Предписание №СП/83448/21 ПРЕДПИСАНИЕ от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольнойслужбы С.А.Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарнойпроверки Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области,проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 22.01.2020 No 39/20, Акт проверкиИнспекции ФАС России от 15.06.2020 No 60/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 No 331, а такжев рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердымикоммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственномконтроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов),утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013No 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в областигосударственного регулирования цен (тарифов), допущенные органомисполнительной власти Ульяновской области в области государственногорегулирования цен (тарифов)при установлении тарифов на обработку твердыхкоммунальных отходов в отношении ООО «Центр Экологических Технологий» на2019-2020 годы,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа ФАС России от 22.01.2020 No 39/20 «О проведениивнеплановой документарной проверки Министерства цифровой экономики иконкуренции Ульяновской области» (в редакции приказа ФАС России от 11.06.2020No 539/20) проведена внеплановая документарная проверка в отношенииустановленныхМинистерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновскойобласти (далее – Министерство, орган регулирования) тарифов на услугурегионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами вотношенииООО«Горкомхоз» на 2019-2020 годы.В состав необходимой валовой выручки регионального оператораООО«Горкомхоз» включены, в том числе, расходы на обработку твердыхкоммунальных отходов, осуществляемую ООО «Центр Экологических Технологий».Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее –ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 No 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон No 89-ФЗ).Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016No484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердымикоммунальными отходами (далее – Основы ценообразования No 484) и Правиларегулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами(далее – Правила регулирования No 484).Приказом ФАС России от 21.11.2016 No 1638/16 утверждены Методическиеуказания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердымикоммунальными отходами (далее – Методические указания No 1638/16).Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердымикоммунальными отходами, на территории Ульяновской области утверждена на 2018-2019 годы приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 No 50-од(далее – Территориальная схема на 2018-2019 годы), на 2020 год - приказомМинистерства природы и цикличной экономики от 14.11.2019 No 55 (далее –Территориальная схема на 2020 год). Тарифы на захоронение ТКО для ООО «ЦЭТ» с 01.07.2019 отменены приказомМинистерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от01.07.2019 No 06-136.В соответствии с территориальной схемой в эксплуатации ООО «ЦЭТ»имеется полигон (географические координаты 54,307874 48,211722), введенный вэксплуатацию в 2005 году, полная емкость объекта 2093,75 тыс. тонн, остаточнаяемкость объекта – 261,9742 тыс. тонн.ООО «Центр Экологических Технологий» (далее – ООО «ЦЭТ») в 2019 годуначата деятельность по обработке ТКО, поступающих с объекта обработки ТКОООО «Горкомхоз» после отбора последним вторсырья (95 % от всего объемаобразующихся ТКО).

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновскойобласти от 01.07.2019 No 06-137 в отношении ООО «ЦЭТ» были установленытарифы на обработку ТКО на 2019 год методом экономически обоснованныхрасходов.Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновскойобласти от 28.11.2019 No 06-228 в отношении ООО «ЦЭТ» были установленытарифы на обработку ТКО на 2020-2022 годы методом индексации, 2020 год –первый год долгосрочного периода регулирования. Необходимая валовая выручка (далее — НВВ) ООО «ЦЭТ» на 2019 годсоставляет 166430,17 тыс. руб., на 2020 год – 181409 тыс. руб.Проанализировав представленныеэкспертные заключения по экономическойобоснованности тарифов на обработку ТКО ООО «Центр ЭкологическихТехнологий» на 2019 год, 2020-2022 годы, а также материалы тарифных дел вразрезе отдельных статей затрат, ФАС России было выявлено следующее.Обработка осуществляется организацией на основании проектнойдокументации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», составленнойПермским национальным исследовательским политехническим университетом в2017 году (заказчик – ООО «ЦЭТ»). Цель – проведение природоохранныхмероприятий. Для рекультивации карьера используется технология компостирования(подготовки материала для рекультивации). Описание процесса:Территория карьера разделена на зоны: площадки накопления отходов передкомпостированием, площадки компостирования (бурты), площадки накоплениякомпостного материала, карты дозревания компостного материала. Подготовка отходов для компостирования включает в себя операции подроблению «хвостов» сортировки, формированию бурта, внесению минеральныхудобрений (источник биогенных элементов), добавки специальных биопрепаратов,ускоряющих процесс компостирования, структураторов, инертных отходов и т.д.Дробление «хвостов» сортировки осуществляется мобильной дробилкой,которая располагается на технологических площадках в соответствии стехнологической необходимостью. После дробления отходов они перемещаются на участок компостирования. Наэтом участке фронтальным погрузчиком или экскаватором осуществляетсяформирование бурта произвольной геометрии. После этого производится контрольвлажности материала в бурте, а также отбор проб для анализа компостируемогоматериала.Компостный материал после поступления на карту дозревания в отработанномкарьере разравнивается и изолируется грунтом. Компостный материалвыдерживается на карте и периодически вспахивается для обеспечения процессааэрации. После выдержки компостного материала в течение 1 месяца проводятся анализы на соответствие необходимым нормам и, в случае соответствия, процесскомпостирования считается законченным. В результате полного цикла компостирования образуется технический грунт.Далее технический грунт уплотняется и сверху засыпается следующий слойкомпостного материала и технологический процесс повторяется. После достижения отметок слоя технического грунта 1,75 метра слойматериала, прошедшего компостирование, изолируется инертным грунтом слоем0,25 метра.В качестве изолирующих грунтов и строительных материалов для пересыпкиприменяется песок.Для увеличения скорости компостирования применяются химические,растительные и бактериальные добавки, выполняющие функции ускорителейпротекания микробных процессов биодеструкции, структураторов компостируемогосубстрата и др. Для активации компостирования в компостируемую массудобавляют возбудителей процесса в виде бактериальных «прививок» или жепродуктов их жизнедеятельности. Известь вносят в компост для обработки большого количествакислореагирующих материалов. Органом регулирования в составе НВВ ООО «ЦЭТ» учтены расходы на:- песок природный в сумме 10720 тыс. руб. на 2019 год, 8082,98 тыс. руб. – на2020 год (исходя из количества инертных материалов, промышленных отходов,добавок и структураторов, используемых в процессе пересыпки и компостированияпри рекультивации карьера);- биопрепараты в сумме 21094,32 тыс. руб. на 2019 год, 21727,14 тыс. руб. –на 2020 год (для ускорения протекания микробных процессов биодеструкции,структураторов компострируемого субстрата);- топливо и ГСМ в сумме 21428,79 тыс. руб. на 2019 год, 22506,34 тыс. руб. –на 2020 год (количество и типы вспомогательного оборудования приняты всоответствии с проектной документацией «Рекультивация отработанногоБаратаевского полигона»);- расходы на приобретаемую электрическую энергию в сумме 1 769 тыс. руб.на 2019 год, 415,83 тыс. руб. – на 2020 год;- расходы на работы и (или) услуги по эксплуатации объектов, используемыхдля обработки, обезвреживания, захоронения ТКО в сумме 77867,4 тыс. руб. на2019 год, 95350,21 тыс. руб. – на 2020 год. Расходы учтены на основании договораот 22.04.2019 с ООО «РАДИАН» исходя из локального сметного расчета и расчетаобъема грунта (работы по договору: планировка участка компостирования, системаводоотведения и дренажная система);- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основногопроизводственного персонала в сумме 11617,55 тыс. руб. на 2019 год, 12082,25 тыс.руб. – на 2020 год;

- расходы на текущий ремонт в сумме 2034,93 тыс. руб. на 2019 год, 2034,93тыс. руб. – на 2020 год;- расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических,информационных, аудиторских, консультационных услуг в сумме 624 тыс. руб. на2019 год, 819,6 тыс. руб. – на 2020 год;- расходы на обучение персонала и медицинский осмотр в сумме 461,12 тыс.руб. на 2019 год;- канцелярские расходыв сумме 100 тыс. руб. на 2019 год, 267,72 тыс. руб. – на2020 год;- расходы по охране труда и технике безопасности в сумме 270,72 тыс. руб. –на 2020 год;- расходы на арендную плату в сумме 8467,37 тыс. руб. на 2019 год, 9067,37тыс. руб. – на 2020 год;- расходы по уплате налогов и сборов в сумме 2,11 тыс. руб. на 2019 год, 2,11тыс. руб. – на 2020 год;- расчетная предпринимательская прибыль в сумме 7925,25 тыс. руб. на 2019год, 8631,36 тыс. руб. на 2020 год. ФАС России отмечает следующее. 1. Согласно основным понятиям, указанным в статье 1 Закона No 89-ФЗ:а) Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшейутилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;б) Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение ихсостава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключениемсжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качествевозобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или)обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативноговоздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.Также, согласно пункту 5.52 «ГОСТ 30772-2001.Межгосударственныйстандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения»(далееГОСТ 30772-2001) под обезвреживанием понимается обработка отходов,имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимогозначения.Исходя из смысла понятия «обезвреживание отходов», установленного статьей1 Закона No 89-ФЗ, а также понятия «обезвреживание», установленного ГОСТом30772-2001, целью обезвреживания является снижение негативного воздействияотходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов,изменение класса опасности, а не повторное использование отходов. в) Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров(продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применениеотходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению(рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторногоприменения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов вкачестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов)после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки,соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10Федерального закона (энергетическая утилизация).Пунктом 5.35 ГОСТ 30772-2001 установлено определение рекуперацииотходов, под которым понимается деятельность по технологической обработкеотходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, свозвращением их для повторного использования.В соответствии с пунктом 5.36 ГОСТ 30772-2001 регенерация отходов - этодействие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья илиматериала для вторичного использования по прямому или иному назначению, всоответствии с действующей документацией и существующими потребностями.Исходя из смысла понятий «утилизации отходов», установленного статьей 1Закона No 89-ФЗ, а также понятий «регенерация», «рекуперация», установленныхГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов дляпроизводства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включаяповторное использование отходов по тому же или иному назначению, деятельностьпо технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановлениеценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, атакже действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырьяили материала.В процессе утилизации отходов происходит использование отходов дляпроизводства продукции, выполнения работ или оказания услуг. ООО «ЦЭТ» использует отходы для изготовления компоста, который последобавления в него строительных материалов превращается в технический грунт ииспользуется для рекультивации Баратаевского отработанного карьера.Согласно решению Арбитражного суда Ульяновской области от 06 ноября 2019года по делу No А72-15079/2019 на полученный ООО «ЦЭТ» технический грунтразработаны технические условия ТУ 38.21.29-001-25456310-2018, которые прошлисертификацию в Росстандарте. В приложениях к проектной документации указанвесь перечень отходов, подлежащих размещению. В данном перечне отсутствуютотходы, отнесенные к ТКО.Указанным решением суда подтверждается, что технический грунт являетсяпродуктом деятельности ООО «ЦЭТ» по переработке ТКО, заключающейся впроизводстве компоста, добавлении в него строительных материалов и получениитехнического грунта в соответствии с действующей документацией исуществующими потребностями (потребностями в рекультивации). В Территориальной схеме на 2020 год указан перечень объектов утилизации(таблица 29), к которым относитсяобъект утилизации ООО «ЦЭТ»по адресам:

Ульяновская область, г. Ульяновск,Ленинский район, Совхоз «Карлинский», территория Баратаевского карьера песка(кадастровый номер - 73:19:070901:106);Ульяновская область, г. Ульяновск,Засвияжский район, территорияБаратаевскогокарьера (участок No1)(кадастровый номер - 73:19:070901:29);Ульяновская область, г.Ульяновск,Засвияжский район, территорияБаратаевского карьера (участок No2)(кадастровый номер - 73:19:070901:114);Ульяновская область, г. Ульяновск,Ленинский район, с. Баратаевка, в 2500 мсеверо-восточнее территорииЗАО«Симбирская литейная компания» по ул. Мира, д.196 (кадастровый номер -73:19:070901:118); Ульяновская область,Ульяновский район (кадастровый номер -73:19:070901:372); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, 376(кадастровый номер - 73:19:070901:376).В описании объекта утилизации отражено: «Технологияутилизацииотходов:получениетехническогогрунта,компостирование.Производимаяпродукция -технический грунт.В 2018 г. деятельность неосуществлялась». Объект, эксплуатируемый ООО «ЦЭТ», расположен на территорииотработанного Баратаевского месторождения песка.При этом как установлено решением Арбитражного суда города Москвы от 22ноября 2019 года по делу No А40-220858/19-147-1804, объект поделен на 2 части.Первая часть – это полигон захоронения отходов, расположенный наземельном участке с кадастровым номером 73:19:070901:106, по адресу:г.Ульяновск, Ленинский район, совхоз «Карлинский», территория Баратаевскогокарьера песка, назначение участка: для размещения полигона ТБО. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от25.09.2014 No 592 объект внесен в Государственный реестр объектов размещенияотходов под номером 73-00004-З-00592-250914 (по состоянию на октябрь 2019 годане исключен из реестра).Вторая часть – это территория, подлежащая рекультивации, котораяпредставляет из себя отработанный карьер глубиной местами до 37 метров, вграницах земельных участков 73:19:070901:29, 73:19:070901:114, 73:19:070901:118,73:19:070901:376, 73:19:070901:372. Деятельность по размещению отходов организацией осуществлялась с 2005года по договору аренды земельного участка от 03.10.2005, заключенным сКомитетом по управлению муниципальным имуществом Ульяновского района, наосновании лицензии на право осуществления деятельности по обращению сотходами, приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от25.09.2014 No 592 о внесении объекта в Государственный реестр объектовразмещения отходов под номером 73-00004-З-00592-250914, приказа УправленияРосприроднадзора по Ульяновской области от 23.06.2014 No 696 «Об утверждениинормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

В Территориальной схеме на 2020 год (Таблица 40) отражено, что полигонООО «ЦЭТ» не выведен из эксплуатации и используется в качестве резервноговарианта при возникновении форс-мажорных обстоятельств на других объектах.ФАС России отмечает, что отработанный карьер (Баратаевское месторождениепеска) к объектам захоронения твердых коммунальных отходов не относится. Деятельность по рекультивации отработанного карьера следует рассматриватькак завершающий этап эксплуатации карьера, а не как самостоятельнуюдеятельность по эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов. Таким образом, деятельность ООО «ЦЭТ» попадает под определениеутилизации (использование отходов для производства продукции) и являетсянерегулируемым видом деятельности.Дополнительно ФАС России отмечает, что согласно проектной документациипо рекультивации отработанного Баратаевского карьера деятельность ООО «ЦЭТ»также определена как утилизация твердых коммунальных отходов (стр. 4). ФАС России отмечает, что Межрегиональным управлением Федеральнойслужбы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарскойи Ульяновской областям проведена проверка деятельности ООО«ЦЭТ» (Актпроверки от 23.04.2021 No 98-вн), по результатам которой установлено, чтоорганизацией не соблюдается процесс буртования, документы на биопрепараты,предусмотренные ГЭЭ, отсутствуют, а размещение отходов осуществляется подвидом утилизации отходов, тем самым подменяя понятия и осуществляядеятельность, не предусмотренную проектом, получившим положительноезаключение ГЭЭ.Вместе с тем ФАС России отмечает, что деятельность по дроблению «хвостов»сортировки относится к обработке твердых коммунальных отходов и являетсярегулируемой. В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования No 484 в случае еслирегулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в областиобращения с твердыми коммунальными отходами осуществляет нерегулируемыевиды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельностии полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифовне учитываются, за исключением расходов на осуществление нерегулируемых видовдеятельности, которые учитываются в составе единого тарифа на услугурегионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами(транспортирование ТКО).Исходя из совокупности вышеизложенного, расходы на осуществлениенерегулируемого вида деятельности ООО «ЦЭТ» по изготовлению компоста из ТКО,доведению его до технического грунта и использованию при рекультивации карьера,не являющегося объектом размещения ТКО, являются экономическинеобоснованными и не подлежат учету в необходимой валовой выручке ООО«ЦЭТ».

Вместе с тем включению в состав НВВ регулируемой организации вэкономически обоснованном размере подлежат расходы, относящиеся на дробление«хвостов» сортировки (приходящиеся на дробильную установку), включая расходына топливо и ГСМ, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды,расходы на текущий ремонт, расходы на обучение персонала и медицинский осмотр,расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на арендную плату.На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положенияо Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 30.06.2004 No 331, пунктом 30 Положенияо государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен(тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от27.06.2013 No 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Признать Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновскойобласти при установлении тарифов на обработку твердых коммунальных отходов вотношении ООО «Центр Экологических Технологий» на 2019-2020 годынарушившим положения пункта 10 Основ ценообразования в области обращения ствердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 30.05.2016 No 484.

2.Органу исполнительной власти Ульяновской области в областигосударственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердымикоммунальными отходами в срок до 01.11.2021 устранить нарушения требованийзаконодательства Российской Федерации в области государственного регулированияцен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именноосуществить пересмотр установленных необходимой валовой выручки и тарифов всфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год в отношенииООО «Центр Экологических Технологий» в соответствии с Основамиценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от30.05.2016 No 484, и мотивировочной частью настоящего предписания, обеспечиввведение тарифов в действие с 01.11.2021.

3.Органу исполнительной власти Ульяновской области в областигосударственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердымикоммунальными отходами в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования вобласти обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденныхпостановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 No 484, учестьрезультаты исполнения настоящего предписания при установлении (пересмотре)тарифа на единую услугу регионального оператора ООО«Горкомхоз» до 01.11.2021.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной властиУльяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) всфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней сдаты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменнопроинформировать Федеральную антимонопольную службу, представивнадлежащим образом заверенные копии:-решений органа исполнительной власти Ульяновской области в областигосударственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердымикоммунальными отходами, принятие которых предписаны настоящимпредписанием;-протокола заседания правления органа исполнительной власти Ульяновскойобласти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфереобращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималисьрешения, предписанные настоящим предписанием;- экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфереобращения с твердыми коммунальными отходами в отношении ООО «ЦентрЭкологических Технологий», в которых отражены результаты исполнениянастоящего предписания.

 

С.А. Пузыревский.

Связанные организации

Связанные организации не указаны