Решение №СП/53070/24 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 19 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» июня 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между МУП «Теплосервис» (далее также – Заявитель, регулируемая организация) и Службой по тарифам Иркутской области (далее – Служба, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности МУП «Теплосервис» <...>, председателя Комитета управления имуществом АМО «Братский район» <...>, заместителя директора МУП «Теплосервис» <...>, руководителя юридического отдела МУП «Теплосервис» <...>, руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, заместителя руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника контрольно-правового управления Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника управления регулирования цен (тарифов) и контроля в сфере теплоснабжения Службы по тарифам Иркутской области <...>, советника отдела регулирования цен (тарифов) на теплоноситель и услуги в сфере теплоснабжения Службы по тарифам Иркутской области <...>, главного специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между МУП «Теплосервис» и Службой по тарифам Иркутской области (рег. от 12.03.2024 № 40190/24).

Предметом разногласий является величина тарифа, установленная приказом Службы от 04.12.2023 № 79-399-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям МУП «Теплосервис» (ИНН 3804116995) на территориях отдельных муниципальных образований Братского района» в отношении Ключи-Булакского муниципального образования (центральная котельная, котельная СОШ) на 2024 – 2026 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением – 20 299,90 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной – 20 733,11 тыс. руб. с учетом заявленных требований.

Тарифы на тепловую энергию в отношении МУП «Теплосервис» устанавливаются с использованием метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2024-2026 гг.

Вышеуказанное увеличение необходимой валовой выручки связано с разногласиями (спором), возникшими между Заявителем и органом регулирования по величине расходов по следующей статье затрат:

тыс. руб.

Статьи затрат

Принято Службой

Заявлено
в ФАС России

Величина разногласий

1

Топливо на технологические цели

1 809,42

2 242,54

433,12

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

По результатам анализа представленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Топливо на технологические цели

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В своем заявлении регулируемая организация оспаривает учтенную органом регулирования цену топлива.

В качестве обоснования цены на топливо МУП «Теплосервис» представило на разногласия в ФАС России следующие документы:

1. Определение затрат на топливо МУП «Теплосервис» Центральная котельная пп. Ключи Булак и котельная СОШ п. Ключи Булак;

2. Расчет НВВ в отношении МУП «Теплосервис» Центральная котельная пп. Ключи Булак и котельная СОШ п. Ключи Булак (Приложение 7 к протоколу заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 27.11.2023 года).

Заявитель ссылается на то, что в целях определения цены на топливо регулируемая организация в материалах тарифного дела представила расчеты стоимости натурального топлива (топливо на технологические цели), подтвержденные заключенным муниципальным контрактом с ООО «Разрез Велистовский» от 21.08.2023 № 001.

В рассматриваемом случае ООО «Разрез Велистовский» признано единственным участником конкурса, заявка которого соответствовала конкурсной документации.

МУП «Теплосервис» в своем заявлении отмечает, что Службой не принята в расчете НВВ цена на топливо исходя из договора с ООО «Разрез Велистовский», в связи с признанием электронного аукциона по поставке бурого угля ИКЗ 233380411699538040100100010010520000, номер процедуры в ЕИС
№ 0534600014723000001, несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в связи с подачей единственной заявки.

В части заключения регулируемыми организациями договоров с единственным поставщиком в результате проведения торгов в соответствии с Законом о закупках ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ если на участие в аукционе подана только одна заявка, он проводится с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 статьи 52 Закона № 44-ФЗ.

Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе не составляется. Вместо него заказчик формирует протокол подведения итогов (пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

Если единственная заявка соответствует извещению, контракт с участником заключается по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если закупка признана несостоявшейся, контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Расходы по таким договорам могут подлежать учету в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации при обязательном проведении органом регулирования анализа положения о закупке товаров, работ и услуг организации на предмет отсутствия в нем условий о необходимости проведения повторных торгов, а также с учетом анализа закупочной документации организации в части формирования начальной (максимальной) цены договора (анализ товарного рынка) и анализа заявки единственного участника на предмет соответствия закупочной документации.

Сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным и может приводить к дискриминации и ограничению конкуренции.

Наличие у регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов в отсутствие объективных на то причин (например, необходимость ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы), обязывает использовать другие источники цен в соответствии с нормативными правовыми актами в регулируемых сферах (пункт 28 Основ ценообразования № 1075).

При рассмотрении статьи расходов «Топливо на технологические цели» в целях учета цен покупки топлива Службой проводился анализ следующих материалов, представленных в обоснование заявленных затрат, на предмет соответствия требованиям пункта 28 Основ ценообразования № 1075:

- муниципальный контракт от 31.10.2022 № Ф.2022.002, заключенный с
ООО «Разрез Велистовский» на поставку бурого угля на сумму 9 096,8 тыс. руб.;

- универсальные передаточные акты ООО «Разрез Велистовский» за сентябрь – декабрь 2022 года и ноябрь 2023 года;

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 10.03 за сентябрь-декабрь 2022 года (цена списания угля бурого 1605,47 руб./т);

- муниципальный контракт от 21.08.2023 № 001 на сумму 13 200,0 тыс. руб. (цена – 2 200, 0 руб./т с НДС (1 833,33 руб./т без НДС)) с техническим заданием на поставку угля, извещением о проведении электронного аукциона, протоколом проведения итогов определения поставщика от 09.08.2023 года;

- расчет затрат на топливо с корректировкой заявленных цен с учетом: цены по муниципальному контракту от 21.08.2023 № 001 2200 руб./т на период январь – август 2024 года, 2 307,8 руб./т (2 200,0*104,9%) на период сентябрь – декабрь 2024 года и объемов топлива;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 в разрезе теплоисточников, по счету 10 в разрезе населенных пунктов за 9 месяцев 2023 года.

По итогам анализа представленной конкурсной документации Службой выявлено, что конкурс признан несостоявшимся ввиду поступления единственной заявки на участие. Контракт заключен с единственным заявителем. Таким образом, Службой сделан вывод, что цена топлива, предусмотренная муниципальным контрактом от 21.08.2023 № 001, не является конкурентной, экономически обоснованной и не отвечает требованиям пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что анализ рынка цен на топливо регулируемой организацией в материалах тарифного дела не был представлен.

В этой связи органом регулирования в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 учтены фактические средневзвешенные цены на уголь
за 9 месяцев 2023 года МУП «Теплосервис» (сложившиеся по данным бухгалтерского учета на момент установления тарифов) в разрезе муниципальных образований, на территориях которых эксплуатируются котельные с учетом индекса цен производителей по отрасли «Добыча угля» на 2024 год в размере 105,7% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг., разработанным Минэкономразвития России в сентябре 2023 года.

При установлении тарифов на тепловую энергию Службой учтена цена в размере 1 809,4 руб./т с НДС (1 507,83 руб./т без НДС).

Данный подход органа регулирования не противоречит тарифному законодательству Российской Федерации.

МУП «Теплосервис» обратилось в ООО «Разрез Велистовский» с запросом о предоставлении информации по стоимости топлива (угля), поставщиком которого он является для других муниципальных предприятий, территориально и экономически сравнимыми.

Из полученного ответа следует, что в период 2023 – 2024 гг. ООО «Разрез Велистовский» поставлял уголь по следующим ценам:

- для МУП «Модуль» по цене 2 000 руб./т;

- для МУП «ЖКХ Прибрежнинского МО» по цене 2 050 руб./т;

- для МУП «Комфорт» по цене 2 200 руб./т.

В своих пояснениях, направленных письмом от 26.03.2024 № 02-79-817/24 (рег. от 26.03.2024 № 49234-ЭП/24), орган регулирования отмечает, что вышеназванные организации за установлением тарифов в сфере теплоснабжения на 2024 год в Службу в установленные действующим законодательством сроки
(до 1 мая) не обращались, обосновывающие материалы для расчета тарифов на тепловую энергию, в том числе договоры на топливо, заключенные по результатам торгов не направлялись. Дела об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении вышеперечисленных организаций на 2024 год открыты по инициативе Службы исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.

Кроме того, в соответствии с заявлением МУП «Теплосервис» о рассмотрении спора, предприятием применена цена угля в размере 2 200 руб. за тонну при цене Контракта 13 200,00 тыс. руб. (в том числе НДС 20% - 2 200,00 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что учет НДС в составе плановых расходов не предусмотрен действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1075 необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Топливо на технологические цели» не подлежат удовлетворению.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э.

Таким образом, фактические экономически обоснованные расходы на топливо подлежат учету в составе корректировки НВВ за отчетный период регулирования в случае надлежащего документального обоснования данных расходов, в том числе с учетом требований пунктов 28 и 29 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между МУП «Теплосервис» и Службой по тарифам Иркутской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать МУП «Теплосервис» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения со Службой по тарифам Иркутской области (рег. от 12.03.2024 № 40190/24).

 

 

Председатель Комиссии

 

_______________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092
МУП "Теплосервис"
ИНН 3804116995, ОГРН 1223800015163
Иркутское УФАС России
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155