Решение №СП/32592/19 РЕШЕНИЕ от 19 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «09» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Региональная сетевая компания» и Региональной службой по тарифам Кировской области (рег. от 25.02.2019 № 31125/19) по вопросу установления тарифов на передачу электрической энергии на 2019 год в присутствии на заседании комиссии директора ООО «Региональная сетевая компания» <...>, представителя по доверенности ООО «Региональная сетевая компания» <...>, начальника отдела регулирования в сфере электроэнергетики Региональной службы по тарифам Кировской области <...> (по средствам видео-конференц-связи), ведущего консультанта отдела регулирования в сфере электроэнергетики, газоснабжения и топливных ресурсов Региональной службы по тарифам Кировской области <...> (по средствам видео-конференц-связи),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ООО «Региональная сетевая компания» (далее - ООО «РСК», Заявитель) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Региональной службой по тарифам Кировской области (далее - Орган регулирования, РСТ КО).

Заявление ООО «РСК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Решением Правления РСТ КО от 28.12.2018 № 48/6-ээ-2019 «О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 26.12.2014 № 49/9-ээ-2015» для Заявителя определен размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ) без учета оплаты потерь и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением, составляет 17 889,5 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 25 052,89 тыс. руб. (в заявлении организация указывает величину 30 804,9 тыс. руб.).

Заявитель заявляет требование о дополнительном учете в необходимой валовой выручке на 2019 год затрат по следующим статьям:

 

Наименование статьи

Ед. изм.

Утверждено Органом регулирования на 2019 год

Заявлено на разногласия

 

Величина разногласий по статье

Амортизационные отчисления в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2017 год

тыс. руб.

2 691,8

9 855,7

7 163,39

 

Государственное регулирование в отношении ООО «РСК» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период 2015-2019 годов.

Амортизационные отчисления в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2017 год.

Организация заявляет о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в сумме 9 855,7 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме 2 691,8 тыс. руб.

Сумма разногласий по статье составляет 7 163,39 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований ООО «РСК» в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2017 год;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 за 2017 год;

- справка об амортизационных отчислениях за 2012-2018 годы;

- копии договоров купли-продажи движимого имущества;

- копии договоров купли-продажи недвижимого имущества;

- приказы о постановке на учет основных средств;

- расчет экономически обоснованного размера амортизации электроустановок и прочего имущества для включения в необходимую валовую выручку на 2019 год.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФАС России от 17.02.2012 № 98-э (также далее – Методические указания № 98-э), предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основами ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация № 1).

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

В соответствии с Заключением экспертной группы Региональной службы по тарифам Кировской области по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» на территории Кировской области, на 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «РСК» органом регулирования были учтены затраты на амортизационные отчисления в размере 9 596,5 тыс. руб. Экономически обоснованные фактические расходы за 2017 год приняты в размере 2 691,8 тыс. руб. при заявленной величине регулируемой организацией в размере 9 855,7 тыс. руб. Пояснений на основании каких документов и расчетов принималось решение РСТ КО о расчете корректировки неподконтрольных расходов в Экспертном заключении на 2019 год не указано.

При этом, в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила регулирования № 1178), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В письменном пояснении (исх. от 25.03.2019 № 757-66-01-02, рег. № 57016/19 от 03.04.2019) орган регулирования отмечает, что при установлении (корректировке) индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической на 2017 год расходы по статье «Амортизация основных средств» были учтены в размере 9 596,5 тыс. руб. в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 исходя из максимальных сроков полезного использования.

Согласно учетной политике ООО «РСК» срок полезного использования основных средств и отнесения этих основных средств к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с минимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией № 1, что противоречит пункту 27 Основ ценообразования № 1178.

При учете отклонения уровня расходов, определяемых регулирующим органом в качестве включаемых в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов), расходы по статье «Амортизация основных средств» учтены РСТ КО по факту 2017 года в размере 2 691,8 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что при определении фактических расходов по статье «Амортизация основных средств» необходимо также руководствоваться пунктом 27 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования ООО «РСК» по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо провести анализ и расчет фактических расходов по статье «Амортизация основных средств» за 2017 год в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, соответствующие анализ и расчет отразить в Экспертном заключении на основании пункта 23 Правил регулирования № 1178 с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также обоснования причин учета/неучета представленных регулируемой организацией пояснений и документов.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Региональная сетевая компания» и Региональной службой по тарифам Кировской области, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Кировской области нарушившей пункты 27, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Региональная сетевая компания», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Региональной службой по тарифам Кировской области (рег. № 31125/19 от 25.02.2019).

3. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести анализ и расчет фактических расходов по статье «Амортизация основных средств» за 2017 год в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, соответствующие анализ и расчет отразить в Экспертном заключении на основании пункта 23 Правил регулирования № 1178 с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также обоснования причин учета/неучета представленных регулируемой организацией пояснений и документов.

4. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01 июля 2019 года пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные на 2019 год для ООО «Региональная сетевая компания», а также единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны