Предписание №СП/91188/17 без аннотации от 25 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ г. Москва Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев жалобу филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» (далее - Заявитель) от 21.03.2017 № МР2/34-01-03-2268 (вх. от
УСТАНОВИЛ: При утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2017 год величина сглаживания НВВ регулируемой организации не была учтена Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике (далее - ГКТ Псковской области) в полном объеме. В соответствии с Протоколом заседания ГКТ Псковской области от 30.12.2016 |
№ 64, величина сглаживания НВВ филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» на 2017 год должна была составить 1 513 261,9 тыс. руб., в том числе за 2011 г. 596 114 тыс. руб. и за 2012-2017 гг. 917 147,9 тыс. руб. По мнению Заявителя, ГКТ Псковской области своими действиями нарушил основы и принципы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренные Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее - Методические указания), не исполнив обязанности по включению в НВВ 2017 года перераспределенные в целях сглаживания роста тарифов в 2011 - 2016 годах величины НВВ в экономически обоснованном размере. Рассмотрев позицию Заявителя, а также письменные объяснения органа регулирования, ФАС России установлено следующее. Расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с указанными Основами ценообразования и Методическими указаниями. Регулируемые тарифы устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования (пункт 33 Основ ценообразования). Согласно пункту 37 Основ ценообразования, при установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. В этом случае перераспределяемые величины необходимой валовой выручки включаются в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом нормы доходности инвестированного капитала. |
2 |
В силу абзаца 15 пункта 37 Основ ценообразования при корректировке цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов величина перераспределения необходимой валовой выручки включается в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом фактического финансирования инвестиционных программ в порядке, установленном методическими указаниями. Пунктом 39 Методических указаний предусмотрено, что весь произведенный размер сглаживания подлежит возмещению регулируемой организации в последний год долгосрочного периода регулирования. Согласно пункту 40 Методических указаний величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания роста тарифов, в последний год долгосрочного периода регулирования, определяется также с учетом результатов исполнения инвестиционных программ регулируемых организаций. Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7 Основ ценообразования, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены (далее также - неучтенные расходы), или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам (далее также
|
3 |
годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации. Исходя из системного толкования указанных положений пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия «период регулирования» как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение 5 лет начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, в котором они были выявлены. При этом, перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования. Следовательно, величина сглаживания НВВ, произведенного в целях сглаживания роста тарифов, подлежит учету в том числе в течении текущего долгосрочного периода регулирования, с учетом фактического финансирования инвестиционной программы филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго». Кроме того ФАС России отмечает, что согласно пункту 4.3.4 Положения о Министерстве энергетике Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400 Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет полномочия по контролю в установленной сфере деятельности за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 утверждены Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила). Учитывая вышеизложенное, при учете величины сглаживания НВВ, органу регулирования необходимо также учитывать результаты осуществления |
4 |
Министерством энергетики Российской Федерации контроля за реализацией инвестиционной программы регулируемой организации, предусмотренного указанными Правилами. По результатам рассмотрения жалобы филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», ФАС России установлено, что в нарушение положений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, органом регулирование не была возвращена величина сглаживания НВВ регулируемой организации в порядке предусмотренном действующим законодательством, в том числе не был проведен анализ фактического финансирования инвестиционной программы и не были учтены результаты контрольных мероприятий, проведенных Министерством энергетики Российской Федерации, что свидетельствует о допущенных Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике нарушениях. На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ПРЕДПИСЫВАЕТ:
|
5 |
законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:
|
С.А. Пузыревский |