Предписание №СП/46077/20 Предписание по результатам проведенного анализа тарифа регио... от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

в ФАС России поступили обращения по вопросу экономической обоснованности предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), установленного постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - Комитет, орган регулирования) от 28.03.2019 № 15 «О внесении изменений в постановление комитета по тарифам и ценам Курской области от 20.12.2018 № 309 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» на 2019 – 2021 годы» на 2019 год в размере 551,14 руб./куб. м с учетом НДС.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

По результатам проведенного анализа материалов тарифного дела АО «Спецавтобаза по уборке города Курска» (далее – АО «САБ», регулируемая организация, региональный оператор) 2019 года на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ФАС России выявлено следующее.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Тарифы для АО «САБ» утверждены методом индексации на долгосрочный период регулирования на 2019-2021 годы.

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), утвержденный на 2019 год, составил 1 026 376,70 тыс. руб. Объем реализации услуг на 2019 год утвержден на уровне 2 234,76 тыс. куб. м. В этой связи размер среднегодового тарифа на 2019 год составил 459,28 руб./куб. м без НДС.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Пунктом 46 Основ ценообразования № 484 установлено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.

В отношении учтенных органом регулирования в составе НВВ АО «САБ» расходов на 2019 год ФАС России отмечает следующее.

1. Расходы на амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления для АО «САБ» утверждены органом регулирования на 2019 год в размере 6 131,50 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

По результатам анализа представленных Комитетом данных ФАС России выявлено, что расходы на амортизационные отчисления были определены органом регулирования для АО «САБ» на 2019 год не в соответствии с максимальными сроками полезного использования, предусмотренными Классификатором основных средств № 1.

В этой связи, органу регулирования необходимо провести пересчет расходов на амортизационные отчисления для АО «САБ» на 2019 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы из состава НВВ АО «САБ».

2. Расходы на лизинговые платежи и арендную плату.

Подпунктом «в» пункта 50 Основ ценообразования № 484 определено, что размер расходов на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Данные расходы были определены органом регулирования в размере 28 656,10 тыс. руб., в том числе на аренду автотранспорта – 114,00 тыс. руб., на лизинговые платежи – 28 542,10 тыс. руб. исходя из принципа возмещения амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей собственника имущества.

Как было указано в пункте 1 мотивировочной части настоящего предписания, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Сроки полезного использования по основным средствам, взятым в лизинг, определялись органом регулирования не в соответствии с данными, закрепленными в Классификаторе основных средств № 1 в части максимальных сроков полезного использования, что привело к необоснованному завышению расходов в указанной части.

На основании вышеизложенного Комитету необходимо провести пересчет расходов на арендную плату и лизинговые платежи для АО «САБ» на 2019 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы на 2019 год из состава необходимой валовой выручки АО «САБ».

3. Расходы на транспортирование ТКО.

Расходы на оплату услуг по транспортированию ТКО на территории города Курска составляют более 50 % от общего объема НВВ регионального оператора или 543 828,60 тыс. руб.

Расходы на транспортирование ТКО в тарифе АО «САБ» приняты органом регулирования исходя из заключенных региональным оператором договоров со сторонними организациями, при этом учтенные в расчете предельного тарифа регионального оператора цены договоров на транспортирование ТКО приняты на уровне начальных (максимальных) цен согласно аукционной документации.

Решениями Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 21.01.2020 по делам № 046/01/17-337/2019, № 046/01/17-338/2019, № 046/01/17-339/2019 АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска» было признано нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении электронных аукционов № 31807140165, № 31807140173, № 31807140180 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, путем ограничения доступа к информации о торгах, сокращения срока подачи заявок, а также введения в заблуждение потенциальных участников закупки об условиях исполнения договора.

В связи с заключением и исполнением договоров по результатам электронных аукционов № 31807140165, № 31807140173, № 31807140180 на момент вынесения вышеуказанных решений Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области было принято решение не выдавать предписания организатору торгов - АО «Спецавтобаза по уборке г. Курска».

Вместе с тем ФАС России обращает внимание на то, что при определении расходов на транспортирование ТКО органу регулирования необходимо, в первую очередь, руководствоваться положениями Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

Как было отмечено ранее, пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, регулируемая организация обязана представить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В свою очередь, ФАС России поясняет, что расходы на транспортирование ТКО рассчитываются исходя из экономически обоснованных расходов на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги, которые впоследствии являются основой начальной (максимальной) цены торгов, а результаты торгов на транспортирование ТКО (в том числе торгов проведенных на понижение начальной (максимальной) цены) являются составляющей фактических значений расходов, которые впоследствии подлежат анализу со стороны органа регулирования при установлении тарифов в последующих периодах регулирования на предмет экономической обоснованности.

ФАС России отмечает, что Комитетом не был представлен в ФАС России подробный расчет всех составляющих расходов, учтенных в тарифе на транспортирование ТКО, в том числе отсутствует информация о типах и количестве транспортных средств, которые планировались к использованию для сбора и вывоза ТКО, их технические характеристики, заполняемости контейнеров и мусоровозов, средней скорости транспорта в границах населенных пунктов и за их пределами, нормативном времени загрузки и выгрузки контейнеров, средних пробегах до автобазы, стоимости амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат, средних пробегах шин, стоимости технического обслуживания и ремонта, их периодичности, стоимости нормо-часа работы водителя и грузчика, нормативного количества человек в экипажах, показателя среднемесячной оплаты труда, норм отчислений на социальные нужды, средних ценах на дизельное топливо и ГСМ, действовавших на момент проведения расчетов в Курской области и других показателей.

На основании вышеизложенного, поскольку по итогам проведения конкурсных процедур торги были признаны несостоявшимися, тем самым не способствовали установлению цены по транспортированию твердых коммунальных отходов на экономически обоснованном уровне, а также ввиду того, что Комитетом не был представлен подробный расчет стоимости оказания услуг по транспортированию ТКО на территории Курской области, при этом отсутствовал подробный расчет по каждой зоне, ФАС России считает необходимым предписать Комитету провести анализ (расчет) стоимости расходов на транспортирование ТКО с учетом дополнительно запрошенных сведений, определив экономически обоснованный размер расходов на сбор и транспортирование ТКО и отразив его в экспертном заключении, и, в случае выявления излишне учтенных расходов в составе необходимой валовой выручки АО «САБ» на 2019 год по данной статье затрат, исключить указанные расходы из состава необходимой валовой выручки регионального оператора АО «САБ».

4. Расходы на захоронение ТКО.

Согласно подпункту «з» пункта 29 Основ ценообразования № 484 в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются, в том числе расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Расходы на захоронение ТКО на 2019 год определены органом регулирования в размере 392 377,40 тыс. руб., при этом 98,4 % из них, а именно 386 039,20 тыс. руб., приходится на оплату услуг по захоронению ТКО по тарифу, установленному для АО «САБ» на захоронение ТКО на 2019 год в размере 176,69 руб./куб. м без НДС.

Проведя оценку расходов, учтенных органом регулирования в тарифе на обработку и захоронение ТКО для АО «САБ» на 2019 год, ФАС России сделан вывод о том, что данные тарифы были установлены на экономически необоснованном (завышенном) уровне, в том числе в части следующих статей затрат.

    1. Расходы на амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления для АО «САБ» учтены Комитетом на 2019 год в размере 499,80 тыс. руб.

По основаниям, отраженным в пункте 1 мотивировочной части настоящего предписания, органу регулирования необходимо провести пересчет расходов на амортизационные отчисления для оператора по захоронению ТКО АО «САБ» на 2019 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки АО «САБ».

4.2. Расходы на лизинговые платежи.

Затраты по данной статье учтены Комитетом в размере 695,70 тыс. руб.

В представленных органом регулирования материалах отсутствует подробный расчет расходов, учтенных для оператора по захоронению ТКО АО «САБ» на лизинговые платежи на 2019 год, в связи с чем, Комитету необходимо по основаниям, отраженным в пункте 2 мотивировочной части настоящего предписания, провести анализ и, в случае выявления экономически необоснованных расходов по данной статье затрат, пересчитать расходы на арендную плату для АО «САБ» на 2019 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы за 2019 год из состава необходимой валовой выручки АО «САБ».

ФАС России обращает внимание на то, что показатель расчетной предпринимательской прибыли, утвержденный для АО «САБ» в тарифах оператора по обработке и захоронению ТКО, а также регионального оператора на 2019 год, также подлежит пересмотру, как зависимому параметру от текущих расходов, в сторону снижения. Излишне учтенные величины расчетной предпринимательской прибыли также подлежат исключению из состава необходимых валовых выручек АО «САБ» тарифов оператора по обработке и захоронению ТКО и регионального оператора.

ФАС России также отмечает, что экономически необоснованные расходы по всем вышеуказанным статьям затрат регионального оператора, а также оператора по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов за 2019 год, подлежат исключению из состава необходимых валовых выручек АО «САБ», утвержденных на 2020 год.

Кроме того, в связи с тем, что расходы АО «САБ» на 2020 год определялись исходя из экономически необоснованных расходов, утвержденных на 2019 год, Комитету необходимо пересчитать НВВ АО «САБ» на 2020 год, исключив из состава НВВ АО «САБ» экономически необоснованные расходы 2020 года, учтенные в результате некорректного определения данных расходов в 2019 году, подробно отразив расчеты в экспертном заключении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценам Курской области нарушившим пункт 16 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

2. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом по тарифам и ценам Курской области при установлении тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов и предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами  для АО «САБ» на 2019-2021 годы, а именно:

- провести анализ (расчет) стоимости расходов на транспортирование ТКО с учетом дополнительно запрошенных у АО «САБ» сведений, определив экономически обоснованный размер расходов на сбор и транспортирование ТКО, и, в случае выявления излишне учтенных расходов в составе необходимой валовой выручки АО «САБ» на 2019 год по данной статье затрат, исключить указанные расходы из состава необходимой валовой выручки регионального оператора АО «САБ» с учетом положений Основ ценообразования № 484 и мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробные расчеты в экспертных заключениях.

- пересчитать расходы на амортизационные отчисления, расходы на арендную плату и лизинговые платежи, расходы на захоронение ТКО, а также расчетную предпринимательскую прибыль, исключив экономически необоснованные расходы, учтенные в составе необходимой валовой выручки регионального оператора и оператора по захоронению твердых коммунальных отходов АО «САБ» на 2019 год, с учетом положений Основ ценообразования № 484 и мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробные расчеты в экспертных заключениях.

- произвести корректировку НВВ регионального оператора и оператора по захоронению твердых коммунальных отходов АО «САБ» на 2020 год, исключив из состава НВВ АО «САБ» экономически необоснованные расходы 2020 года, учтенные в результате некорректного определения расходов в 2019 году, с учетом положений Основ ценообразования № 484 и мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробные расчеты в экспертных заключениях.

      1. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 (включительно) пересмотреть необходимые валовые выручки и тарифы регионального оператора и оператора по обращению и захоронению твердых коммунальных отходов на 2019-2020 годы с учетом пункта 2 резолютивной части настоящего предписания и учесть полученные результаты при пересмотре тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для АО «САБ» на 2020 год.

      2. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 (включительно) пересмотреть необходимые валовые выручки и тарифы регионального оператора и оператора по обращению и захоронению твердых коммунальных отходов на 2019-2020 годы с учетом пунктов 2 – 3 резолютивной части настоящего предписания и учесть полученные результаты при пересмотре (введении в действие) вышеуказанных тарифов для АО «САБ» на 2020 год.

5. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2020 с учетом пункта 4 резолютивной части настоящего предписания ввести в действие экономически обоснованные тарифы на оказываемую услугу по обращению и захоронению твердых коммунальных отходов, а также на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «САБ» на 2020 год.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 5 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) тарифов на захоронение и обращение твердых коммунальных отходов на 2020 год, а также на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «САБ» на 2020 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценам Курской области
ИНН 4632053780, ОГРН 1054639074676
Курское УФАС России
ИНН 4629015760, ОГРН 1024600964123