Решения по тарифам №31/69011/19 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 9 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия междуАО «Газпромнефть - Омский нефтеперерабатывающий завод» (далее – Заявитель, АО «Газпромнефть-ОНПЗ», регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – орган регулирования, РЭК Омской области) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии <...> отдела АО «Газпромнефть-ОНПЗ» <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела теплоснабжения АО «Газпромнефть-ОНПЗ» <...> (посредством видео-конференц связи), ведущего специалиста управления тарифной политики и контроля энергозатрат АО «Газпромнефть-ОНПЗ» <...> (посредством видео-конференц связи), <...> Региональной энергетической комиссией Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> контрольно-ревизионного отдела Региональной энергетической комиссией Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела технической экспертизы топливно-энергетического комплекса Региональной энергетической комиссией Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела технической экспертизы топливно-энергетического комплекса Региональной энергетической комиссией Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела регулирования теплоэнергетики города Омска Региональной энергетической комиссией Омской области <...> (посредством видео-конференц связи), <...> отдела регулирования теплоэнергетики города Омска Региональной энергетической комиссией Омской области <...>(посредством видео-конференц связи),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 05/7581 от 18.03.2019; рег. № 45935/19 от 19.03.2019) о споре (разногласиях) между АО «Газпромнефть - Омский нефтеперерабатывающий завод» и Региональной энергетической комиссией Омской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и Органом регулирования по приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.12.2018 № 557/91 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (на 2019-2023 годы). Для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг. (второй долгосрочный период регулирования). Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год установлен в следующих размерах:

- 1 полугодие 2019 года – 157,43 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2019 года – 176,78 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «Газпромнефть-ОНПЗ», составляет 338 792,7 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 489 829,26 тыс. руб.

 

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов) № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с Уставом АО «Газпромнефть-ОНПЗ» осуществляет оказание услуг по переработке нефти, производству и реализации продуктов нефтепереработки, химии и нефтехимии. Передача тепловой энергии не является основным видом деятельности.

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Величина разногласий между АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и РЭК Омской области на 2019 год (тыс. руб.).

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Расходы на сырье и материалы (химреагенты)

-

14 398,68

14 398,68

2

Расходы на ремонт основных средств

-

38 157,03

38 157,03

3

Расходы на оплату труда

17 156,33

40 523,25

23 366,92

4

Общепроизводственные расходы

-

27 203,72

27 203,72

5

Общехозяйственные расходы

-

2 678,17

2 678,17

6

Амортизация основных средств и нематериальных активов

14 917,91

35 311,80

20 393,89

7

Налог на имущество

3 585,65

6 354,82

2 769,17

8

Отчисления на социальные нужды

5 198,37

12 278,54

7 080,17

9

Налог на прибыль

-

2 947,16

2 947,16

10

Нормативная прибыль

-

4 780,03

4 780,03

11

Расчетная предпринимательская прибыль

2 421,00

9 955,75

7 534,75

 

ИТОГО

43 279,26

194 588,95

151 309,69

 

Величина разногласий, заявленных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в ФАС России на 2019 год, составляет 151 309,69 тыс. руб.

 

1. Расходы на приобретение сырья и материалов.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет расходы на приобретение сырья и материалов (химреагентов) в размере 14 398,68 тыс. руб.

Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки Заявителя на 2019 год данные затраты не учтены в полном объеме.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В обоснование стоимости приобретения сырья и материалов Заявителем представлены следующие материалы:

- акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 23.11.2018 № 04-02/119-1-14;

- отчет ЗАО «Налько-Элемент» об обследовании пароконденсатных сетей АО «Газпромнефть-ОНПЗ» с целью выявления причин отклонений показателей качества конденсата (далее – Отчет);

- протокол совещания по подведению итогов опытного пробега по определению эффективности реагентной обработки пароконденсатного тракта от 08.11.2016.

Орган регулирования в своих пояснениях отмечает, что расходы на приобретение сырья и материалов не были приняты им на основании акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 23.11.2018 № 04-02/119-1-14.

Для подтверждения фактических расходов за 2017 год по статье затрат «Расходы на приобретение сырья, материалов, топливо (химреагенты)» Заявителем помимо перечисленных выше документов в материалах тарифного предложения были представлены смета затрат, бухгалтерские регистры, акты списания материально-производственных запасов за 2017 год, программа проведения опытно-промышленного пробега по определению эффективности реагента Nalco72310 для обработки перегретого пара с ТЭЦ-4 АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

При анализе представленных документов органом регулирования было установлено, что химреагенты используются регулируемой организацией, в том числе для очистки парового конденсата от продуктов нефтепереработки, что не имеет отношение к регулируемому виду деятельности по передаче тепловой энергии.

Согласно пункту 2.1 Отчета пар, получаемый с ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, и пар от собственных производителей (котлы-утилизаторы на 7 установках предприятия) направляется в два отдельных кольцевых контура, откуда распределяется между потребителями, где используется в процессах нефтепереработки напрямую и в качестве энергоносителя. Образующийся от потребителей паровой конденсат поступает в центральные отстойники конденсата (далее – ЦОК), после чего проходит очистку от неотделившегося нефтепродукта, кремнекислоты. Очищенный конденсат возвращается на ТЭЦ-3 и на установку ХВО.

Таким образом, использование реагента Nalco 72310 участвует как в процессах нефтепереработки, так и при передаче тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Кроме того, согласно пунктам 6.2.25 и 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 теплоснабжающим организациям при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо осуществлять контроль за коррозией и организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.

При этом, в связи с тем, что 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования, а пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 установлено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, ФАС России считает целесообразным органу регулирования при необходимости запросить у Заявителя расчет требуемого объема химреагента для осуществления регулируемого вида деятельности (передачи тепловой энергии), а также подтверждение его стоимости, провести соответсвующий анализ количества и стоимости требуемого химреагента и учесть в НВВ на 2019 год затраты в экономически обоснованном объеме. 

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на приобретение сырья и материалов» подлежат частичному удовлетворению.

 

2. Расходы на ремонт основных средств.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Ремонт основных средств» в размере 38 157,03 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены в полном объеме.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 23.11.2018 № 04-02/119-1-14;

- график простоев на ремонте технологических установок, эстакад и замены катализаторов АО «Газпромнефть-ОНПЗ», ОЦОН ООО «ГПН-Логистика», филиала ООО «Газпромнефть-СМ» «ОЗСМ» в 2019 году (от 11.07.2018) (далее – график);

- документы услуг по ремонтным работам, выполненным подрядной организацией ООО «Сибстрой» за 2017 год (счета-фактуры, акты выполненных работ, локальные сметные расчеты, дефектные ведомости, акты ревизии и др.);

- смета затрат на проведение ремонтных работ на 2019 год;

- планы затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды на 2019 год;

- письмо в орган регулирования № 05/14059 от 22.05.2018 о направлении дополнительной информации на услуги по передаче тепловой энергии.  

РЭК Омской области в своих пояснениях отмечает, что график представлен регулируемой организации только на 2019 год, в связи с чем органу регулирования не представлялось возможным оценить объем ремонта на весь долгосрочный период регулирования. Кроме того, в представленном графике не представляется возможным идентифицировать объекты теплоснабжения, участвующие в передаче тепловой энергии по сетям, а также определить состав ремонтных работ.

В свою очередь, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в своем заявлении о разногласиях поясняет, что материалы, обосновывающие фактические затраты на ремонт в 2017 году, представлены регулируемой организацией в РЭК Омской области в полном объеме.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Фактические затраты на ремонт основных средств Заявителя в 2017 году составили 35 450,9 тыс. руб. Органом регулирования по результатам анализа документов, представленных в ходе проверки, согласно пункту 4.1.1. акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 23.11.2018 № 04-02/119-1-14 были выявлены экономические необоснованные расходы в сумме 8 392,12 тыс. руб.

Таким образом, в связи с тем, что 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования, а пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 установлено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести анализ расходов на ремонт основных средств, при необходимости запросив у Заявителя обосновывающие материалы, и учесть в НВВ на 2019 год затраты в экономически обоснованном объеме. 

Следовательно, требования Заявителя по статье «Расходы на ремонт основных средств» подлежат частичному удовлетворению.

 

3. Расходы на оплату труда.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Расходы на оплату труда» в размере 40 523,25 тыс.руб.

Органом регулирования указанные расходы приняты в размере 17 156,33 тыс.руб.

Размер разногласий составляет 23 366,92 тыс.руб.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Разногласия заключаются в расходах на выплату премий и предоставление социальных льгот и гарантий в соответствии с коллективным договором.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- положение о премировании по итогам работы за год работников АО «Газпромнефть-ОНПЗ», утвержденное приказом от 30.11.2016 № 1343-П;

- коллективный договор на 2017-2018 годы;

- сводная ведомость по видам оплаты и категориям персонала по участку теплоснабжения за 2017 год;

- выписка из штатного расписания по участку теплоснабжения на 20.02.2018;

- расчет расходов на оплату труда.

Заявителем в ФАС России не были представлены формы П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», приказы о премировании работников.

Согласно представленной сводной ведомости по видам оплаты и категориям персонала по участку теплоснабжения за 2017 год в фонд заработной платы включены в том числе резервы на отпуск и годовую премию в размере 8 101,16 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 определен перечень текущих расходов, входящих в состав НВВ, которым расходы на резервы предстоящих отпусков и годовой премии не предусмотрены.

Орган регулирования отмечает, что предусмотренные положением о премировании работников АО «Газпромнефть-ОНПЗ» выплаты годовой премии и премий производственного и разового характера допустимы к применению в таких условиях как наличие средств в организации и выполнение показателей премирования, а также достижение определенных результатов в работе и за счет осуществления прочих нерегулируемых видов деятельности.

Кроме того, предоставление регулируемой организацией работникам социальных льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных разделом 7 Коллективного договора, устанавливается работникам дополнительно, сверх действующего Законодательством Российской Федерации, в порядке и размерах, установленных локальными нормативными актами регулируемой организации. Социальные гарантии и компенсации устанавливаются при наличии и в пределах имеющихся источников финансирования.

ФАС России отмечает, что Заявителем в ФАС России представлен Коллективный договор АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2017-2018 годы, подписанный 19.12.2016, пунктом 11.1 которого предусмотрено, что Договор вступает в силу с 01.01.2017, действует в течение двух лет и сохраняет свое действие в случаях расторжения трудового договора с руководителем Общества его подписавшим. Стороны по обоюдному согласию вправе продлевать срок действия Договора на срок до трех лет в соответствии со статьей 43 Трудового кодекса Российской Федерации. Изменения и дополнения к Договору оформляются дополнительными соглашениями к нему, подписываются Сторонами и являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, Коллективный договор на 2017-2018 год не распространят свое действие на 2019 год.

ФАС России считает, что фонд оплаты труда регулируемых организаций необходимо рассматривать в сопоставимых условиях. Согласно Уставу основным видом деятельности АО «Газпромнефть-ОНПЗ» является оказание услуг по переработке, производству и реализации продукции нефтепереработки, химии и нефтехимии.

Средняя заработная плата, принятая органом регулирования на 2019 год, сложилась на уровне 31 771 руб. в месяц при предлагаемом Заявителем уровне 75 043 руб. в месяц. Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы средняя заработная плата на территории Омской области по виду деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» в 2017 году составила 27 440 руб. в месяц. Таким образом, принятая органом регулирования среднемесячная заработная плата находится в рамках средних значений на территории Омской области.

Кроме того, регулируемой организацией не ведется раздельный учет расходов и доходов по виду деятельности передача тепловой энергии по видам теплоносителя (пар, вода). Доходы и расходы по видам теплоносителя формируются общие, при этом потребители тепловой энергии от теплоисточников АО «ТГК-11» и АО «Омск РТС» по сетям АО «Газпромнефть-ОНПЗ» получают ее только в виде воды, теплоэнергия в виде пара потребляется только на нужды Заявителя.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на оплату труда» удовлетворению не подлежат.

 

4. Общепроизводственные расходы.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Общепроизводственные расходы» в размере 27 203,72 тыс.руб.

Органом регулирования указанные расходы не учтены в полном объеме.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- смета затрат за 2017 год по общепроизводственным расходам Цеха № 17;

- методический документ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» «Формирование себестоимости услуг по передаче тепловой энергии».

Согласно представленной смете затрат фактические общепроизводственные расходы Заявителя за 2017 год составили 25 274,40 тыс. руб. Органом регулирования по результатам анализа документов, представленных в ходе проверки, согласно пункту 4.1.3. акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 23.11.2018 № 04-02/119-1-14 были выявлены экономические необоснованные расходы в сумме 5 847,11 тыс. руб., в том числе:

- расходные материалы – в размере 359,52 тыс. руб.;

- оборудование до 20 тыс.руб. - в размере 18,52 тыс. руб.;

- мебель до 20 тыс. руб. - в размере 179,24 тыс. руб.;

- расходы на оплату труда - в размере 3 256,64 тыс. руб.;

- расходы на благотворительность и спонсорство, содержание Профкомитета, услуги столовых - в размере 11,5 тыс. руб.;

- отчисления на социальные нужды - в размере 802,53 тыс. руб.;

- транзит электрической и тепловой энергии – в размере 1 219,16 тыс. руб.

Орган регулирования отмечает, что в структуру расходов по данной статье регулируемой организации включено 78 позиций. В обоснование своих расходов Заявителем представлены документы только по перечисленным выше. Экономическое обоснование статей расходов, включенных в сумму 25 274,40 тыс. руб. АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не представлено.

В связи с тем, что 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования, а пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 установлено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести анализ общепроизводственных расходов, при необходимости запросив у Заявителя обосновывающие материалы, и учесть в НВВ на 2019 год затраты в экономически обоснованном объеме. 

Следовательно, требования Заявителя по статье «Общепроизводственные расходы» подлежат частичному удовлетворению.

 

5. Общехозяйственные расходы.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию расходы по статье «Общехозяйственные расходы» в размере 2 678,17 тыс.руб.

Органом регулирования указанные расходы не учтены в полном объеме.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2018 год, утвержденная приказом от 25.12.2017 № 1459-П;

- финансовый результат деятельности АО «Газпромнефть-ОНПЗ» за 2017 год.

Согласно заявлению АО «Газпромнефть-ОНПЗ» фактические общехозяйственные расходы регулируемой организации за 2017 год составили 2 488,23 тыс. руб., они включают следующие расходы:

- расходы на оплату труда административно-управленческого персонала и отчисления на социальные нужды;

- амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов управленческого и общехозяйственного назначения;

- расходы на содержание и ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

- обучение и командировки административно-управленческого персонала;

- аудиторские, консультационные и юридические услуги;

- услуги связи;

- обеспечение техники безопасности, пожарной безопасности и охраны;

- другие расходы.

При этом, органном регулирования к общехозяйственным расходам были отнесены иные статьи затрат:

Статья затрат

факт по данным Заявителя

за 2017 год, руб.

расходы на оплату услуг связи

19,88

расходы на оплату вневедомственной охраны

468 825,44

расходы на обучение персонала

238 252,26

разрешения и лицензии

326 752,75

спецодежда, спецобувь

508 043,15

наружное освещение

46 474,47

затраты управления

11 139,91

услуги столовых

206 807,81

оплата услуг здравоохранения

79 617,18

содержание профкомитета

28 282,44

участие в конференциях

296 900,12

расходы на благотворительность, спонсорство

4 011,93

профосмотр

208 096,66

услуги прочие транспортные

30 880,91

ИТОГО

2 454 104,91

 

Орган регулирования отмечает, что экономическое обоснование перечисленных расходов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» представлено не по всем статьям затарт.

В связи с тем, что 2019 год – первый год долгосрочного периода регулирования, а пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 установлено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести анализ общехозяйственных расходов, при необходимости запросив у Заявителя обосновывающие материалы, и учесть в НВВ на 2019 год затраты в экономически обоснованном объеме. 

Следовательно, требования Заявителя по статье «Общехозяйственные расходы» подлежат частичному удовлетворению.

 

6. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на амортизационные отчисления размере 35 311,80 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 14 917,91 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 20 393,89 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- перечень основных фондов по участку транзита теплоэнергии за 2016 год;

- пояснительная записка о необходимости проведения мероприятий, связанных с модернизацией объектов;

- формы первичных учетных документов (ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» и ОС-6 «Инвентарные карточки учета основных средств»).

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Пунктом 29 Методических указании № 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Из совокупности указанных выше норм следует, что регулируемая организация должна представлять в орган регулирования информацию, раскрывающую величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты произведённых переоценок.

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее - Классификация основных средств).

Органом регулирования при проведении анализа представленных документов выявлено, регулируемая организация заявляет сумму расходов по данной статье исходя из минимальных сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, а также включает в расходную часть амортизацию по объектам, не относящимся к регулируемому виду деятельности (трубопроводы ГЗУ).

Форма ОС-6 содержит информацию о переоценке имущества, которая осуществлялась Заявителем без соблюдения требований пунктов 29 и 39 Методических указаний № 760-э, согласно которым амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Кроме того, согласно пункту 13 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410, амортизация является источником финансирования инвестиционной программы теплоснабжающей организации, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения.

Инвестиционная программа у АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отсутствует.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» удовлетворению не подлежат.

 

7. Налог на имущество.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на налог на имущество размере 6 354,82 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 3 585,65 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 2 769,17 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- расчет налога на имущество по участку транзита теплоэнергии Цеха № 17.

РЭК Омской области руководствовалась положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из данных, принятых по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

Поскольку налог на имущество является производной статьей затрат от статьи «Амортизация основных средств и нематериальных активов», требования Заявителя по статье «Налог на имущество» удовлетворению не подлежат.

 

8. Отчисления на социальные нужды.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на отчисления на социальные нужды размере 12 278,54 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 5 198,37 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 7 080,17 тыс. руб.

Разногласия по процентной ставке у Заявителя отсутствуют.

Статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда».

С учетом отказа по статье «Расходы на оплату труда», требования Заявителя по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» также удовлетворению не подлежат.

 

9. Налог на прибыль. Нормативная прибыль.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованным и подлежащим учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год налог на прибыль в размере 2 947,16 тыс. руб., нормативную прибыль в размере 4 780,03 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данным статьям не учтены.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответсвии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования № 1075 и включает в себя (согласно подпункту б) пункта 62 Основ ценообразования № 1075) в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, учитываемых в составе неподконтрольных расходов.

В силу пункта 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Заявителем предложены расходы исходя из положений и норм статей 274-286 Налогового кодекса Российской Федерации на плановые доходы по статьям «Расчетная предпринимательская прибыль» и «Нормативная прибыль».

У АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отсутствует утвержденная инвестиционная программа.

ФАС России отмечает, что Заявителем в ФАС России представлен Коллективный договор АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2017-2018 годы, подписанный 19.12.2016, пунктом 11.1 которого предусмотрено, что Договор вступает в силу с 01.01.2017, действует в течение двух лет и сохраняет свое действие в случаях расторжения трудового договора с руководителем Общества его подписавшим. Стороны по обоюдному согласию вправе продлевать срок действия Договора на срок до трех лет в соответствии со статьей 43 Трудового кодекса Российской Федерации. Изменения и дополнения к Договору оформляются дополнительными соглашениями к нему, подписываются Сторонами и являются его неотъемлемой частью.

Таким образом, Коллективный договор на 2017-2018 год не распространят свое действие на 2019 год.

Подунктом в) пункта 75 основ ценообразования № 1075 установелно, что нормативный уровень прибыли относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.

Исходя из совокупности вышеприведенных норм законодательства, необходимая валовая выручка регулируемой организации при установелении тарифов в сфере теплоснабжения с примененимем метода индексации рассчитывается с учетом налога на прибыль, исчисленного по установленной налоговым законодательством ставке от величины нормативной прибыли, являющейся налоговой базой по налогу на прибыль.

Таким образом фактические расходы на уплату налога на прибыль регулируемой организации для которой нормативный уровень прибыли не является догосрочным параметром регулирования, рассчитывается с применением величины фактической нормативной прибыли, включающей фактические документально пдтвержденные расходы, предусмеотренные пунктом 74 Основ ценообразования № 1075, и фактической ставки налога на прибыль.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статьям затрат «Налог на прибыль» и «Нормативная прибыль» удовлетворению не подлежат.

 

10. Расчетная предпринимательская прибыль.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 9 955,75 тыс.руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 2 421,0 тыс.руб.

Разногласия составляют 7 534,75 тыс.руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Поскольку в определении расчетной предпринимательской прибыли участвуют статьи затрат, которые подлежат анализу и пересчету, ФАС России считает необходимым органу регулирования привести затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2019 год в соответствие с проведенным анализом.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и Региональной энергетической комиссией Омской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Частично удовлетворить требования АО «Газпромнефть-ОНПЗ», указанные в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Омской области (исх. № 05/7581 от 18.03.2019; рег. № 45935/19 от 19.03.2019).

2. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.09.2019 (включительно) провести анализ расходов на основании документов, имеющихся в материалах тарифного дела, и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 по следующим статьям затрат:

- «Расходы на сырье и материалы (химреагенты)»;

- «Расходы на ремонт основных средств»;

- «Общепроизводственные расходы»;

- «Общехозяйственные расходы»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

3. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.09.2019 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2019 год, на основании пункта 2 настоящего решения.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2019 год.

      1. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

         

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

АО "Газпромнефть-ОНПЗ"
ИНН 5501041254, ОГРН 1025500508956
Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК Омской области)
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939