Решение №СП/105870/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 10 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» декабря 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между филиалом АО «Оборонэнерго» - «Волго-Вятский» (далее также – Заявитель, АО «Оборонэнерго») и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее также – Орган регулирования, Департамент) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника планово-экономического отдела филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго» <...>, начальника отдела технологических присоединений управления технологических присоединений и капитального строительства филиала «Волго-Вятский» АО «Оборонэнерго»
<...>, начальника департамента экономики и финанс
ов АО «Оборонэнерго» <...>, заместителя начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике <...>, начальника отдела по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг и платы за технологическое присоединение Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось АО «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» (далее также – Заявитель, АО «Оборонэнерго») с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее также – Орган регулирования, Департамент).

Заявление АО «Оборонэнерго» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник по постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 27.08.2021 № 74 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту к электрическим сетям АО «Оборонэнерго» (на территории Смоленской области) энергопринимающих устройств Министерства обороны Российской Федерации» (далее – постановление от 27.08.2021 № 74), которым установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Оборонэнерго».

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Оборнэнерго», установленная оспариваемым постановлением, составляет 761 712,60 руб.

Величина платы за технологическое присоединение, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 2 418 507,65 руб.

АО «Оборонэнерго» заявляет требование о признании экономически обоснованной суммы расходов по статье «Расходы на оплату услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации» в размере 1 667 625,05 руб.

Департаментом данные расходы утверждены в размере 10 830,00 руб.

Сумма разногласий составляет 1 656 795,05 руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие материалы:

1. Заявление об установлении ставки платы по индивидуальному проекту за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Министерства обороны Российской Федерации от 03.08.2021 № ВЛГ/030/2856;

2. Заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств;

3. Проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям АО «Оборонэнерго»;

4. Технические условия для присоединения к электрическим сетям АО «Оборонэнерго»;

5. Расчет платы за технологическое присоединение для Заявителя Министерства обороны Российской Федерации;

6. Договор № 42102873 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

7. Особое мнение к проекту Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

По результатам анализа материалов, направленных сторонами в рамках рассматриваемых разногласий, ФАС России отмечает следующее.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017
№ 1135/17.

Таблица 1. Размер платы за технологическое присоединение.

руб. (без НДС)

Наименование мероприятия

Расчет Заявителя

Расчет Департамента

Разногласия

 

 

А

В

А-В

1

Подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю

4 892,00

4 892,00

0,00

2

Выполнение сетевой организацией мероприятий, связанных со строительством «последней мили»

740 052,60

740 052,60

0,00

3

Выполнение услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации

1 667 625,05

10 830,00

1 656 795,05

4

Проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий

5 938,00

5 938,00

0,00

 

Итого

2 418 507,65

761 712,60

1 656 795,05

 

В примечании к пункту 1 постановления Департамента от 27.08.2021 № 74 отмечено, что расходы, не включаемые в плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, составляют 1 656 795,05 руб. (без НДС). В соответствии с пунктами 32 и 87 Основ ценообразования № 1178 данные расходы подлежат учету при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно расчету платы за технологическое присоединение, направленному Заявителем в адрес Органа регулирования письмом от 03.08.2021 № ВЛГ/030/2856, расходы на оплату услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации (ПАО «Россети Центр»), составляют 1 667 625,05 руб. (без НДС). Совокупная стоимость технологического присоединения в соответствии с расчетом составляет 2 418 507,65 руб. (без НДС).

Так, по мнению АО «Оборонэнерго», частично исключив данные расходы из платы за технологическое присоединение, Департаментом нарушен п. 87 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования расходы на выполнение мероприятий по созданию технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств АО «Оборонэнерго» рассчитаны на основании стандартизированных тарифных ставок, утвержденных постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24.12.2020 № 315 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций на территории Смоленской области на 2021 год» в размере 1 656 795,05 руб. (без НДС), в том числе:

- на строительство воздушной линии электропередачи напряжением 6 кВ, протяженностью 0,3 км, сечением от 50 до 100 мм2 включительно в размере 970 263,60 руб. (без НДС);

- на строительство кабельной линии электропередачи способом прокладки в траншее, с резиновой или пластмассовой изоляцией, напряжением 6 кВ, протяженностью 0,05 км, сечением от 100 до 200 мм2 включительно в размере 158 189,45 руб. (без НДС);

- на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазные прямого включения напряжением 1-20 кВ (2 точки учета) в размере 588 342,00 руб. (без НДС).

В соответствии с техническим условием для присоединения к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра» (филиал ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго»
№ 20673840, приложением № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго» АО «Оборонэнерго» № 42102873 (далее – ТУ № 20673840) сетевая организация осуществляет:

1. строительство от реконструируемой резервной линейной ячейки на 2 секции шин РУ-6 кВ ПС 35/6 кВ Красный Бор до границы земельного участка заявителя: участка ВЛ-6 кВ протяженностью 0,3 км, сечением провода от 50 мм2 до 100 мм2; участка КЛ-6 кВ способом прокладки в траншее, с резиновой или пластмассовой изоляцией, протяженностью 0,05 км, сечением от 100 мм2 до 200 мм2 включительно;

2. организацию учета электроэнергии по существующей КЛ-6 кВ заявителя от РУ-6 кВ ТП-329 в сторону ТП-208; на последней проектируемой опоре, располагаемой на границе участка заявителя;

3. реконструкцию резервной линейной ячейки на 2 секции шин РУ-6 кВ ПС 35/6 кВ Красный Бор в части установки вакуумного выключателя, трансформаторов тока, комплекта микропроцессорных защит, измерительных преобразователей АСДТУ;

4. реконструкцию ячейки № 603 РУ-6 кВ ПС 35/6 кВ Красный Бор в части замены трансформаторов тока на трансформаторы тока большего номинала.

Департаментом в адрес ПАО «Россети Центр» был направлен запрос (от 23.08.2021 № 2607/8) о наличии в инвестиционной программе на 2021-2025 гг. мероприятий, предусмотренных техническими условиями № 20673840, являющимися приложением к договору № 42102873 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. ПАО «Россети Центр» на соответствующий запрос направлен ответ, согласно которому мероприятия, предусмотренные техническими условиями № 20673840 к договору № 42102873, в инвестиционной программе на 2021 – 2025 гг. ПАО «Россети Центр» отсутствуют.

Также в письменном мнении (исх. от 27.09.2021 № 2983/8) Департамент указывает, что Ассоциацией «НП Совет рынка» высказаны замечания по учету расходов на выполнение услуги технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации в плате за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

В связи с чем, расходы на выполнение услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации учтены Департаментом в размере 10 830 руб. (подготовка и выдача сетевой организацией технических условий С1.1. – 4 892 руб., проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий С1.2. – 5 938 руб. в соответствии с постановлением Департамента от 24.12.2020 № 315), расходы на выполнение организацией мероприятий связанных со строительством в размере 1 656 795,05 руб. (без НДС) подлежат учету при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктами 32, 87 Основ ценообразования № 1178.

По результатам анализа материалов, представленных сторонами в рамках рассмотрения разногласий, ФАС России отмечает следующее.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона № 35-ФЗ с 1 января
2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики включаются в состав платы за технологическое присоединение с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования № 1178. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации на инвестиции, которые связаны с фактическим осуществленным технологическим присоединением, в том числе не учтенные в инвестиционной программе, за исключением включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в плату за технологическое присоединение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования № 1178, не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные требования не применяются в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Согласно ТУ № 20673840, максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств Заявителя составляет 280 кВт по III категории надежности по одной точке присоединения, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя составляет 651,38 кВт по II категории надежности.

Таким образом, расходы на выполнение услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации в части выполнения мероприятий, связанных со строительством, являются расходами, связанными с развитием существующей инфраструктуры, и подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между филиалом АО «Оборонэнерго» - «Волго-Вятский» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

отказать АО «Оборонэнерго в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (рег. от 20.09.2021 № 157355/21).

 

 

Связанные организации

Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике
ИНН 6730029638, ОГРН 1026701441568
Смоленское УФАС России
ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615
АО "Оборонэнерго" филиал "Волго-Вятский"
ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230