Предписание №СП/7778/24 Предписание по итогам проведенного наблюдения Министерства ж... от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 13.10.2023 № 31-27030-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (исх. от 03.11.2023 № Исх0396/04, вх. от 03.11.2023 № 171870-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) АО «Спецавтохозяйство» на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11.11.2021 № 0461/0103 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Смоленской области (далее – Территориальная схема).

Статус Регионального оператора в сфере обращения с ТКО присвоен АО «Спецавтохозяйство» с 1 января 2019 года (Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области от 06.04.2018, заключенное между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и АО «Спецавтохозяйство») (далее — Соглашение).

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24.11.2022 № 228 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Спецавтохозяйство» на территории Смоленской области на 2023 год. Размер тарифа, установленного для регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» составил 697,68 руб./куб. м. (НДС не облагается).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

ФАС России проведен анализ материалов тарифного дела на предмет экономической обоснованности учета и формирования расходов на транспортирование ТКО и иных составляющих, учтенных в составе необходимой валовой выручки (далее – НВВ) регионального оператора на 2023 год в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Спецавтохозяйство» на 2023 год, в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Спецавтохозяйство» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), установлено следующее.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

НВВ, учтенная органом регулирования при утверждении предельного тарифа для АО «Спецавтохозяйство» на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, составила 1 441 212,28 тыс. руб.

Объемные и расчетные показатели на момент установления тарифов регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» на 2023 г. представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

п/п

Статьи затрат

Ед. изм.

Утверждено на

2022 год

Утверждено на 2023 год

Увеличение расходов на 2023 г. к 2022 г.

 

НВВ Регионального оператора

тыс. руб.

1 276 532,03

1 441 212,28

112,9%

1

Расходы на транспортирование ТКО, в том числе:

тыс. руб.

799 156,29

847 105,67

106%

1.1

С привлечением сторонних организаций

тыс. руб.

248 292,31

263 189,85

106%

1.2

Собственными силами

тыс. руб.

550 863,98

583 915,82

106%

2

Сбытовые расходы (сомнительные долги)

тыс. руб.

0

63 826,60

 

3

Заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО

тыс. руб.

108 029,44

114 511,21

106%

4

Расходы на захоронение и обработку ТКО

 

407 346,30

415 768,80

102%

5

Суммарная корректировка НВВ

тыс. руб.

- 38 000

(- 319 053,78 накопленный итог за 2019-2020 гг.)

0

(- 328 583,75 накопленный итог за 2019-2021 гг.)

 

6

Объем ТКО

тыс. куб. м

2 026,43

2 065,72

101,9%

7

Тариф (без НДС)

руб./куб.м

с 01.01.2022 : 617,38

697,68

113%

руб./куб.м

с 07.01.2022 : 642,50

108,5%

 

Корректировка НВВ по итогам 2021 года.

Согласно пункту 57 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 484 корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1638/16 и включающей следующие показатели:

а) отклонение фактического объема (массы) принятых твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;

г) ввод и вывод объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации;

д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения по эксплуатации объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, по договору аренды соответствующих объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы регулируемой организации при не достижении регулируемой организацией показателей эффективности;

е) учет расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Кроме того, общими положениями, а именно пунктом 12 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Разделом IV Методических указаний № 1638/16 закреплен порядок проведения корректировки НВВ и, соответственно, долгосрочных тарифов.

В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора на плановый период рассчитывается с учетом расходов регионального оператора по захоронению и (или) обработке ТКО на объектах используемых для обращения с ТКО (), собственных расходов регионального оператора (), и корректировки НВВ регионального оператора ().

 

В соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка НВВ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

где:

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний № 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI Методических указаний № 1638/16 на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Органом регулирования проведена оценка фактических показателей расходов, в рамках корректировок НВВ, которая составила сумму в размере «-» 328 583,75 тыс. руб., сложившуюся с учетом корректировок НВВ в размере «-» 83 200,78 тыс. руб. по итогам 2019 года, «-» 235 853 тыс. руб. по итогам 2020 года, «-» 66 529,97 тыс. руб. по итогам 2021 года (с учетом снятия/исключения денежных средств в размере 57,0 млн руб. при утверждении тарифов на 2021 и 2022 годы), что составляет 22,8 % от утвержденной НВВ регионального оператора 2023 года (328 583,75 тыс. руб./ 1 441 212,28 тыс. руб.). Органом регулирования данная сумма (часть суммы) не исключена из состава НВВ 2023 года, а перенесена к исключению из НВВ на последующие периоды регулирования предельных единых тарифов на услугу регионального оператора АО «Спецавтохозяйство». При этом, прирост тарифов на услугу регионального оператора, утвержденных органом регулирования на 2022-2023 гг.. относительно тарифа, утвержденного в предшествующем году, превышает уровень инфляции 2022-2023 гг.. (ИПЦ на 2022 год — 104,3 %, ИПЦ на 2023 год — 106,0 %).

Необходимо отметить, что итоги корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора за 2019 год, определенные органом регулирования при оценке фактических показателей расходов при формировании тарифа 2021 года в размере «-» 83 200,78 тыс. руб., следует исключить из НВВ регионального оператора при формировании тарифа на 2023 год в соответствии с пунктами 11 и 12 Основ ценообразования № 484.

Согласно подпункту «д» пункта 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Отмечаем, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует информация об обоснованности переноса исключения отрицательной суммы корректировки фактической НВВ по итогам 2019-2021 г. на последующие периоды регулирования, а также отсутствует обоснование и расчеты величин корректировок НВВ за 2019-2021 гг.

Также необходимо отметить, что в отношении региональных операторов по обращению с ТКО в прошлых периодах регулирования выделялись субсидии по обеспечению деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО, обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». При этом, в экспертном заключении органа регулирования об установлении тарифов на 2023 год не отражена информация о наличии таких субсидий и результатах направления выделенных средств на регулируемый вид деятельности, в экспертном заключении отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на сторнирование (взаимоучет) с расходной (недополученной) частью НВВ АО «Спецавтохозяйство».

Ввиду отсутствия в экспертном заключении органа регулирования расчетов корректировок НВВ, в том числе экономически обоснованных расходов, недополученных доходов в разрезе статей затрат согласно подпункту «д» пункта 18 Правил регулирования № 484, ФАС России не представляется возможным определить отсутствие/наличие двойного учета средств, учтенных в тарифных решениях и покрытых за счет субсидиарных средств в рамках осуществления регулируемого вида деятельности. В экспертном заключении отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на уменьшение НВВ регионального оператора АО «Спецавтохозяйство».

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует анализ доходов, полученных АО «Спецавтохозяйство» в результате сбора платы за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо пересчитать необходимую валовую выручку регионального оператора на 2023 год с учетом проведения дополнительного анализа корректировок за 2019-2021 гг., в которых подробно провести анализ расходной, доходной части, учитывая наличие выделенных субсидий и направления бюджетных средств на покрытие экономически обоснованных расходов/недополученных доходов (в случае сторнирования недополученных доходов такой подход должен быть обоснован материалами тарифного дела, подтверждая, что недополученный доход образовался в регулируемой организации по независимым от организации причинам), а также на предмет исключения доходов от сбора платы за оказание услуги по обращению с ТКО, по итогам исключить экономически необоснованные средства из состава НВВ АО «Спецавтохозяйство» исходя из положений Основ ценообразования № 484, в том числе пунктов 11 и 12 Основ ценообразования № 484.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области нарушившим положения пункта 12 Основ ценообразования № 484 и пункта 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

– провести дополнительный анализ корректировок фактических НВВ АО «Спецавтохозяйство» за 2019-2021 гг. в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов № 484.

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.

3. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Спецавтохозяйство» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Спецавтохозяйство».

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

<...>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны