Предписание №СП/43212/24 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по регулированию цен и тарифов Ульянов... от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 мая 2024 года г. Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки в отношении Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также – Агентство, орган регулирования), в том числе Акт проверки Ульяновского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо исх. от 21.02.2024 №73-ИОГВ-17/174исх), проведенной на основании поручения руководителя ФАС России М.А. Шаскольского от 14.12.2023 № МШ/106265/23, а также приказа Ульяновского УФАС России от 12.01.2024 № 5/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «НИИАР-Генерация» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тарифы на тепловую энергию регулируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012
№ 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075). Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Ульяновского УФАС России от 12.01.2024 № 5/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» проверка проводилась в отношении законности установления Агентством тарифов в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении тарифов на тепловую энергию на 2024 год для ООО «НИИАР-Генерация».

Приказом Агентства от 19.12.2023 № 196-П в отношении ООО «НИИАР-Генерация» установлены индивидуальные тарифы на тепловую энергию
на коллекторах источника тепловой энергии ООО «НИИАР-Генерация» и
на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «НИИАР-Генерация» на 2024-2028 годы.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «НИИАР-Генерация» в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключения по экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО «НИИАР-Генерация» и тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «НИИАР-Генерация» на 2024-2028 годы от 29.11.2023 (далее — Экспертное заключение) и установлено следующее.

В разделе 4.4. Экспертного заключения указано, что предприятием предложено включить в тариф на 2024 год расходы на топливо в размере 408 947,69 тыс. руб. Органом регулирования принята сумма в размере 374 463,77 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Так, расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение),
на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги
(ПССУ), тарифы на услуги по транспортировке газа), а также специальной региональной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспеределительными организациями (ГРО), утверждаемой органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) субъекта Российской Федерации.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ (утверждается на 1-е полугодие планового года, на 2-е полугодие индексируется в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации), ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

При расчете Агентством цены на природный газ на 2 полугодие 2024 года плата за снабженческо-сбытовые услуги была использована путем применения индекса-дефлятора к ПССУ, утвержденной приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22, что является нарушением пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, Агентству необходимо провести пересчет расходов на топливо с учетом применения на 2 полугодие 2024 года платы за снабженческо-сбытовые услуги, утвержденной приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим пункт 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен тарифов в теплоснабжении в срок
до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения,
а именно:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «НИИАР-Генерация»
при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть и ввести
в действие с 01.07.2024 тарифы на тепловую энергию для ООО «НИИАР-Генерация» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотра) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ООО «НИИАР-Генерация», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902