Решения по тарифам №СП/62459/19 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 19 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Ростовской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 29.08.2018 № 1229/18, Акт проверки Инспекции ФАС России от 02.11.2018 № 172), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Региональной службой по тарифам Ростовской области при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО «Ростовводоканал»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 29.08.2018 № 1229/18 «О проведении плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Ростовской области» ФАС России проведена плановая выездная проверка в отношении Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее – РСТ, орган регулирования), установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО «Ростовводоканал» (далее – регулируемая организация) на 2016-2018 годы.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

Тарифы для АО «Ростовводоканал» установлены Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее – РСТ, орган регулирования) методом индексации на 2016-2018 годы.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Ростовводоканал» за период с 2016 по 2018 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

По статье «Фонд оплаты труда» и «Социальные отчисления от фонда оплаты труда».

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы, относятся к производственным расходам.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы, относятся к ремонтным расходам.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы, относятся к административным расходам.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 406 производственные, ремонтные и административные расходы входят в состав операционных расходов, которые, в свою очередь, в соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746 при корректировке тарифов рассчитываются в соответствии с формулой (39), при этом при расчете величины операционных расходов, принимаемой к учету при корректировке тарифов, в качестве основы применяется базовый уровень операционных расходов, установленный на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 45 Методических указаний № 1746.

Согласно пункту 45 Методических указаний № 1746 операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниям № 1746 и с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Госстроя от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации № 66), определена нормативная численность работников.

РСТ при установлении тарифов на 2016-2018 гг. учтена численность работников АО «Ростовводоканал» в количестве 2 468 чел., в частности основного производственного персонала - 1 818,1 чел. (в части тарифа по водоснабжению 1 060,2 чел., в части тарифа по водоснабжению (водовод «дачный») 9,7 чел. и в части тарифа по водоотведению 748,2 чел.); ремонтного (цехового) персонала 218,9 чел. (в части тарифа по водоснабжению 124,8 чел., в части тарифа по водоснабжению (водовод «дачный») 13,4 чел. и в части тарифа по водоотведению 80,7 чел.); административно-управленческого персонала (далее - АУП) в количестве 431 чел. (в части тарифа по водоснабжению 246,1 чел., в части тарифа по водоснабжению (водовод «дачный») 25,4 чел. и 84,38 чел. в части тарифа по водоотведению).

При этом орган регулирования при утверждении численности персонала АО «Ростовводоканал» не основывался на Рекомендациях № 66, согласно которым численность АУП рассчитывается в соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.1.2 Рекомендаций № 66, численность ремонтного (цехового) персонала в соответствии с пунктами 2.1.3 — 2.1.15 Рекомендаций № 66, численность основного производственного персонала в соответствии с пунктом 2.2 Рекомендаций № 66, а также дополнительной численности работников, необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса, не предусмотренных Рекомендациями № 66, но рассчитаны на основании иных нормативных документов.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении подробный расчет нормативной численности АО «Ростовводоканал» в соответствии с Рекомендациями № 66 и в случае превышения утвержденной органом регулирования численности персонала над нормативной исключить из состава необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО «Ростовводоканал» экономически необоснованные расходы по статьям «Фонд оплаты труда» и «Социальные отчисления от фонда оплаты труда».

Также ФАС России отмечает, что фактическая численность персонала АО «Ростовводоканал» согласно данным формы П-4 за 2014 год составляет 2 508,6 чел.

При этом стоит отметить, что фактическая численность персонала АО «Ростовводоканал» в 2016 году составила 2 228,99 чел. (по данным формы П-4 на декабрь 2015 года численность составляет 1 980 чел.) относительно утвержденной в плановом режиме в количестве 2 468 чел.

Так, на 2016 год в части тарифа по водоснабжению фактическая численность ОПП составила 698,3 чел., при утвержденной численности 1060,2 чел. (сократилась на 34%), фактическая численность по АУП составила 317,57 чел., при утвержденной численности 246,1 чел. (увеличение на 29%); в части тарифа по водоотведению фактическая численность ОПП составила 667 чел., при утвержденной численности 748,2 чел., (сократилась на 11%), фактическая численность по АУП составила 220 чел., при утвержденной численности 159,5 чел. (увеличение на 38%).

Таким образом, РСТ при утверждении (корректировки) тарифов для АО «Ростовводоканал» на второй год нового долгосрочного периода регулирования (2020 год) необходимо проанализировать фактические операционные расходы за 2016-2018 гг. в части выявления экономически необоснованных затрат по статье «Фонд оплаты труда» в разрезе видов персонала относительно утвержденных органом регулирования и в случае выявления необоснованных расходов за 2016-2018 гг. исключить из состава НВВ АО «Ростовводоканал» в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ростовской области нарушившей положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункт 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункт 26 Правил установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение в отношении АО «Ростовводоканал» на 2016-2018 гг.

2. Органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Региональной службой по тарифам Ростовской области при установлении тарифов на 2016-2018 гг. на водоснабжение и водоотведение для АО «Ростовводоканал», а именно:

- провести и отразить в экспертных заключениях подробный анализ экономической обоснованности расходов регулируемой организации по статье «Фонд оплаты труда» и «Социальные отчисления от фонда оплаты труда» согласно мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Ростовской области по итогам проведенного анализа, указанного в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания, исключить из состава необходимой валовой выручки АО «Ростовводоканал» экономически необоснованные средства в случае их ненадлежащего обоснования, в том числе пересчитать иные расходы, размер которых зависит от расходов, подлежащих исключению, согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406.

4. В срок до 01.09.2019 (включительно) органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в случае необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО «Ростовводоканал», утверждённых Региональной службой по тарифам Ростовской области на 2019 год, с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которого предписано пунктами 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались вышеуказанное решение;

экспертные заключения органа исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для АО «Ростовводоканал» на 2019 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Ростовской области (публикация)
ИНН 6164289777, ОГРН 1096164002285