Решения по тарифам №СП/75880/20 Решение комиссии ФАС России по результатам рассмотрения разн... от 2 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» августа 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Промэнергосеть» (далее также — Заявитель, Общество) и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее также – Департамент, Орган регулирования) (рег. № 50133/20 от 19.03.2020).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 50133/20 от 19.03.2020) ООО «Промэнергосеть» (далее – Заявитель, Общество) о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Спор возник с Органом регулирования, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике постановлением от 24.12.2019 № 364 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра» (на территории Смоленской области) и территориальными сетевыми организациями, индивидуальными предпринимателями», постановлением от 24.12.2019 № 362 «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» для Заявителя установлены базовый уровень подконтрольных расходов, необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год.

Необходимая валовая выручка для Заявителя рассчитывается с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемыми постановлениями, на 2020 год составляет 22 047,05 тыс. руб. (без учета оплаты потерь электроэнергии).

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 68 572,41 тыс. руб. (без учета оплаты потерь электроэнергии).

По мнению Заявителя, Департамент нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2020 год по следующим статьям затрат:

 тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Заявитель

Департамент

Объем спора

1

Сырье, материалы

6 320,84

3 594,89

2 725,95

2

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

40 605,92

5 317,42

35 288,50

3

Прочие расходы (подготовка кадров, обучение и обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности)

403,20

50,0

353,20

4

Аренда

1 643,00

378,00

1 265,00

5

Корректировка НВВ в соответствии с Методическими указаниями № 98-э

635,00

- 2 378,98

3 013,98

6

Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка

3 878,73

0,00

3 878,73

 

ИТОГО

 

 

46 525,36

 

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

1. Статья «Сырье, материалы».

ООО «Промэнергосеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов на сырье и материалы на 2020 год в размере 6 320,84 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере 3 594,89 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 2 725,95 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе затраты на сырье и материалы, определяемые на основе пункта 24 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. Указанные в настоящем пункте доли определяются в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России представлено:

1) копия приказа по предприятию № 12/А от 04.04.2019 г. «Об обеспечении аварийного запаса» с приложением;

2) счет на оплату трансформаторного масла от 29.03.2019 № 329 на сумму 2 050,25 тыс. руб. без НДС;

3) счет на оплату от 17.04.2019 № 1504 на сумму 1 991,34 тыс. руб. без НДС (перфоратор, дрель, точило, отб.молоток, углошлифовальная машина, кабели, электростанция, масло моторное, бетоносмеситель, автоматы, компрессор, сварочный инвертор, бокорезы, клещи, круглогубцы, рулетки, трансформаторы тока, электросчетчики, щит учетно-распр.);

4) счет на оплату от 17.04.2019 № 1209 на сумму 590 604,18 тыс. руб. без НДС (аркатех комплекция, устройство наброса на провода, заземления переносные, комплект штанг для заземления, набор диэлектрических инструментов, стенд для хранения, комплект для щитов и пультов управления, сигнализатор напряжения, указатель напряжения, индикатор напряжения, плакаты, комплект дополнительных звеньев, лестницы, электроизмерительные клещи, мегаомметр);

5) счет на оплату кабеледефектоискателя от 17.04.2019 № 2961 на сумму 384,34 тыс. руб. без НДС.

Заявителем расчет на 2020 год по статье «Сырье, материалы» представлен на основании 4 счетов на оплату 2019 года (суммы учтены с НДС) c учетом индекса потребительских цен на 2020 год в размере 1,05, который не соответствует показателям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, разработанного Минэкономразвития России.

В соответствии с Экспертным заключением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.12.2019 № 99 о проведении экспертизы об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020-2024 г.г. и долгосрочных параметров регулирования для взаиморасчетов между сетевыми организациями по электрическим сетям ООО «Промэнергосеть» (далее – Экспертное заключение на 2020 год) расчет величины материальных затрат организации был рассчитан с учетом представленных материалов, величины фактических затрат, понесенных организацией в 2018 году, прогнозных значений индекса потребительских цен в соответствии со Сценарными условиями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития РФ на период до 2024 года.

В соответствии с Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), расходы на сырье, материалов в составе базового уровня подконтрольных расходов, по данным Департамента, составляют 3 594,89 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем не был представлен расчет расходов по статье с учетом требований пункта 29 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которым при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

При этом, в нарушение пункта 11 Методических указаний № 98-э Органом регулирования при расчете базового уровня подконтрольных расходов учтены только результаты анализа расходов за 2018 год.

Предыдущим долгосрочным периодом регулирования для ООО «Промэнергосеть» являлись 2015-2019 гг.

Фактические затраты на сырье, материалы, по данным Департамента и ООО «Промэнергосеть», в 2015 году составили 743,78 тыс. руб., в 2016 году – 1 496,0 тыс. руб., в 2017 году – 336,0 тыс. руб., в 2018 году – 2 514,98 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Промэнергосеть» по статье «Сырье, материалы» удовлетворению не подлежат. 

2.  Статья «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования».

ООО «Промэнергосеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по содержанию и эксплуатации оборудования на 2020 год в размере 40 605,92 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере 5 317,42 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 35 288,50 тыс. руб.

По данным Заявителя, Департаментом в полном объеме не учтены следующие расходы:

1. Услуги по проведению техосвительствования электросетевых объектов в размере 7 430,0 тыс. руб.;

2. Услуги по поверке приборов учета электроэнергии и средств измерения в размере 1 594,59 тыс. руб.;

3. Аварийный источник питания для питания потребителей первой категории надежности в размере 4 138,28 тыс. руб.;

4. Другие прочие расходы по содержанию и эксплуатации оборудования в размере 22 125,63 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе расходы на ремонт основных средств, определяемые на основе пункта 27 Основ ценообразования № 1178 и другие подконтрольные расходы.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования определяются в соответствии с пунктами 27, 29, 31, 38 Основ ценообразования № 1178, пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 421-э расходы по содержанию и эксплуатации оборудования в составе базового уровня подконтрольных расходов, по данным Департамента, составляют 5 317,42 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России представлено:

1) Пояснительная записка о необходимости включения в состав НВВ на 2020 год затрат по поверке приборов (средств измерений), проведения технического освидетельствования ПС и ВЛ, приобретения мобильной электротехнической лаборатории, дизельной электростанции, испытательного комплекса для релейной защиты и полимерных изоляторов электрических сетей на 2020 год;

2) План проведения работ по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, модернизации и реконструкции арендуемых объектов на 2020-2024 годы (к договору аренды от 02.09.2019 № 54);

3) Коммерческие предложения ООО Научно-технический центр «Электроинжиниринг диагностика и сервис» о проведении технического освидетельствования ПС и ВЛ от 17.04.2019 г.;

4) Коммерческое предложение ФБУ «Смоленский ЦСМ» по поверке средств измерений в 2019 году от 03.04.2019 г.;

5) Счет ООО «Производственная компания «Азимут» на оплату дизельной электростанции на сумму 3 448,57 тыс. руб. (без НДС);

6) Дефектная ведомость строительной части зданий ПС 110/10/6 кВ «Промышленная» от 10.04.2019 г.;

7) Дефектная ведомость оборудования релейной защиты ПС 110/10/6 кВ «Промышленная» от 12.04.2019 г.;

8) Договор подряда по ремонту и наладке оборудования релейной защиты на ПС 110/10/6 кВ «Промышленная» с ООО «Селена 99» № 01-2020 от 15.04.2019 на сумму 5 194,37 тыс. руб. без НДС, срок выполнения работ: 10.01.2020 – 31.12.2020;

9) Договор подряда по ремонту строительной части ЗРУ-10 кВ и ОРУ-110 кВ на ПС 110/10/6 кВ «Промышленная» с ООО «Вязьмастройбетон» № 04-19-2 от 12.04.2019 на сумму 5 003,95 тыс. руб. без НДС, срок выполнения работ: 10.01.2020 – 31.12.2020;

10) Договор подряда по монтажу оборудования дуговой защиты и противоаварийной автоматики на ПС 110/10/6 кВ «Промышленная» с ООО «Селена 99» № 02-2020 от 17.04.2019 на сумму 2 945,24 тыс. руб. без НДС, срок выполнения работ: 10.01.2020 – 31.12.2020;

11) Договор подряда по монтажу оборудования дуговой защиты и противоаварийной автоматики на ПС 35/6 кВ «ЯО-100/6» с ООО «Селена 99» № 03-2020 от 17.04.2019 на сумму 981,72 тыс. руб. без НДС, срок выполнения работ: 10.01.2020 – 31.12.2020;

12) Договор подряда по ремонту строительной части ЗРУ-6 кВ и ОРУ-35 кВ на ПС 35/6 кВ «ЯО-100/6» с ООО «Вязьмастройбетон» № 04-19-3 от 14.04.2019 на сумму 2 999,91 тыс. руб. без НДС, срок выполнения работ: не позднее 31.12.2020;

13) Договор подряда по ремонту строительной части ЗРУ-10 кВ и ОРУ-110 кВ на ПС 110/10 кВ «Графит» с ООО «Вязьмастройбетон» № 04-19-2 от 12.04.2019 на сумму 5 000,19 тыс. руб. без НДС, срок выполнения работ: 10.01.2020 – 31.12.2020;

14) Локальный сметный расчет на ремонт электрооборудования релейной защиты ПС 110-10-6 кВ «Промышленная»;

15) Локальный сметный расчет на ремонт оборудования ПС 110-10-6 кВ «Промышленная»;

16) Локальный сметный расчет на монтаж системы противоаварийной автоматики ПС 110-10-6 кВ «Промышленная»;

17) Локальный сметный расчет на монтаж системы противоаварийной автоматики ПС 35/6 кВ «ЯО-100/6»;

18) Локальный сметный расчет ремонт ПС 35/6 кВ «ЯО-100/6»;

19) Локальный сметный расчет на ремонт ПС 110/10 кВ «Графит».

2.1. Расходы на услуги по проведению техосвидетельствования электросетевых объектов.

Согласно п. 1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже 1 раза в 5 лет.

В соответствии с письменной позицией Департамента (исх. от 07.04.2020 № 1021/3, рег. от 10.04.2020 № 66535/20) расходы на услуги по проведению техосвидетельствования электросетевых объектов не были учтены в связи с тем, что документов, подтверждающих необходимость проведения технического освидетельствования указанных ПС регулируемой организацией не представлено (предыдущие освидетельствования, акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору).

2.2. Услуги по поверке приборов учета электроэнергии и средств измерения.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В соответствии с письменной позицией Департамента услуги по поверке приборов учета электроэнергии и средств измерения на тарифное регулирование были заявлены ООО «Промэнергосеть» в смете расходов «Сырье и материалы». В представленных документах нет обоснования необходимости поверки приборов учета электрической энергии: отсутствуют сведения о сроках предыдущих поверок по каждому прибору учета, не указан собственник приборов учета. В представленной Обществом заявке указано больше средств измерений, чем фактически находится на подстанциях (включены приборы учета потребителей).

2.3. Аварийный источник питания для питания потребителей первой категории надежности.

Согласно приложения 1 таблицы 2 к приказу Минэнерго России от 27.12.2017 № 1233 «Об утверждении методики проведения готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон» у ТСО для выполнения аварийно-восстановительных работ в соответствии с утвержденным перечнем должен быть резервный источник снабжения электрической энергии.

В соответствии с заявлением Общества, от ПС «Промышленная» ООО «Промэнергосеть» запитаны потребители первой категории надежности электроснабжения (ООО «ПромРесурсПлюс», ООО «Рославльские тормозные системы», ООО «Прогресс плюс»), а также социально-значимые потребители (ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», МУП «Водоснабжение и водоотведение», население, радиотрансляционный центр).

В соответствии с письменной позицией Департамента Минэнерго России не требует от сетевой организации иметь в собственности автономный резервный источник электроэнергии. Территориальная сетевая организация имеет возможность заключить договор с собственником резервного источника для его предоставления сетевой организации, в случае необходимости. Социально значимые потребители имеют парк собственных передвижных резервных источников (ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» в г. Рославле – передвижной источник мощностью 60 кВт; МУП «Водоснабжение и водоотведение» - дизельный генератор мощностью 16 кВт; ПАО «Ростелеком» - 6 автономных резервных источников, 3 передвижных, 3 стационарных; РТПЦ «Центр» (телевизионная вышка) также имеет собственный резервный источник).

ООО «Промэнергосеть» в качестве потребителя, для которого необходим резервный источник, также указывает территориальную сетевую организацию ООО «Прогресс плюс».

ФАС России отмечает, что расходы на приобретение основных средств учитываются в НВВ в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы. Инвестиционная программа у ООО «Промэнергосеть» отсутствует.

2.4. Другие прочие расходы по содержанию и эксплуатации (расходы на ремонт релейной защиты, строительной части ПС; монтаж оборудования дуговой защиты и противоаварийной автоматики).

В соответствии с письменной позицией Департамента документы, подтверждающие сроки проведения технического обслуживания в 2020 году и сведения о предыдущих технических обслуживаниях в орган регулирования Заявителем представлены не были. Расходы на ремонт электрооборудования релейной защиты, ремонт строительной части подстанций не соответствует укрупненным расценкам на данные виды работ, отсутствует согласие арендодателя на ремонт и восстановление электросетевого оборудования и строительной части подстанции.

По данным Органа регулирования, по отчету за 2018 год, представленному Обществом, фактические затраты по работам и услугам производственного характера и расходы на ремонт основных средств составили 5 312,40 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что дефектные ведомости представлены только по ПС 110/10/6 кВ «Промышленная». Информации о том, что договоры заключены в результате проведения торгов Заявителем не представлено, также отсутствует долгосрочный график ремонтов на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. с разбивкой по годам и суммам. Расходы на капитальные вложения учитываются в НВВ в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы. Инвестиционная программа у ООО «Промэнергосеть» отсутствует.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Промэнергосеть» по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования» удовлетворению не подлежат.

3. Статья «Прочие расходы (подготовка кадров, обучение и обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности)».

ООО «Промэнергосеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины прочих расходов на 2020 год в размере 403,20 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере 50,0 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 353,20 тыс. руб.

Прочие расходы (подготовка кадров, обучение и обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности) определяются в соответствии с пунктами 29, 31, 38 Основ ценообразования № 1178, пунктами 11, 12 Методических указаний № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 421-э данные расходы в составе базового уровня подконтрольных расходов, по данным Департамента, составляют 50,0 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России представлено:

1) Отчет ООО «Промэнергосеть» о фактических расходах территориальной сетевой организацией за 2018 год;

2) Акт об оказании услуги в виде проведения семинара «Функционирование территориальных сетевых организаций. Формирование балансов и тарифное регулирование. Текущие и перспективные изменения НПА, оказывающих существенное влияние на деятельность ТСО. Взаимодействие и урегулирование разногласий с потребителями услуг ТСО (сбытовые компании, конечный потребитель)» от 26.07.2018 № 180704 на сумму 39,6 тыс. руб.;

3) Акт об оказании образовательных услуг по повышению квалификации по учебной программе: «Требования нормативных документов при эксплуатации электрических и тепловых установок. Мероприятия в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Федеральный государственный энергетический надзор» от 30.03.2018 № 198 на сумму 30,0 тыс. руб.;

4) Акт об оказании услуг трансляции Всероссийского практического семинара «Эффективная работа участников рынка электроэнергетики в условиях современного законодательства» от 15.03.2018 № 390 на сумму 9,5 тыс. руб.;

5) Акт об оказании услуг по теме: «Технологическое присоединение к электросетям: регулирование, тарифы, контроль» от 26.04.2018 № 708 на сумму 36,1 тыс. руб.;

6) Копия штатного расписания на 2020 год.

В соответствии с письменной позицией Департамента, расходы в размере 50,0 тыс. руб. учтены исходя из того, что фактические расходы по данной подстатье за долгосрочный период регулирования, которые включены в подконтрольные расходы использованы не в полном объеме. Обоснований проведения платного обучения (а не самообучения с последующей сдачей экзаменов) в отношении всего персонала организации, функционирующей ни один год, не понятно.

При этом, согласно заявлению ООО «Промэнергосеть» фактические расходы на подготовку кадров, обучение и обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности в 2016 году составили 180,20 тыс. руб., в 2017 году – 270,34 тыс. руб., в 2018 году – 177,18 тыс. руб.

ФАС России отмечает, Заявителем не был предоставлен план на 2020 год по обучению персонала, обоснования необходимости обучения, повышении квалификации сотрудников, договоры и иные обоснования в соответствии с требования пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Промэнергосеть» по статье «Прочие расходы (подготовка кадров, обучение и обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности)» не подлежат удовлетворению.

4. Статья «Аренда».

ООО «Промэнергосеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов на аренду на 2020 год в размере 1 643,0 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере 378,0 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 265,0 тыс. руб.

Спор по данной статье затрат возник в части неучета Органом регулирования договора аренды от 02.09.2019 № 54, заключенного с ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области».

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается, в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России представлено:

1) Договор аренды от 02.09.2019 № 54 с ФКУ «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области» с приложениями;

2) Акты об оказании услуг за 2018 год;

3) Выписка из ЕГРН филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области».

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлены документы, подтверждающие начисление собственником имущества амортизации и уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Промэнергосеть» по статье «Аренда» удовлетворению не подлежат.

5. Статья «Корректировка НВВ в соответствии с Методическими указаниями № 98-э».

ООО «Промэнергосеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины корректировки НВВ по результатам деятельности в соответствии с Методическими указаниями № 98-э на 2020 год в размере 635,0 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере «- 2 378,98» тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 3 013,98 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

По данным ООО «Промэнергосеть» затраты по статье «Корректировка в соответствии с Методическими указаниями № 98-э» Общество не заявляло, Экспертное заключение на 2020 год и протокол заседания Правления № 67 от 24.12.2019 не содержат мотивированные выводы, анализ экономической обоснованности и расчет, в связи с чем, Общество считает неправомерным исключение Органом регулирования 2 378,98 тыс. руб.

При этом, в ФАС России была заявлена корректировка в связи с выполнением показателей надежности и качества в размере 635,0 тыс. руб. Данная корректировка в Орган регулирования не заявлялась, обосновывающие документы по указанной величине в адрес ФАС России не представлены.

В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 38 Основ ценообразования № 1178, пункта 23 Правил регулирования № 1178 Департаментом не отражен расчет корректировки НВВ по результатам деятельности ООО «Промэнергосеть» за 2018 год в соответствии с формулами Методических указаний № 98-э с указанием документов, основании которых принималось решение.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Промэнергосеть» подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо произвести анализ и расчет расходов по статье «Корректировка НВВ в соответствии с Методическими указаниями № 98-э» с учетом требований пункта 38 Основ ценообразования № 1178, положений Методических указаний № 98-э, запросив у ООО «Промэнергосеть», при необходимости, дополнительные обосновывающие документы. Соответствующие анализ и расчеты необходимо отразить в экспертном заключении на основании пункта 23 Правил регулирования № 1178.

6. Статья «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка».

ООО «Промэнергосеть» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов, на 2020 год в размере 3 878,73 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Сумма разногласий составляет 3 878,73 тыс. руб.

В соответствии с заявлением ООО «Промэнергосеть» неоднократно в 2018 и 2019 гг. заявляло о необходимости компенсации выпадающих доходов по стоимости электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в электрических сетях, фактически сложившиеся за период с апреля 2017 по декабрь 2017 года по ПС 110/10/6 кВ «Промышленная» на сумму 3 878,73 тыс. руб.

Данные выпадающие доходы возникли в связи с принятием на обслуживание с апреля 2017 года ПС 110/10/6 кВ «Промышленная». Величины технологического расхода (потерь) в электрических сетях по данной ПС при формировании тарифно-балансового решения на 2017 год учтены не были.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России представлено:

1) Экспертные заключения Департамента от 25.12.2017 № 145, от 27.12.2018 № 145;

2) Письма ООО «Промэнергосеть» в адрес Департамента;

3) Акт сверки с АО «АтомЭнергоСбыт» за период с 01.04.2017 по 31.12.2017;

4) Договор аренды электросетевых объектов от 05.04.2017 № 3-2017 с ООО «Промресурс Плюс» с приложениями, дополнительными соглашениями.

ФАС России отмечает, что учет фактических расходов на покупку потерь электрической энергии в необходимой валовой выручке регулируемых организаций производится в соответствии с формулой (8) Методических указаний № 98-э, фактических расходов за 2017 год при установлении тарифов на 2019 год.

Таким образом, требования ООО «Промэнергосеть» по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» удовлетворению не подлежат. 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Промэнергосеть» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, Комиссия
 

РЕШИЛА:
 

1. Признать Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике нарушившим пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Промэнергосеть», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (рег. № 50133/20 от 19.03.2020).

3. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение по статье «Корректировка НВВ в соответствии с Методическими указаниями № 98-э».

4. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 октября 2020 года пересмотреть для ООО «Промэнергосеть» необходимую валовую выручку, единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики на 2020 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Промэнергосеть» на 2020 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать ООО «Промэнергосеть» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

Связанные организации

ООО "Промэнергосеть"
ИНН 6732063426, ОГРН 1136733015396
Смоленское УФАС России
ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике
ИНН 6730029638, ОГРН 1026701441568