Решение №2018-84820 решение о частичном удовлетворении требований по заявлению м... от 18 июля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия

ул. Коммунистическая, д. 33, корпус 2, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005,

rstrm@e-mordovia.ru

 

ООО «Рузканал»

ул. Кутузова, д. 89, г. Рузаевка,

Республика Мордовия, 431444

 

Копия: Мордовское УФАС

проспект Ленина, д. 14,

г. Саранск, Республика Мордовия, 430005

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» июля 2018 г.

 

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление (исх. от 12.03.2018 № 166, вх. от 14.03.2018 рег. № 36797/18) о досудебном рассмотрении спора между ООО «Рузаевское канализационное предприятие» (далее – ООО «Рузканал», Заявитель, регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (правопреемник Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия) (далее – Служба, Респондент, орган регулирования) по приказу Службы от 15.12.2017 № 157 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на питьевое водоснабжение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузвода», на водоотведение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузканал» на 2018-2020 годы», и  

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

в поданном заявлении ООО «Рузканал» считает, что Службой на 2018 год тариф на водоотведение (транспортировку сточных вод) установлен на уровне ниже экономически обоснованного и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2018 года для ООО «Рузканал», в сумме 15 718,57 тыс. руб., оспаривая расходы по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды основного производственного, цехового, вспомогательного (ремонтного), административно-управленческого персонала», «Расходы на охрану труда цехового персонала (спецодежда, молоко, медицинские аптечки) и вспомогательного производства (спецодежда, медицинские аптечки)», «Аренда имущества и транспортных средств», «Производственные расходы (расходы на проведение ремонта и технического обслуживания автотранспорта; техосмотр и проведение диагностики автотранспорта; страхование автотранспорта; расходы на горюче-смазочные материалы)», «Ремонтные расходы», «Административные расходы (услуги связи, интернет, обучение персонала, проведение медосмотров, расходы на приобретение хозинвентаря, мебели, кассового аппарата, коммунальные услуги (тепловая энергия и горячее водоснабжение за 2017 год))», «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций», «Налоги и сборы», «Нормативная прибыль» и «Расчётная предпринимательская прибыль».

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Тарифы на транспортировку услуг водоотведения для ООО «Рузканал» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2018-2020 гг. с применением метода индексации. Таким образом, 2018 год для регулируемой организации является базовым, первым годом первого долгосрочного периода регулирования. ООО «Рузканал» находится на упрощенной системе налогообложения.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее.

1. Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды.

ООО «Рузканал» заявлены разногласия по величине фонда оплаты труда основного производственного (далее - опп), цехового, административно-управленческого (далее - ауп) и ремонтного (вспомогательного) персонала с отчислениями на социальные нужды в части оказываемых услуг водоотведения в размере 26 070,57 тыс. руб. (средняя заработная плата – 19 069,98 руб./мес., численность 87,5 чел.). Разногласия по размеру фонда оплаты труда основного производственного, цехового, административно-управленческого и ремонтного (вспомогательного) персонала между сторонами заключаются в численности и величине средней заработной платы, учтённых Службой при расчёте тарифов 2018 года для данных видов персонала. Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды основного производственного, цехового, административно-управленческого и ремонтного (вспомогательного) персонала связано с предлагаемым регулируемой организацией увеличением расходов на оплату труда.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены для ООО «Рузканал» на уровне 23 011,01 тыс. руб. (средняя заработная плата – 17 026,58 руб./мес., численность 86,5 чел.).

В отношении определения численности основного производственного персонала спор заключается в неучёте органом регулирования по ООО «Рузканал» 10 единиц основного производственного персонала (вместо 56 заявленных единиц принято 46 ед.).

Ввиду необходимости урегулирования спора по численности всех видов персонала ООО «Рузканал», ФАС России произведён расчёт численности персонала исходя из рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённых приказом Госстроя России от 22.03.1990 № 66 (далее - приказ Госстроя от 22.03.1990 № 66), а также с учётом представленного штатного расписания ООО «Рузканал».

В результате проведённого ФАС России расчёта численность основного производственного персонала ООО «Рузканал» сложилась на уровне 38 единиц (учтено 23 единицы на насосных станциях канализации и 15 единиц электрогазосварщиков и слесарей, исключены 9 операторов на решетках, поскольку данный вид персонала задействован на очистных сооружениях, и не имеет отношения к транспортировке сточных вод, также исключены 9 единиц электромонтёров, слесарей и электрогазосварщиков, которые также согласно штатному расписанию ООО «Рузканал» задействованы на очистных сооружениях), что свидетельствует о том, что органом регулирования учтено на 7 единиц выше.

По вспомогательному (ремонтному) персоналу по ООО «Рузканал» исключено 4,25 единиц (вместо 32,0 заявленных единиц принято 27,75 ед.).

Численность вспомогательного (ремонтного) персонала ООО «Рузканал» по расчёту ФАС России составила 19,75 ед., со снижением ввиду того, что часть из необоснованно учтённых органом регулирования единиц в штате ООО «Рузканал» отнесены к ООО «Рузвода», такие как диспетчеры, начальник гаража, механик гаража и так далее, неправомерно приняты в расчёт без обоснования по другому виду деятельности – по транспортировке воды (17,75 ед. по заявке регулируемой организации и 2 единицы диспетчера).

По административно-управленческому персоналу по ООО «Рузканал» исключено 11,25 единиц (вместо 22,0 заявленных единиц принято 10,75 ед.).

По расчёту ФАС России численность административно-управленческого персонала ООО «Рузканал» составила 7,02 единиц, что на 3,73 единиц ниже учтённой органом регулирования.

В отношении численности цехового персонала разногласия отсутствуют, поскольку численность по ООО «Рузканал» в размере 2 ед. приняты органом регулирования по предложению регулируемой организации.

Резюмируя вышеизложенное, итоговая величина численности персонала ООО «Рузканал» по расчёту ФАС России составила 66,77 единиц (опп – 38 ед., вспомогательный – 19,75 ед., цеховый -2 ед., ауп – 7,02 ед.), что на 19,73 единиц ниже учтённой органом регулирования, а именно 86,5 ед. (опп – 46 ед., вспомогательный – 27,75 ед., цеховый -2 ед., ауп – 10,75 ед.). В этой связи, ООО «Рузканал» отказано в удовлетворении требований в части увеличения численности персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В рамках рассмотрения досудебного спора органом регулирования Республики Мордовия представлена информация о величине средней заработной платы, учтённой регулирующим органом в необходимой валовой выручке в части расходов на оплату труда при установлении тарифов на 2018 г. для аналогичных с ООО «Рузканал» регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг водоотведения на территории Республики Мордовия (средняя заработная плата по аналогам составляет 16 600,02 руб./мес.), исходя из которой сделан вывод о том, что для ООО «Рузканал» в регионе установлена самая высокая заработная плата (средняя заработная плата для ООО «Рузканал» составляет 17 026,58 руб./мес.).

Исходя из вышеизложенных доводов, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды» в части увеличения средней заработной платы основного производственного, цехового, административно-управленческого и ремонтного (вспомогательного) персонала.

2. «Расходы на охрану труда».

Согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяется индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 39 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 18 Методических указаний № 1746-э в составе производственных расходов учитываются общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

По данной статье затрат регулируемой организацией заявлены расходы на охрану труда ООО «Рузканал» в размере 747,2 тыс. руб., а именно на охрану труда цехового персонала в части спецодежды, молока и медицинских аптечек, а также расходы на охрану труда работников вспомогательного персонала в части спецодежды и медицинских аптечек.

Органом регулирования расходы на охрану труда, заявленные ООО «Рузканал», приняты в размере 73,11 тыс. руб. и рассчитаны исходя из норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также с учетом фактических данных организации за 2016 год, ранее оказывающей услуги водоотведения в конкретных муниципальных образованиях, увеличенных на индексы согласно Прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации. В качестве подтверждающих документов ООО «Рузканал» представлены договоры, заключенные с ООО ТД «Арвел» (от 26.09.2017 №№ 011-17, 012-17, 013-17) на закупку зимней спецодежды и средств индивидуальной защиты, срок действия которых истекает 31.12.2017. Так как новых договоров, заключенных на 2018 год, представлено в материалах тарифного дела не было, органом регулирования суммы по указанным договорам в расчете не учитывались. Расходы на вспомогательное производство согласно учетной политике организации распределены по видам деятельности организации (водоотведение - 99,8 %, технологическое присоединение - 0,2 %) по заработной плате основного производственного персонала.

2.1.1. Спецодежда.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ООО «Рузканал» представлен расчёт расходов на спецодежду в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2011 № 543н (далее – приказ № 543н), на общую сумму 195,504 тыс. руб., а также договоры от 26.09.2017 № 011-17 на сумму 98,852 тыс. руб., от 26.09.2017 № 012-17 на сумму 99,125 тыс. руб., от 26.09.2017 № 013-17 на сумму 74, 569 тыс. руб. (общая сумма по трём вышеуказанным договорам составляет 272,546 тыс. руб.).

ФАС России обращает внимание на то, что представленные регулируемой организацией договоры на приобретение спецодежды заключены в отсутствие проведения конкурсных процедур со сроком действия до 31.12.2017. Однако с учётом того, что указанные затраты являются обязательными для регулируемой организацией согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации, ФАС России произведён анализ расчёта ООО «Рузканал», по итогам которого в расчёте затрат на спецодежду, представленного ООО «Рузканал», стоимость двух газоанализаторов (лампы ЛБВК, предназначенные для обнаружения загазованности воздушной среды в водопроводных, канализационных, теплофикационных, телефонных смотровых колодцах и в камерах метаном, сероводородом и углекислым газами, применяется в соответствии пунктом 5 ГОСТ 12.03.006-75 «Требования к применению средств защиты работающих» при выполнении работ по эксплуатации и техническому обслуживанию водопроводно-канализационных сооружений и других подземных коммуникаций) изменена с 35,0 тыс. руб. до 16,2 тыс. руб. (информация подтверждена информационным источником http://lbvk.ru/gazoanalizator, где степень защиты индикатора газа (газосигнализатора) ЛБВК от воздействия окружающей среды соответствует показателю IР23 согласно ГОСТ 14254-0), также исключены расходы на спецодежду оператора на решетках и электромонтёра по ремонту и обслуживанию, которые не относятся к регулируемому виду деятельности-транспортировке сточных вод, а относятся к очистке сточных вод. Таким образом, общая сумма средств на спецодежду по расчёту ФАС России составила 151,71 тыс. руб.

2.1.2. Молоко.

В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Согласно пункту 4 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н, норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

Регулируемой организацией представлен расчёт потребности молока на 2018 год на общую сумму 12 120,0 руб., выполненный исходя из количества рабочих дней в размере 247 дней, количества сотрудников в размере 2-ух электрогазосварщиков, а также стоимости 0,5 л. молока жирностью 2,5 % в размере 24,53 руб. по состоянию на 21.08.2017 исходя из данных, подтверждённых прайс листами, который не соответствует заявке ООО «Рузканал» как в орган регулирования, так и в ФАС России (сумма в заявлении о разногласиях указана на уровне 7 200,0 руб.).

В подтверждение регулируемой организацией представлены прайс листы на молочную продукцию, а также приказ ООО «Рузканал» от 03.07.2017 № 5/2-к о замене бесплатной выдачи молока денежной компенсацией с приложением карточки счета 20.01 за 2017 год, в которой фактическая выплата по итогу 2017 года составила 2 886,5 руб. Исходя из представленного ООО «Рузканал» в ФАС России приказа о замене выдачи молока компенсационной выплатой следует, что регулируемая организация не закупает молоко, а заменяет компенсационной выплатой, однако ФАС России отмечает, что в данном приказе выплата компенсируется в размере 23,0 руб. за 1 литр, а не 0,5 л., что в два раза занижает размер необходимой согласно законодательству Российской Федерации компенсации.

По расчётам ФАС России, с учётом количества смен работников, занятых на работах с вредными условиями труда (по данным регулируемой организации 2 ед. электрогазосварщика и 247 рабочих дней в году), а также ценой за 0,5 л. молока в 2018 году в размере 25,43 руб. (24,53 руб. *1,037), также по заявке регулируемой организации исходя из представленных прайс листов, в которых средняя стоимость молока в 2017 году составила 24,53 руб. за 0,5 л. молока, расходы на приобретение молока составляют 12 566,17 руб., что выше заявки ООО «Рузканал», в связи с чем требования ООО «Рузканал» признаны обоснованными в полном объёме на уровне заявленных 7 200,0 руб.

2.1.3. Медицинские аптечки.

В соответствии со статьёй 223 Трудового кодекса Российской Федерации санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Согласно положениям статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации и приказа «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам», утверждённого Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н (далее - приказ № 169н), ООО «Рузканал» представлен расчёт на одном листе, в котором указан перечень лиц с указанием фамилии, количества необходимых аптечек в размере 9 единиц и стоимости аптечек в размере 700,0 руб. за 1 шт., а также дополнительных лекарств в размере 200,0 руб. за 1 шт., ввиду отсутствия в регулируемой организации отдельно выделенных медпунктов. В этой связи, общая сумма средств в расчёте ООО «Рузканал» составила 8,1 тыс. руб.

ФАС России в результате анализа стоимости аптечек, необходимых для оказания первой медицинской помощи на производстве, согласно приказу № 169н, выявлено, что стоимость, предлагаемая регулируемой организацией завышена на 210,0 руб., стоимость медицинских аптечек на информационном источнике https://sizgo.ru/p68253174-aptechka-dlya-okazaniya.html составила 490,0 рублей с бесплатной доставкой по Республике Мордовия. Также ФАС России вместо 9 шт. аптечек приняты в расчёт только 6 шт., относящихся к регулируемому виду деятельности – транспортировке сточных вод, за исключением пунктов, относящихся к ПАО «Водопроводно-канализационное хозяйство». В этой связи, по расчёту ФАС России, сумма средств, необходимая для приобретения медицинских аптечек и жизненно необходимых лекарств (перекись водорода, корвалол капли, настойка валерианы, валидол, термометр, аммиак, бриллиант зел. р-р.), составила 4,14 тыс. руб.

В отношении расходов на охрану труда работников вспомогательного производства в части спецодежды и медицинских аптечек регулируемой организацией представлен общий расчёт без разбивки по видам персонала. Иных расчётов со стороны регулируемой организации в материалах дела представлено не было.

В этой связи, общая сумма средств по расчёту ФАС России составила 163,05 тыс. руб. (151,71 тыс. руб. спецодежда, 7,2 тыс. руб.– молоко и 4,14 тыс. руб. медицинские аптечки) против учтённых органом регулирования по данной статье затрат 73,11 тыс. руб. Таким образом, сумма, подлежащая дополнительному учёту по статье «Охрана труда» составила 89,94 тыс. руб.

3. «Аренда имущества и транспортных средств».

ООО «Рузканал» заявлены расходы по данной статье на уровне 460,43 тыс. руб. (аренда основного имущества – 367,2 тыс. руб., аренда транспортных средств – 93,23 тыс. руб.), из них учтено органом регулирования 120,82 тыс. руб. (аренда основного имущества – 82,1 тыс. руб., аренда транспортных средств – 38,72 тыс. руб.) Таким образом, сумма разногласий составляет 339,61 тыс. руб. (аренда основного имущества – 285,1 тыс. руб., аренда транспортных средств – 54,51 тыс. руб.).

Органом регулирования затраты на аренду автотранспорта, заявленные организацией в сумме 93,23 тыс. руб., приняты в размере 38,72 тыс. руб. на основании договоров аренды с администрацией городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района РМ от 25.08.2017 № 13-17, № 15-17, № 19-17, № 20-17, № 22-17, заключенных на срок до 24.08.2020 (5 ед. транспорта), с ПАО «Водоканал» от 01.07.2017 № 2/17, заключенного сроком на 11 месяцев до 31.05.2018 с последующей пролонгацией (4 ед. транспорта). В Экспертном заключении по формированию тарифов на 2018-2020 гг. на водоотведение ООО «Рузканал» (далее – Экспертное заключение) указано, что расчет арендной платы произведён Министерством в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 (пункт 29 Методических указаний № 1746-э). Таким образом, сумма арендной платы автотранспорта учтена органом регулирования исходя из величины транспортного налога.

Также, в отношении принятых органом регулирования расходов на аренду основных средств (канализационных сетей), переданных по договору аренды с ПАО «Водоканал» от 01.07.2017 № 2/17, заключенному сроком до 31.05.2018 с последующей пролонгацией, в размере 82,1 тыс. руб. в Экспертном заключении указана также ссылка на пункт 44 Основ ценообразования № 406 (пункт 29 Методических указаний № 1746-э), то есть расходы учтены исходя из налога на имущества и амортизации.

В составе обосновывающих документов при установлении тарифов на 2018-2020 годы регулируемой организацией ООО «Рузканал» представлен договор аренды от 01.07.2017 № 2/17, заключенный с ПАО «Водопроводно-канализационное хозяйство». Стоимость по указанному договору составляет 30 000,0 руб. в месяц на все передаваемое имущество (в том числе аренда канализационных сетей протяженностью 83,7 км., 1/3 часть административного здания, 6 шт. КНС, ремонтные мастерские, мастерские, гараж, машины и оборудование, а также 4 единицы автотранспортных средств).

Поскольку обоснование расчета указанной в договоре аренды суммы не представлено, Службой самостоятельно произведен расчет арендной платы на основании представленных организацией ПАО «Водопроводно-канализационное хозяйство» оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 01.01 и 02.01 за июль 2017 года.

Таким образом, при расчете арендной платы по объектам водоотведения (сети водоотведения), переданным в соответствии с указанным договором, органом регулирования учтены 40 264,0 руб. на первое полугодие 2018 года (сумма амортизации, рассчитанная как: 2 460,81*6=14 764,86 руб. и сумма налога на имущество, рассчитанная как: (1 173 824,26-14 764,86)*2,2%=25 499,30 руб., а также на второе полугодие 2018 года в размере 41 874,0 руб. (40 264,0 *1,04 (ИПЦ 104 %)).

Поскольку в регулируемой организации начисление амортизационных отчислений осуществляется линейным способом согласно положениям учётной политики ПАО «Водопроводно-канализационное хозяйство», ФАС России расходы на арендную плату канализационных сетей рассчитаны исходя из пункта 44 Основ ценообразования № 406 как сумму ежемесячных амортизационных отчислений, рассчитанную исходя из максимального срока полезного использования в целом по году и налога на имущество, в этой связи сумма, полученная по расчёту ФАС России, составила 80 528,0 руб., то есть без учёта индексации во втором полугодии. Таким образом, затраты по аренде централизованных систем водоотведения составили на 1,6 тыс. руб. ниже учтённых органом регулирования на 2018 год. в размере 82 138,0 руб.

Расчет арендной платы по транспорту произведен органом регулирования исходя из учёта транспортного налога. В расчёт приняты суммы транспортного налога по транспортным средствам, зафиксированным в договоре аренды от 01.07.2017 № 2/17 с ПАО «Водоканал» (до 31.05.2018 с последующей пролонгацией на 11 мес. (4 машин)), а также в договорах от 25.08.2017 №№ 13-17, 15-17, 19-17, 20-17, 22-17, заключенных с Администрацией гп Рузаевка до 24.08.2020 5 машин).

При установлении органами регулирования тарифов долгосрочных тарифов согласно пункту 66 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату относятся к неподконтрольным расходам, если договор аренды заключен в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в такие системы.

В соответствии с пунктами 65, 76 Основ ценообразования № 406 размер расходов на арендную плату, включаемых в состав неподконтрольных расходов, определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 406 расходы на арендную плату в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.

Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Из вышеприведенных норм следует, что орган регулирования определяет экономически обоснованный размер арендной платы, включающей в себя амортизацию и обязательные платежи, предусмотренные пунктом 44 Основ ценообразования № 406, в пределах договорной цены аренды имущества, установленной по результатам проведенных конкурсов (аукционов).

При определении размера расходов на арендную плату, не связанную с арендой централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, и учитываемых в составе операционных расходов при установлении тарифов, орган регулирования тарифов в соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Основ ценообразования № 406 использует в том числе цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, а также рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Так как ограничение размера расходов на аренду непроизводственных объектов суммой амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей арендодателя положениями Основ ценообразования № 406 не предусмотрено, расходы на арендную плату учтены ФАС России на уровне 91,4 тыс. руб. согласно договорам аренды транспортных средств от 25.08.2017 №№ 13-17, 15-17, 19-17, 20-17, 22-17, заключенных с Администрацией гп Рузаевка до 24.08.2020 5 машин).

В отношении расходов на основные средства (канализационные сети), переданных по договору аренды с ПАО «Водоканал» от 01.07.2017 № 2/17, ФАС России отмечает, что в Приложении № 1 к договору аренды от 01.07.2017 № 2/17 указан перечень имущества, в котором основными средствами являются административное здание, канализационные сети, машины, оборудования, мастерские и гараж, КНС, а также транспортные средства. Поскольку в Приложении № 1 не указаны суммы арендной платы с разбивкой по каждому виду арендуемого имущества, Заявителю отказано в удовлетворении требований по учету аренды транспортного средства согласно договору аренды с ПАО «Водоканал» от 01.07.2017 № 2/17.

Таким образом расходы по расчёту ФАС России по статье «Аренда имущества и транспортных средств» сложились на уровне 171,9 тыс. руб. (аренда централизованных систем водоотведения – 80,5 тыс. руб., аренда транспортных средств – 91,4 тыс. руб.), в связи с чем сумма, подлежащая дополнительному учёту, составила 51,08 тыс. руб. (аренда централизованных систем водоотведения – (-1,6 тыс. руб.), аренда транспортных средств – 91,4 тыс. руб.).

4. «Прочие производственные расходы».

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний № 1746-э в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В составе производственных расходов в общей сумме 4 409,55 тыс. руб. ООО «Рузканал» оспаривает расходы на проведение ремонта и технического обслуживания автотранспорта в сумме 447,78 тыс. руб.; техосмотр и проведение диагностики автотранспорта в сумме 18,36 тыс. руб.; страхование автотранспорта в сумме 46,74 тыс. руб.; горюче-смазочные материалы в сумме 3 896,65 тыс. руб.

4.1.-4.2. Расходы на проведение ремонта и технического обслуживания автотранспорта, техосмотра и проведения диагностики автотранспортных средств.

Так как расходы на содержание автотранспорта (диагностика, ремонт и техническое обслуживание, закупка запчастей), заявленные регулируемой организацией на момент установления тарифов 2018 года в сумме 466,14 тыс. руб., были исключены Респондентом из расчета тарифа ООО «Рузканал» на 2018 год, по причине отсутствия подтверждающих документов (кроме расчета регулируемой организации и договоров на проведение техосмотра без указания номера, даты, срока действия, стоимости услуг, ФАС России проанализированы представленные договоры о проведении технического осмотра транспортных средств и факт отсутствия номера, даты, срока действия, стоимости оказываемых услуг подтверждается), ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования нарушений требования законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен и тарифов.

4.3. Расходы на страхование автотранспорта.

Расходы на страхование транспорта, заявленные ООО «Рузканал» в сумме 46,74 тыс. руб., приняты Службой в размере 44,88 тыс. руб. на основании договора от 14.07.2017 № Д-41350010-10-1-00223-17 с ПАО СК «Россгострах». Поскольку иных договоров в материалах тарифного дела представлено не было, ФАС России полагает целесообразным отказать ООО «Рузканал» в удовлетворении требований по подстатье «Расходы на страхование автотранспорта» статьи «Производственные расходы».

4.4. Расходы на горюче-смазочные материалы.

Расходы на горюче-смазочные материалы, заявленные регулируемой организацией в размере 3 896,65 тыс. руб., приняты органом регулирования в размере 2 414,01 тыс. руб. на основании договора от 17.07.2017 № 69/0-2017, заключенного с ООО «Транснефтепродукт» со сроком действия до 31.12.2017 с последующей ежегодной пролонгацией, а также в соответствии с нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными распоряжением Минтранса Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-Р, где цена бензина определена Респондентом, исходя из фактически сложившихся цен по Республике Мордовия за июль-сентябрь 2017 года с учетом увеличения на индексы, предусмотренные прогнозом социально-экономического развития, утверждённым Министерством экономического развития Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что ни в орган регулирования на момент установления тарифов, ни в ФАС России на рассмотрение разногласий ООО «Рузканал» не представлены путевые листы, подтверждающие учет пробега, времени активной эксплуатации транспорта и времени простоя, в связи с чем подтвердить целесообразность расхода горюче-смазочных материалов фактически в два раза не представляется возможным. Также ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении по установлению тарифов для ООО «Рузканал» не отражен расчёт расходов на горюче-смазочные материалы, а при подробном изучении выявлено, что расходы учтены на уровне плана 2017 года с последующим увеличением на индекс согласно прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации (2018/2017) в размере 1,037.

В условиях отсутствия путевых листов, транспортных накладных и иных отраслевых документов в ходе эксплуатации автомобильного транспорта, отражающих информацию о марке транспортного средства, государственного номерной знак, величины пробега, времени и продолжительности работы в часах согласно положениям приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152, позволяющим определить, кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, количество километров, пройденных при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимое для определения расходов по горюче-смазочным материалам и иных расходов по ремонту и содержанию автотранспорта, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения расходов по подстатье «Расходы на горюче-смазочные материалы» статьи «Производственные расходы».

Исходя из вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований по расходам на проведение ремонта и технического обслуживания автотранспорта, техосмотр и проведение диагностики автотранспорта, страхование автотранспорта, а также на горюче-смазочные материалы статьи «Производственные расходы».

5. «Ремонтные расходы».

По данной статье затрат регулируемой организацией заявлены расходы в общей сумме 3 057,3 тыс. руб. (текущий ремонт на уровне 710,0 тыс. руб., капитальный ремонт – 2 347,3 тыс. руб.).

Органом регулирования расходы на капитальный и текущий ремонт учтены на уровне 1 277,09 тыс. руб. согласно производственной программе ООО «Рузканал» на 2018-2020 годы. Цены и объемы ремонтных работ, указанные в производственной программе, приняты органом регулирования на основании представленных дефектных ведомостей, прайс листов и локальных смет. По представленным сметам в составе ремонтных расходов учитывались только стоимость материалов без учета накладных расходов и сметной прибыли. Ремонтные работы регулируемая организация осуществляет хозяйственным способом, так как договоров подряда представлено в материалах тарифного дела не было. Так, Респондентом по данной статье по текущему ремонту принято на 582,99 тыс. руб. меньше заявленного регулируемой организацией в связи с тем, что заявленная на 2018 год сумма затрат не подтверждена (регулируемой организацией представлена только пояснительная записка), рассчитана Службой с учетом увеличения плановых расходов ООО «Рузканал» 2017 года (которые рассчитывались как сумма фактического выполнения мероприятий производственной программы за 2016 год организации, ранее оказывающей деятельность в сфере водоотведения на территории муниципальных образований, на которых ООО «Рузканал» оказывает услуги водоотведения) на индекс согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации.

В подтверждение заявленных требований ООО «Рузканал» в ФАС России представлены дефектные ведомости и локальные сметные расчёты, однако ФАС России отмечает, что дефектные ведомости в материалах тарифного дела в орган регулирования представлены по текущему ремонту не были, и были представлены, согласно устным пояснениям органа регулирования, на обозрение на заседании коллегии Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, которое состоялось 14.12.2017, в которых, по пояснениям органа регулирования, фигурировали мероприятия по технологическому подключению. Ввиду того, что по просьбе регулируемой организации заседание коллегии по принятию тарифного решения было перенесено с 14.12.2017 на 15.12.2017, а представители Заявителя в назначенный срок не явились, также представители ООО «Рузканал» не предоставили дефектные ведомости органу регулирования для последующего проведения дополнительного анализа, органом регулирования расходы на текущий и капитальный ремонт учтены в составе необходимой валовой выручки на уровне 1 277,02 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 9 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641), уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям, указанным в пункте 5 Правил № 641.

В случае если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку.

Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение.

Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа ее обоснованности независимые организации.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Поскольку органом регулирования расходы на ремонт учтены согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 на уровне утверждённых в производственной программе, а Заявителем производственная программа не была оспорена в установленном порядке, замечаний к производственной программе выражено не было, ФАС России не усматривает со стороны Респондента нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

6. «Административные расходы».

Спор по данной статье заключается в неучёте органом регулирования заявленных расходов в общей сумме 300,66 тыс. руб., а именно на услуги связи и интернета в сумме 12,24 тыс. руб., обучение персонала – 54,06 тыс. руб., проведение медосмотров – 132,72 тыс. руб., на приобретение хозинвентаря и мебели, кассового аппарата – 101,64 тыс. руб. и на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии и горячего водоснабжения за 2017 год) – 57,95 тыс. руб.

Органом регулирования административные расходы распределены согласно учетной политике по видам деятельности организации (99,8 % - на водоотведение, 0,2 % - на технологическое присоединение) по заработной плате основного производственного персонала.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся: а) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на служебные командировки; д) расходы на обучение персонала; е) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; ж) прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с методическими указаниями.

6.1. По подстатье «Услуги связи и интернет» статьи «Административные расходы».

Органом регулирования расходы по данной статье на сумму 12,24 тыс. руб. исключены из тарифной заявки 2018 года, так как подтверждающих документов со стороны Заявителя представлено не было.

ООО «Рузканал» в ФАС России на урегулирование досудебного спора также не представлены обосновывающие материалы, в этой связи Заявителю отказано в удовлетворении требований по подстатье «Услуги связи и интернет» статьи «Административные расходы».

6.2. По подстатье «Обучение персонала» статьи «Административные расходы».

ООО «Рузканал» в обоснование затрат на обучение административно-управленческого персонала представлены договоры, заключенные с ЧОУ ДПО «Саранский Дом науки и техники» от 17.08.2017 № 85-р, от 30.08.2017 № 56, срок обучения по которым истекает в 2017 году, при этом справок по планированию затрат на обучение и повышение квалификации работников ООО «Рузканал» на 2018 год не представлено.

Респондентом заявленные расходы не учтены по причине отсутствия заключенных на 2018 год договоров.

Ввиду отсутствия в материалах тарифного дела 2018 года справки о количестве персонала ООО «Рузканал», которому необходимо пройти курс повышения квалификации, Заявителю отказано в удовлетворении требований по учёту вышеуказанных расходов.

6.3. По подстатье «Проведение медосмотров» статьи «Административные расходы».

ООО «Рузканал» сумма по расходам на проведение медосмотров заявлена на уровне 132,72 тыс. руб.

Органом регулирования данные затраты приняты при расчёте необходимой валовой выручки ООО «Рузканал» 2018 года на уровне 9,33 тыс. руб. (на основании фактических расходов предыдущей организации, оказывающей услуги водоотведения в муниципальных образованиях, на которых ООО «Рузканал» оказывает услуги водоотведения), поскольку срок действия представленного договора об оказании платных медицинских услуг, заключенного с ГБУ здравоохранения Республики Мордовия «Рузаевская межрайонная больница», истекает 31.12.2017, а стоимость по договору не подтверждена, так как вышеуказанный договор заключен в отсутствие проведения конкурсных процедур (сумма по договору об оказании платных медицинских услуг составила 102 384,0 тыс. руб., в приложении к договору представлены сметы на проведение медицинского осмотра работников ООО «Рузканал» с указанием профессий, услуг и стоимости на общую сумму 102 384,0 тыс. руб.).

Поскольку проведение периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» является обязательным условием, которое необходимо соблюдать согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н, сумма медосмотров рассчитана ФАС России согласно договору, заключенному в 2017 году с ГБУ здравоохранения Республики Мордовия «Рузаевская межрайонная больница» и пересчитана на численность, задействованную в процессе транспортировки сточных вод и по которой представлены данные о стоимости проведения обязательного медицинского обследования согласно приложению к договору, заключенному между ООО «Рузканал» и ГБУ здравоохранения Республики Мордовия «Рузаевская межрайонная больница» в 2017 году. Таким образом, сумма по расчёту ФАС России составила 69,98 (60,78 тыс. руб. стоимость 2017 года, увеличенная на индекс (2018/2017) в размере 1,037 согласно Прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации (не учтены расходы на 8 операторов на решетке, на 2 слесаря АВР, на 1 электромонтёра, поскольку данные единицы задействованы на стадии очистки сточных вод, а не на транспортировке, те единицы, по которым не отражена стоимость медицинского обслуживания, также не учтены)).

В этой связи, сумма, подлежащая дополнительному учёту по подстатье «Проведение медосмотров» статьи «Административные расходы», составила 60,65 тыс. руб.

6.4 По подстатье «Расходы на приобретение хозинвентаря и мебели, кассового аппарата» статьи «Административные расходы».

Органом регулирования затраты на покупку мебели, хозинвентаря, кассового аппарата, заявленные ООО «Рузканал» в размере 101,64 тыс. руб., исключены из тарифной заявки ООО «Рузканал» 2018 года, так как в качестве подтверждающих документов представлены договоры от 13.07.2017 № 007-17 на сумму 100,62 тыс. руб. и от 15.06.2017. № 7-к на сумму 22,0 тыс. руб., заключенные в отсутствие проведения конкурсных процедур, срок действия по которым истекает в 2017 году, при этом иных подтверждающих документов, в том числе договоров, заключенных на 2018 год, перечня инвентаря, необходимого для закупки в 2018 году, представлено в материалах тарифного дела также не было.

Исходя из вышеизложенного, Заявителю отказано в удовлетворении требований по подстатье «Расходы на приобретение хозинвентаря и мебели, кассового аппарата» статьи «Административные расходы».

6.5. По подстатье коммунальные услуги (тепловая энергия и горячее водоснабжение за 2017 год) статьи «Административные расходы».

ООО «Рузканал» заявляет расходы в размере 57,95 тыс. руб. согласно договорам на поставку тепловой энергии от 01.07.2017 № 341 и горячего водоснабжения от 01.07.2017 № 340, тем самым заявляя расходы, понесённые, но не учтённые органом регулирования в 2017 году.

Согласно пункту 23 Основ ценообразования № 406 при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Поскольку при установлении тарифов для ООО «Рузканал» на 2018 год в конце 2017 года орган регулирования не обладал данными бухгалтерской отчётности за полный отчётный 2017 год, расходы, понесённые ООО «Рузканал» в 2017 году, в случае надлежащего обоснования, могут быть учтены только при формировании и корректировке тарифов регулируемой организации только в 2019 году.

На основании вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении требований по подстатье коммунальные услуги (тепловая энергия и горячее водоснабжение за 2017 год) статьи «Административные расходы».

Таким образом, общая сумма по заявленной ООО «Рузканал» статье затрат «Административные расходы» составила 69,98 тыс. руб. и подлежит дополнительному учёту в размере 60,65 тыс. руб. по подстатье проведение медицинских осмотров.

7. «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций».

В соответствии с пунктом 49 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования тарифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности.

Согласно пункту 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Так как ООО «Рузканал» осуществляет транспортировку сточных вод, взаиморасчёты регулируемой организацией осуществляются с ПАО «Водопроводо-канализационное хозяйство», а именно ООО «Рузканал» приобретает у ПАО «Водоканал» очищенные сточные воды в объёме 2 369,83 тыс. куб. м. согласно договору от 01.07.2017 № 4/17, заключенному сроком до 31.12.2017 с последующей пролонгацией, которая, в свою очередь, осуществляет очистку сточных вод. Исходя из того, что по результатам рассмотрения досудебного спора между ПАО «Водоканал» и Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (правопреемник Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия) (исх. от 12.03.2018 № 42, вх. от 14.03.2018 рег. № 36777/18) ФАС России принято решение о пересмотре тарифа на очистку сточных вод, установленного для ПАО «Водопроводно-канализационное хозяйство» на 2018-2020 гг., расходы на оплату услуг, приобретаемых у ПАО ««Водопроводно-канализационное хозяйство» автоматически подлежат корректировке.

В этой связи сумма затрат по статье «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций» составила 26 193,49 тыс. руб. (как произведение среднегодового тарифа 11,055 руб./куб.м. с учётом НДС, так как ООО «Рузканал» находится на упрощенной системе налогообложения (9,369 руб./куб.м. без НДС) на объём очистки сточных вод в размере 2 369,38 тыс. куб.м., таким образом, сумма дополнительного учёта по данной статье затрат составила 76,72 тыс. руб.

Одновременно ФАС России отмечает, что по результатам рассмотрения досудебного спора между ПАО «Водоканал» и Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (правопреемник Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия) (исх. от 12.03.2018 № 42, вх. от 14.03.2018 рег. № 36777/18) ФАС России также вынесено решение о проведении анализа, пересмотре и учёте расходов на электроэнергию и уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в составе необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» 2018 - 2020 гг. на обоснованном уровне, в связи с чем органу регулирования необходимо учесть сложившуюся по итогам проведённого анализа разницу при формировании необходимой валовой выручки ООО «Рузканал» 2018-2020 гг.

8. «Налоги и сборы».

ООО «Рузканал» на 2018 год заявлены расходы по статье «Налоги и сборы» в размере 367,2 тыс. руб. Органом регулирования учтены затраты по данной статье на уровне 82,1 тыс. руб., таким образом, разница составила 82,1 тыс. руб.

Поскольку объектом налогообложения является нормативная и расчётная предпринимательская прибыль, с учетом отказа ФАС России в удовлетворении требований в части увеличения размера нормативной и расчётной предпринимательской прибыли, требования ООО «Рузканал» по статье «Налоги и сборы» признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

9. «Нормативная прибыль».

Затраты по данной статье заявлены ООО «Рузканал» на уровне 242,00 тыс. руб. В составе указанной статьи регулируемой организацией оспариваются расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором.

Согласно пункту 46 Основ ценообразования № 406 учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя: а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основными аргументами Службы по неучёту вышеуказанных затрат является отсутствие в тарифной заявке ООО «Рузканал» коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем.

Поскольку на момент установления тарифов 2018 года ООО «Рузканал» не представлены в материалах тарифного дела коллективные договоры, Службой заявленные расходы не приняты в составе нормативной прибыли при расчёте необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Согласно пункту 1.8. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы отсутствие в организации коллективного договора ОТС имеет прямое действие.

На момент установления тарифов в орган регулирования, а также на досудебное урегулирование споров в ФАС России ООО «Рузканал» предоставлено положение об оплате труда, а также справка на 2018 год о количестве юбиляров.

ФАС России проведён анализ положения об оплате труда работников ООО «Рузканал», по итогам которого выявлено, что пунктом 6.1. вышеуказанного положения предусмотрено, что материальная помощь в ООО «Рузканал» выплачивается за счёт чистой прибыли.

В этой связи Заявителю отказано в удовлетворении требований в части учёта средств по статье «Нормативная прибыль».

10. «Расчётная предпринимательская прибыль».

ООО «Рузканал» на досудебный спор заявлены расходы по данной статье на уровне 3 386,64 тыс. руб. Данные расходы органом регулирования в расчёт необходимой валовой выручки 2018 года не приняты.

Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Пунктом 47(2) Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

ООО «Рузканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения постановлением администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 28.08.2017 № 907 «О гарантирующей организации», постановлением администрации Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 13.11.2017 № 50 «О наделении статусом гарантирующей организации», постановлением администрации Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 28.07.2017 № 37 «Об определении для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Приреченского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия гарантирующей организации и установления зоны ее деятельности».

Однако на момент установления тарифов для ООО «Рузканал» на 2018-2020 годы регулируемой организацией был представлен договор аренды имущества от 01.07.2017 № 2/17, заключенный с ПАО «Водопроводно-канализационное хозяйство» сроком на 11 месяцев (менее трёх лет) с последующей пролонгацией.

Поскольку ООО «Рузканал» владеет объектами централизованных систем водоотведения исключительно на правах арендатора, то есть на основании договоров аренды, заключенных на срок менее 3 лет, органом регулирования расчетная предпринимательская прибыль была исключена из тарифной заявки регулируемой организации в части оказываемых услуг водоотведения на 2018-2020 годы.

Исходя из вышеизложенного, ФАС России не выявлены признаки нарушения Службой требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части оказываемых услуг водоотведения по статье «Расчётная предпринимательская прибыль».

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов на разногласия, принято решение:

1) Признать орган регулирования нарушившим пункты 22, 24, 39, 41, 49, 65 Основ ценообразования № 406 и 18, 25 Методических указаний № 1746-э.

2) Частично удовлетворить требования ООО «Рузканал» по заявлению о досудебном споре (исх. от 12.03.2018 № 166, вх. от 14.03.2018 рег. № 36797/18).

3) Предписать органу регулирования в срок до 01.09.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Респондентом при установлении тарифов для ООО «Рузканал» на 2018-2020 гг. по приказу Службы от 15.12.2017 № 157 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на питьевое водоснабжение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузвода», на водоотведение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузканал» на 2018-2020 годы», а именно учесть сумму экономически обоснованных расходов, подлежащих дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручки ООО «Рузканал» 2018 года в общей сумме 278,29 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- по статье «Охрана труда» в размере 89,94 тыс. руб.;

- по статье «Аренда имущества и транспортных средств» в размере 51,08 тыс. руб. (аренда централизованных систем водоснабжения – (-1,6 тыс. руб.), аренда транспортных средств – 52,68 тыс. руб.);

- по статье «Административные расходы в части проведения медосмотров» в размере 60,65 тыс. руб.;

- по статье «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций» в размере 76,62 тыс. руб.

4) Органу регулирования Республики Мордовия в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2018 (включительно):

- пересмотреть базовый уровень операционных расходов ООО «Рузканал» 2018-2020 гг. с учетом пункта 3 настоящего решения;

- пересмотреть и учесть в составе необходимой валовой выручки ООО «Рузканал» 2018-2019 гг. расходы по статье «Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций» с учётом проведенного органом регулирования Республики Мордовия анализа, пересмотра и учёта расходов на электроэнергию и уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в составе необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» 2018 - 2020 гг. по итогам рассмотрения досудебного спора между ПАО «Водоканал» и Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (правопреемник Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия) (исх. от 12.03.2018 № 42, вх. от 14.03.2018 рег. № 36777/18);

- пересмотреть и ввести в действие тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям ООО «Рузканал», на 2018-2020 гг. с учётом пунктов 3 и 4 настоящего решения, а также с учётом ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год и применения механизма сглаживания согласно пункту 42 Методических указаний № 1746-э;

5) В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Рузканал».

6) Об исполнении настоящего решения органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;

- заключений экспертизы по результатам пересмотра тарифов ООО «Рузканал» 2018-2020 гг. в части оказываемых услуг по транспортировке сточных вод.

 

 

А.Б. Кашеваров

 

 

Исп. Потапова В.С, vpotapova@fas.gov.ru

тел. (499) 755-23-23 (доб. 088-841)

 

2018-84820(2)

 

 

2018-84820(2)

 

Связанные организации

Государственный комитет по тарифам республики Мордовия
ИНН 1326250576, ОГРН 1171326009337