Предписание №СП/57402/24 ПРЕДПИСАНИЕ Службе по тарифам Иркутской области об устранени... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Службы по тарифам Иркутской области, в том числе акт проверки Иркутского УФАС России от 09.02.2024 № 038/778/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки от 07.03.2024
№ 3611-ЭП/24 (исх. от 06.03.2024 № 02-79-603/24) (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Службой по тарифам Иркутской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» (далее – ООО «БЭК», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования
№ 1075 и Правила регулирования № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Иркутской области от 27.12.2023 № 038/384/23 проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Данные о размерах необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленных регулируемых ценах (тарифах), методе установления регулируемых цен (тарифов), реквизитах нормативно-правового акта и экспертного заключения об установлении регулируемых цен (тарифов) для ООО «БЭК» представлены в таблице.

 

Показатели

2024 год

НВВ, тыс. руб.

22 868 031,6

Метод установления тарифов

Метод индексации установленных тарифов

Экспертное заключение об установлении регулируемых цен (тарифов) по делу
№ 2024/286-т/э

Приказ от 20.12.2023 № 79-446-спр

 

В рамках проведения внеплановой документарной проверки Службы по тарифам Иркутской области (далее также – Орган регулирования, Служба) проанализированы материалы тарифного дела ООО «Байкальская энергетическая компания» 2024 года, в том числе Экспертное заключение об установлении регулируемых цен (тарифов) по делу № 2024/286-т/э (далее – Экспертное заключение), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

 

2. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере
8 346 621,70 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены ООО «БЭК» в размере 9 793 824,70 тыс. руб.

Уголь:

Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:

Объем топлива (тнт) – 5 033 878,5;

Цена топлива, всего (руб./тнт) – 1 913,51.

Итого затраты на уголь (тыс. руб.) – 9 632 363,4.

Затраты по заключению Службы на 2024 год:

Объем топлива (тнт) – 4 966 925,7;

Цена топлива, всего (руб./тнт) – 1 656,13.

Итого затраты на уголь (тыс. руб.) – 8 225 890,7.

Цена угля принята Органом регулирования исходя из фактически сложившихся цен за 3 квартал 2023 года с применением ИЦП по отраслям «Добыча угля» и «Уголь энергетический каменный» на 2024 год.

Мазут:

Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:

Объем топлива (тнт) – 3 249,1;

Цена топлива (руб./тнт) – 31 855,81.

Итого затраты на мазут (тыс. руб.) – 103 503,4.

Затраты по заключению Службы на 2024 год:

Объем топлива (тнт) – 2 829,3;

Цена топлива (руб./тнт) – 22 874,41.

Итого затраты на мазут (тыс. руб.) – 64 718,8.

Цена мазута принята исходя из фактически сложившихся цен за 3 квартал 2022 года с применением ИЦП по отрасли «Производство нефтепродуктов» на 2024 год.

Газ коммерческий:

Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:

Объем топлива (куб. м) – 13 493,0;

Цена топлива (руб./куб. м) – 4 241,9.

Итого затраты на газ (тыс. руб.) – 57 236,2.

Затраты по заключению Службы на 2024 год:

Объем топлива (куб. м) – 13 116,7;

Цена топлива (руб./куб. м) – 4 241,9.

Итого затраты на газ (тыс. руб.) – 55 639,9.

Цена на газ принята по предложению ООО «БЭК», т. к. не превышает фактически сложившиеся цены за 3 квартал 2023 года с применением ИЦП по отрасли «Производство нефтепродуктов» на 2024 год.

Прочее:

Затраты по расчету ООО «БЭК» на 2024 год:

Объем топлива (тнт) – 6 796,3;

Цена топлива (руб./тнт) – 103,2.

Итого затраты (тыс. руб.) – 721,7.

Затраты по заключению Службы на 2024 год:

Объем топлива (тнт) – 3 720,0;

Цена топлива, всего (руб./тнт) – 100,0.

Итого затраты (тыс. руб.) – 372,0.

Цена топлива принята на основании представленных договоров на поставку сырья коро-древесного технологического топливного.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования определяются по формуле пункта 26 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

У ООО «БЭК» заключены следующие договоры по поставку топлива:

договор от 01.01.2021 № БЭК 560/10, заключенный с
ООО «Востсибуглесбыт»;

договор от 01.11.2019 № 560/2, заключенный между ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «Разрез Черемховуголь», с дополнительным соглашением;

дополнительное соглашение к договору от 01.08.2020 № 560/5 № 4 от 31.1.2020, приложения № 2/2, № 2/3 к договору от 01.08.2020 № 560/5;

договор от 01.01.2021 № БЭК 560/10, заключенный с ООО «Компания «Востсибуголь»;

договор поставки нефтепродуктов от 01.07.2020 № 3, заключенный с ООО «ТД «ЕвроСибЭнерго»;

договор транспортировки природного газа от 01.01.2022 № 1-22/110, заключенный с ООО «Газпром распределение Томск»;

агентский договор (поручения по газу) от 27.10.2020 № 560/9, заключенный с ПАО «Иркутскэнерго»;

договор от 01.11.2022 № БЭК 560/12, заключенный с ООО Компания «Востсибуголь».

ФАС России отмечает, что наличие у Регулируемой организации договоров, заключенных без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, в том числе с единственным поставщиком, обязывает Орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075. Цены по заключенным без проведения конкурентных торгов договорам должна быть оценена Органом регулирования на основании проведения анализа рыночных цен. Аналогичное распространяется на фактические цены, анализ которых проводится в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.

По результатам проведения сравнительного анализа цен на топливо (уголь, мазут) среди теплоснабжающих организаций Иркутской области, использующих уголь и мазут, Службой выявлено, что фактическая цена по данным ООО «БЭК» ниже средних цен среди теплоснабжающих предприятий Иркутской области.

При этом анализ фактически сложившихся цен на топливо в делении по его видам в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 в Экспертном заключении не отражен.

В отсутствие сравнительного анализа учтенных Органом регулирования цен на топливо в делении по его видам с договорными и рыночными в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятых расходов на топливо.

Учитывая вышеизложенное, цена на топливо в делении по его видам подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Службу по тарифам Иркутской области нарушившей положения пунктов 28, 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013
№ 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов на топливо, включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов), принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов), на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092
Иркутское УФАС России
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155