Предписание №СП/57402/24 ПРЕДПИСАНИЕ Службе по тарифам Иркутской области об устранени... от 2 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
25 июня 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Службы по тарифам Иркутской области, в том числе акт проверки Иркутского УФАС России от 09.02.2024 № 038/778/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки от 07.03.2024
№ 3611-ЭП/24 (исх. от 06.03.2024 № 02-79-603/24) (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Службой по тарифам Иркутской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» (далее – ООО «БЭК», Регулируемая организация) на 2024 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования
№ 1075 и Правила регулирования № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).
В соответствии с приказом УФАС России по Иркутской области от 27.12.2023 № 038/384/23 проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.
Данные о размерах необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленных регулируемых ценах (тарифах), методе установления регулируемых цен (тарифов), реквизитах нормативно-правового акта и экспертного заключения об установлении регулируемых цен (тарифов) для ООО «БЭК» представлены в таблице.
Показатели |
2024 год |
НВВ, тыс. руб. |
22 868 031,6 |
Метод установления тарифов |
Метод индексации установленных тарифов |
Экспертное заключение об установлении регулируемых цен (тарифов) по делу |
|
Приказ от 20.12.2023 № 79-446-спр |
В рамках проведения внеплановой документарной проверки Службы по тарифам Иркутской области (далее также – Орган регулирования, Служба) проанализированы материалы тарифного дела ООО «Байкальская энергетическая компания» 2024 года, в том числе Экспертное заключение об установлении регулируемых цен (тарифов) по делу № 2024/286-т/э (далее – Экспертное заключение), а также Возражения.
По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.
1. Требования к экспертному заключению
В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.
2. Расходы на топливо
Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере
8 346 621,70 тыс. руб.
Расходы на топливо на 2024 год заявлены ООО «БЭК» в размере 9 793 824,70 тыс. руб.
Уголь:
Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:
Объем топлива (тнт) – 5 033 878,5;
Цена топлива, всего (руб./тнт) – 1 913,51.
Итого затраты на уголь (тыс. руб.) – 9 632 363,4.
Затраты по заключению Службы на 2024 год:
Объем топлива (тнт) – 4 966 925,7;
Цена топлива, всего (руб./тнт) – 1 656,13.
Итого затраты на уголь (тыс. руб.) – 8 225 890,7.
Цена угля принята Органом регулирования исходя из фактически сложившихся цен за 3 квартал 2023 года с применением ИЦП по отраслям «Добыча угля» и «Уголь энергетический каменный» на 2024 год.
Мазут:
Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:
Объем топлива (тнт) – 3 249,1;
Цена топлива (руб./тнт) – 31 855,81.
Итого затраты на мазут (тыс. руб.) – 103 503,4.
Затраты по заключению Службы на 2024 год:
Объем топлива (тнт) – 2 829,3;
Цена топлива (руб./тнт) – 22 874,41.
Итого затраты на мазут (тыс. руб.) – 64 718,8.
Цена мазута принята исходя из фактически сложившихся цен за 3 квартал 2022 года с применением ИЦП по отрасли «Производство нефтепродуктов» на 2024 год.
Газ коммерческий:
Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:
Объем топлива (куб. м) – 13 493,0;
Цена топлива (руб./куб. м) – 4 241,9.
Итого затраты на газ (тыс. руб.) – 57 236,2.
Затраты по заключению Службы на 2024 год:
Объем топлива (куб. м) – 13 116,7;
Цена топлива (руб./куб. м) – 4 241,9.
Итого затраты на газ (тыс. руб.) – 55 639,9.
Цена на газ принята по предложению ООО «БЭК», т. к. не превышает фактически сложившиеся цены за 3 квартал 2023 года с применением ИЦП по отрасли «Производство нефтепродуктов» на 2024 год.
Прочее:
Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:
Объем топлива (тнт) – 6 796,3;
Цена топлива (руб./тнт) – 103,2.
Итого затраты (тыс. руб.) – 721,7.
Затраты по заключению Службы на 2024 год:
Объем топлива (тнт) – 3 720,0;
Цена топлива, всего (руб./тнт) – 100,0.
Итого затраты (тыс. руб.) – 372,0.
Цена топлива принята на основании представленных договоров на поставку сырья коро-древесного технологического топливного.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования определяются по формуле пункта 26 Методических указаний № 760-э.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
У ООО «БЭК» заключены следующие договоры по поставку топлива:
договор от 01.01.2021 № БЭК 560/10, заключенный с
ООО «Востсибуглесбыт»;
договор от 01.11.2019 № 560/2, заключенный между ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «Разрез Черемховуголь», с дополнительным соглашением;
дополнительное соглашение к договору от 01.08.2020 № 560/5 № 4 от 31.1.2020, приложения № 2/2, № 2/3 к договору от 01.08.2020 № 560/5;
договор от 01.01.2021 № БЭК 560/10, заключенный с ООО «Компания «Востсибуголь»;
договор поставки нефтепродуктов от 01.07.2020 № 3, заключенный с ООО «ТД «ЕвроСибЭнерго»;
договор транспортировки природного газа от 01.01.2022 № 1-22/110, заключенный с ООО «Газпром распределение Томск»;
агентский договор (поручения по газу) от 27.10.2020 № 560/9, заключенный с ПАО «Иркутскэнерго»;
договор от 01.11.2022 № БЭК 560/12, заключенный с ООО Компания «Востсибуголь».
ФАС России отмечает, что наличие у Регулируемой организации договоров, заключенных без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, в том числе с единственным поставщиком, обязывает Орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075. Цены по заключенным без проведения конкурентных торгов договорам должна быть оценена Органом регулирования на основании проведения анализа рыночных цен. Аналогичное распространяется на фактические цены, анализ которых проводится в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.
По результатам проведения сравнительного анализа цен на топливо (уголь, мазут) среди теплоснабжающих организаций Иркутской области, использующих уголь и мазут, Службой выявлено, что фактическая цена по данным ООО «БЭК» ниже средних цен среди теплоснабжающих предприятий Иркутской области.
При этом анализ фактически сложившихся цен на топливо в делении по его видам в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 в Экспертном заключении не отражен.
В отсутствие сравнительного анализа учтенных Органом регулирования цен на топливо в делении по его видам с договорными и рыночными в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятых расходов на топливо.
Учитывая вышеизложенное, цена на топливо в делении по его видам подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Службу по тарифам Иркутской области нарушившей положения пунктов 28, 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013
№ 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год.
2. Исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении:
Произвести дополнительный анализ и расчет расходов на топливо, включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год.
5. Исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений исполнительного органа Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов), принятие которых предписано настоящим предписанием;
- протоколов заседаний правления исполнительного органа Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов), на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|