Решение №31/91814/20 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 21 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» октября 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере газоснабжения № 5, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 <....>, (далее — Комиссия), в составе: (далее — Заявитель, Общество, ГРО) и Комитетом Тульской области по тарифам (далее — Комитет, Орган регулирования) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «Тулагоргаз», начальника юридического отдела АО «Тулагоргаз», ведущего юрисконсульта юридического отдела АО «Тулагоргаз», председателя Комитета Тульской области по тарифам, заместителя председателя Комитета Тульской области по тарифам, начальника отдела балансов и регулирования ТЭК Комитета Тульской области по тарифам, директора государственного казенного учреждения Тульской области «Экспертиза», главного специалиста государственного казенного учреждения Тульской области «Экспертиза», ведущего специалиста государственного казенного учреждения Тульской области «Экспертиза».

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 53137/20 от 24.03.2020) АО «Тулагоргаз» о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Комитетом Тульской области по тарифам.

Спор возник с Комитетом по постановлению от 30.12.2019 № 50/1 «Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Тулагоргаз», АО «Газпром газораспределение Тула», на 2020 год».

По мнению Заявителя, Комитет нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения при установлении величины следующих стандартизированных ставок:

руб./км

п/п

Вид ставки

Диапазоны

Заявитель

Комитет

Объем спора

 

Строительство стальных газопроводов (С2)

Наземная (надземная) покладка газопровода диаметром

1

50 мм и менее

8 880 354,86

2 022 089,62

6 858 265,24

2

51- 100 мм

3 480 770,22

1 340 724,66

2 140 045,56

 

Подземная прокладка газопровода диаметром

3

51 – 100 мм

30 734 871,52

3 656 211,93

27 078 659,59

4

101 -158 мм

127 141 430,11

4 170 808,59

122 970 621,52

 

Строительство полиэтиленовых газопроводов (С3)

Полиэтиленовые газопроводы диаметром

5

109 мм и менее

4 153 174,68

1 531 184,07

2 621 990,61

6

110 – 159 мм

7 394 056,91

2 165 538,70

5 228 518,21

7

160 – 224 мм

13 090 331,62

3 032 414,22

10 057 917,40

АО «Тулагоргаз» просит ФАС России:

1. Отменить постановление Комитета Тульской области по тарифам от 30.12.2019 № 50/1 в части утверждения стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Тулагоргаз» на 2020 год.

2. Обязать Комитет Тульской области по тарифам устранить допущенные нарушения законодательства РФ в области регулирования тарифов (цен) и пересмотреть стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Тулагоргаз» на 2020 год с учетом положений приказа Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр, пункта 23 Технической части НЦСВ 81-02-15-2020 (вступившего в силу с 19.12.2019 года,  в частности, без применения показателей НЦС по строящимся наружным сетям газоснабжения до 400 метров и при наличии иных существенных факторов, названных в п. 23).

В обоснование заявленных требований АО «Тулагоргаз» предоставило в адрес ФАС России следующие документы:

1) Копию постановления Комитета от 30.12.2019 № 50/1;

2) Выписку из протокола заседания правления Комитета от 30.12.2019 № 50;

3) Копию особого мнения АО «Тулагоргаз» по вопросу установления размера стандартизированных тарифных ставок на 2020 год (исх. от 30.12.2019 № 8058);

4) Копию заявления об установлении размера стандартизированных тарифных ставок на 2020 год (исх. от 30.09.2019 № 5889);

5) Копии писем АО «Тулагоргаз» (№ Исх-7260 от 25.11.2019, № Исх-7314 от 26.11.2019, № Исх-7430 от 02.12.2019, № Исх-7853 от 18.12.2019, № Исх-8044 от 27.12.2019);

6) Копии писем ФАС России от 10.12.2019 № АГ/108146/19, от 26.11.2019 № АГ/103680/19;

7) Выписку из приказа Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр;

8) Копию письма Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (№ УТиДХ/вх-554/1 от 27.08.2019);

9) Копию письма Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (№ УгиА/1264/1 от 26.08.2019);

10) Копию письма Инспекции ТО по государственной охране объектов культурного наследия № 47-01-12/2109 от 06.09.2019;

11) Копию письма ТУЛАСТАТ № ВГ-73-08/1230-ДР от 28.08.2019;

12) Копию письма УМВД России по Тульской области исх. № 4992 от 19.08.2019.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

АО «Тулагоргаз» является газораспределительной организацией в границах эксплуатационной ответственности на территории муниципального образования в г. Туле и исполнителем по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила подключения № 1314).

В соответствии с пунктом 26(22) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения № 1021), газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.

Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические положения № 1151/18).

Согласно заявлению, АО «Тулагоргаз» считает, что регулирующий орган установил стандартизированные тарифные ставки ниже фактически и экономически обоснованных расходов Общества, немотивированно применив НЦС (укрупненные сметные нормативы) 81-02-15-2017 «Наружные сети газоснабжения», утвержденные приказом Минстроя России от 21.07.2017 № 1021/пр (с 19.12.2019 г. НЦС 81-02-15-2020. Сборник 15. Наружные сети газоснабжения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 19.12.2019 № 825/пр).

В соответствии с пунктом 32 Методических указаний № 1151/18 фактические экономически обоснованные расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяются на очередной календарный год исходя из фактических данных:

за календарный год, предшествующий текущему году, при установлении ставок на 2019 год;

за два календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2020 год;

за три календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2021 год и последующие годы.

В случае если вследствие изменения законодательства о градостроительной деятельности отдельные мероприятия при строительстве объектов газораспределительной сети не являются обязательными в периоде регулирования, на который устанавливаются размеры стандартизированных тарифных ставок, то фактические расходы в соответствующем году из предусмотренных абзацами первым – четвертым настоящего пункта уменьшаются на величину расходов на осуществление указанных мероприятий.

Фактические расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяются по договорам о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году из предусмотренных настоящим пунктом, вне зависимости от периода, в течение которого данные расходы были понесены.

Фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у ГРО, учитываемые при установлении размера стандартизированных тарифных ставок, с учетом индекса, указанного в пункте 33 Методических указаний № 1151/18, не должны превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Пунктом 23 «Укрупненных нормативов цены строительства. НЦС 81-02-15-2020. Сборник 15. Наружные сети газоснабжения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 19.12.2019 № 825/пр (ранее пункт 20 НЦС 81-02-15-2017 «Наружные сети газоснабжения», утвержденные приказом Минстроя России от 21.07.2017 № 1021/пр), предусмотрено, что в случае строительства наружных сетей газоснабжения протяженностью до 400 метров, в том числе при подключении (технологическом присоединении), а также если объект капитального строительства для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) и в иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещается в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока, высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного устройства подземного пространства, в условиях, требующих проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (включая работы, связанные с проведением историко-градостроительных и археологических исследований), которые не учтены в настоящем Сборнике, а также при размещении объектов капитального строительства в городах с населением более 500 тысяч человек, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с заявлением АО «Тулагоргаз» осуществляет выполнение мероприятий по подключению объектов к сети газораспределения на территории округа г. Тула, в условиях, соответствующих п. 20 НЦС 81-02-15-2017 и п. 23 НЦС 81-02-15-2020:

1) в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока (письмо Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы);

2) в условиях высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного устройства подземного пространства (письмо Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы);

3) требующих проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (включая работы, связанные с проведением историко-градостроительных и археологических исследований) (письмо Инспекции ТО по государственной охране объектов культурного наследия);

4) численность муниципального образования город Тула по состоянию на 01.01.2019 года – 546 896 чел. (письмо ТУЛАСТАТ).

Также АО «Тулагоргаз» в заявлении указывает, что вопреки требований абз. 22 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ регулирующий орган произвольно и немотивированно уменьшил расходы на кадастровый учет и государственную регистрацию объектов, тогда как государственная пошлина за государственную регистрацию прав на объекты недвижимости составляет для юридического лица – 22 000 рублей независимо от параметров объекта (протяженности и диаметра линейного объекта).

В письменном отзыве на заявление АО «Тулагоргаз» (исх. от 15.04.2020 № 40-11/624) Комитет отмечает, что при установлении ставок экспертная группа органа регулирования руководствовалась пунктами 32, 33 Методических указаний № 1151/18. И в связи с тем, что фактические расходы ГРО по объектам капитального строительства, используемых для расчета размера ставок, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в 2017 и 2018 годах, многократно превышает расходы, определенные в соответствии с НЦС, экспертной группой в составе расходов для установления стандартизированных тарифных ставок группы С2 и С3 учтены соответствующие расходы, определенные по НЦС с учетом прочих затрат, не относящихся к строительно-монтажным работам и не учтенных в соответствующем НЦС:

контроль стыков гамма-дефектоскопом;

стоимость рентгеновской пленки;

разборка асфальтового и щебеночного покрытий и бортовых камней;

восстановление асфальтового покрытия;

дополнительные расходы на отвозку грунта на расстояние 7 км.

Объемы вышеуказанных работ приняты экспертном группой по расчетным материалам, представленным АО «Тулагорга».

Экспертной группой при установлении ставок дополнительно к расходам, принятым по НЦС, учтены прочие затраты, не относящиеся к строительно-монтажным работам, плата за землю в период строительства, компенсационные выплаты, связанные с подготовкой территории строительства, работы по срезке и подсыпке грунта при планировке, разборке и устройству дорожного покрытия, восстановительные работы по благоустройству территории, работы по устройству врезочных котлованов и установке конденсатосборников при подземной прокладке, работы по устройству катодной и электротехнической защиты стальных газопроводов, стальных фасонных частей арматуры, при полной замене грунта и засыпке песком объема излишнего грунта, стоимость погрузки и вывоза, рентгенографический контроль трубопровода, работы по проверке качества изоляционного покрытия дефектоскопом, исходя из материалов, представленных предприятием и проанализированных экспертами (стр. 4 письменного отзыва органа регулирования).

Кроме того, информация, представленная в письмах Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы, УМВД России по Тульской области, не является достаточной для принятия решения по учету указанных Заявителем условий. Данные условия должны быть отражены в проектно-сметной документации по каждому объекту, и расходы на реализацию соответствующих мероприятий должны учитываться в фактических расходах организации.

По показателю «Сложное устройство подземного пространства» Комитет отмечает, что в соответствии с Программной комплексного развития транспортной инфраструктуры МО город Тула до 2035 года, утвержденной постановлением администрации г. Тула от 15.03.2019 № 800 (далее — Программа комплексного развития), на территории МО г. Тула функционирует 4 подземных пешеходных перехода, которые расположены по адресам, отсутствующим в списке объектов капитального строительства АО «Тулагоргаз» с завершенным строительством в 2017, 2018 годах.

По показателю «Интенсивность движения» Комитет отмечает, что в соответствии с Программой комплексного развития на отдельных участках улично-дорожной сети МО г. Тула наблюдаются повышенные уровни загрузки (рисунок 2.4.1 пункта 2.4), на указанных рисунках отсутствуют адреса объектов капитального строительства АО «Тулагоргаз» с завершенным строительством в 2017, 2018 годах.

По показателю «Высокая насыщенность инженерными коммуникациями» Комитет отмечает, что исходя из представленной АО «Тулагоргаз» проектной документации по технологическим присоединениям объектов капитального строительства АО «Тулагоргаз» с завершенным строительством в 2017, 2018 годах, в зоне строительства вышеуказанных объектов отсутствует высокая насыщенность инженерными коммуникациями (количество пересечений с инженерными сетями не более пяти) согласно п. 1.7. СБЦП 81-02-14-2001 Государственный сметный норматив «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий ип сооружений».

По показателю «Условия, требующие проведения работ по сохранению объектов культурного наследия» Комитет отмечает, что по всем построенным объектам в 2017, 2018 годах указанные условия отсутствуют.

По показателю «Численность населения в городе Туле» Комитет отмечает, что в муниципальное образование городской округ город Тула входит ряд населенных пунктов, в том числе и населенный пункт город Тула, на территории которого осуществляет свою деятельность АО «Тулагоргаз». Остальным населенным пунктам МО городского округа город Тула услуги газоснабжения оказывает АО «Газпром газораспределение Тула». По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2019 год численность населенного пункта город Тула составляла 479 тыс. чел.

Комитетом была проведена оценка тарифных последствий для потребителей при определении ставок по расчетному методу с использованием сметных нормативов, сведений которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. Расчеты показали, что ставки возрастут от 3 до 5 раз. Так утвержденные ставки на 2019 год для АО «Тулагоргаз», рассчитанные по НЦС составили: по ставке С2 – 2 709 851,34 руб./км, по ставке С3 – 1 368 537,03 руб./км. По ТЕР составят на 2020 год: по ставке С2 – 15 285 606,93 руб./км, по ставке С3 – 4 722 237,63 руб./км.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России не представлены обосновывающие документы, подтверждающие заявленный размер тарифных ставок, кроме того, подтверждающие строительство наружных сетей газоснабжения протяженностью до 400 метров.

По величине разногласий «Расходы на кадастровый учет и государственную регистрацию объектов» ФАС России отмечает, что обосновывающие материалы и расчеты по данному разногласию Заявителем в адрес ФАС России также представлены не были.

На основании вышеизложенного, а также по результатам анализа представленных АО «Тулагоргаз» и Комитетом Тульской области по тарифам обосновывающих материалов Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать АО «Тулагоргаз» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения с Комитетом Тульской области по тарифам (рег. № 53137/20 от 24.03.2020).

 

 

Связанные организации

Тульское УФАС России
ИНН 7107026090, ОГРН 1027100748950
АО "Тулагоргаз"
ИНН 7102000154, ОГРН 1027100972799
Комитет Тульской области по тарифам
ИНН 7107092712, ОГРН 1067107006218