Решение №2018-86202 решение о частичном удовлетворении требований по заявлению м... от 20 июля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия

ул. Коммунистическая, д. 33, корпус 2, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005,

rstrm@e-mordovia.ru

 

ПАО «Водоканал»

ул. Кутузова, д. 89, г. Рузаевка,

Республика Мордовия, 431444

 

Копия: Мордовское УФАС

проспект Ленина, д. 14, 2 этаж

г. Саранск, Республика Мордовия, 430005

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» июля 2018 г.

 

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрено заявление (исх. от 12.03.2018 № 42, вх. от 14.03.2018 рег. № 36777/18) о досудебном рассмотрении спора между ПАО «Водопроводно-канализационное хозяйство» (далее – ПАО «Водоканал», Заявитель, регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (правопреемник Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия) (далее – Служба, Респондент, орган регулирования) по приказу Службы от 15.12.2017 № 157 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на питьевое водоснабжение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузвода», на водоотведение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузканал» на 2018-2020 годы», и  

 

УСТАНОВЛЕНО:

 

в поданном заявлении ПАО «Водоканал» считает, что Службой на 2018 год тариф на водоотведение (очистку сточных вод) установлен на уровне ниже экономически обоснованного и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2018 года для ПАО «Водоканал», в сумме 3 039,63 тыс. руб., оспаривая расходы по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды основного производственного, цехового, административно-управленческого персонала», «Расходы на охрану труда цехового персонала (спецодежда, медицинские аптечки)», «Производственные расходы (расходы на осуществление производственного контроля качества сточных вод, а также расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества сточных вод, поверку приборов)», «Ремонтные расходы», «Административные расходы (услуги связи, интернет, обучение персонала, проведение медосмотров)», «Налоги и сборы», «Нормативная прибыль» и «Расходы на электрическую энергию».

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Тарифы на очистку сточных вод для ПАО «Водоканал» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2018-2020 гг. с применением метода индексации. Таким образом, 2018 год для регулируемой организации является базовым, первым годом первого долгосрочного периода регулирования. ПАО «Водоканал» находится на общей системе налогообложения.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее.

1. Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды.

ПАО «Водоканал» заявлены разногласия по величине фонда оплаты труда основного производственного (далее - опп), цехового и административно-управленческого (далее — ауп) персонала с отчислениями на социальные нужды в части оказываемых услуг водоотведения в размере 6 673,66 тыс. руб. (средняя заработная плата – 20 044,18 руб./мес., численность 21,31 чел.). Разногласия по размеру фонда оплаты труда основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала между сторонами заключаются в численности и величине средней заработной платы, учтённых Службой при расчёте тарифов 2018 года для данных видов персонала. Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов на отчисления на социальные нужды основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала связано с предлагаемым регулируемой организацией увеличением расходов на оплату труда.

Органом регулирования расходы по данной статье в части оказываемых услуг водоотведения учтены для ПАО «Водоканал» в размере на уровне 7 845,3 тыс. руб. (средняя заработная плата – 17 196,36  руб./мес., численность 29,2 чел.).

В отношении определения численности основного-производственного и цехового персонала спор отсутствует, поскольку численность органом регулирования учтена по цеховому персоналу по предложению ПАО «Водоканал», по основному производственному на 8 единиц выше предложенных, поскольку 8 операторов на решетках перенесены из ООО «Рузканал» в ПАО «Водоканал», так как операторы технологически задействованы на стадии очистки сточных вод, а не транспортировке (основной производственный – 24 ед., цеховый – 3 ед.).

По административно-управленческому персоналу ПАО «Водоканал» Службой исключено из тарифной заявки 0,1 единиц (вместо 2,3 заявленных единиц принято 2,2 ед.).

По расчёту ФАС России численность административно-управленческого персонала ПАО «Водоканал» составила 1,44 единиц, что на 0,76 единиц ниже учтённой органом регулирования.

Резюмируя вышеизложенное, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения численности персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В рамках рассмотрения досудебного спора органом регулирования Республики Мордовия представлена информация о величине средней заработной платы, учтённой регулирующим органом в составе необходимой валовой выручки в части расходов на оплату труда при установлении тарифов на 2018 год для аналогичных с ПАО «Водоканал» регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг водоотведения на территории Республики Мордовия (средняя заработная плата по аналогам составляет 16 600,02 руб./мес.), исходя из которой сделан вывод о том, что для ПАО «Водоканал» в регионе установлена одна из самых высоких заработных плат (средняя заработная плата для ПАО «Водоканал» составляет 17 196,36  руб./мес.).

Исходя из вышеизложенных доводов Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды» в части увеличения средней заработной платы основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала.

2. «Расходы на охрану труда».

Согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяется индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 39 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 18 Методических указаний № 1746-э в составе производственных расходов учитываются общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

По данной статье затрат регулируемой организацией заявлены расходы на охрану труда цехового ПАО «Водоканал» персонала в части спецодежды и медицинских аптечек в размере 98,26 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на охрану труда, расходы на охрану труда цехового персонала, заявленные ПАО «Водоканал» в сумме 98,26 тыс. руб., не были учтены при расчете необходимой валовой выручки, так как в качестве подтверждающих документов регулируемой организацией представлены договоры на закупку спецодежды и средств индивидуальной защиты от 27.09.2017 №№ 014-17, 015-17, 016-17, заключенные с ООО ТД «Арвел», срок действия которых до 31.12.2017, при этом, подтверждения фактически понесенных затрат от регулируемой организации также не поступало.

2.1.1. Спецодежда.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ПАО «Водоканал» представлен расчёт расходов на спецодежду в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2011 № 543н (далее – приказ № 543н), на общую сумму 48,6 тыс. руб., а также договоры от 27.09.2017 № 016-17 на сумму 74,523 тыс. руб., от 27.09.2017 № 015-17 на сумму 95,785 тыс. руб., от 27.09.2017 № 014-17 на сумму 81, 515 тыс. руб. (общая сумма по трём вышеуказанным договорам составляет 251,823 тыс. руб.).

ФАС России обращает внимание на то, что представленные регулируемой организацией договоры на приобретение спецодежды заключены в отсутствие проведения конкурсных процедур со сроком действия до 31.12.2017. Однако с учётом того, что указанные затраты являются обязательными для регулируемой организацией согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации, ФАС России произведён анализ расчёта ПАО «Водоканал», по итогам которого общая сумма средств на спецодежду по расчёту регулируемой организацией признана обоснованной на уровне, заявленном ПАО «Водоканал», в размере 21,28 тыс. руб. (с учётом единиц, относящихся к регулируемому виду деятельности – водоотведению).

2.1.2. Медицинские аптечки.

В соответствии со статьёй 223 Трудового кодекса Российской Федерации санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Согласно положениям статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации и приказа «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам», утверждённого Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н (далее - приказ № 169н), ПАО «Водоканал» представлен расчёт на одном листе, в котором указан перечень лиц с указанием фамилии, количества необходимых аптечек в размере 8 единиц и стоимости аптечек в размере 700,0 руб. за 1 шт., а также дополнительных лекарств в размере 200,0 руб. за 1 шт., ввиду отсутствия в регулируемой организации отдельно выделенных медпунктов. В этой связи, общая сумма средств в расчёте ПАО «Водоканал» составила 7,2 тыс. руб.

ФАС России в результате анализа стоимости аптечек, необходимых для оказания первой медицинской помощи на производстве, согласно приказу № 169н, выявлено, что стоимость, предлагаемая регулируемой организацией, завышена на 210,0 руб., стоимость медицинских аптечек на информационном источнике https://sizgo.ru/p68253174-aptechka-dlya-okazaniya.html составила 490,0 рублей с бесплатной доставкой по Республике Мордовия. В этой связи, по расчёту ФАС России сумма средств, необходимая для приобретения медицинских аптечек и жизненно необходимых лекарств (перекись водорода, корвалол капли, настойка валерианы, валидол, термометр, аммиак, бриллиант зел. р-р.), составила 2,76 тыс. руб.

В этой связи, общая сумма средств по расчёту ФАС России составила 24,04 тыс. руб. (21,28 тыс. руб. – спецодежда и 2,76 тыс. руб. - медицинские аптечки). Таким образом, сумма, подлежащая дополнительному учёту по статье «Охрана труда», составила 24,04 тыс. руб.

3. «Прочие производственные расходы».

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний № 1746-э в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.

В составе производственных расходов в общей сумме 354,1 тыс. руб. ПАО «Водоканал» оспаривает расходы на осуществление производственного контроля качества сточных вод, а также расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества сточных вод, поверку приборов.

Расходы на осуществление производственного контроля качества сточных вод, а также расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества сточных вод, поверку приборов, заявленные регулируемой организацией в сумме 354,1 тыс. руб., исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» на 2018 год, так как в качестве подтверждающих документов регулируемой организацией представлены план начальника лаборатории, договоры, заключенные с ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 12.07.2017 № 568, от 12.07.2017 № 569, от 12.07.2017 № 570, от 06.09.2017 № 635, срок оказания услуг по которым установлен 30 календарных дней и затраты по которым учтены Службой при расчете необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» на 2017 год, а договоров, заключенных на 2018 год, регулируемой организацией представлено не было.

Согласно статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее – Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод), программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальный орган).

Согласно пункту 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, и не может быть реже 1 раза в год.

ФАС России отмечает, что ПАО «Водоканал» не представлена программа контроля состава и свойств сточных вод, также в подтверждение проведения анализа состава и свойств сточных вод регулируемой организацией не представлено ни одного договора, а предметом представленных договоров, заключенных с ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 12.07.2017 № 568, от 12.07.2017 № 569, от 12.07.2017 № 570, от 06.09.2017 № 635, является проведение анализа воды, расходы по которым в свою очередь учтены ФАС России при рассмотрении досудебного спора в части оказываемых услуг водоснабжения. Исходя из вышеизложенного, в условиях отсутствия обосновывающих материалов, Заявителю отказано в удовлетворении требований по расходам на осуществление контроля качества сточных вод, а также расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества сточных вод.

Также ПАО «Водоканал» представлен договор от 08.09.2017 № 5285 на оказание метрологических услуг, заключенный с «Мордовский ЦСМ» на сумму 17 111,42 тыс. руб. в том числе НДС, срок по которому истекает 31.12.2017.

Поскольку необходимость проведения поверки средств измерений предусмотрена приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815, расходы на проведение поверки приборов учтены ФАС России исходя из стоимости договора от 08.09.2017 № 5285 на оказание метрологических услуг, заключенного с «Мордовский ЦСМ» на сумму 14 500,0 руб. без учёта НДС, поскольку ПАО «Водоканал» находится на общей системе налогообложения, увеличенной на индекс потребительских цен согласно Прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации в размере 1,037 (2018/2017), стоимость по оказываемым услугам водоотведения составила 7,52 тыс. руб.

Таким образом, сумма, подлежащая дополнительному учёту по подстатье «Расходы на поверку приборов» статьи «Производственные расходы», составила 7,52 тыс. руб.

4. «Ремонтные расходы».

По данной статье затрат регулируемой организацией заявлены расходы в общей сумме 2 516,5 тыс. руб. (текущий ремонт на уровне 366,0 тыс. руб., капитальный ремонт – 2 150,5).

Органом регулирования расходы на капитальный и текущий ремонт учтены на уровне 961,15 тыс. руб. согласно производственной программе ПАО «Водоканал» на 2018-2020 годы. Цены и объемы ремонтных работ, указанные в производственной программе, приняты органом регулирования на основании представленных дефектных ведомостей, прайс листов, локальных смет и фактических расходов 2016 года предыдущей организации, оказывающей услуги по водоотведению. По представленным сметам в составе ремонтных расходов учитывались только стоимость материалов без учета накладных расходов и сметной прибыли. Ремонтные работы регулируемая организация осуществляет хозяйственным способом, так как договоров подряда представлено в материалах тарифного дела не было. Так Респондентом по данной статье по текущему ремонту принято на 268,11 тыс. руб. меньше заявленного регулируемой организацией в связи с тем, что заявленная ПАО «Водоканал» на 2018 год сумма затрат не подтверждена (регулируемой организацией представлена только пояснительная записка). Затраты по статье «Ремонтные расходы» рассчитаны Службой с учетом увеличения плановых расходов ПАО «Водоканал» 2017 года (которые рассчитывались как сумма фактического выполнения мероприятий производственной программы за 2016 год регулируемой организации, ранее оказывающей деятельность в сфере водоотведения на территории муниципальных образований, на которых ПАО «Водоканал» оказывает услуги водоотведения) на индекс согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации.

По капитальному ремонту Службой принято на 1 287,24 тыс. руб. меньше заявленных регулируемой организацией, так как некоторые мероприятия, определенные ПАО «Водоканал» на 2018 год в плане мероприятий, не соответствуют представленным дефектным ведомостям по срокам исполнения Расчет на 2019 и 2020 годы произведен органом регулирования с учетом индексации согласно Прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации.

В подтверждение заявленных требований ПАО «Водоканал» в ФАС России представлены дефектные ведомости и локальные сметные расчёты, однако ФАС России отмечает, что дефектные ведомости в материалах тарифного дела в орган регулирования представлены по текущему ремонту не были, и были представлены, согласно устным пояснениям органа регулирования, на обозрение на заседании коллегии Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, которое состоялось 14.12.2017, в которых, по пояснениям органа регулирования, фигурировали мероприятия по технологическому подключению. Ввиду того, что по просьбе регулируемой организации заседание коллегии по принятию тарифного решения было перенесено с 14.12.2017 на 15.12.2017, а представители Заявителя в назначенный срок не явились, также представители ПАО «Водоканал» не предоставили дефектные ведомости органу регулирования для последующего проведения дополнительного анализа, органом регулирования расходы на текущий и капитальный ремонт учтены в составе необходимой валовой выручки на уровне 961,15 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 9 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641), уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям, указанным в пункте 5 Правил № 641.

В случае если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку.

Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение.

Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа ее обоснованности независимые организации.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Поскольку органом регулирования расходы на ремонт учтены согласно пункту 51 Основ ценообразования № 406 на уровне утверждённых в производственной программе, а Заявителем производственная программа не была оспорена в установленном порядке, замечаний к производственной программе выражено не было, ФАС России не усматривает со стороны Респондента нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

5. «Административные расходы».

Спор по данной статье заключается в учёте органом регулирования из заявленных расходов в общей сумме 515,26 тыс. руб. только части расходов в размере 139,62 тыс. руб., а именно из заявленных ПАО «Водоканал» расходов на услуги связи и интернета в сумме 372,1 тыс. руб. учтено 132,1 тыс. руб., из заявленных расходов на обучение персонала в размере 62,32 тыс. руб. учтено – 0 тыс. руб., из заявленных расходов на проведение медосмотров в размере 80,84 тыс. руб. учтено только 7,52 тыс. руб.

Органом регулирования административные расходы распределены согласно учетной политике по видам деятельности организации (51,0 % - на холодное водоснабжение, 49,0 % - на технологическое присоединение) по заработной плате основного производственного персонала.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 406 к административным расходам относятся: а) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала; в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; г) расходы на служебные командировки; д) расходы на обучение персонала; е) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль; ж) прочие административные расходы, перечень которых определяется в соответствии с методическими указаниями.

5.1. По подстатье «Услуги связи и интернет» статьи «Административные расходы».

Органом регулирования затраты на оплату услуг связи и интернета, заявленные регулируемой организацией в размере 372,10 тыс. руб., приняты в размере 132,10 тыс. руб. согласно договорам от 01.07.2017 № 313001003493, заключенным с ПАО «Ростелеком» и от 10.07.2017 № 100021141, заключенным с ПАО «Мегафон» на неопределенный срок.

Поскольку иных договоров и расчётов со стороны АО «Водопроводно-канализационное хозяйство» в качестве обоснования расходов на услуги связи и интернета представлено не было, Заявителю отказано в удовлетворении требований по подстатье «Услуги связи и интернет» статьи «Административные расходы».

5.2. По подстатье «Обучение персонала» статьи «Административные расходы».

ПАО «Водоканал» в обоснование затрат на обучение административно-управленческого персонала в сумме 62,32 тыс. руб. представлены договоры, заключенные с ЧОУ ДПО «Саранский Дом науки и техники» от 17.08.2017 № 82-Р, от 26.09.2017 № 104-Р, от 26.09.2017 № 105-Р, от 13.07.2017 № 66-Р, от 13.07.2017 № 83-Р, от 13.07.2017 № 41-Р, от 113.07.2017 № 82-P на сумму 38 400,0 руб., срок обучения по которым истекает в 2017 году, а также справка по планированию затрат на обучение и повышение квалификации работников ПАО «Водоканал» на 2018 год на сумму 22,7 тыс. руб.

Респондентом заявленные расходы не учтены по причине отсутствия заключенных на 2018 год договоров.

В представленной справке по обучению и повышению квалификации ПАО «Водоканал» заявлено обучение кадров по специальности охрана труда стоимостью 4 000,0 руб., пожарная безопасность стоимостью 4 000,0 руб., электробезопасность стоимостью 3 000 руб., которое осуществляется 1 раз в 3 года. Поскольку договорами, заключенными с ЧОУ ДПО «Саранский Дом науки и техники» от 26.09.2017 № 104-Р, от 13.07.2017 № 41-Р, от 26.09.2017 № 105-Р стоимость обучения в 2017 году подтверждена, расходы по подстатье «Обучение персонала» статьи «Административные расходы» учтены на уровне заявленных по обучению охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности, в размере 5,5 тыс. руб., задействованных на водоотведении) за исключением расходов по промышленной безопасности, которая осуществляется раз в пять лет.

5.3. По подстатье «Проведение медосмотров» статьи «Административные расходы».

ПАО «Водоканал» сумма по расходам на проведение медосмотров заявлена на уровне 80,84 тыс. руб.

Органом регулирования данные затраты приняты при расчёте необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» 2018 года на уровне 7,52 тыс. руб. (на основании фактических расходов предыдущей организации, оказывающей услуги водоотведения в муниципальных образованиях, на которых ПАО «Водоканал» оказывает услуги водоотведения), поскольку срок действия представленного договора об оказании платных медицинских услуг, заключенного с ГБУ здравоохранения Республики Мордовия «Рузаевская межрайонная больница», истекает 31.12.2017, а стоимость по договору не подтверждена, так как вышеуказанный договор заключен в отсутствие проведения конкурсных процедур (сумма по договору об оказании платных медицинских услуг составила 66 048,0 руб., в приложении к договору представлены сметы на проведение медицинского осмотра работников ПАО «Водоканал» с указанием профессий, услуг и стоимости на общую сумму 66 048,0 руб.).

Поскольку проведение периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» является обязательным условием, которое необходимо соблюдать согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н, сумма медосмотров рассчитана ФАС России согласно договору, заключенному в 2017 году с ГБУ здравоохранения Республики Мордовия «Рузаевская межрайонная больница» и пересчитана на численность, задействованную в процессе очистки сточных вод, и по которой представлены данные о стоимости проведения обязательного медицинского обследования согласно приложению к договору, заключенному между ПАО «Водоканал» и ГБУ здравоохранения Республики Мордовия «Рузаевская межрайонная больница» в 2017 году. Таким образом, сумма по расчёту ФАС России составила 27,88 тыс. руб. (26,88 тыс. руб. стоимость 2017 года, увеличенная на индекс (2018/2017) в размере 1,037 согласно Прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации (не учтены расходы на машиниста насосной установки, а также на единицы, не задействованные на стадии очистки сточных вод).

В этой связи сумма, подлежащая дополнительному учёту по подстатье «Проведение медосмотров» статьи «Административные расходы», составила 20,36 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма по заявленной ПАО «Водоканал» статье затрат «Административные расходы» составила 165,48 тыс. руб., в этой связи, дополнительному учёту подлежит размер расходов в размере 25,86 тыс. руб. (по подстатье обучение персонала - 5,5 тыс. руб., проведение медицинских осмотров – 20,36 тыс. руб.).

7. «Налоги и сборы».

ПАО «Водоканал» на 2018 год заявлены расходы по статье «Налоги и сборы» в размере 258,21 тыс. руб. Органом регулирования учтены затраты по данной статье на уровне 55,55 тыс. руб., таким образом разница составила 202,66 тыс. руб.

Поскольку объектом налогообложения является нормативная прибыль, с учетом отказа ФАС России в удовлетворении требований в части увеличения размера нормативной прибыли, требования ПАО «Водоканал» по статье «Налоги и сборы» признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Одновременно ФАС России отмечает, что ПАО «Водоканал» в рамках рассмотрения досудебного спора представлены налоговые декларации по транспортному налогу, а также налогу на имущество.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

В условиях того, что по факту регулируемой организацией расходы на уплату налогов и сборов, превышают учтённые органом регулирования затраты при формировании необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» 2018 года, с учётом того, что данные затраты являются обязательными согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку представленные ПАО «Водоканал» на досудебный спор в ФАС России декларации по транспортному налогу, а также налогу на имущество отсутствовали у Службы на момент установления тарифов ПАО «Водоканал» 2018 года, органу регулирования необходимо запросить у ПАО «Водоканал» дополнительную информацию в части расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (а именно налоговые декларации по налогу на имущество и транспортному налогу), проанализировать и учесть расходы на уплату налогов и сборов и других обязательных платежей на 2018 год на экономически обоснованном уровне согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

8. «Нормативная прибыль».

Затраты по данной статье заявлены ПАО «Водоканал» на уровне 52,53 тыс. руб. В составе указанной статьи регулируемой организацией оспариваются расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективным договором.

Согласно пункту 46 Основ ценообразования № 406 учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя: а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основными аргументами Службы по неучёту вышеуказанных затрат является отсутствие в тарифной заявке ПАО «Водоканал» коллективного договора, регулирующего социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем.

Поскольку на момент установления тарифов 2018 года ПАО «Водоканал» не представлены в материалах тарифного дела коллективные договоры, Службой заявленные расходы не приняты в составе нормативной прибыли при расчёте необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Согласно пункту 1.8. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы отсутствие в организации коллективного договора ОТС имеет прямое действие.

На момент установления тарифов в орган регулирования, а также на досудебное урегулирование споров в ФАС России ПАО «Водоканал» предоставлено положение об оплате труда, а также справка на 2018 год о количестве юбиляров.

ФАС России проведён анализ положения об оплате труда работников ПАО «Водоканал», по итогам которого выявлено, что пунктом 6.1. вышеуказанного положения предусмотрено, что материальная помощь в ПАО «Водоканал» выплачивается за счёт чистой прибыли.

В этой связи Заявителю отказано в удовлетворении требований в части учёта средств по статье «Нормативная прибыль».

9. «Расходы на электрическую энергию».

ПАО «Водоканал» на досудебный спор заявлены расходы по данной статье на уровне 13 718,99 тыс. руб. (удельный расход электроэнергии – 1,05 кВт.ч./куб.м., цена электроэнергии – 5,53 руб./кВт.ч. объём принятых сточных вод – 2 369,38 тыс. куб. м.).

Данные расходы органом регулирования учтены в составе необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» 2018 года на уровне 12 146,97 тыс. руб. (удельный расход электроэнергии – 0,94 кВт.ч./куб.м., цена электроэнергии -  5,45 руб./кВт.ч., объём принятых сточных вод – 2 369,38 тыс. куб. м.).

Спор по данной статье затрат возник ввиду некорректного, по мнению ПАО «Водоканал», определения органом регулирования применения удельного расхода электрической энергии. В обосновании заявленных требований ПАО «Водоканал» указывает на то, что с наступлением зимнего периода включается электрообогрев павильонов, скважин и помещений насосных станций, очистных сооружений, что влияет на увеличение удельного расхода электроэнергии, обращая внимание на то, что удельный расход электроэнергии должен быть установлен не менее среднего показателя за фактический период июль-сентябрь 2017 года, равный 1,25 кВт.ч./куб.м. принятых сточных вод.

При расчёте данных расходов органом регулирования учтены затраты на электрическую энергию, используемую в процессе водоотведения. Так как приборы учета на объектах водоотведения не поставлены на коммерческий учет, расчет объема электрической энергии произведен на основании данных насосного оборудования, установленного на объектах водоотведения, представленных регулируемой организацией. Удельный расход электрической энергии на 1 кубометр очищенных сточных вод по расчету Службы составил 0,94 кВт/куб.м. (вместо заявленного регулируемой организацией 1,05 кВт/куб.м.), как было установлено на 2017 год.

Регулируемой организаций с 1 января 2018 года заявлен тариф на электрическую энергию в размере 5,457 руб./кВтч., рассчитан с учетом индекса роста цен на электрическую энергию (105,7% со второго полугодия) к фактической величине тарифа за сентябрь 2017 года. По расчету Службы тариф на электрическую энергию на 2018 год сложился в размере 5,3709 руб./кВтч. с 1 января, принят с учетом индекса роста цен на электрическую энергию (103,0 % со второго полугодия) согласно Прогнозу социально-экономического развития, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, к фактической средней величине тарифа за июль-сентябрь 2017 года.

В качестве подтверждающих документов регулируемой организацией представлены договоры, заключенные с ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» от 16.06.2017 № 896-р и ООО «Электросбытовая компания «Ватт-Электросбыт» от 11.07.2017 № 1283_17, а также счета-фактуры и акты выполненных работ за июль-сентябрь 2017 года.

Таким образом, затраты по данной статье составили по расчёту Службы на 1 572,02 тыс. руб. меньше заявленного регулируемой организацией.

ФАС России проанализирован расчёт удельного расхода, произведённый органом регулирования, по итогам которого выявлено, что Службой скорректирована величина коэффициента полезного действия и время работы насоса в сутки, исходя из корректировки двух параметров удельный расход был принят не на заявленном уровне 1,05 Вт/куб.м., а на уровне 0,94 кВт/куб.м.

Поскольку ПАО «Водоканал» на момент установления тарифов в орган регулирования, а также на досудебное урегулирование спора в ФАС России не представлены первичные документы, а именно технические паспорта,  подтверждающие технические характеристики оборудования, а фактическая оплата ПАО «Водоканал» затрат на электроэнергию в настоящий момент осуществляется на существенно завышенном от установленного органом регулирования в 2018 году уровне, органу регулирования необходимо запросить у ПАО «Водоканал» дополнительную информацию в части расходов на электрическую энергию (а именно счета-фактуры, подтверждающие фактический расход электроэнергии в 2017 году, журналы ведения учёта объёма сточных вод, подвергающегося очистке посуточно на каждой насосной станции, а также расчёт удельного расхода электроэнергии, выполненный исходя из перечня оборудования с указанием обоснованных технических характеристик оборудования), на основании которой проанализировать и осуществить перерасчёт долгосрочного параметра регулирования - удельного расхода электроэнергии ПАО «Водоканал» на 2018-2020 гг. исходя из пункта 13 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр, и расходов на электрическую энергию, входящих в состав необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» на 2018-2020 гг. в части оказываемых услуг водоотведения согласно пунктам 22, 48, 64 Основ ценообразования № 406.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов на разногласия, принято решение:

1) Признать орган регулирования нарушившим пункты 22, 24, 39, 41, 48, 64, 65 Основ ценообразования № 406 и 18, 25 Методических указаний № 1746-э.

2) Частично удовлетворить требования ПАО «Водоканал» по заявлению о досудебном споре (исх. от 12.03.2018 № 42, вх. от 14.03.2018 рег. № 36777/18).

3) Предписать органу регулирования в срок до 01.09.2018 (включительно) устранить нарушения, допущенные Респондентом при установлении тарифов для ПАО «Водоканал» на 2018-2020 гг. по приказу Службы от 15.12.2017 № 157 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на питьевое водоснабжение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузвода», на водоотведение для ПАО «Водоканал», ООО «Рузканал» на 2018-2020 годы», а именно учесть сумму экономически обоснованных расходов, подлежащих дополнительному учёту в составе необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» в части оказываемых услуг водоотведения в общей сумме 57,42 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- по статье «Охрана труда» в размере 24,04 тыс. руб. (спецодежда – 21,28 тыс. руб., медицинские аптечки – 2,76 тыс. руб.);

- по статье «Производственные расходы» в размере 7,52 тыс. руб. (расходы на поверку приборов - 7,52 тыс. руб.);

- по статье «Административные расходы» в размере 25,86 тыс. руб. (обучение персонала – 5,5 тыс. руб.), проведение медосмотров – 20,36 тыс. руб.).

      • Органу регулирования Республики Мордовия в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2018 (включительно):

        - на основании анализа запрошенной у ПАО «Водоканал» дополнительной информации в части расходов на электрическую энергию (а именно счетов-фактур, подтверждающих фактический расход электроэнергии в 2017 году, журналов ведения учёта объёма сточных вод, подвергающегося очистке посуточно на каждой насосной станции, а также расчёт удельного расхода электроэнергии, выполненный исходя из перечня оборудования с указанием обоснованных технических характеристик оборудования), осуществить перерасчёт долгосрочного параметра регулирования - удельного расхода электроэнергии ПАО «Водоканал» на 2018-2020 гг. исходя из пункта 13 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2014 № 162/пр, и расходов на электрическую энергию, входящих в состав необходимой валовой выручки ПАО «Водоканал» на 2018-2020 гг. в части оказываемых услуг водоотведения согласно пунктам 22, 48, 64 Основ ценообразования № 406;

        - на основании анализа запрошенной у ПАО «Водоканал» дополнительной информации в части расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (а именно налоговые декларации по налогу на имущество, транспортному налогу), учесть расходы на уплату налогов и сборов и других обязательных платежей на 2018 год на экономически обоснованном уровне согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);

        • - отразить расчёты и анализ представленных ПАО «Водоканал» документов, предусмотренные настоящим пунктом, в Экспертном заключении по установлению тарифов для ПАО «Водоканал» на 2018 - 2020 гг. согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406;

- пересмотреть базовый уровень операционных расходов и удельный расход электроэнергии ПАО «Водоканал» 2018-2020 гг. с учетом пунктов 3 и 4 настоящего решения;

- пересмотреть и ввести в действие тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям ПАО «Водоканал», на 2018-2020 гг. с учётом пунктов 3 и 4 настоящего решения, а также с учётом ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2018 год и применения механизма сглаживания согласно пункту 42 Методических указаний № 1746-э.

5) В остальной части отказать в удовлетворении требований ПАО «Водоканал».

6) Об исполнении настоящего решения органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего решения;

- протоколов заседаний правления органа регулирования, на которых принимались вышеуказанные решения;

- заключений экспертизы по результатам пересмотра тарифов ПАО «Водоканал» 2018-2020 гг. в части оказываемых услуг по очистке сточных вод.

 

 

 

А.Б. Кашеваров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Потапова В.С, vpotapova@fas.gov.ru

тел. (499) 755-23-23 (доб. 088-841)

 

 

2018-86202(2)

 

 

2018-86202(2)

 

Связанные организации

Государственный комитет по тарифам республики Мордовия
ИНН 1326250576, ОГРН 1171326009337