Решения по тарифам №СП/75585/20 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 2 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» августа 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между Казенным предприятием Республики Дагестан «Объединение котельного хозяйства объектов здравоохранения» (далее – Заявитель, КП РД «ОКХОЗ», регулируемая организация) и Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (далее – РСТ Республики Дагестан, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> КП РД «ОКХОЗ» <...>, <...> КП РД «ОКХОЗ» <...>, руководителя РСТ Республики Дагестан <...>, <...> РСТ Республики Дагестан <...>, <...> отдела регулирования тарифов на тепловую энергию РСТ Республики Дагестан <...>, <...> отдела правового обеспечения контроля и административного производства РСТ Республики Дагестан <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 44948/20 от 12.03.2020) о разногласиях между КП РД «ОКХОЗ» и РСТ Республики Дагестан по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 17.12.2019 № 106 установлены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую котельными КП РД «ОКХОЗ» на 2020 год.

Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019 – 2023 годы.

Тариф на тепловую энергию на 2020 год установлен в размере 1010,42 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2020 год для КП РД «ОКХОЗ», составляет 15 237,2 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 26 270,16 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных КП РД «ОКХОЗ» в ФАС России, составляет 11 032,96 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

КП РД «ОКХОЗ» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

 

 

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и Органом регулирования и величина расходов по ним, тыс. руб.

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Расходы на топливо

6 835,92

7 536,10

700,18

2

Расходы на электрическую энергию

1 035,08

1 946,80

911,72

3

Корректировка НВВ по результатам 2016 года

0,00

6 563,23

6 563,23

4

Корректировка НВВ по результатам 2017 года

0,00

2 857,83

2 857,83

 

Итого

7 871,00

18 903,93

11 032,96

КП РД «ОКХОЗ» находится в ведении Министерства здравоохранения Республики Дагестан (далее – Минздрав РД). Объединение котельного хозяйства Минздрава РД имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных объектов, вырабатывает тепло и горячую воду для государственных учреждений здравоохранения.

1. Статья «Расходы на топливо».

КП РД «ОКХОЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы по статье «Расходы на топливо» в размере 7 536,1 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 6 835,92 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 700,18 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемый с коллекторов источника тепловой энергии.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет расхода газа на 2020 год;

- приложение 4.4 к Методическим указаниям № 760-э «Расчет расхода топлива по электростанциям (котельным)»;

- счета-фактуры, выставленные ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала» за 2018 год;

- помесячный фактический расход и стоимость потребленного газа за 2018 год по котельным Детской республиканской клинической больницы, Республиканской больницы № 2, РМИАЦ.

Разногласия по статье «Расходы на топливо» заключаются в учтенном органом регулирования удельном расходе условного топлива (далее - УРУТ).

Так, Заявитель в своем расчете расходов на топливо применяет фактическую величину УРУТ за 2018 год в размере 106,14 кг у.т.

Органом регулирования УРУТ на 2020 год принят в размере 94,92 кг у.т.

Для КП РД «ОКХОЗ» удельный расход условного топлива утвержден приказом Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 19.09.201906/31ᴬ-П в размере 94,92 кг у.т.

В части удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии ФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 35 Основ ценообразования № 1075, удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

При этом, согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на топливо» не подлежат удовлетворению.

2. Статья «Расходы на электрическую энергию».

КП РД «ОКХОЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы по статье «Расходы на электрическую энергию» в размере 1 946,8 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 1 035,08 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 911,72 тыс. руб.

Пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 определено, что расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель рассчитываются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Разногласия между Заявителем и органом регулирования заключаются в принятом органом регулирования объеме потребления электрической энергии.

Так, органом регулирования объем потребления электрической энергии принят в размере 275,44 тыс. кВтч, Заявителем - 556,106 тыс. кВтч.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- приложение 4.7 к Методическим указаниям 760-э «Расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы»;

- помесячный расход и стоимость электроэнергии по котельным Детской республиканской клинической больницы, Республиканской больницы № 2, РМИАЦ;

- помесячные отчеты о потребленной электроэнергии по котельным за 2018 год, подписанные сторонами договора энергоснабжения от 25 декабря 2017 года № 1038112600349.

КП РД «ОКХОЗ» в расчете затрат на электрическую энергию на 2020 год использует фактический объем расхода электрической энергии по котельным за 2018 год, подтвержденный отчетом о потреблении электроэнергии. Потребление электроэнергии определено регулируемой организацией на основании приборов учета.

Органом регулирования расчет электроэнергии на технологические нужды произведен с использованием Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, одобренных Научно-техническим советом Центра энергоресурсосбережения Госстроя России протоколом от 12.07.2002 № 5 (далее — Методические указания Академии коммунального хозяйства), которые носят рекомендательный характер.

ФАС России отмечает, что расчетный объем электрической энергии для расчета экономически обоснованного уровня расходов регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию для производственных нужд определяется в соответствии с Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 (далее – Приказ Минэнерго № 323), и Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325 (далее – Приказ Минэнерго № 325), исходя из состава и энергетических характеристик энергопотребляемого оборудования, структуры и качества сжигаемого топлива.

Указанное замечание содержится также в предписании ФАС России от 25.02.2019 № ИА/14074/19, выданном РСТ Республики Дагестан по результатам проверки тарифов, установленных в отношении КП РД «ОКХОЗ», согласно которому объем электрической энергии был рассчитан РСТ Республики Дагестан исходя из удельной нормы расхода электроэнергии, принятой в соответствии с Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 04.09.1978 № 417, утратившими силу.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать РСТ Республики Дагестана провести дополнительный анализ и расчет затрат на приобретаемую электрическую энергию с учетом положений, установленных Приказами Минэнерго № 323 и № 325, и отразить соответствующие расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил регулирования № 1075.

3. Статья «Корректировка НВВ по результатам 2016 года».

КП РД «ОКХОЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы по статье «Корректировка НВВ по результатам 2016 года» средства в размере 6 563,23 тыс. руб.

Орган регулирования при расчете тарифа на 2020 год корректировку НВВ по результатам деятельности за 2016 год не учитывал.

Заявителем в адрес ФАС России представлены следующие документы:

- бухгалтерский баланс по состоянию на 31 декабря 2017 года;

- анализ работы КП РД «ОКХОЗ» за 2016 год;

- форма № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельными категориями потребителей» за 2016 год.

Согласно пунктам 13 и 63 Основ ценообразования № 1075, экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для регулируемой организации регулируемых цен (тарифов), учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее, чем на 3-й расчетный период регулирования.

Таким образом, расходы, связанные с результатами деятельности регулируемой организации, возникшие в 2016 году, относились к расчетному периоду регулирования на 2018 год и могли быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ по результатам 2016 года» не подлежат удовлетворению.

4. Статья «Корректировка НВВ по результатам 2017 года».

КП РД «ОКХОЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2020 год расходы по статье «Корректировка НВВ по результатам 2017 года» средства в размере 2 857,83 тыс. руб.

Орган регулирования при расчете тарифа на 2020 год корректировку НВВ по результатам деятельности за 2017 год не учитывал.

Заявителем в адрес ФАС России и представлены следующие документы:

- бухгалтерский баланс по состоянию на 31 декабря 2017 года;

- анализ работы КП РД «ОКХОЗ» за 2017 год;

- форма № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельными категориями потребителей» за 2017 год.

Исходя из положений пунктов 13 и 63 Основ ценообразования № 1075, расходы, связанные с результатами деятельности регулируемой организации, возникшие в 2017 году, относились к расчетному периоду регулирования на 2019 год и могли быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

Следовательно, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ по результатам 2017 года» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных КП РД «ОКХОЗ» и Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан нарушившей пункт 38 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования КП РД «ОКХОЗ», указанные в заявлении о разногласиях с Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (исх. от 10.03.2020 № 30; рег. от 12.03.2020 № 44948/20).

3. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 (включительно) провести анализ расходов на основании документов, имеющихся в материалах тарифного дела, и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на электрическую энергию» с учетом мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2020 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей КП РД «ОКХОЗ» на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию для потребителей КП РД «ОКХОЗ» на 2020 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований КП РД «ОКХОЗ».

Связанные организации

Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан
ИНН 0541023580, ОГРН 1020502631599
Дагестанское УФАС России
ИНН 0562044239, ОГРН 1020502629795
КП РД "ОКХОЗ"
ИНН 0570003074, ОГРН 1100570002752