Предписание №СП/43199/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету Республики Башкортоста... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 мая 2024 года г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Госкомитет, орган регулирования, ГКТ РБ), в том числе акт внеплановой документарной проверки Башкортостанского УФАС России от 09.02.2024 № 1
(далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (исх. от 11.03.2024 № 03-29-2024), проведенной на основании поручения руководителя ФАС России М.А. Шаскольского от 14.12.2023 № МШ/106265/23, приказа Башкортостанского УФАС России от 22.12.2023 № 217/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для ООО «Башкирская генерирующая компания» (далее – ООО «БГК»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 0№ 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075), а также в соответствии с приказом Федеральной службы
по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, которым утверждены Методические указания
по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Республике Башкортостан
от 22.12.2023 № 217/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ООО «БГК» утверждены постановлениями Госкомитета от 20.12.2023 № 724 (9 объектов), № 725 (Зауральская ТЭЦ), № 726 (Уфимская ТЭЦ-1).

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела ООО «БГК»
на 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение Госкомитета по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах Зауральской ТЭЦ, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» потребителям Республики Башкортостан на долгосрочный период регулирования на 2024-2028 годы, Экспертное заключение Госкомитета по корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах Уфимской ТЭЦ-1, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Башкирская генерирующая компания» потребителям Республики Башкортостан, на 2024-2027 гг., Экспертное заключение Госкомитета по установлению тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Башкирская генерирующая компания», производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, с установленной мощностью25 МВт и более на долгосрочный период регулирования на 2024-2028 годы (далее – Экспертные заключения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Расходы на топливо

 

№ п/п

Объекты

Предложено ООО «БГК» на 2024 год, тыс. руб.

Утверждено ГКТ РБ на 2024 год, тыс. руб.

1

9 объектов

10 420 581,91

10 047 375,53

2

Зауральская ТЭЦ

224 176,90

228 019,22

3

Уфимская ТЭЦ-1

449 825, 32

445 288,63

 

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы)
на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Так, расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение),
на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), тарифы на услуги по транспортировке газа), а также специальной региональной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (ГРО), утверждаемой органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) субъекта Российской Федерации.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ (утверждается на 1-е полугодие планового года, на 2-е полугодие индексируется в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации), ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Органом регулирования учтены следующие составляющие цены на топливо (природный газ):

- оптовая цена на газ в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023
№ 910/23;

- плата за снабженческо-сбытовые услуги в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 с применением индекс-дефлятора, указанного
в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов Министерства экономического развития России
от 22.09.2023 г. в размере 10,2 %, начиная с 01.07.2024 г.;

- тариф транспортировки в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22;

- специальная надбавка к тарифу на транспорт согласно постановлению ГКТ РБ от 20.12.2023 № 756.

ФАС России отмечает, что плата за снабженческо-сбытовые услуги
не индексируется, устанавливается в соответствии с приказом ФАС России
на первое и второе полугодие.

При расчете Госкомитетом цены на природный газ на 2 полугодие 2024 года плата за снабженческо-сбытовые услуги была использована путем применения индекса-дефлятора к ПССУ, утвержденной приказом ФАС России от 31.10.2022
№ 775/22, что является нарушением пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести пересчет расходов на топливо (природный газ) с учетом применения на 2 полугодие 2024 года платы
за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденной приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий
в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан
по тарифам нарушившим положения пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Башкирская генерирующая компания» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив
в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть и ввести в действие с 01.07.2024 тарифы на тепловую энергию для ООО «Башкирская генерирующая компания» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ООО «Башкирская генерирующая компания», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673
Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202