Решение №СП/42149/24 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» мая 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

<...> - заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее также Заявитель, ООО «Иркутскэнергосбыт», ГП, регулируемая организация) и Службой по тарифам Иркутской области (далее также Служба, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора ООО «Иркутскэнергосбыт» <...>, заместителя директора по экономике и финансам ООО «Иркутскэнергосбыт» <...>, директора по регулируемой деятельности ООО «Иркутскэнергосбыт» <...>, начальника отдела правовой экспертизы ООО «Иркутскэнергосбыт» <...>, начальника финансово-экономического отдела ООО «Иркутскэнергосбыт» <...>, руководителя Службы по тарифам Иркутской области
<...>, заместителя руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника контрольно-правового управления Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника управления регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике Службы по тарифам Иркутской области
<...>, заместителя начальника отдела регулирования цен (тарифов)
и контроля в электроэнергетике управления регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике Службы по тарифам Иркутской области <...>, главного специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» и Службой по тарифам Иркутской области (исх.
от 31.01.2024 № ЭСБК-ЦА-Исх-24-427, вх. от 31.01.2024 № 15037-ЭП/24, далее - Заявление).

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 30.11.2023 № 79-378-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области» в отношении Заявителя установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии, поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Иркутской области на 2024 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом Службы, составляет 4 584 765,3 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, с учетом заявленных требований, составляет 5 000 145,6 тыс. руб.

Величина сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии, установленная оспариваемым приказом Службы, для категории «население и приравненные к нему категории потребителей» на 1-е и 2-е полугодие 2024 года составляет 0,18586 руб./кВт.ч; для категории «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь» на 1-е и 2-е полугодие 2024 года составляет 0,17576 руб./кВт.ч.

Величина сбытовых надбавок, которую Заявитель считает экономически обоснованной, для категории «население и приравненные к нему категории потребителей» на 1-е полугодие 2024 года составляет 0,20515 руб./кВт.ч,
на 2-е полугодие 2024 года - 0,26268 руб./кВт.ч; для категории «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь»
на 1-е полугодие 2024 года - 0,17576 руб./кВт.ч., на 2-е полугодие 2024 года – 0,33210 руб./кВт.ч.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено

Службой,

тыс. руб.

Величина разногласий по статье,

тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Неподконтрольные расходы на выполнение обязанностей ГП по п.5 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике»

415 380,3

0

415 380,3

*

Выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования

387 670,0

- 27 704,9

415 374,9

 

Итого по статьям

 

 

415 380,3

* с учетом того, что оспариваемые расходы по статье «Неподконтрольные расходы на выполнение обязанностей ГП по п.5 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике», учитываемые в составе специальной надбавки для категории «население и приравненные к нему категории потребителей», не могут быть компенсированы за счет дополнительного увеличения конечных тарифов для населения в связи с достижением их предельного уровня и предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги, Заявителем предложено учесть результат рассмотрения спора в статье «Выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования».

Общая сумма разногласий составила 415 380,3 тыс. руб.

Сбытовые надбавки устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон
№ 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 (далее – Методические указания № 1554/17).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России установлено следующее.

В соответствии с Заявлением, письмом от 28.09.2023 № ИЭСБК-ЦА-Исх-23-4253 ООО «Иркутскэнергосбыт» направило в орган регулирования дополнительные материалы к предложению об установлении цен (тарифов) с просьбой включить в состав неподконтрольных расходов затраты на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ обязанностей по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) в размере
415 380,3 тыс. руб. (установка интеллектуальных приборов учета в многоквартирных домах, далее – ИПУ).

После отказа уполномоченного органа утвердить инвестиционную программу, в заявке на установление сбытовой надбавки расходы на покупку, установку, замену ИПУ перенесены из статьи «Прибыль на развитие производства» в статью «Неподконтрольные расходы на выполнение обязанностей ГП по п.5 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» (инвестиционные затраты)». По мнению Заявителя, перенос расходов не повлек за собой необходимость изменения предложения о размере цен, так как первоначальное предложение, размещенное на сайте ООО «Иркутскэнергосбыт» 17.04.2023, уже включало в себя расходы на ИПУ на сумму 415 млн. руб.

Таким образом, по мнению ГП, невключение расходов на покупку, установку, замену ИПУ приведет к нарушению основных принципов тарифообразования, а именно принципов достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения устойчивого развития электроэнергетики, к нарушению прав Заявителя на экономическое возмещение понесенных расходов на выполнение предусмотренных законом обязательств по организации коммерческого учета электроэнергии.

В соответствии с письменным мнением Службы, направленным письмом исх. от 22.02.2024 № 02-79-466/24, вх. от 01.03.2024 № 34669/24 (далее – Отзыв на Заявление), а также Заключением экспертизы к расчету сбытовой надбавки ГП на 2024 год по делу № 2023/83-э (далее – Экспертное заключение) расходы на создание интеллектуальной системы коммерческого учета электрической энергии в многоквартирных домах относятся к расходам инвестиционного характера и могут быть учтены в составе неподконтрольных расходов ГП только на основании инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке.

В рамках инвестиционной программы на 2024 год ООО «Иркутскэнергосбыт» планировалось осуществить мероприятия на сумму 500 839 тыс. руб., в том числе на создание интеллектуальной системы коммерческого учета электрической энергии в многоквартирных домах в зоне деятельности ГП в размере 457 819 тыс. руб.

Инвестиционная программа регулируемой организации на 2024–2026 гг. не утверждена. В этой связи, а также учитывая факт неопубликования уточненного предложения, расходы в размере 415 380,3 тыс. руб. на создание интеллектуальной системы коммерческого учета электрической энергии в многоквартирных домах не учтены Службой в составе сбытовых надбавок ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2024 год.

Также в составе НВВ на 2020-2023 гг. органом регулирования была учтена расчетная предпринимательская прибыль в размере 1 581,4 млн. руб., на 2024 год – в размере 563,9 млн. руб. Орган регулирования полагает, что данные доходы могут быть использованы ГП в качестве финансирования указанных мероприятий.

Кроме того, по мнению Службы, неподконтрольные расходы, учитываемые в составе НВВ для целей расчета сбытовых надбавок для населения, не могут учитываться в составе НВВ для целей расчета сбытовых надбавок для сетевых организаций, покупающих электрическую энергию для компенсации потерь.

ФАС России отмечает следующее.

Обязанность гарантирующих поставщиков по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, предусмотренная частью 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ, введена Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 при определении НВВ гарантирующего поставщика для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика, включающие в том числе расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе на инвестиции, включая не учтенные в инвестиционной программе.

Согласно подпункту «в» пункта 11 Методических указаний № 1554/17 при определении НВВ ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 неподконтрольные расходы ГП, включающие в том числе расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.

В адрес ФАС России Заявителем представлены:

- письма ООО «Иркутскэнергосбыт» в адрес Службы от 28.09.2023 № ИЭСБК-ЦА-Исх-23-4253, от 16.11.2023 № ИЭСБК-ЦА-Исх-23-5024;

- протокол согласительного совещания по проекту инвестиционной программы ГП на 2024-2026 гг. от 15.09.2023;

- расчет «Исполнение обязанностей по установке, замене ПУ согласно п.5 ст.37 35-Ф3» (локальный ресурсный сметный расчет) (представлен в Службу 28.09.2023);

- справка «Обоснование стоимости оборудования к ЛСР на исполнение обязанностей по установке, замене ПУ»;

- расчет «Объем финансовых потребностей для реализации проекта «Исполнение обязанностей по установке, замене ПУ согласно п.5 ст.37 35-Ф3 при организации коммерческого учета электрической энергии в многоквартирных домах в зоне деятельности ООО «Иркутскэнергосбыт», рассчитанный с использованием утвержденных укрупненных нормативов цен типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики (УНЦ)» (представлен в Службу 16.11.2023);

- перечень адресов в многоквартирных домах, по которым отсутствуют приборы учета на 22.01.2023 в формате .excel;

- пообъектный план установки ПУ на 2024 год в формате .excel;

- письмо ООО «ИРМЕТ» от 12.02.2024 № ИРМЕТ-Исх-24-118 «О предоставлении информации».

В соответствии с протоколом согласительного совещания по проекту инвестиционной программы ООО «Иркутскэнергосбыт» на 2024-2026 гг. от 15.09.2023 ГП в установленном порядке подана заявка с объемом финансирования ИП 500,839 млн. руб.

Службой были определены предельные уровни финансирования тарифных источников инвестиционной программы на 2024 год в объеме 85,4591 млн. руб. за счет амортизационных отчислений. Данная сумма учтена в НВВ ГП на 2024 год в полном объеме.

Таким образом, ввиду получения уведомления от Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области о возможности согласования инвестиционной программы на 2024 год в объеме 85,4591 млн. руб., ООО «Иркутскэнергосбыт» направлено предложение в адрес Службы о включении в состав неподконтрольных расходов ГП на 2024 год расходов на установку ИПУ в количестве 33 900 шт. (31 200 шт. – счетчик 1ф ИПУ LPWAN, 500 шт. – счетчик
3ф ИПУ LPWAN, 950 шт. - счетчик 3ф ТТ ИПУ LPWAN (ОДПУ), 1000 шт. - счетчик 1ф ИПУ GSM, 250 шт. - счетчик 3ф ТТ ИПУ) в размере 415,40 млн. руб. (500,839 - 85,4591).

По расчетам ФАС России, плановые расходы на создание интеллектуальной системы коммерческого учета электрической энергии на 2024 год в размере 415 380,3 тыс. руб. не превышают величину укрупненных нормативов цен на ИПУ, утвержденных приказом Минэнерго России от 17.01.2019 № 10 «Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства» (таблица А1. УНЦ информационно-измерительного комплекса, 1 точка учета) (приказ Минэнерго России действовал на момент установления сбытовых надбавок):

ИПУ

Кол-во, шт.

Номер расценок

Норматив цены,

тыс. руб.

Общая стоимость, тыс. руб.

1ф ИПУ LPWAN

31 200

А1-01

14

436 800

3ф ИПУ LPWAN

500

А1-02

24

12 000

3ф ТТ ИПУ LPWAN (ОДПУ)

950

А1-03

27

25 650

1ф ИПУ GSM

1000

А1-01

14

14 000

3ф ТТ ИПУ

250

А1-03

27

6 750

итого

33 900

 

 

495 200

Согласно представленному в материалах дела расчету объема финансовых потребностей для реализации проекта «Исполнение обязанностей по установке, замене ПУ согласно п.5 ст.37 35-Ф3 при организации коммерческого учета электрической энергии в многоквартирных домах в зоне деятельности ООО «Иркутскэнергосбыт», рассчитанному с использованием утвержденных укрупненных нормативов цен типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики (УНЦ), общая прогнозная стоимость ИПУ в ценах 2024 года по расчетам ГП составила 870 695 тыс. руб. (регулируемой организацией также включены расходы на 237 шт. БС (норматив цены составляет 174 тыс. руб.), применен коэффициент пересчета для Иркутской области - 1,06 и индекс-дефлятор 2018-2024 гг. - 1,531).

В соответствии с письмом ООО «Иркутскэнергосбыт» от 16.11.2023 № ИЭСБК-ЦА-Исх-23-5024 заявленные расходы обусловлены необходимым количеством приборов учета как по обязательствам по установке ИПУ, так и ввиду планового вывода из эксплуатации в связи с истечением межповерочного интервала, выходом из строя и утраты (поадресный перечень направлялся приложением к письму от 01.08.2023 № ИЭСБК-ЦА-Исх-23-3292).

В соответствии с представленным пообъектным планом установки ПУ на 2024 год в формате .excel (был направлен в адрес Службы приложением к письму
от 16.11.2023 № ИЭСБК-ЦА-Исх-23-5024), содержащим перечень адресов МКД и даты истечения межповерочных интервалов (МПИ), количество ПУ с истекшими сроками поверки (в 1986–2023 гг.) составляет 23 021 шт.

ФАС России установлено, что ряд ПУ не подлежат поверке, так как у приборов учета вышел срок эксплуатации:

- у приборов учета, установленных в МКД в г. Нижнеудинск, ул. Максима Горького дата истечения МПИ – 1981 / 1988 / 1989 г., дата истечения срока эксплуатации – 1997 / 2004 / 2005 соответственно;

- у приборов учета, установленных в МКД в г. Нижнеудинск,
ул. Кржижановского дата истечения МПИ – 1982 / 1986 / 1988 г., дата истечения срока эксплуатации – 1998 / 2002 / 2004 соответственно;

- у приборов учета, установленных в МКД в г. Нижнеудинск, ул. Ленина дата истечения МПИ – 1987 / 1989 г., дата истечения срока эксплуатации –
2003 / 2004 соответственно и т.д.

Кроме того, по информации ООО «Иркутскэнергосбыт» более половины указанных ПУ подлежат замене в силу несоответствия класса точности требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ гарантирующие поставщики обязаны осуществлять замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении многоквартирного дома при выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками.

Согласно пункту 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), обязанности по организации проведения поверки приборов учета электрической энергии и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики.

В соответствии с пунктом 80(2) Правил № 354 установка, замена или поверка (с учетом положений пункта 80(1) Правил № 354) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета при наличии информации об указанной дате у гарантирующего поставщика.

По информации ГП, поверка ПУ осуществляется по договору с ООО «ИРМЕТ» (центр компетенций по направлению учета энергоресурсов, внедрению и обслуживанию АСКУЭ, АСКУТЭ для сетевых и сбытовых компаний, физических лиц и промышленных объектов).

В соответствии с письмом от 12.02.2024 № ИРМЕТ-Исх-24-118 «О предоставлении информации» с учетом имеющегося на балансе ООО «ИРМЕТ» оборудования, годовая возможность поверки однофазных приборов учета электроэнергии составляет 4 900 шт.

Вместе с тем, согласно представленному плану установки ПУ на 2024 год количество приборов учета, у которых истек МПИ, составляет 23 021 шт.

Согласно пункту 6.3 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Учитывая вышеизложенные нормы, а также отсутствие в материалах дела иных заключенных договоров на поверку ИПУ на 2024 год, органу регулирования надлежит провести анализ количества приборов учета электрической энергии с истекшими сроками поверки и сроками эксплуатации, которые подлежат замене в 2024 году. Расходы на такие приборы учета подлежат включению в состав НВВ гарантирующего поставщика для расчета сбытовых надбавок в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1178 в экономически обоснованном размере.

Кроме того, в материалах дела представлен перечень адресов в многоквартирных домах в формате .excel, по которым отсутствуют приборы учета по состоянию на 22.01.2023 – 49 132 шт., а также перечень адресов МКД без ПУ, планируемых к установке на 2024 год - 14 729 шт. (направлялись в Службу 28.09.2023).

По информации ООО «Иркутскэнергосбыт», проектом инвестиционной программы на 2024 год было предусмотрено включение в реестр на установку 14 729 шт. отсутствующих в многоквартирных домах приборов учета. В НВВ на 2024 год включены расходы по статье «Амортизация» в размере 85 459,1 тыс. руб., из которых 41 млн. руб. ГП запланировано направить на закрытие части потребности в установке ПУ (3 850 шт. ИПУ).

Таким образом, в рамках рассмотрения разногласий регулируемой организацией заявлены расходы на установку 10 879 шт. ИПУ (14 729 - 3 850) в МКД, где такие приборы отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ гарантирующие поставщики обязаны осуществлять приобретение, установку, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении многоквартирного дома при отсутствии такого прибора учета.

В соответствии с пунктом 80(2) Правил № 354 установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 г. или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 г.

Согласно пункту 1 статьи 256 и пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к основным средствам (амортизируемому имуществу) относится имущество первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, приборы коммерческого учета электрической энергии первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб., отнесенные к основным средствам и амортизируемые, финансируются за счет капитальных вложений в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

В соответствии с представленным в материалах дела локальным ресурсным сметным расчетом (представлен в Службу 28.09.2023) (раздел «Оборудование»), а также справкой «Обоснование стоимости оборудования к ЛСР на исполнение обязанностей по установке, замене ПУ», цены на планируемые к приобретению ПУ электрической энергии составляют:

Оборудование

Кол-во, шт.

Цена, руб. (без НДС)

Обоснование цены

Общая стоимость, тыс. руб.

1ф ИПУ LPWAN

31 200

7 315,52

Протокол ТД от 12.04.2022

228 244,224

3ф ИПУ LPWAN

500

15 555,36

Протокол ТД от 12.04.2022

7 777,68

3ф ТТ ИПУ LPWAN (ОДПУ)

950

14 570,81

Протокол ТД от 16.01.2023

13 842,27

1ф ИПУ GSM

1000

6 013,61

Приходный ордер от 20.12.2022 № 1648

6 013,61

3ф ТТ ИПУ

250

14 867,92

Приходный ордер от 08.06.2022 № 690

3 716,98

итого

33 900

 

 

259 594,764

БС (базовая станция LRST-868-VGA-2S9)

237

47 979,72

Приходный ордер от 20.04.2023 № 449

11 371,19

Трансформатор тока Т-0,66 5ВА 0,5s (МПИ – 16 лет)

2 850 + 750

829,40

Прайс ЭЛТИ от 14.03.2022

2 985,84

Трансформатор тока напряжением до 10 кВ

2 850 + 750

1 181,10

Приказ Минстроя России от 26.12.19 № 872/пр

ГЭСНм08-01-053-01

4 251,96

итого

 

 

 

278 203,754

Кроме того, локальным ресурсным сметным расчетом предусмотрены расходы Заявителя на оплату труда рабочих (34 555,65 тыс. руб.), строительные работы (12 874,18 тыс. руб.), монтажные работы (59 411,06 тыс. руб.), пусконаладочные работы (24 964,92 тыс. руб.), материалы (16 184,71 тыс. руб.) и др.

Таким образом, регулируемой организацией в локальном сметном расчете учтены расходы на приборы учета электрической энергии стоимостью менее
100 тыс. руб.

Представленные расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии не отвечают критериям отнесения к капитальным вложениям, так как стоимость приобретаемых ИПУ не превышает 100 тыс. руб./шт., в связи с чем, такие расходы подлежат учету в составе неподконтрольных расходов гарантирующего поставщика на 2024 год.

ФАС России отмечает, в соответствии с представленными документами количество отсутствующих и неповеренных ИПУ органом регулирования не оспаривается.

В соответствии с Заключением Службы по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы ГП на 2024–2026 гг. включение заявленных объемов финансирования ИП приведет к росту НВВ и сбытовых надбавок, и такой рост превысит индекс цен производителей 105,6%, что экономически необоснованно.

В письмах от 27.10.2023 № 02-79-2985/23 и от 15.12.2023 № 02-79-3637/23 орган регулирования отмечает, что регулируемая организация может направить на финансирование мероприятий неосвоенные за 2020-2022 гг. средства или расчетную предпринимательскую прибыль. При этом, количество заявляемых ИПУ
(10 879 шт. – отсутствующих, 23 021 шт. – с истекшими сроками поверки) Службой не оспаривается.

Учитывая изложенное, органу регулирования надлежит провести анализ ИПУ, подлежащих установке или замене исходя из сроков их эксплуатации, даты последней поверки и включить расходы гарантирующего поставщика электрической энергии на необходимое количество приборов учета как по обязательствам по установке новых ИПУ, так и подлежащих замене ПУ в связи с истечением межповерочного интервала / выходом из строя в экономически обоснованном размере в необходимую валовую выручку на 2024 год в целях исполнения требований Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ.

Относительно позиции Службы о невозможности учета неподконтрольных расходов, учитываемых в составе НВВ для целей расчета сбытовых надбавок для населения, в составе НВВ для целей расчета сбытовых надбавок для сетевых организаций, покупающих электрическую энергию для компенсации потерь, ФАС России сообщает следующее.

Пунктом 56 Методических указаний № 1554/17 предусмотрен расчет выпадающих доходов ГП, связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, и учитываемых при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования.

Органом регулирования плановые выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на 2024 год (Выпi) утверждены в соответствии с формулой (80) Методических указаний № 1554/17 в размере (-) 27 704,9 тыс. руб.

Таким образом, по результатам анализа величины экономически обоснованных неподконтрольных расходов ООО «Иркутскэнергосбыт» на выполнение обязанностей ГП по пункту 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ органу регулирования надлежит провести расчет выпадающих доходов ГП, связанных с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, и учесть их при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования (2024 г.) в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 1554/17.

Кроме того, по мнению органа регулирования, дополнительные материалы, направленные Заявителем в Службу письмом от 28.09.2023 (уточненное предложение на сумму 415 380,3 тыс. руб.), являлись новыми по отношению к ранее представленным в рамках предложения об установлении сбытовых надбавок на 2024 год и в нарушение пунктов 9(1) и 12 Правил № 1178 представленная информация не была раскрыта в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 9(1) Правил № 1178 регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа) в том числе в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования, подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее – Стандарты № 24), или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.

Согласно пункту 12 Правил № 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 1 ноября текущего периода регулирования. Уточненные предложения подлежат опубликованию в порядке, установленном Стандартами № 24.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Стандартов № 24 субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается в том числе путем ее опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно подпункту «г» пункта 12, пунктам 17 и 18 Стандартов № 24 субъекты рынков электрической энергии раскрывают предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования, подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования № 1178, в течение 3 рабочих дней после представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов), содержащего такую информацию, по форме согласно приложению № 1 к Стандартам № 24.

ФАС России установлено, что на официальном сайте ООО «Иркутскэнергосбыт» раскрыто предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2024 год по форме согласно приложению № 1 к Стандартам № 24 (https://sbyt.irkutskenergo.ru/qa/3233.html).

Данная форма в разделе 2 «Основные показатели деятельности гарантирующих поставщиков» содержит показатель «5. Необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика», которая на 2024 год заявлена ГП в размере 9 215 497 тыс. руб.

Аналогичный показатель содержится в предложении регулируемой организации о размере сбытовой надбавки на 2024 год, направленном в адрес Службы (представлено в Отзыве на Заявление на 7 л.).

Таким образом, ГП согласно подпункту «г» пункта 12, пунктам 17, 18, приложения № 1 Стандартов № 24 на официальном сайте ООО «Иркутскэнергосбыт» размещено предложение, идентичное предложению, представленному в Службу (представлено в той же форме, содержащей те же показатели НВВ, что подтверждается копией предложения, представленного органом регулирования в Отзыве на Заявление). Показатель «Неподконтрольные расходы на выполнение обязанностей ГП по пункту 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ» в данной форме отсутствует.

Таким образом, опубликованное на сайте ГП предложение соответствует предложению, представленному в орган регулирования. Дополнительное представление ГП в Службу материалов не противоречит действующему законодательству и не может являться обоснованием неучета в НВВ расходов, предусмотренных пунктом 6.3 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ, пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ, пунктом 65 Основ ценообразования
№ 1178.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» и Службой по тарифам Иркутской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Службу по тарифам Иркутской области нарушившей пункт 65 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011
№ 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Иркутская Энергосбытовая компания», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике со Службой по тарифам Иркутской области (рег. от 31.01.2024 № 15037-ЭП/24).

3. Органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2024 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения по статье затрат «Неподконтрольные расходы на выполнение обязанностей гарантирующего поставщика электрической энергии, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

4. По результатам анализа, предусмотренного пунктом 3 настоящего решения, учесть выявленные экономически обоснованные расходы в статье «Выпадающие доходы ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования» в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 1554/17, пересмотреть необходимую валовую выручку ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» и сбытовые надбавки ГП для сетевых организаций на 2024 год с 01.07.2024.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» на 2024 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

Председатель Комиссии

________________/

(подпись)

С.А. Пузыревский

Заместитель председателя Комиссии

________________/

(подпись)

<...>

Члены Комиссии:

________________/

(подпись)

<...>

 

________________/

(подпись)

<...>

 

________________/

(подпись)

<...>

 

________________/

(подпись)

<...>

 

Связанные организации

Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092
Иркутское УФАС России
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155
ООО "Иркутскэнергосбыт"
ИНН 3808166404, ОГРН 1073808009659