Решение №СП/72074/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между ПАО «Р... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи и.о. заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, заместителя генерального директора по правовому и корпоративному управлению ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по тарифообразованию – начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по правовому обеспечению - начальника департамента ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, начальника управления правового обеспечения реализации услуг ПАО «Россети Ленэнерго» <...>., представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, заместителя председателя Комитета – начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии <...>, заместителя начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии - начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, начальника отдела организационно-правового обеспечения Комитета <...>, заместителя начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>, консультанта отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики ПАО «Россети Ленэнерго» (рег. от 28.03.2022 № 55104/22).

Заявление ПАО «Россети Ленэнерго» рассмотрено ФАС России
в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики приказом от 30.12.2021 № 608-п размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушной линии на железобетонных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением от 50 до 100 включительно, одноцепной на уровне напряжения 0,4 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам, за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Ленинградской области на 2022 г. установлен в размере 1 515 810,00 руб./км.

Размер стандартизированной тарифной ставки, который Заявитель считает экономически обоснованным, составляет 1 921 820,93 руб./км.

Величина спора таким образом составляет 406 010,93 руб./км.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), а также Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее – Методические указания № 1135/17).

Согласно статье 23.2 Закона об электроэнергетике, стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с Основами ценообразования № 1178.

Пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 установлено, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1135/17.

Согласно пункту 22 Методических указаний № 1135/17, стандартизированные тарифные ставки на технологическое присоединение к электрическим сетям утверждаются в ценах периода регулирования едиными для всех территориальных сетевых организаций по субъекту Российской Федерации с разбивкой согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17.

Формирование указанных ставок, согласно пункту 23 Методических указаний № 1135/17, осуществляется исходя из представленных сетевыми организациями расходов по каждому мероприятию согласно приложению 1 к Методическим указаниям № 1135/17.

Отмечаем, что согласно пункту 32 Основ ценообразования № 1178, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и (или) демонтажа) объектов электроэнергетики, учитываемый при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации (далее – УНЦ).

Согласно пункту 27 Методических указаний № 1135/17, расчет стандартизированной тарифной ставки, рассматриваемой в настоящем заявлении, осуществляется исходя из выборки за каждый год (n-4; n-3; n-2) расходов территориальных сетевых организаций на строительство объектов электросетевого хозяйства, а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности), значения которых не ниже предельного минимального уровня и не превышают предельный максимальный уровень таких расходов, определяемые по формулам:

 

,

,

где:

соответственно предельный максимальный и минимальный уровень расходов территориальных сетевых организаций на строительство 1 км воздушной линии (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t)), тыс. руб./км.

средняя арифметическая величина расходов территориальных сетевых организаций на строительство 1 км воздушной линии (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t)), тыс. руб./км;

стандартное отклонение, рассчитываемое по формуле:

 

где:

средняя арифметическая величина экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций на строительство, а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t) соответственно 1 км воздушной линии, 1 км кабельной линии, пунктов секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов) в расчете на 1 устройство, трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ в расчете на 1 кВт, центров питания, подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) в расчете на 1 кВт, 1 точки учета, тыс. руб./км, тыс. руб./шт., тыс. руб./кВт или тыс. руб. на точку учета;

расходы (пообъектно) территориальной сетевой организации на строительство, а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t) соответственно 1 км воздушной линии, 1 км кабельной линии, пунктов секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов) в расчете на 1 устройство, трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ в расчете на 1 кВт, центров питания, подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) в расчете на 1 кВт, 1 точки учета, тыс. руб./км, тыс. руб./шт., тыс. руб./кВт или тыс. руб. на точку учета;

количество исходных значений расходов на строительство, а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t) соответственно 1 км воздушной линии, 1 км кабельной линии, пунктов секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов) в расчете на 1 устройство, трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ в расчете на 1 кВт, центров питания, подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) в расчете на 1 кВт, 1 точки учета.

По данным, включенным в выборку в соответствии с настоящим пунктом за каждый год (n-4; n-3; n-2), регулирующим органом определяется среднее арифметическое значение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства, а также расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) по формуле:

 

где:

- среднее по выборке, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, значение расходов на строительство 1 км воздушной линии (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t)), за год y, тыс. руб./км;

- величина расходов на строительство 1 км воздушной линии (с дифференциацией по уровням напряжения (s), а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6 к Методическим указаниям № 1135/17 дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t)), включенных в выборку, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, за год y, тыс. руб./км;

- количество значений величин расходов на строительство, а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (с дифференциацией по уровням напряжения (s),
а также в соответствии с определенной согласно приложению № 6
к Методическим указаниям № 1135/17 дифференциацией в зависимости от вида используемого материала и (или) способа выполнения работ (t) соответственно 1 км воздушной линии, 1 км кабельной линии, пунктов секционирования (реклоузеров, распределительных пунктов, переключательных пунктов) в расчете на 1 устройство, трансформаторных подстанций (ТП), за исключением распределительных трансформаторных подстанций (РТП), распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ в расчете на 1 кВт, центров питания, подстанций уровнем напряжения 35 кВ и выше (ПС) в расчете на 1 кВт, 1 точки учета, включенных в выборку, определяемую в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, за соответствующий год (y).

Расчет стандартизированной тарифной ставки таким образом производится с учетом вышеизложенных расчетных значений по формуле:

 

 

где:

, - фактический индекс цен производителей, определенный для подраздела «Строительство» раздела «Капитальные вложения (инвестиции)», публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации за год №-3 и №-2 соответственно (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен на соответствующий год);

, – индекс цен производителей, определенный
для подраздела «Строительство» раздела «Капитальные вложения (инвестиции), публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации на год №-1 и № соответственно (при отсутствии данного индекса используется индекс потребительских цен на соответствующий год);

Исходя из смысла и взаимосвязи указанных выше положений следует, что Орган регулирования при расчете стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушной линии на железобетонных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением от 50 до 100 включительно, одноцепной на уровне напряжения 0,4 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам, обязан формировать расчетные значения исходя из среднеарифметических величин выборки пообъектного перечня расходов всех сетевых организаций за предшествующие периоды регулирования по формулам, приведенным
в пункте 27 Методических указаний № 1135/17.

По результатам анализа представленных сторонами материалов
ФАС России отмечает следующее.

Согласно поступившим материалам, ПАО «Россети Ленэнерго» в целях установления стандартизированной тарифной ставки на строительство воздушной линии на железобетонных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением от 50 до 100 включительно, одноцепной на уровне напряжения 0,4 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам, на территориях, не относящихся к населенным пунктам, направило
в Орган регулирования представлены фактические данные за 2018-2020 годы по 614 объектам общей протяженностью 260,11 км.

В нарушение пункта 27 Методических указаний №1135/17 ЛенРТК при расчете исключены объекты ПАО «Россети Ленэнерго», по которым фактические расходы на строительство превышают величину, рассчитанную ЛенРТК по укрупненным нормативам цен типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства (далее – УНЦ), утвержденным приказом Минэнерго России от 17.01.2019 № 10.

В случае превышения фактических расходов на строительство над УНЦ стоимость объекта строительства должна учитываться в расчете стандартизированной ставки в размере УНЦ в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

По данным регулируемой организации из заявленных объектов Органом регулирования были исключены 103 из 614 объектов строительства ВЛ. Перечень исключенных объектов приложен Органом регулирования в письме № КТ-3-637/2022 без обосновывающих расчетов.

Сообщаем также, что письмом № 31/51635/22 от 27.05.2022 ФАС России у Комитета дополнительно были запрошены копии расчета спорных тарифных ставок с пояснениями и приложением подтверждающих документов.

Отмечаем, что отзыв Органа регулирования и материалы в приложении к ответу на указанный выше запрос не содержат в себе расчетных файлов,
из чего не представляется возможным определить полноту и достоверность произведенного расчета стандартизированной ставки, в том числе оценить справедливость произведенной выборки по превышению максимального
и минимального уровня расходов на строительство объектов ВЛ.

Одновременно с этим, в ходе анализа представленной Комитетом сводной таблицы по расчету спорной стандартизированной тарифной ставки ФАС России установила, что Орган регулирования при формировании расчетных величин (, ,) в нарушение пункта 27 Методических указаний № 1135/17 произвел вычисления средней арифметической величины расходов () пообъектно отдельно для каждой организации, что привело к искажению итоговой величины оспариваемой в заявлении ставки.

Учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим статью 23.2. Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 27 Методических указаний
по определению размера платы за технологическое присоединение
к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17.

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики устранить нарушения положения статьи 23.2. Федерального закона
от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 27 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение
к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17, при определении размера стандартизированной тарифной
ставки на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушной линии на железобетонных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением от 50 до 100 включительно, одноцепной на уровне напряжения 0,4 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам, и произвести перерасчет соответствующей ставки в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики
в срок до 01 сентября 2022 года пересмотреть на основании пункта 3
настоящего решения размер стандартизированной тарифной ставки
на покрытие расходов сетевой организации на строительство воздушной линии на железобетонных опорах изолированным алюминиевым проводом сечением от 50 до 100 включительно, одноцепной на уровне напряжения 0,4 кВ на территориях, не относящихся к городским населенным пунктам.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  1. 2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 28.03.2022 № 55104/22).

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертных заключений об установлении стандартизированных тарифных ставок, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ПАО «Россети Ленэнерго»
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628