическими указаниями № 760-э с учетом зависимости текущих расходов регулируемой организации от количества эксплуатируемых производственных объектов.

Индекс эффективности операционных расходов определяется органом регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Для АО «Выборгтеплоэнерго» 2020 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования 2019-2021 гг. Таким образом, заявленные регулируемой организацией расходы, относящиеся к операционным (расходы на оплату труда производственного и административно-управленческого персонала), не пересматриваются в течение долгосрочного периода 2019-2021 гг.

На основании вышеизложенного, требования АО «Выборгтеплоэнерго» по пересмотру расходов на оплату труда на 2020 год не подлежат удовлетворению.

2. Неподконтрольные расходы

2.1. Статья «Арендная плата в отношении производственных объектов».

АО «Выборгтеплоэнерго» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Арендная плата в отношении производственных объектов» в размере 22 153,05 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2020 год учтены в размере 2 562,02 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 19 591,03 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены договоры аренды земельных участков и договоры аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью.

Органом регулирования были учтены только затраты на аренду земельных участков.

Анализ представленных в ФАС России договоров аренды АО «Выборгтеплоэнерго» представлен в таблице 2.

Таблица 2. Анализ представленных в ФАС России договоров аренды АО «Выборгтеплоэнерго».

п/п

Наименование арендодателя

договора аренды

Дата

Арендная плата в год (без НДС) по договорам аренды,

тыс. руб.

Учтено органом регулирования, тыс. руб.

1

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды муниципального имущества №166

14.04.2009

9 321,20

 

2

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды муниципального имущества №9001

01.06.2007

5 971,63

 

3

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №12-2014

19.02.2014

4,27

4,27

4

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №11-2014

19.02.2014

70,91

70,91

5

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №10-2017

27.01.2017

86,78

86,78

6

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №20-2017

04.05.2017

50,08

50,08

7

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №15-2018М

15.06.2018

11,34

11,34

8

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №16-2018М

15.06.2018

16,44

16,44

9

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №17-2018М

15.06.2018

8,22

8,22

10

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/4к-16

05.09.2016

178,00

178,00

11

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/7к-16

04.10.2016

198,00

198,00

12

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/9к-16

04.10.2016

204,00

204,00

13

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/10к-16

04.10.2016

97,00

97,00

14

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/13к-16

10.10.2016

194,00

194,00

15

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/14к-16

10.10.2016

163,00

163,00

16

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/5к-16

05.09.2016

117,00

117,00

17

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/8к-16

04.10.2016

112,00

112,00

18

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6750-07

23.03.2007

1,97

1,97

19

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №3734 (нежилое помещение)

02.06.2008

85,58

 

20

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №К-5099 (здание котельной)

13.11.2014

50,00

 

21

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №А-5143 (здание котельной)

29.12.2017

100,00

 

22

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №А-5157 (нежилое помещение)

30.01.2019

63,00

 

23

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №34-2018М (на участке котельная по договору имущества №9001)

17.12.2018

17,34

18,09

24

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №26-2016 (на участке котельная)

27.05.2016

71,26

71,26

25

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6532-07 (на участке здание лаборатории )

20.09.2007

9,88

10,48

26

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №20-2018 (на участке здание котельной по договору №166)

20.07.2018

18,31

18,31

27

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №12-2018 (на участке здание котельной по договору №166)

22.05.2018

30,94

30,94

28

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №27-2016 (на участке здание котельной)

27.05.2016

10,90

10,90

29

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №29-2015 (на участке здание котельной)

23.04.2015

40,01

40,01

30

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6574-07 (на участке здание котельной)

11.12.2007

125,55

125,55

31

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6210-067 (на участке здание гаража и убежище)

07.12.2006

21,81

21,81

32

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6533-07 (на участке мазутное хозяйство)

20.09.2007

214,98

214,98

33

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6531-07 (на участке здание склада)

20.09.2007

14,58

14,58

34

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6192-06 (на участке административное здание)

02.11.2006

34,59

34,59

35

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6530-076 (на участке ремонтный участок и диспетчерская служба)

20.09.2007

33,26

33,26

36

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №4275 (здание котельной)

29.05.2019

257,39

 

37

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №А-5162 (здание общественно-бытовое)

31.05.2019

50,00

 

38

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №А-5093 (здание котельной)

16.01.2014

50,00

 

39

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью №К-5094 теплотрассы 1984 г. постройки)

03.02.2014

940,00

 

40

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №08-2019 (на участке здание лаборатории)

05.04.2019

10,48

 

41

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №19-2019 (на участке здание котельной)

13.06.2019

189,28

189,28

42

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №20-2019 (на участке здание котельной)

13.06.2019

103,78

103,78

43

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №6000/9к-19

12.08.2019

46,00

46,00

44

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №16-2019М9 (на участке здание котельной)

17.06.2019

1,73

1,73

45

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №10-2019М (на участке здание котельной по договору №9001)

24.05.2019

1,72

1,72

46

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №11-2019М (на участке здание котельной по договору №9001)

24.05.2019

23,54

23,54

47

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №02-2019М (на участке здание котельной по договору №9001)

14.05.2019

1,13

1,13

48

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №03-2019М (на участке здание котельной по договору №9001)

25.03.2019

5,00

5,00

49

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №04-2019М (на участке здание котельной по договору №9001)

25.03.2019

13,12

13,12

50

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №05-2019М (на участке здание котельной по договору №9001)

25.03.2019

10,74

10,74

51

МО "Выборгское городское поселение"

договор аренды земельного участка №09-2019М (на участке здание котельной по договору №9001)

09.04.2019

8,20

8,20

ИТОГО 

19 409,96

2 562,02

договоры аренды земельных участков 

2 571,16

2 562,02

договор аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью  

16 838,80

 

 

Представленные в ФАС России договоры аренды нежилых помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью, не учтены органом регулирования поскольку отсутствует документальное подтверждение собственника имущества о понесенных им расходов на амортизационные отчисления и уплату налогов по принадлежащему ему имуществу.

При этом, ФАС России отмечает следующее:

- представленные договоры аренды муниципального имущества не содержат ни деление арендной платы на амортизационную и налоговую составляющие арендодателя, ни документы, подтверждающие, что собственник имущества понес указанные расходы; 

- согласно договору аренды муниципального имущества от 01.06.2007 № 9001 и дополнительным соглашениям к нему, перечень имущества, передаваемого в аренду, содержит не только объекты, относящиеся к теплоснабжению, но также объекты, относящиеся к сферам водоснабжения и водоотведения, отсутствует расчет арендной платы с разбивкой по видам деятельности.

Заявитель в дополнительных пояснениях, направленных в ФАС России письмом от 07.07.2020 № 2291 (рег. № 121589/20 от 14.07.2020), отмечает, что 26.02.2020 АО «Выборгтеплоэнерго» получило мнение Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительства Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области по расчету платежей арендной платы за муниципальное имущество, в котором указано, что арендная плата экономически обоснована. В ФАС России и ЛенРТК указанный документ регулируемой организацией не представлен.

Следовательно, требования АО «Выборгтеплоэнерго» по статье «Арендная плата в отношении производственных объектов» не подлежат удовлетворению.

2.2. Статья «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей».

АО «Выборгтеплоэнерго» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию затраты по статье «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» в размере 14 424,46 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 6 931,0 тыс. руб.

Разногласия составляют 7 493,46 тыс. руб.

Регулируемая организация в пояснительной записке к заявлению о разногласиях указывает, что в состав расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, предлагаемых к учету в составе НВВ на 2020 год, входят расходы, являющиеся объектом разногласий, представленные в таблице 3. 

Таблица 3. Разногласия по статье «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей», тыс. руб.

п/п

Статьи разногласий

Лен РТК

Заявитель

Величина разногласий

1.

Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов (лимитов)

45,58

260,53

214,95

2.

Расходы на обязательное страхование (от несчастных случаев, аварий)

244,62

814,06

569,44

3.

Налог на имущество

6 239,78

12 842,21

6 602,43

4.

Земельный налог

119,14

119,14

-

5.

Транспортный налог

281,88

388,53

106,65

 

ИТОГО

6 931,00

14 424,47

7 493,47

 

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе:

в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов;

ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы по подстатье затрат «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» в размере 260,53 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной подстатье учтены в НВВ на 2020 год в размере 45,58 тыс. руб.

Разногласия составляют 214,95 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 и 2019 годы;

- декларация АО «Выборгтеплоэнерго» о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год

В представленных в ФАС России документах отсутствуют копии платежных поручений, подтверждающих уплату указанных расходов, а также расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2020 год в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

Согласно письменному мнению ЛенРТК, расходы за негативное воздействие на окружающую среду определены органом регулирования на основании фактических данных за 2018 год, согласно представленному Заявителем расчету по котельным г. Выборга, в размере 45,575 тыс. руб.

В дополнении к заявлению АО «Выборгтеплоэнерго» (рег.№ 121589/20 от 14.07.2020) регулируемая организация подтверждает, что в орган регулирования не был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 по котельным Выборгского района, а в ФАС России были дополнительно представлены копии деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год по 10 муниципальным образованиям Выборгского района на сумму 310,0 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по подстатье затрат «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» удовлетворению не подлежат.

Расходы на обязательное страхование (от несчастных случаев, аварий).

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы на обязательное страхование в размере 814,06 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной подстатье учтены в НВВ на 2020 год в размере 244,62 тыс. руб.

Разногласия составляют 569,44 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- договор об организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте № ОСОПО-СП/307-17 от б/д с Санкт-Петербургским филиалом ОАО «Чрезвычайная страховая компания»;

- страховой полис страхования от несчастных случаев № КНС-СП/0089-16 (срок страхования: 14.01.2017 – 13.01.2018);

- договор страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности № 0619 DL 000001 от 25.01.2019 с АО «СОГАЗ»;

- сертификат страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности № 0619 DL 000001 (срок страхования: 26.01.2019 – 25.01.2020);

- страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

- договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № I 28-33626 от 11.07.2017 с САО ЭРГО и страховой полис;

- договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № I 28-33211 от 10.07.2018 с САО ЭРГО и страховой полис.

ФАС России отмечает, что представленных в ФАС России документах отсутствуют копии платежных поручений, подтверждающих уплату указанных расходов, а также расчет расходов на обязательное страхование на 2020 год.

Анализ представленных Заявителем в ФАС России документов, обосновывающих расходы на обязательное страхование, представлен в таблице 4.

Таблица 4. Анализ представленных АО «Выборгтеплоэнерго» в ФАС России документов, обосновывающих расходы на обязательное страхование.

п/п

страховой полис

Сумма по представленным в ФАС документам, тыс. руб.

Учтено ЛенРТК согласно отзыву, тыс. руб.

1

КНС-СП/0089-16

97,50

97,50

2

№ 0619 DL 000001

24,00

 

3

серия <...>

92,64

92,64

4

ALFX11851867727000

3,96

3,96

5

серия <...>

5,61

 

6

серия <...>

4,86

4,86

7

серия <...>

4,86

4,86

8

серия <...>

4,86

4,86

9

серия <...>

4,86

4,86

10

I 28-33626 (2017-2018 гг.) – для справки, не учтен в расчете

40,00

40,00

11

I 28-33211 (2018-2019 гг.)

40,00

40,00

 

Итого

283,15

253,54

 

Согласно письменному мнению ЛенРТК, расходы на обязательное страхование определены органом регулирования в соответствии со страховыми полюсами, указанными в таблице 4.

При этом, ФАС России отмечает несоответствие учтенной органом регулирования суммы (244,62 тыс. руб.) и рассчитанной, исходя их представленных Заявителем документов (253,54 тыс. руб.), а также, отсутствие указания причин, почему в расчете учтены не все представленные страховые полисы. Экспертное заключение и отзыв ЛенРТК, представленные в ФАС России, не содержат достаточный анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

Таким образом, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов на обязательное страхование и отразить его в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье «Расходы на обязательное страхование» подлежат частичному удовлетворению.

Налог на имущество.

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы на уплату налога на имущество в размере 12 802,21 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной подстатье учтены в НВВ на 2020 год в размере 6 239,78 тыс. руб.

Разногласия составляют 6 602,43 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- декларации АО «Выборгтеплоэнерго» по налогу на имущество за 2018-2019 гг.;

- декларации АО «Выборгтеплоэнерго» по налогу на имущество (по реорганизованной организации ОАО «Управляющая компания по ЖКХ») за 2018 год;

- платежные поручения по уплате АО «Выборгтеплоэнерго» налога на имущество за 2018 и 2019 гг.;

- платежные поручения по уплате налога на имущество за 2018 год ОАО «Управляющая компания по ЖКХ».

Анализ представленных Заявителем в ФАС России документов, обосновывающих затраты по налогу на имущество, представлен в таблице 5.

Таблица 5. Анализ представленных АО «Выборгтеплоэнерго» в ФАС России документов, обосновывающих затраты по налогу на имущество (тыс. руб.).

Статьи разногласий

ЛенРТК

Заявитель

Величина разногласий

Величина начисленного налога по декларации за 2018

п/п за 2018

Величина начисленного налога по декларации 2019

п/п за 2019

Налог на имущество

6 239,78

12 842,21

6 602,43

11 710,83

12 280,69

14 949,26

14 949,26

за УК ЖКХ

 

 

 

341,67

3 867,57

 

 

 

Согласно письменному мнению ЛенРТК, расходы на уплату налога на имущество определены органом регулирования на основании фактических данных за 2018 год, согласно представленным документам в тарифной заявке:

- налоговой декларации АО «Выборгтеплоэнерго» за 2018 год в размере 4 970,24 тыс. руб.;

- платежному поручению от 29.03.2019 № 2369 об уплате налога на имущество за 2018 год за ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» в сумме 1 269,54 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает, что налог на имущество рассчитывается с нарастающим итогом с начала года и сумма налога за налоговый период отражается в налоговой декларации по налогу на имущество организаций в строке 220, которая включает в том числе и величину исчисленных авансовых платежей, отраженных в строке 230. Органом регулирования данные из налоговой декларации были взяты в расчет по строке 030, отражающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, которая рассчитана без учета авансовых платежей, отраженных в строке 230 декларации.

Таким образом, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов по налогу на имущество и отразить его в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье «Налог на имущество» подлежат частичному удовлетворению.

Транспортный налог.

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы на уплату транспортного налога в размере 388,53 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной подстатье учтены в НВВ на 2020 год в размере 281,88 тыс. руб.

Разногласия составляют 106,65 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- декларации АО «Выборгтеплоэнерго» по транспортному налогу за 2018-2019 гг.;

- платежные поручения по уплате АО «Выборгтеплоэнерго» транспортного налога за 2019 год.

Анализ представленных Заявителем в ФАС России документов, обосновывающих затраты по транспортному налогу, представлен в таблице 6.

Таблица 6. Анализ представленных АО «Выборгтеплоэнерго» в ФАС России документов, обосновывающих затраты по транспортному налогу (тыс. руб.).

Статьи разногласий

ЛенРТК

Заявитель

Величина разногласий

Величина начисленного налога по декларации за 2018

п/п за 2018

Величина начисленного налога по декларации 2019

п/п за 2019

Транспортный налог

281,88

388,53

106,65

224,75

-

377,92

377,92

 

Согласно письменному мнению ЛенРТК, расходы на уплату транспортного налога определены органом регулирования в объеме затрат в соответствии с представленными декларациями за 2018 год.

По мнению Заявителя, ЛенРТК при расчете расходов по транспортному налогу в НВВ на 2020 год принял сумму декларации АО «Выборгтеплоэнерго» за 2018 год (224,75 тыс. руб.) и сумму платежного поручения по уплате транспортного налога Заявителем за ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» за 2018 год в размере 57 14 тыс. руб.

В соответствии с представленными в ФАС России декларациями по транспортному налогу сумма исчисленного налога, подлежащая уплате в бюджет АО «Выборгтеплоэнерго» за 2018 год, составила 224,75 тыс. руб., за 2019 год – 377,92 тыс. руб. Согласно представленным платежным поручениям регулируемой организацией за 2019 год была произведена уплата транспортного налога в сумме 377,92 тыс. руб.

При этом ФАС России отмечает, что Заявителем на разногласия не представлены полисы ОСАГО транспортных средств, указанных в декларациях. Кроме того, обращаем внимание, что органу регулирования следует исключать расходы на уплату транспортного налога по автомобилям премиум класса.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье затрат «Транспортный налог» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Указанные экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для регулируемой организации регулируемых цен (тарифов) в расчетном периоде регулирования, подлежат учету органом регулирования при установлении и корректировке долгосрочных тарифов в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, согласно пунктам 63, 73 Основ ценообразования №1075.

Таким образом, расходы, связанные с результатами деятельности АО «Выборгтеплоэнерго», возникшие в 2019 году, будут относиться к расчетному периоду регулирования на 2021 год и могут быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

2.3. Статья «Страховые взносы социального характера».

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы по статье «Страховые взносы социального характера» в размере 68 044,87 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 65 550,35 тыс. руб.

Величина разногласий по статье «Отчисления на социальные нужды» составляет 2 494,52 тыс. руб.

Статья затрат «Страховые взносы социального характера» является производной от статьи «Расходы на оплату труда».

С учетом отказа по статье «Расходы на оплату труда» требования Заявителя по статье затрат «Страховые взносы социального характера» также удовлетворению не подлежат.

2.4. Статья «Амортизация основных средств».

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы на амортизацию в размере 157 390,34 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 72 317,16 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 85 073,18 тыс. руб.

Регулируемая организация в пояснительной записке к заявлению о разногласиях указывает, что в состав расходов на амортизацию, предлагаемых к учету в составе НВВ на 2020 год, входят следующие расходы, являющиеся объектом разногласий (таблица 7).

Таблица 7. Разногласия по статье «Амортизация», тыс. руб.

п/п

Статьи разногласий

ЛенРТК

Заявитель

Величина разногласий

1.

Амортизация основных средств (производственных объектов) без учета объектов инвестирования, относимая на производство тепловой энергии

62 666,89

130 700,78

68 033,89

2.

Амортизация непроизводственных объектов, относимая на производство тепловой энергии

0

7 465,56

7 465,56

3.

Амортизация основных средств (производственных объектов) без учета объектов инвестирования, относимая на передачу тепловой энергии

9 650,27

19 224,00

9 573,73

 

ИТОГО

72 317,16

157 390,34

85 073,18

 

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- инвентарные карточки учета объектов основных средств;

- ведомость амортизации основных средств за 2018 год;

- приказы о принятии на учет основных средств;

- оборотно-сальдовые ведомости и карточки счета 08.03 за 2016-2018 гг. по объектам г. Приморск;

- справка-расчет амортизации по котельной г. Приморск (ул. Школьная);

- экспертное заключение ООО «АФ «Северная пчела» по правильности применения АО «Выборгтеплоэнерго» нормы амортизации основных средств от 14.02.2020.

Разногласия заключаются в применении сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств). Органом регулирования расчет произведён исходя из максимальны сроков полезного использования основных средств.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В силу пункта 73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 39 Методических указаний №760-э амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к Методическим указаниям № 760-э по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования основных средств и отнесение к соответствующей амортизационной группе определяются регулирующим органом в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.08.2018 N 38-АПГ18-1.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Амортизационные отчисления» удовлетворению не подлежат.

2.5. Статья «Расходы на обслуживание привлеченных средств по договорам займа и кредитным договорам».

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год затраты по статье «Расходы на обслуживание привлеченных средств по договорам займа и кредитным договорам» в размере 19 311,01 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 1 998,13 тыс. руб.

Величина разногласий по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам» составляет 17 312,88 тыс. руб.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- кредитный договор № 5542-1-100117 от 27.02.2017 с ПАО «Сбербанк России»;

- кредитный договор № 101-0128-18-2-6 от 24.12.2018 с ПАО «Промсвязьбанк»;

- кредитный договор № 02FF3L от 16.12.2019 с ПАО «АЛЬФА-БАНК»;

- справка по плановым начислениям процентов на 2020 год.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что во всех представленных Заявителем кредитных соглашениях и договорах займа целевым назначением кредитов является финансирование финансово-хозяйственной деятельности заемщика, в том числе:

- на финансирование расходов на капитальный ремонт, техническое перевооружение (модернизацию) котельных, приобретение оборудования;

- пополнение оборотных средств с целью покрытия затрат, связанных с основной деятельностью.

Из пояснений органа реагирования следует, что Заявитель не представил в орган регулирования документов, подтверждающих потребности в заемных средствах на пополнение оборотных средств, а именно отсутствия пояснения о показателях эффективности использования оборотного капитала, в связи с чем организацией не доказана неизбежность возникновения кассового разрыва, то есть необходимость кредитования и учета расходов на кредитование.

Иные обосновывающие материалы, расчет и сведения, подтверждающие расходование кредитных средств, в ФАС России Заявителем не представлены.

При этом, в соответствии с пунктами 13 и 63 Основ ценообразования № 1075 рассматриваемые расходы могут быть учтены в экономически обоснованном и документально подтвержденном размере при корректировке тарифов на 2021 год.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на обслуживание привлеченных средств по договорам займа и кредитным договорам» удовлетворению не подлежат.

2.6. Статья «Лицензирование».

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы по статье «Лицензирование» в размере 11 281, 43 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье исключены в полном объеме.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- план мероприятий на 2020 год для проведения работ по подготовке газовой котельной в п. Коробицыно для приведения в соответствие с требованиями при получении лицензии по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта (далее – План мероприятий);

- пояснительная записка о необходимости проведения работ по подготовке газовой котельной в п. Коробицыно для получения лицензии по эксплуатации с Предписаниями;

- сметный расчет стоимости Плана мероприятий на 2020 год;

- письмо в ЛенРТК исх. от 11.12.2019 № 5994 о направлении Плана мероприятий на 2020 год для проведения работ по подготовке газовой котельной в п. Коробицыно для приведения в соответствие с требованиями при получении лицензии по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта.

Из пояснений органа регулирования следует, что затраты не были им приняты, поскольку АО «Выборгтеплоэнерго» не представило документы, обосновывающие и подтверждающие необходимость и экономическую обоснованность расходов по статье «Лицензирование», что подтверждается описью, являющейся приложением к письму от 15.05.2019 № 2668.

При этом, регулируемая организация в своем заявлении утверждает, что в орган регулирования был представлен План мероприятий.

Кроме того, ФАС России отмечает, что в перечне статей разногласий, представленном на странице 3 заявления АО «Выборгтеплоэнерго», отсутствует статья «Лицензирование» с величиной спора в размере 11 281, 43 тыс. руб. При этом, в указанной таблице присутствует статья «Общехозяйственные расходы, относимые к неподконтрольным расходам» с заявленными разногласиями в сумме 376,17 тыс. руб. пояснения по которой не представлены.

На основании изложенного, требования Заявителя по статье «Лицензирование» удовлетворению не подлежат.

3. Топливно-энергетические ресурсы

3.1. Статья «Топливо».

АО «Выборгтеплоэнерго» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы на топливо в размере 1 144 938,38 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2020 год учтены в размере 934 791,52 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 210 146,86 тыс. руб.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования № 1075, расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии».

Разногласия по статье «Топливо» заключаются в применённых органом регулирования при расчете ценах на топливо.

Таблица 8. Разногласия по учету цены на топливо.

п/п

Вид топлива

Ед. изм.

Орган регулирования

Заявитель

1

Природный газ

руб./тыс. м3

5 362,66

5 379,11

2

Сжиженный газ

руб./т

21 446,05

28 770,46

3

Мазут

руб./т

14 864,60

18 361,89

4

Дизельное топливо

руб./т

47 047,13

47 625,00

 

Органом регулирования в расчете затрат на топливо учтены следующие цены:

- на источниках, работающих на мазуте, дизельном топливе и угле, стоимость учтена в соответствии с фактически сложившейся ценой на ресурс по состоянию на 3-й квартал 2019 года (в соответствии с отчетом организаций по топливу в шаблоне TOPL.Q3 – по средневзвешенному значению) с учетом советующего индекса-дефлятора, что соответствует средним ценам на территории Ленинградской области.

- на источниках, работающих на сжиженном газе, стоимость рассчитана в соответствии с методикой формирования розничных цен на сжиженный газ, утвержденной приказом ФАС России от 07.08.2019 № 1072/19, с учетом советующего индекса-дефлятора.

- на источниках, работающих на природном газе, стоимость рассчитана в соответствии с тарифами, утвержденными на газообразное топливо.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- договоры на поставку топлива;

- счета-фактуры на поставку топлива за 2018-2019 годы;

- извещения о проведении закупок.

ФАС России отмечает, что согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075, плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Таким образом, органу регулирования следует провести дополнительный анализ представленных регулируемой организацией договоров на поставку топлива, цена которых не является регулируемой, а также определить их соответствие закупочным процедурам.  

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на топливо» подлежат частичному удовлетворению.

3.2. Статья «Покупка электрической энергии».

АО «Выборгтеплоэнерго» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы на покупку электрической энергии в размере 158 895,94 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы в НВВ на 2020 год учтены в размере 150 170,97 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 8 724,97 тыс. руб.

Разногласия по статье «Покупка электрической энергии» заключаются в учтенной органом регулирования стоимости 1 кВт*ч электрической энергии, и объеме потребления.

Таблица 9. Разногласия по статье «Покупка электрической энергии».

п/п

Показатель

Ед. изм.

Орган регулирования

Заявитель

1

Цена электроэнергии

руб./кВт*час

5,45

5,57

2

Объем потребления

тыс. кВт*час

27 552,73

28 546,93

 

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- договоры энергоснабжения;

- счета-фактуры на электроэнергию за 2018-2019 гг.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

По мнению Заявителя, объем электрической энергии на технологические нужды, утвержденный на 2019 год, не подлежит пересмотру в течение действия долгосрочных тарифов при неизменном объеме активов и неизменной технологической схеме производственных процессов.

ФАС России отмечает, что пунктом 75 Основ ценообразования № 1075 определены расходы, которые относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов. Расходы на электрическую энергию не являются долгосрочным параметрам регулирования и определяются органом регулирования ежегодно в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Из совокупности положений пунктов 34 и 40 Методических указаний № 760-э следует, что на каждый год долгосрочного периода регулирования определяется стоимость покупки единицы энергетических ресурсов, учитываемая в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

При этом, объем потребления энергетических ресурсов на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с  пунктом 27 Методических указаний № 1075.

Согласно письменному мнению органа регулирования, расходы на электроэнергию приняты с учетом удельного расхода электроэнергии, принятого на 2019 год, и объемами выработки тепловой энергии в соответствии с принятым ЛенРТК балансом тепловой энергии на 2020 год. Тарифы на электроэнергию приняты с учетом соответствующего индекса-дефлятора.

Кроме того, ЛенРТК отмечает, что Заявителем не были представлены сведения об энергопотребляющем оборудовании, эксплуатируемом АО «Выборгтеплоэнерго», содержащие информацию о его количестве, мощности, количестве часов работы в год и энергопотреблении.

Также, орган регулирования отмечает несоответствие данных, представленных АО «Выборгтеплоэнерго» в формате шаблона (CALC.WARM.4.7 -  Калькуляция себестоимости полезно отпущенной тепловой энергии и передачи тепловой энергии по предприятию), и указанных во мнении Заявителя.

С учетом вышеизложенного, требования АО «Выборгтеплоэнерго» по статье «Расходы на покупную электрическую энергию» не подлежат удовлетворению.

4. Статья затрат «Выпадающие доходы».

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год выпадающие доходы правопредшественника ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» за 2017 и 2018 годы в размере 120 588,4 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта

Выпадающие доходы за 2017 - 2018 годы, оспариваемые Заявителем, представлены в таблице 10.

Таблица 10. Выпадающие доходы за 2017 - 2018 годы.

п/п

Наименование статьи затрат

Ед. изм.

Сумма

1

Выпадающие доходы за 2017 год

тыс. руб.

63 297,11

1.1.

Топливо

тыс. руб.

31 689,90

1.2.

Электроэнергия

тыс. руб.

4 799,75

1.3.

Услуги по договору с АО «ЕИРЦ ЛО» за 2017 год

тыс. руб.

26 807,46

2

Выпадающие доходы за 2018 год

тыс. руб.

57 291,29

2.1.

Топливо

тыс. руб.

57 291,29

 

Итого

 

120 588,40

 

4.1. Выпадающие доходы за 2017 год.

Перечисленные в таблице 10 выпадающие доходы за 2017 год были заявлены АО «Выборгтеплоэнерго» на разногласия в ФАС России в 2019 году (рег. № 42919/19 от 14.03.2019) и по итогам рассмотрения решением ФАС России от 02.08.2019 № 31/66919/19 было отказано в их удовлетворении.

4.2. Выпадающие доходы за 2018 год по статье «Топливо».

АО «Выборгтеплоэнерго» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год выпадающие доходы по топливу за 2018 год в размере 57 291,29 тыс. руб.

Органом регулирования рассматриваемые выпадающие доходы не учтены в НВВ на 2020 год в связи с непредставлением фактических результатов деятельности правопредшественника ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» за полный 2018 год.

Согласно заявлению, регулируемая организация считает, что выпадающие доходы возникли за счет занижения органом регулирования цен на топливо.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- справка - расчет по предоставлению субсидии АО «Выборгтеплоэнерго»;

- платежное поручение от 26.1.2019 о получении АО «Выборгтеплоэнерго» субсидии в размере 15 064,74 тыс. руб.;

- расчет выпадающих доходов по топливу за 2018 год;

- реестр счетов-фактур по топливу за 2018 год.

ФАС России отмечает, что согласно пояснениям Заявителя, регулируемой организацией были направлены все запрашиваемые ЛенРТК материалы, необходимые для экономического обоснования и документального подтверждения расходов по рассматриваемой статье затрат.

Орган регулирования отмечает, что постановлением Правительства Ленинградской области от 04.10.2019 № 445 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области на возмещение части затрат теплоснабжающим организациям в связи с незапланированным ростом цен на жидкое и твердое топливо в 2018 году в рамках государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности Ленинградской области» (далее - постановление № 445).

Регулируемой организации была получена указанная субсидия в размере 15 064,74 тыс. руб., что подтверждается представленным платежным поручением от 26.1.2019. По мнению Заявителя, полученная им субсидия покрывает лишь часть фактических расходов, представленных в расчете выпадающих доходов по топливу за 2018 год.

ФАС России отмечает, что органом регулирования не произведена корректировка необходимой валовой выручки, предусмотренная пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э.

Следовательно, экономически обоснованные расходы на приобретение топлива, не учтенные органом регулирования при установлении для регулируемой организации регулируемых цен (тарифов) в расчетном периоде регулирования, подлежат учету органом регулирования при установлении и корректировке долгосрочных тарифов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, согласно пунктам 63, 73 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования провести дополнительный анализ переставленных Заявителем документов, и произвести корректировку необходимой валовой выручки, учитывающую отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, предусмотренную пунктом 52 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы по топливу за 2018 год» подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Выборгтеплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 34, 37, 44 и 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «Выборгтеплоэнерго», указанные в заявлении о разногласиях с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. № 740 от 05.02.2020; рег. № 44830/20 от 05.03.2020).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2020 год (с учетом мотивировочной части настоящего решения), и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- налог на имущество,

- расходы на обязательное страхование;

- расходы на топливо;

- выпадающие доходы за 2018 год.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области на 2020 год, на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Выборгтеплоэнерго» потребителям на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области на 2020 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Выборгтеплоэнерго».

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
АО "Выборгтеплоэнерго"
ИНН 4704062064, ОГРН 1054700176893
Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026