Решение №СП/29722/23 Решение по результатам рассмотрения разногласий в электроэне... от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» апреля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Техпромэксперт» (далее – Заявитель, Общество) и Департаментом экономической политики и развития города Москвы (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи главного бухгалтера ООО «Техпромэксперт» <...>, начальника планово-экономического отдела ООО «Техпромэксперт» <...>, заместителя руководителя Департамента <...>, начальника Управления регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента <...>, заместителя начальника Управления регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента <...>, заместителя начальника Управления правового сопровождения, начальник отдела правовой экспертизы и подготовки правовых актов в сфере цен и тарифов Департамента <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 14.02.2023 № 22915/23) о споре (разногласиях) между ООО «Техпромэксперт» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказами Департамента экономической политики и развития города Москвы от 15.11.2022 № 168-ТР, № 170-ТР, от 28.11.2022 № 465-ТР в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также величина необходимой валовой выручки на 2023 год (далее - НВВ).

НВВ для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годы, при этом 2023 год – является вторым годом долгосрочного периода регулирования.

Величина НВВ, установленная оспариваемыми приказами, составляет 127 706,39 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 129 606,36 тыс. руб.

По мнению Заявителя, Департамент нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при исключении из необходимой валовой выручки на 2023 год расходы по статье «Корректировка НВВ в части подконтрольных расходов по результатам деятельности за долгосрочный период регулирования (п. 7 Основ ценообразования и письмо ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17)» в размере 1 899,97 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

1. По мнению ООО «Техпромэксперт», Департаментом применена корректировка, не предусмотренная законодательством в области государственного регулирования тарифов, в том числе формулой 2 п. 11 Методических указаний № 98-э. Органом регулирования в течение предыдущего долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг. производился расчет подконтрольных расходов за каждый год данного периода, признанных в качестве экономически обоснованного факта. В последующем ДПР 2022-2026 гг. за каждый год снимается разница между плановым размером подконтрольных расходов и фактическим, признанным экономически обоснованным.

По итогам 2017 года такая корректировка составила 1 197,35 тыс. руб. (снята при установлении тарифов на 2022 год), по итогам 2018 года – 1 899,97 тыс. руб. (снята при установлении тарифов на 2023 год).

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат также подлежат учету при расчете показателя Вi в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22.

Фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждено нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации. В качестве экономии подконтрольных расходов может рассматриваться только та разница между запланированным регулируемой организацией уровнем подконтрольных расходов в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и фактически понесенными в данный период расходами, которая образовалась без ущерба запланированным объемам мероприятий, расходы на реализацию которых были учтены организации в предыдущий долгосрочный период регулирования.

Таким образом, действия органа регулирования по исключению экономически необоснованных расходов за предыдущий долгосрочный период регулирования соответствует п. 7 Основ ценообразования № 1178 и пункту 11 Методических указаний № 98-э.

2. Также ООО «Техпромэксперт» в своем заявлении отмечает, что при оценке фактических расходов на оплату труда за 2018 год (снятие экономически необоснованной суммы произведено на 2023 год) Департаментом принимается численность в размере 6 ед., при этом на первый год ДПР 2017-2021 гг. была принята численность в размере 8 чел. при плановом обслуживаемом оборудовании в 2017 году – 759,85 ед., при этом в 2017 году произошло увеличение количества у.е. до 831,43 у.е. (на 9,5%). Среднемесячная заработная плата учтена Департаментом в размере 53,08 тыс. руб.

Фактически понесенные расходы, по данным Заявителя, составляют 6 050,37 тыс. руб. исходя из 8 чел. и средней заработной платы 65,04 тыс. руб.

В соответствии с экспертным заключением Департамента на 2020 год из представленных форм статистической отчетности за 2018 год № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» численность работников составила 8 чел., в том числе 5 чел. – работники списочного состава, 2 чел. – внешние совместители, 1 чел. – работник, выполняющий работы по договорам гражданско-правового характера.

Договор гражданско-правового характера заключен с юристом на представление интересов Общества в Арбитражном суде г. Москвы по иску ПАО «Мосэнергосбыт». С учетом наличия в штате юриста, данная численность не принята Департаментом в расчет.

С учетом работы внешних совместителей не полный рабочий день, фактическая численность в 2018 году составила 5 + 2/2 = 6 чел. Данная фактическая численность также указана ООО «Техпромэкперт» в формах отчетности по приказу Минэнерго России от 13.12.2011 № 585.

Среднемесячная фактическая заработная плата принята органом регулирования на уровне, утвержденном на 2018 год (53,08 тыс. руб.). Причины роста факта относительно плана 2018 года Заявителем не представлены.

3. Также ООО «Техпромэксперт» в своем заявлении отмечает, что при оценке фактических расходов на оплату труда за 2021 год (сумма к снятию отражена в экспертном заключении на 2023 год) Департаментом принимается численность в размере 8 ед., принятой на первый год ДПР 2017-2021 гг. при плановом обслуживаемом оборудовании в 2017 году – 759,85 ед., при этом в 2021 году произошло увеличение количества у.е. до 1 264,5 у.е. (в 1,5 раза). Среднемесячная заработная плата учтена Департаментом в размере 53,08 тыс. руб.

Фактическая численность в 2021 году, по данным Заявителя, составила 11 чел.

В соответствии с экспертным заключением Департамента на 2023 год из представленных форм статистической отчетности за 2021 год № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» численность работников составила 11,1 чел., в том числе 5 чел. – работники списочного состава, 6,1 чел. – внешние совместители.

С учетом работы внешних совместителей не полный рабочий день, фактическая численность в 2021 году составила 5 + 6/2 = 8 чел.

Среднемесячная фактическая заработная плата принята органом регулирования на уровне, утвержденном на 2021 год (57,66 тыс. руб.). Причины роста факта (57,84 тыс. руб.) относительно плана 2021 года Заявителем не представлено.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны Департамента при определении фактического фонда оплаты труда за 2018 и 2021 гг.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Техпромэксперт» и Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «Техпромэксперт» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Департаментом экономической политики и развития города Москвы (рег. от 14.02.2023 № 22915/23).

 

Связанные организации

Департамент экономической политики и развития города Москвы
ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161
Московское УФАС России
ИНН 7706096339, ОГРН 1037706061150
ООО "Техпромэксперт"
ИНН 7706760077, ОГРН 1117746620166