Предписание №31/55478/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной энергетической комиссии Омской обла... от 26 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

18 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Омской области, в том числе акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 48/23 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.09.2023 № 643/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, допущенные Региональной энергетической комиссией Омской области (далее — РЭК, орган регулирования) при установлении тарифов для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2021-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Регулируемые тарифы в части оказываемых услуг водоотведения установлены РЭК для регулируемой организации методом индексации на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Пунктом 58 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:

а) базовый уровень операционных расходов;

б) индекс эффективности операционных расходов;

в) нормативный уровень прибыли (для организаций, которым права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, переданы по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.);

г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Пунктом 80 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1746-э и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»- «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э не подтверждена.

Пунктом 25 Правил регулирования тарифов № 406 установлено, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.

Экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов.

По результатам анализа документов и материалов тарифных кампаний АО «Газпромнефть-ОНПЗ», в том числе представленных экспертных заключений РЭК по установлению и корректировке тарифов для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» установлено следующее.

Размеры необходимой валовой выручки (НВВ) и тарифов, установленных РЭК для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2019-2023 гг., отражены в таблице:

 

 

 

Вид деятельности/
тариф

Показатели

Годы

 

Базовый период регулирования (2019-2023)

2020

2021

2022

2023

НПА об установлении тарифов
(Приказ РЭК Омской области)

№ 423/86 от 06.12.2018

№ 389/81 от 10.12.2019


 

№ 389/83 от 08.12.2020/

№ 32/8 от 21.02.2023 (суд)

№ 430/86 от 30.11.2021

№ 433/66 от 25.11.2022

Водоотведение (ХБС)

 

НВВ, тыс. руб.

47 315,20

42 523,34

50 149,53

41 063,39

41 915,79

Базовый уровень операционных расходов

22 010,88

Размер установленных тарифов

1 полугодие/

2 полугодие (руб. за куб. м без учета НДС)

69,41/

99,29

63,65

63,65/

92,26

56,27/

64,14

63,62

НПА об установлении тарифов
(Приказ РЭК Омской области)

№ 422/86 от 06.12.2018

№ 390/81 от 10.12.2019

№ 390/83 от 08.12.2020/

№ 33/8 от 21.02.2023 (суд)

№ 431/86 от 30.11.2021

№ 434/66 от 25.11.2022

Водоотведение (очистка промышленных стоков)

 

НВВ, тыс. руб.

380 947,67

373 165,16

387 477,24 (суд)

325 823,86

380 686,71

Базовый уровень операционных расходов

195 334,47

Размер установленных тарифов

1 полугодие/

2 полугодие (руб. за куб. м без учета НДС)

11,57/

28,56

20,60

20,60/

26,13

18,41

22,02

 

Фактические результаты деятельности регулируемой организации за 2021 год

оценены и проанализированы РЭК при установлении тарифов на 2023 год.

В свою очередь, в отношении отдельных статей затрат по результатам анализа представленных РЭК обосновывающих материалов и возражений на Акт проверки выявлено следующее.

1. Базовый уровень операционных расходов.

Согласно пункту 60 Основ ценообразования № 406 операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Базовый уровень операционных расходов утвержден РЭК для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2019 год.

1.1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В Акте проверки Инспекцией ФАС России было отражено, что из экспертных заключений на 2019 год следует, что расходы на оплату труда основного производственного персонала на 2019 год приняты РЭК на основании сводной ведомости по видам оплаты и категориям персонала за 2017 год за подписью ответственного лица с применением индекса-дефлятора на 2018 год в размере 102,7 %, на 2019 год - 104,6 %.

В отношении расходов на оплату труда иных категорий персонала сведения в экспертных заключениях отсутствуют, в том числе не ясно, какая численность и какой размер среднемесячной оплаты труда были приняты органом регулирования при принятии тарифных решений на 2019 год.

Кроме того, отсутствуют сведения о том, проводился ли органом регулирования анализ заявленной АО «Газпромнефть-ОНПЗ» численности персонала над фактической, подтвержденной данными бухгалтерской и статистической отчетности.

Также отсутствуют расчетные материалы, позволяющие сделать вывод о том, что принятая РЭК численность персонала не превышает нормативную.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила следующие сведения.

Анализируя тот факт, что существенных изменений в процессе производства, в том числе в составе имущества предприятия на момент установления тарифов не происходило, РЭК Омской области обоснованно приняты расходы на фонд оплаты труда, исходя из фактических расходов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за 2017 год с учетом сценарных условий развития экономики Российской Федерации.

Численность производственного персонала на плановый период 2019-2023гг учтена фактическая в тарифах на водоотведение: «очистка промышленных стоков», в количестве 71 шт. ед., «хозяйственно-бытовые стоки» - 10 шт. ед. согласно выпискам из штатного расписания комплекса по очистным сооружениям Общезаводского хозяйства АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в пределах норматива численности согласно Приказу Госстроя РФ от 22.03.1999 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» (далее — Приказ Госстроя № 66). Расчет нормативной численности был произведен в рабочем порядке. Согласно анализу данных фактическая численность на участках производства не менялась на протяжении и предыдущего долгосрочного периода 2016-2018 гг. Предприятием каждый год тарифного регулирования предоставлялась Форма № П-4 Федерального статистического наблюдения «Сведения о численности и заработной плате работников» (месячная), в том числе была предоставлена за 12 месяцев 2017 года в рамках тарифной кампании 2019 года.

Размер фонда оплаты труда принят на основании сводной ведомости по видам оплаты и категориям персонала за 2017 год за подписью ответственного лица с применением индекса-дефлятора на 2018 год в размере 102,7 %, на 2019 год - 104,6 %.

Количество штатных единиц сотрудников предприятия, приходящееся в доле на регулируемый вид деятельности согласно Методике формирования себестоимости предприятия, в совокупности с численностью производственного персонала, не превосходит норматива численности, рассчитанного в соответствии с Приказом Госстроя № 66.

В этой связи органом регулирования сделан вывод о том, что расходы на фонд оплаты труда учтены РЭК Омской области в экономически обоснованном размере в соответствии с представленными предприятием обосновывающими документами.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений не обоснованы отраженные в Акте проверки вопросы в части отсутствия сведений в части параметров численности и среднемесячной оплаты труда, принятых органом регулирования при установлении тарифов на 2019 год, отсутствия расчетных материалов, позволяющих сделать вывод о том, что принятая РЭК численность персонала не превышает нормативную.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов по рассматриваемой статье затрат за период 2019-2023 гг., в том числе в части не превышения учтенной в тарифах численности над фактической, подтвержденной данными бухгалтерской и статистической отчетности, а также в части учтенной и фактически сложившейся среднемесячной заработной платы за указанный период в разрезе всех видов персонала, по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

1.2.Общехозяйственные расходы. Прочие производственные расходы. Административные расходы.

В составе базовых уровней операционных расходов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» РЭК учтены на 2019 год вышеуказанные статьи затрат в следующих размерах:

 

Расходы

Учтено в тарифе на водоотведение (ХБС), тыс. руб.

Учтено в тарифе на водоотведение (очистка промышленных стоков), тыс. руб.

Общехозяйственные расходы

192,52

19 791,40

Административные расходы

405,17

1 435,69

Прочие производственные расходы

10 339,71

85 676,71

 

1.2.1.Общехозяйственные расходы.

Согласно экспертным заключениям на 2019 год, общехозяйственные расходы приняты РЭК согласно фактическим затратам за 2017 год на основании анализа счета 2013240020 (очистка промышленных стоков) и счета 2013240019 (ХБС) за 2017 год за подписью ведущего экономиста с применением индекса-дефлятора на 2018 год в размере 104,1 %, на 2019 год – 104,3 %.

Инспекцией ФАС России в Акте проверки отмечено, что экспертные заключения РЭК на 2019 год не содержат расшифровки статьи затрат «Общехозяйственные расходы» в разрезе статей и подстатей затрат, из чего не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно были учтены органом регулирования расходы, в каком размере и какими обосновывающими документами подтверждены.

Кроме того, не ясно, на основании чего РЭК применялись к фактическим общехозяйственным расходам 2017 года индексы цен производителей, а не индексы потребительских цен за 2018-2019 гг., которые, в свою очередь, составляли 102,7 % и 104,6 % соответственно.

Также не ясно, распространяют ли свое действие договоры, расходы по которым учитывались по рассматриваемой статье затрат, на новый долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила следующие сведения.

В части хозяйственно бытовых стоков по результатам анализа выгрузок по МВЗ за 2017 год РЭК были исключены расходы на спецодежду для профсоюза, содержание профкома, благотворительность, наружное освещение, столовую и прочее как экономически необоснованные расходы согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406.

В части очистки промышленных стоков по результатам анализа расшифровок общехозяйственных расходов РЭК Омской области исключены расходы на услуги вовлечение молодых специалистов, спецодежда для профсоюза, благотворительность, наружное освещение и столовую как экономически необоснованные расходы согласно пункту 24 Основ ценообразования № 406.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений не обоснованы отраженные в Акте проверки вопросы в части отсутствия расшифровки статьи затрат «Общехозяйственные расходы» в разрезе статей и подстатей затрат и какими обосновывающими документами подтверждены, а также в части применения к фактическим общехозяйственным расходам 2017 года индексов цен производителей, которые превышали индексы потребительских цен, в том числе не представлены сведения о том, распространяли ли свое действие договоры, расходы по которым учитывались по рассматриваемой статье затрат, на новый долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов по рассматриваемой статье затрат за период 2019-2023 гг., в том числе в части анализа первичных документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» общехозяйственные расходы за указанный период в разрезе статей и подстатей затрат, по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

1.2.2. Прочие производственные расходы.

Согласно экспертному заключению на 2019 год в части оказываемых услуг по очистке промышленных стоков, прочие производственные расходы приняты РЭК по предложению регулируемой организации.

Согласно экспертному заключению на 2019 год в части оказываемых услуг ХБС, прочие производственные расходы приняты РЭК на основании фактических данных за 2017 год с применением индексов-дефляторов на 2018, 2019 годы.

Инспекцией ФАС России в Акте проверки отмечено, что экспертные заключения РЭК на 2019 год не содержат расшифровки статьи затрат «Прочие производственные расходы» в разрезе статей и подстатей затрат, из чего не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно были учтены органом регулирования расходы, в каком размере и какими обосновывающими документами подтверждены.

Кроме того, не ясно, какие именно индексы-дефляторы на 2018-2019 гг. применялись РЭК по указанным расходам.

Также не ясно, распространяют ли свое действие договоры, расходы по которым учитывались по рассматриваемой статье затрат, на новый долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила следующие сведения.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 18 Методических указаний № 1746-э прочие производственные расходы – это непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения расходы, не учитываемые в составе ремонтных расходов. Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме.

Расходы по участку водоотведения (хозяйственно бытовые стоки) приняты на основании фактических данных за 2017 год согласно анализу счета 2013240019 за 2017 год с применением индексов-дефляторов на 2018, 2019 годы (в размере цен производителей). Затраты были распределены по видам деятельности согласно Методике формирования себестоимости предприятия. По результатам анализа расшифровок (выгрузки по МВЗ по цеху ОЗХ, цеху 44) исключены расходы и исключением расходов являются расходы на спецодежду для профсоюза, содержание профкома, благотворительность, наружное освещение, столовую и прочие экономически необоснованные расходы.

Расходы по участку водоотведения (очистка промышленных стоков) были учтены на уровне, не превосходящем предложение предприятия. Размер затрат, просчитанный согласно анализу фактических данных за 2017 год (анализ счета 2013440001 за 2017 год) с применением индексов-дефляторов на 2018, 2019 годы (в размере цен производителей) согласно пунктам 22, 23 Основ ценообразования № 406. Затраты были распределены по видам деятельности согласно Методике формирования себестоимости предприятия. По результатам анализа расшифровок (выгрузки SAP по цеху ОЗХ, цеху 44) РЭК исключены расходы на спецодежду для профсоюза, содержание профкома, благотворительность, наружное освещение, столовую и прочее как экономически необоснованные расходы в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406.

Также произведен анализ первичных документов, представленных в рамках тарифной кампании на 2019 год (копии договоров, счетов-фактур, представленные выборочно по особо крупным статьям расходов).

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений не обоснованы отраженные в Акте проверки вопросы в части отсутствия расшифровки статьи затрат «Прочие производственные расходы» в разрезе статей и подстатей затрат и какими обосновывающими документами подтверждены, а также в части применения к фактическим прочим производственным расходам 2017 года индексов цен производителей, которые превышали индексы потребительских цен, в том числе не представлены сведения о том, распространяли ли свое действие договоры, расходы по которым учитывались по рассматриваемой статье затрат, на новый долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов по рассматриваемой статье затрат за период 2019-2023 гг., в том числе в части анализа первичных документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» прочие производственные расходы за указанный период в разрезе статей и подстатей затрат, по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

1.2.3. Административные расходы.

Согласно экспертному заключению на 2019 год в части оказываемых услуг по очистке промышленных стоков, административные расходы приняты РЭК по предложению регулируемой организации.

Согласно экспертному заключению на 2019 год в части оказываемых услуг ХБС, административные расходы приняты РЭК на основании фактических данных за 2017 год с применением индексов-дефляторов на 2018, 2019 годы.

Инспекцией ФАС России в Акте проверки отмечено, что экспертные заключения РЭК на 2019 год не содержат расшифровки статьи затрат «Административные расходы» в разрезе статей и подстатей затрат, из чего не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно были учтены органом регулирования расходы, в каком размере и какими обосновывающими документами подтверждены.

Кроме того, не ясно, какие именно индексы-дефляторы на 2018-2019 гг. применялись РЭК по указанным расходам.

Также не ясно, распространяют ли свое действие договоры, расходы по которым учитывались по рассматриваемой статье затрат, на новый долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила следующие сведения.

Расходы по участку водоотведения (хозяйственно бытовые стоки) приняты на базе фактических данных за 2017 год на основании анализа счета по МВЗ/группа 2010_26_0 за 2017 год с применением индексов-дефляторов на 2018, 2019 годы (пункты 22, 23 Основ ценообразования № 406) и с учетом доли распределения по видам деятельности согласно учетной политике предприятия пропорционально удельному весу выручки от оказания услуг в отчетном периоде. Данный расчет был произведен РЭК Омской области на основании предоставленного отчета о финансовых результатах за 2017 год, расшифровки «Выручка от продажи товаров и услуг» за 2017 год. По результатам экспертизы расшифровки управленческих расходов за 2017 год были исключены расходы на спецодежду для профсоюза, содержание профкома, благотворительность, наружное освещение, столовую и прочее как экономически необоснованные расходы в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406.

Расходы по участку водоотведения (очистка промышленных стоков) приняты по предложению предприятия в связи с тем, что расчетный размер доли затрат на участок, выполненный по аналогии с вышеописанным анализом, превосходил размер затрат, планируемый предприятием к включению в базовый уровень операционных расходов.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений не обоснованы отраженные в Акте проверки вопросы в части отсутствия расшифровки статьи затрат «Административные расходы» в разрезе статей и подстатей затрат и какими обосновывающими документами подтверждены, а также в части применения к фактическим прочим производственным расходам 2017 года индексов цен производителей, которые превышали индексы потребительских цен, в том числе не представлены сведения о том, распространяли ли свое действие договоры, расходы по которым учитывались по рассматриваемой статье затрат, на новый долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов по рассматриваемой статье затрат за период 2019-2023 гг., в том числе в части анализа первичных документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» административные расходы за указанный период в разрезе статей и подстатей затрат, по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

Таким образом, экономическая обоснованность операционных расходов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не подтверждена, в связи с чем расходы подлежат дополнительному анализу с представлением расчетов, и исключению экономически необоснованных средств из состава НВВ регулируемой организации. Пересмотру также подлежат взаимозависимые статьи затрат, в том числе размеры корректировок операционных расходов.

2. Расходы на амортизационные отчисления на 2022-2023 гг.

Согласно положениям пунктов 77 и 43 Основ ценообразования № 406 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизационные отчисления учтены РЭК для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в составе НВВ на 2022-2023 в разрезе видов деятельности в следующих размерах:

 

Расходы на амортизационные отчисления, тыс. руб.

2022 год

2023 год

Водоотведение (ХБС)

10 964,95

10 808,01

Водоотведение (очистка промышленных стоков)

8 701,71

7 108,12

 

Из экспертных заключений на 2022 год следует, что расходы на амортизационные отчисления приняты РЭК согласно ведомости амортизационных отчислений за 9 месяцев 2021 года с учетом исключения расходов на амортизацию объектов, прошедших модернизацию, с учетом списания основных средств и с учетом ввода объектов в 2021 году. Исключены расходы на объекты ОС, не относящиеся к регулируемому виду деятельности.

Из экспертных заключений на 2023 год следует, что расходы на амортизационные отчисления приняты РЭК согласно ведомости амортизационных отчислений за 2021 год с учетом исключения расходов на амортизацию объектов, прошедших модернизацию, с учетом списания основных средств и с учетом ввода объектов в 2021 году. Исключены расходы на объекты ОС, не относящиеся к регулируемому виду деятельности.

Однако отсутствуют сведения об учете расходов на амортизационные отчисления исходя из максимальных сроков полезного использования объектов основных средств согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Инспекцией ФАС России в Акте проверки было отмечено об отсутствии сведений об анализе документов, содержащих полный расчет расходов на амортизационные отчисления и подтверждающие первоначальную стоимость основных средств, амортизационные группы, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, амортизационные группы, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе, а также учет РЭК амортизационных отчислений с учетом максимальных сроков полезного использования данных объектов.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежали дополнительному экономическому обоснованию со стороны РЭК с представлением расчетов.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила следующие сведения.

В рамках тарифной кампании на 2022-2023 годы АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в материалах дела были предоставлены копии инвентарных карточек объектов основных средств, ведомости начисленной амортизации за 2020 год, 9 месяцев 2021 года (тарифная кампания 2022 года), за 2021 год, 6 месяцев 2022 года (тарифная кампания 2022 года) по участкам производства (участок очистки хозяйственно-бытовых стоков, участок очистки промышленных стоков), копии актов о приеме-передаче объектов основных средств (ОС-6, ОС-1а, ОС-3, ОС-1б, ОС-1, ОС-4б, ОС-4) за анализируемые периоды по всем участкам.

Исходя из анализа представленных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» документов расходы на амортизационные отчисления на 2022-2023 годы по участку водоотведения (хозяйственно бытовые стоки), по участку водоотведения (очистка промышленных стоков) принимались РЭК Омской области на основании анализа счета 2013240019, счета 2013440001 за анализируемый период, ведомостей амортизационных отчислений за анализируемый период с учетом исключения расходов на амортизацию объектов, прошедших модернизацию (инвестиционная программа на 2019 год отсутствует).

РЭК также отмечает, что согласно анализу, представленных копий инвентарных карточек объектов основных средств, содержащих сведения об амортизационных группах, изменении стоимости основных средств, сроке службы, датах ввода в эксплуатацию и снятия с учета основных средств, переоценке и т. д., амортизационные отчисления учитывались самим предприятием исходя из максимальных сроков полезного использования объектов основных средств согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2022 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Таким образом отсутствуют основания полагать, что расходы на амортизационные отчисления на 2022-2023 годы учтены в экономически необоснованном размере.

В свою очередь необходимые подтверждающие документы не представлены РЭК в рамках направленных возражений.

Кроме того, согласно имеющимся в распоряжении ФАС России расчетов амортизационные отчисления по объектам «Газоанализатор» определялись исходя из срока полезного использования — 3 года, в то время как указанный объект может быть отнесен к третьей амортизационной группе, максимальный срок полезного использования которого — 5 лет.

В свою очередь фактические расходы на амортизационные отчисления за 2022 год учитывались органом регулирования при принятии тарифного решения на 2024 год, однако в отсутствие соответствующих расчетов не представляется возможным сделать вывод о соблюдении РЭК требований законодательства при учете фактических затрат на амортизационные отчисления АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за 2022 год.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений, ввиду отсутствия первичных документов и подробных расчетов со стороны РЭК, не представляется возможным сделать однозначный вывод об экономической обоснованности учтенных РЭК расходов по рассматриваемой статье затрат.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов по рассматриваемой статье затрат, в том числе в части анализа первичных документов, и документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» амортизационные расходы за указанный период, с предоставлением подробных расчетов в разрезе амортизируемых основных средств (с указанием первоначальной стоимости, максимальных сроков полезного использования), по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты на амортизационные отчисления за 2022-2023 гг. из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

3. Расходы на тепловую энергию на 2022-2023 гг.

Согласно пункту 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

Расходы на тепловую энергию учтены РЭК для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в составе НВВ на 2022-2023 гг. в разрезе видов деятельности в следующих размерах:

 

Расходы на тепловую энергию, тыс. руб.

2022 год

2023 год

Водоотведение (ХБС)

1 888,14

962,76

Водоотведение (очистка промышленных стоков)

52 131,73

66 898,65

 

Инспекцией ФАС России в Акте проверки отмечено, что из экспертных заключений на 2022 год следует, что объемы тепловой энергии приняты РЭК на основании факта за 2020 год, тариф на тепловую энергию принят согласно среднему сложившемуся тарифу за январь-июнь 2021 года с применением индексов-дефляторов на второе полугодие 2021 года в размере 103,8 %, на второе полугодие 2022 года - 103,9 %.

Из экспертного заключения на 2023 год в части водоотведения (ХБС) следует, что объемы тепловой энергии приняты РЭК на 2023 год на основании факта за 2021 год по предложению предприятия, тариф на тепловую энергию на 2023 год принят согласно среднему сложившемуся тарифу за январь-июнь 2022 года с применением индекса-дефлятора на второе полугодие 2022 года в размере 111,2 %, на 2023 год применен индекс-дефлятор в размере 108,3 %. Удельные затраты на транзит тепловой энергии учтены на основании фактических затрат за 2021 год с применением индексов-дефляторов на 2022-2023 гг. в размере 105,2 % и 108,3 % соответственно.

Из экспертного заключения на 2023 год в части водоотведения (очистка промышленных стоков) следует, что рассматриваемые расходы приняты РЭК по предложению предприятия на основании представленных расчетов за подписью начальника планово-экономического отдела.

В свою очередь отсутствуют сведения, какими обосновывающими документами АО «Газпромнефть-ОНПЗ» были подтверждены сложившиеся тарифы на тепловую энергию и объемные показатели потребления ресурса, принятые РЭК в качестве экономически обоснованных.

Также отсутствуют сведения о том, почему РЭК не были приняты к учету установленные цены (тарифы) регулируемых организаций на тепловую энергию на 2022-2023 гг. (отсутствуют сведения о том, что примененный РЭК подход не повлиял на увеличение плановых расходов регулируемой организации на 2022-2023 гг.).

Таким образом, Инспекцией ФАС России в Акте проверки было отражено, что расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию со стороны РЭК с представлением расчетов.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила следующие сведения.

Для анализа экономической обоснованности расходов (затрат), учтенных при формировании статьи плановых и фактических расходов на тепловую энергии при осуществлении регулируемого вида деятельности, предприятием выборочно представлены следующие документы (часть в электронном виде, часть на бумажном носителе): расход покупной теплоэнергии за 2020 год, за 9 месяцев 2021 года (при тарифной кампании 2022 года), за 2021 год, за 9 месяцев 2022 года (при тарифной кампании 2023 года) по счетам-фактурам, расшифровка затрат по теплоэнергии на участке хозяйственно-бытовых стоков, на участке очистки промышленных стоков за 2020 год (выгрузка Sap).

Фактический расход тепловой энергии (участок ХБС) учтен РЭК согласно анализу счета МВЗ по соответствующему участку за 2020 год за подписью ведущего экономиста, копиям счетов-фактур за 2020 год.

Затраты на участке очистки промышленных стоков приняты РЭК по предложению предприятия на основании представленных расчетов за подписью начальника планово-экономического отдела, экономиста, так как расчетный размер затрат превосходил заявленный предприятием.

Исходя из вышеизложенного РЭК Омской области считает данные расходы обоснованно включенными в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на плановый период по всем видам регулируемой деятельности.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений, ввиду отсутствия первичных документов и подробных расчетов со стороны РЭК, а также подробного обоснования и пояснений в части проводимого органом регулирования анализа счетов-фактур АО «Газпромнефть-ОНПЗ», не представляется возможным сделать однозначный вывод об экономической обоснованности учтенных РЭК расходов по рассматриваемой статье затрат.

Также отсутствуют требуемые пояснения, почему РЭК не были приняты к учету установленные цены (тарифы) регулируемых организаций на тепловую энергию на 2022-2023 гг. и отсутствует подтверждение, что примененный РЭК подход не повлиял на увеличение плановых расходов регулируемой организации на 2022-2023 гг.

В свою очередь фактические расходы на тепловую энергию за 2022 год учитывались органом регулирования при принятии тарифного решения на 2024 год, однако в отсутствие соответствующих расчетов не представляется возможным сделать вывод о соблюдении РЭК требований законодательства при учете фактических затрат на тепловую энергию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за 2022 год.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов по рассматриваемой статье затрат, в том числе в части анализа всех первичных документов, и документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» расходы на тепловую энергию за указанный период, по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты за 2022-2023 гг. из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

4. Расходы на приобретение электрической энергии на 2022-2023 гг.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно экспертным заключениям на 2022-2023 гг. тарифы на электрическую энергию на плановые 2022 и 2023 годы определялись РЭК на основании фактически сложившегося среднего тарифа за 9 месяцев 2021 и 2022 года соответственно с применением индекса-дефлятора (на плановый 2022 год - 103,5 %, на плановый 2023 год – 108,0 %).

Инспекцией ФАС России в Акте проверки отмечено, что отсутствуют сведения, какими обосновывающими документами АО «Газпромнефть-ОНПЗ» были подтверждены сложившиеся тарифы на электрическую энергию, принятые РЭК в качестве экономически обоснованных.

Таким образом, Инспекцией ФАС России в Акте проверки было отражено, что расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию со стороны РЭК с представлением расчетов.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила следующие сведения.

Для анализа экономической обоснованности расходов (затрат), учтенных при формировании статьи плановых и фактических расходов на электрическую энергию при осуществлении регулируемого вида деятельности, предприятием представлены следующие документы (часть в электронном виде, часть на бумажном носителе): расход покупной электроэнергии по счетам-фактурам за 2020 год, за 9 месяцев 2021 года (при тарифной кампании 2022 года), за 2021 год, за 9 месяцев 2022 года (при тарифной кампании 2023 года), расшифровка затрат по электроэнергии на участке хозяйственно-бытовых стоков, на участке очистки промышленных стоков за 2020 год (выгрузка Sap).

Плановые нормы расхода энергоресурсов по подразделениям Общезаводского хозяйства (цех № 44) на 2020, 2021 годов, анализ фактического расхода энергоресурсов по Общезаводскому хозяйству за январь - декабрь 2020, 2021 годов (цех № 44) были предоставлены предприятием в рамках каждой тарифной кампании.

По результатам экспертизы при установлении тарифов на участке хозяйственно-бытовых стоков, на участке очистки промышленных стоков на 2022 год в состав необходимой валовой выручки приняты объемы тепловой энергии на основании факта за 2020, 2021 годы. Тариф на 2022, 2023 годы принят на основании фактически сложившегося среднего тарифа за январь-сентябрь 2021, 2022 года с применением индекса-дефлятора на 2022 год в размере 103,5 %, с применением индекса-дефлятора на 2023 год в размере 108,0 % согласно пунктам 22, 23 Основ ценообразования № 406 для тарифной кампании 2022, 2023 годов соответственно.

Исходя из вышеизложенного РЭК Омской области считает данные расходы обоснованно включенными в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на плановый период по всем видам регулируемой деятельности.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений, ввиду отсутствия первичных документов и подробных расчетов со стороны РЭК, а также подробного обоснования и пояснений в части проводимого органом регулирования анализа счетов-фактур АО «Газпромнефть-ОНПЗ», не представляется возможным сделать однозначный вывод об экономической обоснованности учтенных РЭК расходов по рассматриваемой статье затрат.

В свою очередь фактические расходы на электрическую энергию за 2022 год учитывались органом регулирования при принятии тарифного решения на 2024 год, однако в отсутствие соответствующих расчетов не представляется возможным сделать вывод о соблюдении РЭК требований законодательства при учете фактических затрат на электрическую энергию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за 2022 год.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов по рассматриваемой статье затрат, в том числе в части анализа всех первичных документов, и документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» расходы на электрическую энергию за указанный период, по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты за 2022-2023 гг. из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

5. Корректировка НВВ за 2019-2021 гг.

Порядок корректировки НВВ установлен разделом VII Методических указаний № 1746-э.

Согласно пункту 91 Методических указаний № 1746-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 

где:

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38) Методических указаний № 1746-э;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VII Методических указаний № 1746-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Пунктом 95 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что необходимая валовая выручка, определяемая на i-2-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, установленная с применением метода индексации (применяется формула 38), рассчитывается с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования № 406:

 

 

 

где:

- операционные расходы, в i-2 году, определенные исходя из уточненных параметров расчета тарифов (индексов) в соответствии с формулой (40) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- фактические документально подтвержденные неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, определяемые с учетом пунктов 22, 29, 49, 51 - 60 и 88 Методических указаний № 1746-э;

- расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды в (i-2)-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, рассчитываемые в соответствии с формулой (40.1) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- расходы на амортизацию в (i-2)-м году, определенные исходя из фактического состава имущества в (i-2)-м году в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- величина нормативной прибыли в (i-2)-м году, определяемая как произведение установленного на (i-2)-й год нормативного уровня прибыли и фактической необходимой валовой выручки регулируемой организации в (i-2)-м году, определенной по формуле (38) Методических указаний № 1746-э, без учета расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации и налога на прибыль, тыс. руб. При отсутствии утвержденного на (i-2)-й год нормативного уровня прибыли величина нормативной прибыли определяется как сумма фактических расходов, предусмотренных подпунктом «в» пункта 78 Основ ценообразования, и учтенных при установлении тарифов расходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406;

- расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э исходя из скорректированных расходов, тыс. руб.;

- фактический возврат инвестированного капитала в (i-2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 72 Методических указаний № 1746-э с использованием значений полной величины инвестированного капитала, рассчитанной с учетом фактических значений доходности долгосрочных государственных обязательств, тыс. руб.;

- фактический доход на инвестированный капитал в (i-2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 74 Методических указаний № 1746-э с использованием значений базы инвестированного капитала, рассчитанной с учетом фактических значений доходности долгосрочных государственных обязательств, и нормативной величины чистого оборотного капитала, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки на год i долгосрочного периода регулирования, связанная с изменением доходности долгосрочных государственных обязательств, рассчитанная в соответствии с формулой (37) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

, , , - показатели, утвержденные и учтенные органом регулирования в i-2 году, тыс. руб.

Инспекцией ФАС России в Акте проверки отражено, что в экспертных заключениях РЭК на 2021-2023 гг. отсутствует расчет показателя товарной выручки, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод об отсутствии занижения в корректировке указанного показателя.

Кроме того, экспертные заключения на 2021-2022 гг. не содержат расчет размера корректировок в соответствии с положениями и формулами Методических указаний № 1746-э.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила, что в экспертных заключениях на 2021,2022 годы отсутствует оформленный приложением расчет. В рабочем порядке произведен расчет корректировки необходимой валовой выручки в соответствии с формулой 32 Методических указаний № 1746-э.

РЭК также отмечает, что расчет товарной выручки произведен согласно объемному показателю, указанному в приложении № 1 к экспертным заключениям, и тарифам, установленным на соответствующие периоды.

В свою очередь в рамках направленных возражений органом регулирования не представлены требуемые положениями Методических указаний № 1746-э и Актом проверки расчеты.

Вместе с тем, в отношении отдельных статей затрат за 2019-2021 гг. отмечаем следующее.

5.1. Фактические расходы на электрическую энергию и тепловую энергию за 2019-2021 гг.

Инспекцией ФАС России в Акте проверки отражено, что в экспертных заключениях на 2021-2023 гг. отсутствуют расчеты расходов на электрическую энергию при корректировке фактических параметров, за которые имеются данные бухгалтерской и статистической отчетности (по формуле 40.1 Методических указаний № 1746-э).

Также экспертные заключения не содержат сведения, проводился ли органом регулирования анализ счетов-фактур и актов выполненных работ (услуг), подтверждающих экономическую обоснованность принятой фактической стоимости приобретаемого ресурса.

В экспертных заключениях на 2021-2023 гг. отражено, что фактические расходы на тепловую энергию за 2019-2021 гг. принимались РЭК на основании анализа счета 2013440001 (очистка промышленных стоков) и счета 2013240019 (ХБС) за 2019-2021 гг. за подписью ведущего экономиста.

В свою очередь экспертные заключения не содержат сведений, проводился ли органом регулирования анализ счетов-фактур и актов выполненных работ (услуг), подтверждающих экономическую обоснованность фактической стоимости и объемов приобретаемого ресурса.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила, что для анализа экономической обоснованности расходов (затрат), учтенных при формировании статьи плановых и фактических расходов на электрическую энергию при осуществлении регулируемого вида деятельности, предприятием представлены следующие документы (часть в электронном виде, часть на бумажном носителе): расход покупной электроэнергии, тепловой энергии по счетам-фактурам за 2019-2021 годы, расшифровка затрат по электроэнергии на участке хозяйственно-бытовых стоков, на участке очистки промышленных стоков за 2019-2021 годы (выгрузка Sap),

Исходя из вышеизложенного РЭК Омской области считает данные расходы не подлежащими включению в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на плановый период по всем видам регулируемой деятельности.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений, ввиду отсутствия первичных документов и подробных расчетов со стороны РЭК, а также подробного обоснования и пояснений в части проводимого органом регулирования анализа счетов-фактур АО «Газпромнефть-ОНПЗ», не представляется возможным сделать однозначный вывод об экономической обоснованности учтенных РЭК расходов по рассматриваемым статьям затрат.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов за 2019-2021 гг., в том числе в части анализа всех первичных документов, и документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» расходы на электрическую и тепловую энергию за указанный период, по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

5.2. Фактические расходы на амортизационные отчисления и налогу на имущество за 2019-2021 гг.

В Акте проверки Инспекцией ФАС России было отражено об отсутствии оснований для признания учтенных РЭК фактических расходов на амортизационные отчисления за 2019-2021 гг. экономически обоснованными по аналогичным обстоятельствам, отраженным в пункте 2 настоящего предписания.

Также отмечалось, что экспертные заключения не содержат сведений, проводился ли органом регулирования анализ фактической уплаты налога на имущество АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в 2019-2021 гг., подтвержденной налоговыми декларациями.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила, что в рамках тарифной кампании на 2021-2023 гг. АО «Газпромнефть-ОНПЗ» были предоставлены копии инвентарных карточек объектов основных средств, ведомости начисленной амортизации за анализируемые периоды, копии актов о приеме-передаче объектов основных средств (ОС-6, ОС-1а, ОС-3, ОС-1б, ОС-1, ОС-4б, ОС-4) за анализируемые периоды по всем участкам.

Расходы на амортизационные отчисления принимались РЭК Омской области на основании ведомостей амортизационных отчислений за анализируемый период с учетом исключения расходов на амортизацию объектов, прошедших модернизацию (инвестиционная программа на 2019 год отсутствует). Согласно анализу, представленных копий инвентарных карточек объектов основных средств, амортизационные отчисления учитывались самим предприятием с учетом максимальных сроков полезного использования объектов основных средств согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2022 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В отношении налога на имущество орган регулирования дает пояснения, что в рамках тарифной кампании на 2021-2023 годы (факт 2019-2021 годов) АО «Газпромнефть-ОНПЗ» были предоставлены копии налоговых деклараций на имущество, расчеты налога на имущество по объектам основных средств участка хозяйственно-бытовых стоков, участка очистки промышленных стоков АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за анализируемый период.

Налог на имущество принимался РЭК Омской области исходя из среднегодовой стоимости имущества и действующей ставки налога на имущество в размере 2,2 % в соответствии со статьей 380 главы 30 НК РФ.

Среднегодовая стоимость имущества рассчитывалась с учетом исключения расходов на амортизацию объектов, прошедших модернизацию (инвестиционная программа за анализируемые периоды и в настоящее время отсутствует). Согласно анализу, представленных копий инвентарных карточек объектов основных средств, амортизационные отчисления учитывались самим предприятием с учетом максимальных сроков полезного использования объектов основных средств согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2022 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Таким образом, по мнению РЭК, отсутствуют основания полагать, что расходы по налогу на имущество за 2019-2021 гг. учтены в экономически необоснованном размере.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений, ввиду отсутствия первичных документов и подробных расчетов со стороны РЭК, а также подробного обоснования и пояснений в части проводимого органом регулирования анализа налоговых деклараций АО «Газпромнефть-ОНПЗ», учитывая выводы, отраженные в пункте 2 настоящего предписания, не представляется возможным сделать однозначный вывод об экономической обоснованности учтенных РЭК расходов по рассматриваемым статьям затрат.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности учтенных расходов за 2019-2021 гг., в том числе в части анализа всех первичных документов, и документов, подтверждающих понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» расходы на амортизацию и налог на имущество за указанный период, с предоставлением подробных расчетов в разрезе амортизируемых основных средств (с указанием первоначальной стоимости, максимальных сроков полезного использования), по результатам которого исключить экономически необоснованные затраты из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

6. Превышение допустимой концентрации.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э при расчете необходимой валовой выручки доходы регулируемой организации от платы за подключение (технологическое присоединение) и расходы, связанные с подключением объектов заявителей к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, учитываются отдельно. При расчете доходов от платы за подключение (технологическое присоединение) не применяются методы расчета необходимой валовой выручки в соответствии с главами IV - VII Методических указаний № 1746-э.

Доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

Доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

В Акте проверки Инспекцией ФАС России было отражено, что в экспертных заключениях органа регулирования не содержится информации о наличии или отсутствии у АО «Газпромнефть-ОНПЗ» доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод.

Как следствие, у РЭК отсутствует анализ и вывод органа регулирования в отношении указанных доходов и их целевого использования/отсутствия целевого использования с учетом требований пункта 14 Методических указаний № 1746-э.

Таким образом, указанное подлежало дополнительному экономическому обоснованию с представлением расчетов со стороны РЭК.

В возражениях на Акт проверки РЭК отразила, что согласно данным предприятия у АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отсутствуют доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод за 2019-2023 годы.

Иных обоснований и подтверждающих документов не представлено РЭК в рамках направленных возражений.

Таким образом, по итогам направленных органом регулирования возражений, ввиду отсутствия первичных документов и подробных расчетов со стороны РЭК, а также подробного обоснования и пояснений в части проводимого органом регулирования анализа представленных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» документов, не представляется возможным сделать однозначный вывод об отсутствии доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ в указанной части, подробно его отразив, по результатам которого исключить экономически необоснованные денежные средства из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

6. Взаимозависимые статьи затрат, учтенные в составе НВВ регулируемой организации.

Взаимозависимые статьи затрат, от тех, которые указаны в настоящем предписании, также подлежат пересчету и снижению в случае отсутствия экономического обоснования, в том числе в части расходов, определенных и учтенных в составе НВВ на 2024 год.

 

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной

антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей пункты 16, 22, 24, 43, 48, 52, 64, 77 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункты 14, 91, 95 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э, при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоотведения для АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

2. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения устранить нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Омской области при установлении тарифов в сфере водоотведения на 2021-2023 гг., а именно:

- произвести дополнительный анализ, расчет и исключение экономически необоснованных расходов (показателей), учтенных в составе НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ», на основании мотивировочной части настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием обосновывающих документов и материалов), по следующим статьям затрат: «Базовый уровень операционных расходов на 2019 год», а также корректировка операционных расходов, «Расходы на амортизационные отчисления на 2022-2023 гг.», «Расходы на тепловую энергию на 2022-2023 гг.», «Расходы на приобретение электрической энергии на 2022-2023 гг.», корректировка фактических расходов за 2019-2021 гг., доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод, а также иные взаимозависимые статьи затрат.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения не позднее 01.09.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере водоотведения АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2024 год, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из состава НВВ АО «Газпромнефть-ОНПЗ», определенных на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

– протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором (которых) принимались предписанные решения;

– экспертных заключений, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председательствующий — заместитель председателя Комиссии ФАС России

<...>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939