Решение №СП/52684/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между филиалом ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» (далее – Заявитель, Филиал, регулируемая организация) и Государственным комитетом по тарифам Республики Мордовия (далее – орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Волга» <...>, заместителя директора по экономике и финансам филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, первого заместителя председателя Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия <...>, начальника юридического отдела Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 27.02.2023 № 28347/23) о споре (разногласиях) между филиалом ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» и Государственным комитетом по тарифам Республики Мордовия по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом от 28.11.2022 № 263 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2023 год» в отношении филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» установлена величина необходимой валовой выручки и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.

Величина необходимой валовой выручки (без учета расходов на оплату потерь электроэнергии), установленная оспариваемым приказом, составляет 2 934 815 тыс. руб.

Величина НВВ (без учета расходов на оплату потерь электроэнергии), которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 753 936 тыс. руб.

Филиал заявляет требование о дополнительном учете в составе НВВ на 2023 год расходов по статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России

Утверждено органом регулирования

Величина разногласий по статье

1

Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты за пользование кредитом за 2021 год)

107 271

- 3 627

110 897

2

Проценты за пользование кредитом на 2023 год

190 927

0

190 927

3

Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования (от льготного технологического присоединения)

236 359

3 009

233 350

4

Экономия потерь

п. 34(1) Основ ценообразования

246 669

1 728

244 941

5

Расчетная предпринимательская прибыль

217 927

178 921

39 006

Итого по статьям

 

 

819 121

Общая сумма разногласий составляет 819 121 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России сообщает следующее.

1. Статья разногласий «Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты за пользование кредитом за 2021 год)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер корректировки неподконтрольных расходов по результатам 2021 года в сумме 107 271 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации в сумме (-) 3 627 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 110 897 тыс. руб.

Разногласия по данной статье затрат возникли в части величины фактических процентов за пользование кредитом за 2021 год.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- заявление от 29.04.2022 № 202/2-4648 об установлении тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии (мощности)
по электрическим сетям регулируемой организации;

- сопроводительное письмо от 18.10.2022 № 202/2-9064 к уточненным предложениям об установлении тарифов;

- реестр и действующие кредитные договоры ПАО «Россети Волга», протоколы заочного заседания комиссии по проведению итогов открытого аукциона в электронной форме;

- пояснительная записка по статьям «Процентные расходы по краткосрочным кредитам и займам», «Процентные расходы по долгосрочным кредитам и займам»;

- таблица 1.3 Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2021 год (далее – таблица 1.3);

- таблица 1.6. Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2021 год (далее – таблица 1.6);

- распределение кредитного портфеля и начисленных процентов по кредиту ПАО «Россети Волга» по управленческому платежному календарю;

- динамика ссудной задолженности по филиалам ПАО «Россети Волга», план на 2023 год;

- расчет средневзвешенной процентной ставки за пользование кредитом
за период 2019-2023 гг.;

- потоки кредитных средств ПАО «Россети Волга» за период 2021-2027 годов;

- расчет кассовых разрывов и движение ссудной задолженности ПАО «Россети Волга» за 2021 год, в том числе по филиалам;

- методика распределения ссудной задолженности и расходов
по обслуживанию кредитных ресурсов ПАО «Россети Волга» между филиалами ПАО «Россети Волга»;

- приказ ПАО «Россети Волга» от 13.10.2022 № 912 «О вводе в действие
М-РВ-11-2747.01-22 «Методика распределения ссудной задолженности и расходов по обслуживанию кредитных ресурсов ПАО «Россети Волга» между филиалами ПАО «Россети Волга»;

- учетная политика ПАО «Россети Волга».

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если
на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов)
на следующий период регулирования, если иное не установлено Основами ценообразования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

По мнению Заявителя, необоснованное исключение органом регулирования фактических расходов по статье затрат «Проценты за пользование кредитом»
за 2021 год привело к снижению НВВ филиала на 2023 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития на сумму 110 897,20 тыс. руб.
(91 853 тыс. руб.*1,139*1,06).

Заявитель отмечает, что фактические затраты по данной статье за 2021 год составили 91 852,52 тыс. руб., что подтверждается данными раздельного учета доходов и расходов, представленного по форме таблицы 1.6, документами, направленными в составе обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифов на 2023 год.

Регулирование филиала в первом долгосрочном периоде 2011-2017 гг. осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала. Заемные средства на реализацию инвестиционной программы привлекались на протяжении всего первого долгосрочного периода регулирования.

Применение органом регулирования механизма перераспределения НВВ (сглаживания), по мнению Заявителя, приводило к необходимости привлечения заемных средств.

Накопленная в течение первого долгосрочного периода регулирования по методу доходности инвестированного капитала и подлежащая возмещению сумма сглаживания составила 975 685,95 тыс. руб.

Компенсация накопленного сглаживания, по данным экспертных заключений Комитета на 2018-2022 годы, возмещалась постепенно и несвоевременно, до 2022 года включительно. Основная доля учтена к возмещению только при регулировании на 2022 год (416 106,79 тыс. руб., что составляет более 40 % от величины сглаживания). При этом проценты за пользование кредитом по факту 2018-2020 гг. не учитывались.

В заявлении регулируемая организация отмечает, что решением Верховного Суда Республики Мордовия от 20.10.2021 по делу № 3а-5/2021 установлены нарушения, допущенные органом регулирования в отношении филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» при определении расходов организации на 2018-2021 гг. Органом регулирования в НВВ на 2022 год включена «Корректировка во исполнение решения судебных органов» в размере 481 321,32 тыс. руб. (объем недополученных (излишне полученных) доходов филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» за период 2018 -2021 годов).

Филиал ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» в заявлении отмечает, что является субъектом электроэнергетики, инвестиционные программы которого утверждаются Минэнерго России. Утвержденные (скорректированные) инвестиционные программы Заявителя ранее предусматривали в составе источников финансирования направление кредитных средств, фактическое финансирование подтверждалось отчетами об исполнении инвестиционных программ.

Орган регулирования в отзыве на заявление о разногласиях отмечает, что кредитная политика ПАО «Россети Волга» реализуется централизованно. Учет и распределение по регионам кредитного портфеля и расходов по уплате процентов осуществляется исходя из всех затрат филиалов, в том числе расходов, признанных экспертами экономически необоснованными.

По мнению Комитета, подобный подход к кредитной политике филиала и распределению соответствующих затрат полностью исключает их взаимосвязь с размером и структурой экономически обоснованной НВВ, определенной органом регулирования.

Об этом свидетельствует величина кредитного портфеля, относимая на филиал ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго», 1 367 702 тыс. руб. по состоянию на 31.12.2021 года, которая кратно превышает сумму накопленного сглаживания.

Орган регулирования в отзыве также отмечает, что данный вывод подтверждается и содержанием справки «Расчет кассовых разрывов и движение ссудной задолженности филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» за 2021 год, представленной Филиалом.

В данной справке, как отмечает Комитет, отсутствует информация о распределении денежных потоков по видам экономической деятельности, отсутствует разбивка расходов по статьям затрат, отраженным при утверждении НВВ территориальной сетевой организации.

По мнению Заявителя, на величину заемных средств оказывали влияние показатели деятельности в прошлых периодах регулирования, в том числе несвоевременный учет и ежегодное перераспределение сглаживания до 2021 года.

Орган регулирования также отмечает, что при формировании НВВ регулируемой организации в состав статей затрат ежегодно включалась «Индексация сглаживания», накопленная в первый долгосрочный период регулирования (RAB),
в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с отзывом Комитета в необходимую валовую выручку
2022 года органом регулирования было дополнительно учтено 22 833,15 тыс. руб.
на указанные цели (по мнению Заявителя, индексация сглаживания Комитетом
не производится, параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации не применяются).

ФАС России отмечает, что органом регулирования не дана оценка обстоятельствам, указанным в заявлении о разногласиях (несвоевременный учет величины сглаживания, накопленного в первый долгосрочный период регулирования (RAB), наличие объема недополученных доходов филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» за период 2018-2021 гг.), анализ формирования кредитного портфеля филиала и его экономической обоснованности отсутствует.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты
за пользование кредитом за 2021 год)» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ с учетом вышеизложенного и произвести учет экономически обоснованной величины процентов по кредитам за 2021 год для обслуживания заемных средств.

2. Статья разногласий «Проценты за пользование кредитом на 2023 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер процентов
за пользование кредитом на 2023 год в сумме 190 927 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год не учтены.

Сумма разногласий составила 190 927 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены обосновывающие документы, отраженные
по статье разногласий «Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты за пользование кредитом за 2021 год)».

Требования Заявителя аналогичны требованиям, рассмотренным по статье разногласий «Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты за пользование кредитом за 2021 год)».

В связи с частичным удовлетворением требований по статье затрат «Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты
за пользование кредитом за 2021 год)» требования Заявителя по статье «Проценты
за пользование кредитом на 2023 год» подлежат частичному удовлетворению.

С учетом результатов анализа по статье «Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты за пользование кредитом за 2021 год)» органу регулирования необходимо провести анализ и отразить его в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 по статье «Проценты за пользование кредитом на 2023 год».

3. Статья разногласий «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования (от льготного технологического присоединения)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по данной статье в сумме 236 359 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 3 009 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 233 350 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- особое мнение от 28.11.2022 № МР6/123/2/131 к проекту приказа Комитета «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2023 год»;

- расчет необходимой валовой выручки по методу долгосрочной индексации
на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы по филиалу ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго»;

- расчеты выпадающих доходов в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1, по филиалу ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» на 2023-2027 годы;

- копии актов об осуществлении технологического присоединения, реестры актов об осуществлении технологического присоединения, платежных поручений по филиалу ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго», осуществленных в 2021 году;

- копии КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», КС-3 «Справка
о стоимости выполненных работ и затрат», КС-4 «Акт приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией», копии ОС-1 «Акт о приемке-передаче объекта основных средств», реестр указанных документов по филиалу ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» за 2019-2021 годы;

- реестр документов, подтверждающих капитальные вложения филиала
ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» по объектам технологического присоединения за 2021 год;

- проект инвестиционной программы ПАО «Россети Волга» на 2023-2027 гг.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату
за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 Основ ценообразования
№ 1178, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата
за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно примечаниям к Приложениям № 1, № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1), плановые выпадающие доходы на следующий период регулирования рассчитываются на основании фактических данных за предыдущий период регулирования на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

По мнению Заявителя, органом регулирования не проведен анализ мероприятий утвержденной инвестиционной программы ПАО «Россети Волга», финансируемых за счет собственных средств, в целях выделения расходов, связанных со строительством новых объектов, связанных с технологическим присоединением льготных категорий потребителей.

Согласно экспертному заключению органа регулирования расходы, связанные с компенсацией выпадающих доходов от льготного технологического присоединения, предусмотренные пунктом 87 Основ ценообразования № 1178,
в соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 25 ноября 2022 г. № 262 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул платы
за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на 2023 год» составили:

- расходы на организационно-технические мероприятия: 3 008,85 тыс. руб.;

- расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение по сетевым организациям: 74 547,94 тыс. руб.;

- расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения
к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение по сетевым организациям: 76 582,17 тыс. руб.

В связи с тем, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств утверждены в инвестиционной программе филиала, источником финансирования которых являются амортизационные отчисления, Комитетом на основании пункта 5 Основ ценообразования № 1178 (недопустимость двойного учета одних и тех же затрат) в НВВ регулируемой организации на 2023 год учтены расходы только на организационно-технические мероприятия в размере
3 008,85 тыс. руб.

Орган регулирования отмечает, что расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, и расходы, связанные
с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение
по сетевым организациям, будут учтены по факту 2023 года в последующих периодах регулирования.

ФАС России отмечает, что примечаниями к Методическим указаниям
№ 215-э/1 установлено, что плановые значения объема максимальной мощности
и длины линий определяются на основании фактических средних данных за три предыдущих года (при отсутствии фактических средних данных за три предыдущих года - за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год), но не ниже документально подтвержденной величины объема максимальной мощности и длины линий, определенной на основании заявок
на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования. Сетевые организации указывают в виде примечания к представляемой в регулирующий орган таблице информацию о фактических параметрах за каждый год трехлетнего периода, которые были использованы для расчета планового значения объема максимальной мощности и длины линий на следующий период регулирования.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести анализ фактических физических данных за 3 предыдущих года, а также анализ документально подтвержденной величины, определенной на основании заявок на технологическое присоединение, поданных на 2023 год, для сравнения с фактическими средними данными и учета в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1. При этом анализ документально подтвержденной величины, определенной на основании заявок на технологическое присоединение, поданных на 2023 год, необходимо произвести с учетом анализа мероприятий инвестиционной программы на предмет исключения их двойного учета.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования (от льготного технологического присоединения)» подлежат частичному удовлетворению.

4. Статья разногласий «Экономия потерь п. 34(1) Основ ценообразования».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по данной статье в сумме 246 669 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 1 728 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 244 941 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности филиал ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» на 2023-2027 годы, разработанная на основании Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении
и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

- отчет по программе энергосбережения и повышении энергетической эффективности филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» за 2021 год;

- расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии
по каждому реализованному мероприятию программы энергосбережения
с приложением подтверждающих документов и методики расчета филиала
ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго», предоставленный письмом от 28.10.2022 № 202/2-9417 в рамках ответ на запрос органа регулирования от 25.10.2022
№ 01-267;

- расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов;

- форма № 46-ээ «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии потребителям распределительными сетевыми организациями» (Шаблон 46EP.STX);

- договор, счета-фактуры и акты о стоимости электрической энергии, приобретаемой филиалом ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» в целях компенсации потерь электроэнергии за 2021 год.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет
с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Пунктом 34 (2) Основ ценообразования № 1178 установлено, что размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178, определяется в течение периода регулирования для года i исходя из данных за год, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, в который входит 2019 год,
и рассчитывается по формуле:

 

где:

Nуст - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится 2019 год, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии
с пунктами 38(1) или 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации;

Woci-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии
в сеть сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

Пфi-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году i-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПi-2 - фактически сложившаяся за год i-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

Пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178
(), определяется в течение периода регулирования для года j исходя из данных за год, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, который наступил позднее долгосрочного периода регулирования, в который входит 2019 год,
и рассчитывается по формуле:

 

где:

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута;

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации.

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута (), определяется по формуле:

 

где:

N - максимальное значение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям из значений уровня потерь электрической энергии, являющихся долгосрочными параметрами регулирования, определенными
в соответствии с пунктами 38(1) или пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 для долгосрочного периода регулирования, к которому относится 2019 год,
и следующих за ним долгосрочных периодов регулирования, но не ранее долгосрочного периода регулирования, к которому относится год, предшествующий на 10 лет году j, за который определяется экономия;

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктами 38(1) или 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j;

Wос j - прогнозная величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j (тыс. кВт·ч);

ЦПj - прогнозная средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, определяемая в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 (руб./кВт·ч).

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации (), определяется по формуле, предусмотренной пунктом 34 (3) Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования экономия потерь определена следующим образом:

 

530*3,26=1 727,62 тыс. руб.,

где:

- 530 тыс. кВт*ч – признанная экономия, достигнутая в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов
в 2021 году (без учета мероприятий, направленных на выявление полезного отпуска из сети сетевой организации);

- 3,26 руб./кВт*ч – фактическая цена потерь электрической энергии
за 2021 год.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии производится с использованием фактических балансовых показателей (отпуск в сеть и объем потерь) того года, в котором реализованы мероприятия. Соответственно, учет экономии расходов на оплату потерь только исходя
из мероприятий программы энергосбережения, которые привели к снижению технологических потерь, Основами ценообразования № 1178 не предусмотрен.

Способ определении экономии потерь электрической энергии, примененный Комитетом, не соответствует пункту 34(3) Основ ценообразования № 1178.

Заявителем в ФАС России направлен расчет экономии потерь в соответствии
с пунктом 34 (3) Основ ценообразования № 1178, состоящий из двух частей:

- 139 592 тыс. руб. – экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная в предыдущем долгосрочном периоде регулирования (введено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053
«Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря
2022 декабря по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 2053);

- 107 077 тыс. руб. - экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2021 год.

Согласно пункту 17 Правил регулирования № 1178 к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил регулирования № 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных
с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного
в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пп. 17 п. 4 ПП РФ № 2053 регулируемая организация вправе представить по своей инициативе дополнительные материалы к предложениям
об установлении тарифов не позднее 7 дней до дня проведения заседания правления (коллегии) исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (либо органа местного самоуправления, осуществляющего регулирование тарифов, в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), на котором принимается решение об установлении тарифов.

Согласно пп. 24 п. 4 ПП РФ № 2053, в 2022 году уточненные предложения сетевых организаций о размере цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии подлежат раскрытию по форме, установленной в стандартах раскрытия информации, указанных в подпункте 23 настоящего пункта на официальных сайтах сетевых организаций или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов либо исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов, в день представления их
в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов
или исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В части экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, ФАС России отмечает, что в орган регулирования указанные расчеты с приложением экономического обоснования исходных данных не направлялись, скорректированное предложение на официальном сайте регулируемой организации опубликовано
не было, в связи с чем требования Заявителя в этой части являются необоснованными.

По расчету ФАС России, экономия потерь электрической энергии за 2021 год составляет:

Показатель

Ед. изм.

ФАС России

Источник

1

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на 2021 год

%

8,87

 

Приказ РСТ РМ от 28.12.2017 № 199

2

Фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть в 2021 году

тыс. кВт*ч

2 362 102,42

Форма № 46-ээ

3

Величина фактических потерь электрической энергии в 2021 году

тыс. кВт*ч

176 669,35

Форма № 46-ээ

4

Фактически сложившаяся за 2021 год средневзвешенная цена покупки электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям

руб./ кВт*ч

3,25966

 

Экспертное заключение органа регулирования на 2023 год

5

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии

тыс. руб.

107 077

 

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Экономия потерь п. 34(1) Основ ценообразования» подлежат частичному удовлетворению. Экономически обоснованный размер расходов по рассматриваемой статье составляет 107 077 тыс. руб. Дополнительному учету подлежат средства в размере 105 349 тыс. руб.

5. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли в сумме 217 927 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год в сумме 178 921 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 39 006 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования был направлен расчет расчетной предпринимательской прибыли
на 2023 год.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

Учитывая решение ФАС России о частичном удовлетворении требований Заявителя по статьям затрат, входящим в состав базы для определения расчетной предпринимательской прибыли («Корректировка неподконтрольных расходов
по результатам 2021 года (проценты за пользование кредитом за 2021 год)», «Проценты за пользование кредитом на 2023 год», «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования (от льготного технологического присоединения)» и «Экономия потерь п. 34(1) Основ ценообразования»), органу регулирования необходимо произвести пересчет расчетной предпринимательской прибыли по результатам проведенного анализа.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между филиалом ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» и Государственным комитетом по тарифам Республики Мордовия, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Государственный комитет по тарифам Республики Мордовия нарушившим пункты 7, 34(3), 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
с Государственным комитетом по тарифам Республики Мордовия (рег. от 27.02.2023 № 28347/23).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» расходы по статье затрат «Экономия потерь п. 34(1) Основ ценообразования» в сумме 107 077 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 105 349 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок
до 01.09.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей)
в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав,
на основании каких документов принималось решение, по статье затрат «Корректировка неподконтрольных расходов по результатам 2021 года (проценты за пользование кредитом за 2021 год)», «Проценты за пользование кредитом
на 2023 год», «Выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования
(от льготного технологического присоединения)», «Расчетная предпринимательская прибыль».

5. Органу исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить
в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре)
для филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго» тарифов на услуги
по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенной
в заявлении о разногласиях филиала ПАО «Россети Волга» - «Мордовэнерго».

Связанные организации

Мордовское УФАС России
ИНН 1326136739, ОГРН 1021300981350
Государственный комитет по тарифам республики Мордовия
ИНН 1326250576, ОГРН 1171326009337
ПАО "Россети Волга"
ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280