Предписание №СП/54442/20 ПРЕДПИСАНИЕ по рез-м проверки РЭК Кузбасса (ООО «КЭнК») от 29 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки ФАС России от 23.08.2019 № 123), возражения органа регулирования, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (далее – ООО «КЭнК», регулируемая организация) на 2015, 2017-2019 годы,

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее – Комиссия, регулирующий орган) от 31.12.2016 № 753, от 31.12.2017 № 778, от 31.12.2018 № 781 для ООО «КЭнК» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области, НВВ регулируемой организации на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.

При определении величины необходимой валовой выручки на 2017, 2018 и 2019 годы регулирующим органом использовался метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при этом 2015 год является базовым годом долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годы.

Необходимая валовая выручка ООО «Кузбасская энергосетевая компания» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области, установлена Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в размере:

на 2017 г. – 4 477 156,05 тыс. руб.;

на 2018 г. – 4 651 053,17 тыс. руб.;

на 2019 г. – 5 047 735,15 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2017, 2018 и 2019 годы в разрезе статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.

 

Подконтрольные расходы

Подконтрольные расходы определены Комиссией на 2017-2019 годы исходя из индекса роста цен на 2017-2019 годы и индекса изменения объема условных единиц:

на 2017 год – 2 503 353,83 тыс. руб.;

на 2018 год – 2 594 721,80 тыс. руб.;

на 2019 год – 2 829 721,82 тыс. руб.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования № 1178 тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

- базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

- индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования;

- уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования № 1178 и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Базовый уровень подконтрольных расходов и долгосрочные параметры регулирования для регулируемой организации на долгосрочный период 2015-2019 годы установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.12.2014 № 952 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2013 № 724 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций».

В связи с тем, что 2017, 2018 и 2019 годы являются соответственно третьим, четвертым и пятым годами долгосрочного периода регулирования (2015 – 2019 годы) для проверки обоснованности величины и состава подконтрольных расходов, учтенных регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы, ФАС России проанализировано «Экспертное заключение по материалам, представленным ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (г. Кемерово) для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии, реализуемой на потребительском рынок на 2015 год».

 

2015 год

Материальные затраты

Сумма материальных затрат, принятая регулирующим органом, составляет 361 013,12 тыс. руб., из них на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо – 192 268,12 тыс. руб., на работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) – 168 745,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В соответствии с п. 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с п. 29 настоящего документа.

В соответствии с пп. 1 п. 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 настоящего документа).

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Согласно предложению регулируемой организации на 2015 год расходы по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» составят 251 690,40 тыс. руб., расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» составят 198 458,30 тыс. руб.

В обоснование расходов регулируемой организацией в материалах тарифного дела на долгосрочный период 2015-2019 год представлены расчетные и обосновывающие материалы по статьям затрат:

- расходы по содержанию транспорта (горюче-смазочные материалы, шины, аккумуляторы, фильтры, зап.части, другие заменяемые части и оборудование автомобилей, услуги сторонних организаций по обслуживанию и ремонту транспортных средств и устройств, установленных на транспорте, обслуживание и освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов, услуги по тех. осмотру и др.) в сумме 119 479,0 тыс. руб.;

- расходы на материалы по охране труда, обеспечению нормальных условий труда (приобретение спец.одежды, спец.обуви, средств индивидуальной защиты, спецмолоко, смывающие и обезвреживающие средства, приобретение медикаментов, аптечек, оборудование для медицинских кабинетов, приобретение плакатов, тренажеров, стендов, обучающих программ, фильмов и других материалов для учебных классов, бланков удостоверений и др.) в сумме 30 263,3 тыс. руб.;

- расходы по приобретению имущества стоимостью до 40 тыс. руб. и сроком использования более 1 года и списываемых единовременно на производство (приборы и производственный инструмент, мебель, компьютерная, копировальная и другая оргтехника, приборы и оборудование для автомобилей и др.) в сумме 27 955,50 тыс. руб.;

- расходные материалы для компьютерной и другой оргтехники в сумме 6 061,70 тыс. руб.;

- расходы на материалы для обслуживания и ремонта электросвязи, сигнализаций, систем видеонаблюдения в сумме 8 621,9 тыс. руб.;

- расходы на материалы для отдела баланса электроэнергии (опломбировочный материал, материалы по установке учетов в ТП, РП, контрольных приборов учета и др.) в сумме 42 484,0 тыс. руб.;

- расходы на материалы и оборудование для обеспечения работы систем учета электроэнергии с возможностью дистанционного снятия показаний и телемеханики в сумме 1 252,2 тыс. руб.;

- расходы на материалы, кроме относимых в ремонтный фонд (хозяйственные и строительно-ремонтные материалы на содержание производственных и подсобных помещений, мелкий хоз. инвентарь, моющие и дез. средства, замена батареек и др., материалы для Прокопьевского цеха ремонта трансформаторов) в сумме 12 728,30 тыс. руб.;

- расходы на вспомогательные материалы (расходы по водоснабжению и канализации, приобретение угля для отопления помещений, услуги жилищных организаций по содержанию мест общего пользования (подъездов в многоквартирных домах и т.п.), услуги по вывозу и утилизации ТБО, услуги по вывозу и передаче на очистку ЖБО, расходы по дезинфекции, дезинсекции, дератизации) в сумме 2 844,60 тыс. руб.;

- расходы на услуги по обеспечению передачи электрической энергии в сумме 140 890,90 тыс. руб.;

- расходы на работы, услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями (услуги по сертификации электроэнергии, по периодическому контролю сертифицированной электроэнергии, услуги по тех. освидетельствованию энергообъектов, услуги по тех. обследованию зданий и сооружений, услуги по проведению экспертиз для осуществления деятельности по передаче электроэнергии, услуги сторонних организаций по обслуживанию охранной зоны электросетевого хозяйства, услуги по ремонтным работам в производственных, вспомогательных помещениях и по благоустройству территорий баз, обслуживание и ремонт компьютерной и другой оргтехники, ремонт производственного инструмента, хоз. инвентаря, обслуживание ККМ, замена и активизация ЭКЛЗ, гидрометеорологические услуги, межевание, установка охранных зон линий электропередач, техническая инвентаризация и другие услуги при подготовке к оформлению в собственность недвижимого имущества, обслуживание кондиционеров, ремонт пластиковых конструкций окон, дверей, офисной мебели и прочие услуги) в сумме 53 115,50 тыс. руб.;

- расходы на услуги по испытанию, поверке приборов, оборудования и другие услуги ФБУ «Кемеровский ЦСМ» в сумме 1 701,00 тыс. руб.;

- расходы на транспортные услуги сторонних организаций в сумме 808,80 тыс. руб.;

- расходы по промышленной экологии (анализы и замеры, контроль эффективности ПГУ, мониторинг атмосферного воздуха, получение нормативно-технической документации, утилизация отходов, кроме ТБО, ЖБО) в сумме 1 942,10 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2015 год экспертами предлагается принять расходы в сумме 361 013,12 тыс. руб., «…согласно обоснованных данных».

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 23 Правил, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, не проведен анализ рыночных цен на материалы и экономической обоснованности представленных организацией документов.

В отношении расходов на содержание автотранспорта ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих материалов отсутствуют утвержденные на предприятии нормы расхода/запаса топлива и ГСМ, документы, подтверждающие фактические объемы транспортной работы (путевые листы, сводные ведомости фактического учета топлива), в экспертном заключении отсутствует анализ представленных договоров на предмет необходимости эксплуатации и содержания автотранспортных средств и учета в составе НВВ соответствующих расходов в части регулируемой деятельности, а также расчет количества необходимых автотранспортных средств в соответствии с обслуживаемой организацией площадью территории.

В части расходов на материалы ФАС России отмечает, что в материалах дела отсутствуют утвержденные нормы выдачи спецодежды и спецобуви с указанием профессии и количества работников, утвержденные графики закупки спецодежды и спецобуви, аптечек, знаков, мебели, оргтехники, приборов, оборудования и пр. в соответствии с установленными сроками использования, расчетные материалы, обосновывающие расходы на приобретение компьютерной и прочей оргтехники, анализ экономической обоснованности данных расходов.

В отношении расходов на техническое обслуживание электросетевого хозяйства в г. Белово ФАС России отмечает, что в экспертном заключении отсутствует анализ экономической обоснованности и целесообразности передачи функций на аутсорсинг, информация об обслуживаемом имуществе и отсутствии дублирования указанного имущества и расходов на него при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Беловская горэлектросеть».

В отношении расходов на сертификацию ФАС России отмечает, что законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, постановления Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2016 № 305-АД15-19783 и от 13.05.2016 № 305-АД17-20505 не содержат положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии. Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 № 36 «О правилах проведения сертификации электрооборудования» утверждены Правила по сертификации. Правила проведения сертификации электрооборудования (далее— Правила). Пунктом 8.4 Правил предусмотрено, что обязательная сертификация электрической энергии производится по схемам 3, 3а, 5, 10, 10а с учетом специфики, характерной для данного вида продукции.

Следует учитывать, что указанные схемы 3, 3а, 5, 10, 10а утверждены постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации», которое утратило силу в соответствии с изданием приказа Минпромторга России от 05.04.2017 № 1037.

Вместе с тем, действовавшая ранее схема 10 предусматривала использование декларации энергоснабжающей организации о соответствии и проведении экспертизы организационно-методических и технических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электрической энергии установленным требованиям к ее качеству, и протоколов контроля качества электрической энергии, проведенного этой энергоснабжающей организацией в распределительных электрических сетях и центрах питания, заявляемых на сертификацию.

В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетики, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение потребителей вне зависимости от наличия (отсутствия)сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

В отношении расходов на энергоаудит зданий и сооружений, объектов электросетевого комплекса, техническое освидетельствование зданий и сооружений в размере 6 710 тыс. руб. ФАС России отмечает, что в материалах дела отсутствует план-график на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг., а также анализ необходимости ежегодного проведения указанной диагностики, экономической обоснованности и целесообразности передачи функций на аутсорсинг, информация о проведении данных мероприятий и их результатов в предыдущем периоде регулирования.

Учитывая, что данные расходы носят разовый характер, они подлежат исключению из базового уровня операционных расходов 2015 года и включению в неподконтрольные расходы с проведением дополнительного анализа.

Расходы на услуги по ремонтным работам в производственных, вспомогательных помещениях и по благоустройству территорий баз (кроме относимых в ремонтный фонд) в размере 1 886,9 тыс. руб. относятся к мероприятиям инвестиционного характера, в связи с чем подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

Расходы на услуги сторонних организаций по обслуживанию охранной зоны электросетевого хозяйства (подрезке деревьев, очистка территории и т.д.) в размере 6 066,4 тыс. руб. являются экономически неподтвержденными (отсутствуют договоры на регулируемый период) и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

В отношении расходов на оформление охранных зон, межевание, техническую инвентаризацию и другие услуги при подготовке к оформлению в собственность недвижимого имущества ФАС России отмечает, что в материалах дела отсутствует план-график на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг., а также анализ необходимости ежегодного проведения указанных мероприятий, информация о проведении данных мероприятий и их результатов в предыдущем периоде регулирования.

В отношении расходов на транспортные услуги сторонних организаций, по промышленной экологии, прочим услугам производственного характера отсутствует анализ необходимости и экономической обоснованности несения данных расходов.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статьям «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Работы и услуги производственного характера» и отразить в экспертном заключении.

 

Затраты на оплату труда

Сумма затрат на оплату труда, принятая регулирующим органом на 2015 год, составляет 1 308 094,20 тыс. руб.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ООО «КЭнК» не является членом отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации.

В обоснование расходов были представлены в адрес регулирующего органа следующие обосновывающие материалы:

1) расчеты нормативной, плановой численности на 2015-2019 годы по головному офису и 23 филиалам;

2) копия отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы;

3) копия Коллективного договора ООО «Кузбасская энергосетевая компания» на 2013-2015 годы;

4) копия Положения об оплате труда руководителей, специалистов, служащих, работников-совместителей и рабочих Общества и филиалов «Энергосеть» ООО «КЭнК»;

5) копии Положений о премировании руководителей, специалистов и служащих аппарата управления и рабочих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и филиалов «Энергосеть»;

6) копия Положения о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет в ООО «КЭнК»;

7) копия Положения о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год работникам Общества и филиалов ООО «КЭнК»;

8) форма П1.16;

9) расчет тарифного коэффициента на 2015 год;

10) расчет процента выплат, связанных с режимом работы и условиями труда на 2015 год;

11) данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций;

12) уведомление УФНС России по Кемеровской области о предоставлении пояснений о размере начисленной среднемесячной заработной плате за 2013 год по ООО «КЭнК».

Как следует из экспертного заключения, регулирующим органом затраты на оплату труда учтены исходя из среднемесячной заработной платы в размере 29 662,00 руб. и численности 3 675 чел. Средняя заработная плата принята на уровне аналогичных электросетевых компаний Кемеровской области, численность изменена в связи с необходимостью обслуживания пунктов приема платежей и обслуживания потребителей области (как держателя энергокотла).

В соответствии со статистической отчетностью по форме П-4 за 2013 год численность составила 3 560 человек, средняя заработная плата составила 27 789,83 руб./чел.

В соответствии с пояснениями органа регулирования изменение численности относительно фактически сложившейся за 2013 год обусловлено:

- приростом количества условных единиц на 709,5 у.е. – 35,6 чел.;

- выполнением требований приказа Министерства энергетики РФ от 15.04.2014 № 186 в размере 17 человек;

- приобретением и эксплуатацией установки горизонтально-направленного бурения (ГНБ), необходимую для бурения траншей – 4 человек;

- увеличением объемов ремонтной программы, выполняемой в основном хозяйственным способом;

- изменением модели взаиморасчетов ТСО в Кемеровской области – 18 человек.

Между тем, расходы на сотрудников для работы с установкой ГНБ относятся к другому регулируемому виду деятельности – оказанию услуг по технологическому присоединению, в связи с чем подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

Расходы на оплату труда, связанные с изменением модели взаиморасчетов ТСО в Кемеровской области, являются экономически неподтвержденными и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2015 год отсутствует анализ фактической численности работников ООО «Кузбасская энергосетевая компания», фактических затрат на оплату труда в 2013 году, обоснование роста количества сотрудников на 115 человек и заработной платы, не представлен анализ экономической обоснованности плановых расходов в соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178  и п. 23 Правил № 1178, анализ расходов в соответствии с формой П. 1.16 Приложения к Методическим указаниям № 20-э/2.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Затраты на оплату труда» и отразить в экспертном заключении.

 

Прочие расходы

Сумма затрат по данной статье, принятая регулирующим органом, составляет 426 319,97 тыс. руб., в том числе на ремонт основных фондов – 317 601,50 тыс. руб. (на уровне заявки регулируемой организации), на оплату работ и услуг сторонних организаций – 5 557,20 тыс. руб., на страхование – 22 039,59 тыс. руб., на другие прочие расходы – 81 115,69 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178   в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются:

1) расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ;

2) расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг;

3) отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке;

4) плата за нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

5) плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. Расходы на аренду (лизинг) в отношении объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404
«О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», учитываются при установлении тарифов в размере, определенном в договоре аренды (лизинга). При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с
пунктами 34 и 38 Основ ценообразования;

6) расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов;

7) расходы на обучение персонала;

8) расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности;

9) отчисления на проведение мероприятий по надзору и контролю, производимые гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население и приравненные к нему категории потребителей, по утверждаемым в установленном порядке нормативам;

10) расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно Экспертному заключению на 2015 год в составе статьи «Прочие расходы» при определении необходимой валовой выручки регулирующим органом включены подстатьи:

- ремонт основных фондов;

- оплата работ и услуг сторонних организаций;

- расходы на командировки и представительские;

- расходы на подготовку кадров;

- расходы на страхование;

- другие прочие расходы.

В обоснование затрат на ремонт основных фондов в 2015 регулируемой организацией были предоставлены следующие материалы:

- перспективные (пятилетние на 2015-2019 годы) графики проведения ремонтных работ (отдельно по филиалам);

- программа ремонтного обслуживания основных производственных фондов на 2015 год;

- график проведения ремонтов на 2015 год;

- однолинейные схемы электрических сетей;

- документацию, обосновывающую необходимость ремонтов оборудования, а также ремонтов зданий и сооружений (акты обследования, отчеты специализированных организаций о диагностике энергетического оборудования, ведомости дефектов (акты дефектации), протоколы испытаний оборудования и т.д.);

- локальные сметные расчеты стоимости ремонтов;

- ведомости потребности материалов;

- подтверждение стоимости материально-технических ресурсов, не учтенных сметными расценками (протоколы проведенных закупочных процедур и заключенные в результате их проведения договоры поставки, данные с электронных торговых площадок, конкурентные листы и т.д.).

В составе обосновывающих материалов отсутствуют акты выполненных работ (оказанных услуг) за отчетные годы, данные бухгалтерского учета за отчетный 2013 год, документальное подтверждение цен, применяемых в расчетах затрат на период регулирования. В перспективных графиках проведения ремонтных работ на 2015-2019 гг. не представлен объем выполняемых работ.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлена расшифровка принятых расходов, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178.

Также ФАС России отмечает, что анализ расходов по данной подстатье должен производиться регулирующим органом в том числе в соответствии с ремонтной программой регулируемой организации на весь долгосрочный период, дефектными ведомостями, а также регламентными сроками производимых ремонтных работ.

На основании вышеизложенного, принятые расходы по подстатье «Ремонт основных фондов» на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Согласно Экспертному заключению на 2015 год по подстатье «Расходы на страхование» регулирующим органом в НВВ ООО «КЭнК» учтены затраты в размере 22 262,21 тыс. руб.

В обоснование затрат в адрес регулирующего органа были предоставлены следующие материалы:

- расчет затрат на страхование на период регулирования (2015-2019 годы);

- копия договора оказания услуг от 05.02.2014 № 21.07/МС-42КЕ/218/14 с ООО «Страховая группа «Компаньон» на добровольное медицинское страхование на общую сумму 12 796,1 тыс. руб.;

- копия договора страхования имущества от 01.01.2013 № ИМЮ9301 с ЗАО СК «Авангард Полис» на общую сумму 2 000,00 тыс. руб.;

- копия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 01.03.2014 с ЗАО «СГ «Уралсиб» с приложением реестра застрахованного автотранспорта;

- копия договора комбинированного страхования средств наземного транспорта от 02.07.2013 № 400.12/974/13 с ООО «СК «Согласие» на общую сумму 1 440,5 тыс. руб.;

- копия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 21.02.2014 № 64208020-4205109750-210214 с ООО «Росгосстрах» на общую сумму 373,8 тыс. руб.;

- копия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 23.01.2014 № 64208020-4205109750-230114 с ООО «Росгосстрах» на общую сумму 21,00 тыс. руб.;

- копия договора страхования гражданской ответственности членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 13.11.2013 года № 4241267 с ООО «Росгосстрах» на общую сумму 32,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлена расшифровка принятых расходов по данной подстатье, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, отсутствует анализ планируемых расходов по видам страхования.

Также ФАС России отмечает, что включение затрат по добровольным видам страхования в НВВ регулируемой организации не предусмотрено действующим законодательством в области регулирования цен (тарифов).

Расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) в размере 4 340,1 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в связи с отсутствием в экспертном заключении анализа участия застрахованных автотранспортных средств в регулируемой деятельности.

В соответствии с представленным договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 01.03.2014 ориентировочная стоимость составляет 3 697,87 тыс. руб., что меньше учтенных органом регулирования расходов.

В представленном приложении № 1 к договору от 01.03.2014 в перечень транспортных средств, подлежащих страхованию, включены автомобили представительского класса такие как Volkswagen Tuareg, Toyota Camry, Volkswagen Passat, Lexus LX 570, Land Rover Range Rover Sport и другие, что является экономически необоснованным.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Расходы на страхование» с исключением из НВВ регулируемой организации расходов по добровольным видам страхования (КАСКО, ДМС, страхование имущества, не участвующего в производственном процессе).

Согласно Экспертному заключению на 2015 год по подстатье «Оплата работ и услуг сторонних организаций» регулирующим органом в НВВ ООО «КЭнК» учтены затраты в размере 5 557,20 тыс. руб. (на уровне заявки регулируемой организации) согласно заключенному с ОАО «Агентство энергетических экспертиз» договору от 14.08.2012 № 09-04/13.

Расходы на прочие виды страхования в размере 34 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов, т.к. данные расходы не носят обязательный характер.

ФАС России отмечает, что оказание услуг по передаче электрической энергии является основным видом деятельности ООО «КЭнК», соблюдение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе подготовка предложения об установлении цен (тарифов), является обязанностью менеджмента ООО «КЭнК».

Учитывая вышеизложенное, расходы на экспертизу расчета необходимой валовой выручки на передачу электрической энергии не носят обязательный характер и подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов ООО «КЭнК» на 2015 год.

Согласно Экспертному заключению на 2015 год в составе подстатьи «Другие прочие расходы» регулирующим органом учтены расходы по охране труда, обеспечению нормальных условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда, предварительный и периодический медосмотр, вакцинация, приобретение нормативной литературы, замеры вредных факторов производственной среды и др.), расходы на противопожарные мероприятия и гражданскую оборону (оборонно-противопожарные мероприятия и по ГО ЧС), расходы по программному обеспечению (обновление баз данных - КонсультантПлюс, Гарант, Win РИК, программные продукты для обеспечения работы офисов и систем АСКУЭ,  электронная сдача отчетности (Контур-Экстерн)), расходы на почтовые и телеграфные отправления (ЦОК), прочие в сумме 81 115,69 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит расшифровку принятых расходов по подстатьям затрат, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178, отсутствует анализ экономической обоснованности расходов с отражением части расходов, относящейся на регулируемый вид деятельности.

В связи с отсутствием в Экспертном заключении на 2015 год анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по подстатье «Другие прочие расходы».

Кроме того, в состав других прочих расходов включены затраты на оплату листков нетрудоспособности в размере 6 035,9 тыс. руб.

Между тем, учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на оплату труда учитывают в том числе пособия по временной нетрудоспособности.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В этой связи расходы на оплату листков нетрудоспособности в размере 6 035,9 тыс. руб. являются экономически необоснованными и подлежат исключению из базового уровня операционных расходов.

Представительские расходы в размере 94,6 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов как экономически необоснованные.

Расходы по получению лицензий, разрешений в государственных органах в размере 14 042,3 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому обоснованию с указанием отнесения по регулируемым видам деятельности и перенесению расходов за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, недвижимое имущество из подконтрольных в неподконтрольные расходы.

Расходы на юридические, консультационные, информационные услуги в размере 150,0 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки как экономически неподтвержденные (в связи с отсутствием расчетов и договоров на долгосрочный период регулирования).

На основании вышеизложенного, принятые по статье «Прочие расходы» затраты на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением анализа принятых затрат по подстатьям с исключением из НВВ регулируемой организации экономически необоснованных расходов.

 

Подконтрольные расходы из прибыли

Сумма затрат по данной статье, принятая регулирующим органом составляет 38 928,50 тыс. руб.

В соответствии с п. 19 Основ ценообразования № 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;

2) другие расходы из прибыли после уплаты налогов;

3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;

4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Регулирующим органом в составе расходов из прибыли приняты следующие статьи затрат:

1) прибыль на социальное развитие в размере 7 023,80 тыс. руб.;

2) прибыль на поощрение в размере 28 088,70 тыс. руб.;

3) прибыль на прочие цели в размере 3 816,00 тыс. руб.

При этом в возражениях органа регулирования указана другая величина, учтенная в базовом уровне подконтрольных расходов, а именно 37 559 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение не содержит анализ по данным подстатьям затрат, не представлена расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат с отражением части расходов, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования и п. 23 Правил.

Также ФАС России отмечает, что расходы на проведение соревнований и конкурсов профмастерства, спартакиад, мероприятий на празднование Дня Энергетика, на приобретение сувенирной продукции, расходы на приобретение подарков, цветов для работников сторонних организаций, проведение конференций, расходы на рекламу и PR подлежат исключению из НВВ регулируемой организации на 2015 год, как расходы, не относящиеся к регулируемому виду деятельности.

На основании вышеизложенного, принятые по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» затраты на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию с отражением анализа принятых затрат по подстатьям с исключением из НВВ регулируемой организации экономически необоснованных расходов.

 

2017-2019 годы

На основании вышеприведенного анализа тарифного решения 2015 года ФАС России установлено, что регулирующим органом в Экспертном заключении на 2015 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов в соответствии с п. 23 Правил № 1178. Для обоснования принятых подконтрольных расходов необходимо отразить в Экспертном заключении на 2015 год анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов с учетом требований Основ ценообразования № 1178.

В связи с вышеуказанными замечаниями, выявленными при анализе тарифного решения на 2015 год в отношении базового уровня подконтрольных расходов, не представляется возможным установить экономическую обоснованность операционных расходов в 2017-2019 годах.

При этом в соответствии с п. 34 Основ ценообразования № 1178   базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

ФАС России отмечает, что в нарушение требований п. 34 Основ ценообразования базовые операционные (подконтрольные) расходы регулируемой организации на 2015 год были определены Комиссией с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) без использования метода сравнения аналогов.

Таким образом, подконтрольные расходы в размере 2 503 353,83 тыс. руб., 2 594 721,80 тыс. руб. и 2 829 721,82 тыс. руб. на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно приняты регулирующим органом для ООО «Кузбасская энергосетевая компания» с нарушением п. 34 Основ ценообразования № 1178  и без надлежащего экономического обоснования и требуют дополнительного анализа.

 

Неподконтрольные расходы 2017-2019 годов

Плата за аренду

Расходы на аренду приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 525 140,41 тыс. руб., 525 140,41 тыс. руб. (на уровне 2017 года) и 553 433,38 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

Расчет арендных платежей по объектам основных средств в расчетном периоде регулирования регулируемой организацией с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования № 1178 не представлен. Величина арендной платы (подлежащая учету в регулируемых тарифах с учетом требования пп.5 п.28 Основ ценообразования в части электросетевого оборудования не подтверждена со стороны арендодателей.

Кроме того, подлежат исключению из необходимой валовой выручки расходы на аренду по проектам договоров аренды.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2017-2018 годы не представлена расшифровка принятых расходов в разрезе подстатей (аренда земли, аренда помещений, проч.) и анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 28, 29 Основ ценообразования и п. 23 Правил № 1178, с отражением части расходов, относящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой.

В связи с отсутствием в экспертных заключениях на 2017-2019 годы анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Плата за аренду» и отразить в экспертном заключении.

 

Налоги

Расходы на налоги приняты регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в размере 50 891,03 тыс. руб., 67 319,58 тыс. руб. и 89 711,58 тыс. руб. соответственно.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях на 2017-2019 годы не представлены расчет и расшифровка принятых сумм налогов в разрезе подстатей (транспортный, земельный водный налоги, налог на имущество, экологические платежи) и анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с п. 29 Основ ценообразования № 1178 и п. 23 Правил № 1178 с отражением части расходов, относящихся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации.

В связи с отсутствием в экспертных заключениях на 2017-2019 годы анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Налоги» и отразить в экспертном заключении.

 

Отчисления на социальные нужды

Сумма затрат по статье «Отчисления на социальные нужды», принятая регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы, составляет 466 410,19 тыс. руб., 483 433,33 тыс. руб. и 527 217,15 тыс. руб. соответственно.

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.

В экспертных заключениях регулирующего органа анализ фактического процента отчислений на социальные нужды за 2015-2018 годы отсутствует.

С учетом необходимости дополнительного анализа расходов по статье «Затраты на оплату труда» расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию.

 

Амортизация

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в сумме 386 272,10 тыс. руб., 432 600,67 тыс. руб. и 480 209,15 тыс. руб. соответственно.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено пп. 7 п. 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае, если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Кроме того, согласно статье 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения не содержат анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований
п. 27 Основ ценообразования № 1178, пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1, а также анализ на относимость объектов основных средств к регулируемому виду деятельности, отсутствует распределение расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности.

В связи с отсутствием в экспертных заключениях на 2017-2019 годы анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Амортизация» и отразить в экспертном заключении.

 

Прибыль на капитальные вложения

Затраты по данной статье учтены регулирующим органом на 2017, 2018 и 2019 годы в сумме 165 649,00 тыс. руб., 137 296,33 тыс. руб. и 127 167,00 тыс. руб. соответственно.

Согласно п. 38 Основ ценообразования № 1178 расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения не содержат анализ по данной статье затрат, в том числе в подтверждение расходов по статье «Прибыль на капитальные вложения» не представлены расчет экономически обоснованной прибыли на расчетный период регулирования, данные о корректировке инвестиционной программы, экономического обоснования потребности в средствах на реализацию инвестиционной программы и невозможности осуществить финансирование из иных источников, отчета о фактическом исполнении инвестиционных программ и фактическом использование ранее учтенных в ценах (тарифах) средств на реализацию инвестиционных программ, с приложением актов ввода основных средств (созданных в результате исполнения инвестиционных программ) в эксплуатацию и копий инвентарных карточек этих объектов основных средств, документов подтверждающих стоимость выполненных работ.

В связи с отсутствием в экспертных заключениях на 2017-2019 годы анализа учтенных затрат, регулирующему органу необходимо провести дополнительный экономический анализ расходов по статье «Прибыль на капитальные вложения» и отразить в экспертном заключении.

Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п.87 Основ ценообразования

В соответствии со п.7 Основ ценообразования № 1178 если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения 2017 - 2018 годов не содержат анализ результатов деятельности ООО «Кузбасская энергосетевая компания» за предыдущие периоды регулирования (2015 - 2016 годы).

В соответствии с экспертным заключением на 2017 год определена сумма в размере 136 863,47 тыс. руб., подлежащая учету при корректировке НВВ на 2017 год, при этом регулирующим органом не отражено на основании каких документов была определена вышеуказанная сумма. Также экспертное заключение не содержит анализ и расчет в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания 98-э).

В соответствии с экспертным заключением на 2018 год определена сумма в размере 194 359,27 тыс. руб., подлежащая учету при корректировке НВВ на 2018 год в сумме 82 490,89 тыс. руб. и на 2019 год в сумме 111 868,39 тыс. руб. При этом регулирующим органом не отражено на основании каких документов была определена вышеуказанная сумма, по каким статьям затрат выявлены экономически необоснованные расходы. Также экспертное заключение не содержит анализ и расчет в соответствии с Методическими указаниями 98-э.

В соответствии с экспертным заключением на 2019 год определена сумма в размере 643 731,42 тыс. руб., подлежащая учету при корректировке НВВ на 2019 год, при этом органом регулирования не отражено, на основании каких документов была определена вышеуказанная сумма.

На основании вышеизложенного, корректировки необходимой валовой выручки на 2017, 2018 и 2019 годы не имеют достаточного экономического обоснования и требуют дополнительного анализа.

 

Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

В силу пункта 37 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в том числе с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Порядок проведения корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы определен пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Письмом от 12.07.2019 № ИА/59932/19 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) ФАС России информировала, что приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии может привести к принятию непосредственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решений, приводящих к росту капитализации отдельно взятой территориальной сетевой организации и нарушению законных прав и интересов иных субъектов электроэнергетики и потребителей.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении РЭК Кемеровской области не отражены расчеты корректировки по исполнению инвестиционной программы в соответствии с формулами Методических указаний № 98-э, не определены объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в НВВ, установленной на предыдущие года, величина фактической стоимости (процентов) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, также не проведен анализ экономической обоснованности величины фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов), исполнения/неисполнения инвестиционной программы пообъектно.

ФАС России проанализирована информация, представленная РЭК Кемеровской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон — NET.INV), по выполнению мероприятий утвержденной инвестиционной программы за 2018 г., и выявлено значительное количество мероприятий, фактические затраты по которым, существенно превышают плановые расходы, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой, а также мероприятия, не предусмотренные утвержденной инвестиционной программой.

В 2018 году ООО «Кузбасская энергосетевая компания» реализовано 49 мероприятий, не предусмотренных утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, а также 436 мероприятия реализованных с отклонениями от размера финансирования предусмотренного утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.

При этом пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что в случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

С учетом вышеизложенного, органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) необходимо провести анализ результатов исполнения ООО «Кузбасская энергосетевая компания» инвестиционной программы, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также корректировку необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в соответствии с пунктом 11 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 98-э, с указанием документов и материалов, используемых при проведении анализа, планового и фактического объема финансирования в разрезе по инвестиционным проектам, с учетом исключения расходов, в том числе на приобретение (выкуп) объектов электросетевого хозяйства у иных собственников, и отразить в экспертном заключении.

Учитывая вышеизложенное,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «КЭнК» нарушившей положения пунктов 2, 7, 14, 20, 24, 26, 27, 28, 29, 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области-Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.08.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ООО «КЭнК» 2015 года расходы в размере 26 501 тыс. руб., в том числе:

- расходы на энергоаудит зданий и сооружений, объектов электросетевого комплекса в размере 3 410,0 тыс. руб.;

- расходы на услуги по техническому освидетельствованию зданий и сооружений в размере 3 300 тыс. руб.;

- расходы на услуги по ремонтным работам в производственных, вспомогательных помещениях и по благоустройству территорий баз (кроме относимых в ремонтный фонд) в размере 1 886,9 тыс. руб.;

- расходы на услуги сторонних организаций по обслуживанию охранной зоны электросетевого хозяйства в размере 6 066,4 тыс. руб.;

- расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций в размере 5 557,20 тыс. руб.

- расходы на оплату листков нетрудоспособности в размере 6 035,9 тыс. руб.;

- расходы на юридические, консультационные, информационные услуги в размере 150,0 тыс. руб.;

- представительские расходы в размере 94,6 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «КЭнК», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «КЭнК», по следующим статьям затрат: «Материальные затраты» (2015 г.), «Затраты на оплату труда» (2015 г.), «Прочие расходы» (2015 г.), «Подконтрольные расходы из прибыли» (2015 г.), «Плата на аренду» (2017-2019 гг.), «Налоги» (2017-2019 гг.), «Отчисления на социальные нужды» (2017-2019 гг.), «Амортизация» (2017-2019 гг.), «Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования № 1178» (2017-2019 гг.), «Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» (2017-2019 гг.).

2.3. По результатам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «КЭнК» за 2015 год, а также величину необходимой валовой выручки ООО «КЭнК» на 2015-2019 гг.

3. Органу исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки на 2020 год и не позднее 01.08.2020 принять и ввести в действие решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «КЭнК» на территории Кемеровской области на 2020 год.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

решения органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области – Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «КЭнК», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799