Решение №СП/47764/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 17 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «11» мая 2022 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:
<...>,
рассмотрев разногласия между ООО ТСО «Городские электросети» (далее – Заявитель, ООО ТСО «ГЭС») и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности от ООО ТСО «ГЭС» <...>, представителя по доверенности от ООО ТСО «ГЭС» <...>, председателя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>, первого заместителя председателя по вопросам тарифного регулирования в ТЭК Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>, начальника отдела регулирования тарифов на услуги в ТЭК Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 25.02.2022 № 30281-ЭП/22) о споре (разногласиях) между ООО ТСО «Городские электросети» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.12.2021 № 43/3 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2019 г. № 45/13 «Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям общества с ограниченной ответственностью ТСО «Городские электросети» в Советско-Гаванском муниципальном районе для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и необходимая валовая выручка на 2022 год.
Тарифное регулирование в отношении ООО «ГЭС» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2022 год – третий год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг.
Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым постановлением, составляет 27 232,26 тыс. руб.
Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 63 453,73 тыс. руб.
ООО ТСО «ГЭС» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий
тыс. руб.
№ п/п |
Статья разногласий |
Утверждено Комитетом на 2022 год |
Заявлено ООО «ГЭС» в ФАС России |
Величина спора (разногласий) по статье |
|
|
А |
В |
С=А-В |
|
Расходы на аренду транспортных средств, в т. ч.: |
|
|
|
1 |
Аренда транспорта без экипажа |
0,00 |
15 728,40 |
15 728,40 |
2 |
Расходы на оплату водителям арендованного транспорта |
0,00 |
19 073,07 |
19 073,07 |
3 |
Расходы на горюче-смазочные материалы арендованного транспорта |
0,00 |
1 420,00 |
1 420,00 |
|
Итого |
0,00 |
36 221,47 |
36 221,47 |
|
Итого НВВ |
27 232,36 |
63 453,73 |
36 221,47 |
Сумма разногласий составляет 36 221,47 тыс. руб.
Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004
№ 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э)
По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.
1. Статья разногласий «Аренда транспорта без экипажа».
ООО ТСО «ГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 15 728,40 тыс. руб.
Органом регулирования расходы на аренду транспорта без экипажа не учтены в составе НВВ Заявителя на 2022 год ввиду отсутствия достаточного экономического обоснования.
Сумма разногласий составила 15 728,40 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:
1. Договоры на аренду транспорта;
2. Пояснительная записка к предложению ООО ТСО «Городские электросети» по расчету корректировки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемого с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2022 год в долгосрочном периоде 2020-2024 гг.;
3. Обращение ООО ТСО «ГЭС» в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2021 № 2112 «О необходимой валовой выручке на 2022 год».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Разногласия по данной статье затрат обусловлены несогласием Заявителя с позицией Комитета о непринятии расходов по договорам аренды транспортных средств к учету на 2022 год.
Согласно отзыву Органа регулирования, при установлении тарифов на 2022 год расходы на услуги автотранспорта без учета экипажа не были учтены в составе НВВ Заявителя на 2022 год по следующим причинам.
Согласно подпункту 2 пункта 1.4.10 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО ТСО «ГЭС», утвержденному генеральным директором Общества от 01.02.2016, не подлежат размещению в единой информационной системе и на сайте Заказчика сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 (сто тысяч) рублей (без учета НДС).
Представленные Заявителем в Орган регулирования договоры аренды транспортных средств заключены на сумму, превышающую 100 000 руб. без проведения торгов, что противоречит положениями пункта 29 Основ ценообразования № 1178.
Также ООО «ГЭС» не представлено экономическое и/или правовое обоснование необходимости заключения представленных договоров аренды транспортных средств.
По результатам рассмотрения представленных сторонами спора материалов, ФАС России отмечает следующее.
Заявителем при тарифном регулировании на 2022 год в Орган регулирования направлено 11 договоров аренды транспортных средств, из них 10 договоров, заключенных с ООО «Регионстройсервис»: от 29.10.2021 № 1/1021, № 2/1021,
№ 3/1021, № 4/1021, № 5/1021, № 6/1021, № 10, № 11, от 07.11.2021 № 7/1021,
№ 8/1021, а также договор аренды транспортного средства от 29.10.2021 № б/н, заключенный с Пашиным К.П.
Согласно пункту 3.1. всех вышеуказанных договоров, размер арендной платы определен Арендатором (ООО ТСО «ГЭС») в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании оценки рыночной стоимости прав владения и пользования транспортными средствами на основании Отчета об оценке от 27.10.2021№ 184 (договоры от 29.10.2021), либо на основании Консультационной справки о рыночной стоимости от 07.11.2021 № 71.
Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не представлены договоры, заключенные в результате проведенных торгов, а также другие документы и обоснования в соответствии с требованиями п. 29 Основ ценообразования № 1178. Кроме того, ООО ТСО «ГЭС» не предоставлены обоснования необходимости заключения указанных договоров аренды транспортных средств и спецтехники.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Аренда транспорта без экипажа» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.
2. Статья разногласий «Расходы на оплату водителям арендованного транспорта».
ООО ТСО «ГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 19 073,07 тыс. руб. и включении данных затрат в состав неподконтрольных расходов на 2022 год.
Органом регулирования расходы на оплату водителям арендованного транспорта не учтены в составе неподконтрольных расходов на 2022 год.
Сумма разногласий составила 19 073,07 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие обосновывающие материалы:
1. Пояснительная записка к предложению ООО ТСО «Городские электросети» по расчету корректировки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемого с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2022 год в долгосрочном периоде 2020-2024 гг.;
2. Обращение ООО ТСО «ГЭС» в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2021 № 2112 «О необходимой валовой выручке на 2022 год».
В рамках данной статьи разногласий ООО «ГЭС» заявлены требования об учете в составе данной статьи разногласий расходов на оплату труда водителей для управления арендованными автотранспортными средствами.
Расчет расходов на оплату труда выполнен по форме таблицы № П1.16 к Методическим указаниям № 20-э/2 на сумму 19 073,07 тыс. руб. исходя их численности персонала в количестве 13,1 ед. и среднемесячной оплаты труда 1 работника в сумме 121 329,97 руб.
ООО ТСО «ГЭС» в обосновании своей позиции ссылается на тот факт, что Органом регулирования расходы на оплату труда водителей в составе базового уровня подконтрольных расходов 2020 года учтены не были. Так, по мнению Заявителя, расходы, не учтенные в составе подконтрольных, могут быть учтены в составе неподконтрольных расходов.
По результатам рассмотрения представленных сторонами спора материалов, ФАС России отмечает следующее.
В соответствии с определением, содержащемся в пункте 2 Основ ценообразования № 1178, подконтрольные расходы - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей и т.д.
Исходя из смысла положений пункта 2 Основ ценообразования № 1178, расходы на оплату труда (водителям арендованного транспорта) относятся к подконтрольным расходам и не могут быть учтены в составе неподконтрольных расходов.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов.
Пунктом 12 Основ ценообразования № 1178 установлено, что долгосрочные параметры деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в соответствии с п. 3 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), основанием для рассмотрения спора является заявление о рассмотрении спора, поданное в федеральный антимонопольный орган в бумажной форме или в форме электронного документа и подписанное заявителем либо уполномоченным им на это лицом в течение 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Таким образом, невключение Комитетом затрат на оплату труда водителей в состав базового уровня подконтрольных расходов 2020 года могло быть оспорено Заявителем в соответствии с положениями Правил № 533.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на оплату водителям арендованного транспорта» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.
3. Статья разногласий «Расходы на горюче-смазочные материалы арендованного транспорта».
ООО ТСО «ГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 1 420,0 тыс. руб. и включении данных затрат в состав неподконтрольных расходов на 2022 год.
Органом регулирования расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) арендованного транспорта не учтены в составе неподконтрольных расходов на 2022 год.
Сумма разногласий составила 1 420,0 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены обосновывающие материалы, аналогичные указанным в пункте 2 настоящего решения.
Заявителем расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией, определены исходя из количества машин и механизмов 12,7 ед. Стоимость топлива определена на основании коммерческого предложения ООО «НОРТ-СТАР» от 15.10.2021
№ 278. Стоимость моторного, трансмиссионного и специальных масел определены на основе предложений ЛУКОЙЛ.
ФАС России отмечает, что затраты на горюче-смазочные материалы относятся к подконтрольным расходам и не могут быть учтены в составе неподконтрольных расходов.
Также, невключение Комитетом затрат на ГСМ арендованного транспорта в состав базового уровня подконтрольных расходов 2020 года могло быть оспорено Заявителем в соответствии с положениями Правил № 533.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на горюче-смазочные материалы арендованного транспорта» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО ТСО «Городские электросети» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Комиссия
РЕШИЛА:
отказать ООО ТСО «Городские электросети» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (рег. от 25.02.2022 № 30281-ЭП/22).