Предписание №СП/24943/24 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету государственного регулирования тарифов ... от 26 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет, орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32074-С/23 (далее – Отчет), возражения Комитета в отношении Отчета (исх. от 25.12.2023 № 08-04-1555/кгрт), а также особое мнение Комитета исх. от 20.03.2023 № 01-11-323/кгрт), в ходе анализа которых выявлены нарушения требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) АО «Ситиматик» на 2023 год (Зона деятельности 2),


УСТАНОВИЛА:

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

В соответствии с решениями единственного акционера и Совета директоров от 31.03.2021, от 13.04.2021 наименование организации изменено на АО «Ситиматик».

В связи с проведенной реорганизацией (прекращением деятельности филиала Общества - Саратовский Регоператор АО «Ситиматик») функциями регионального оператора на основании приказа №148-ОД/21 от 28.12.2021 наделен Саратовский филиал АО «Ситиматик».

В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в силу дополнения с 2020 года перечня операций, освобожденных от налогообложения, реализация услуги Регионального оператора в период с 2020 по 2024 год освобождена от налогообложения НДС.

Постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25.11.2022 № 53/19, от 20.12.2021 № 51/58 (в редакции от 30.12.2021 № 54/2) утверждены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Ситиматик» по Зоне деятельности 2 на 2022, 2023 гг.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Ситиматик» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования по рассмотрению предложения Саратовского филиала АО «Ситиматик» по корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 2 на 2023 год о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Ситиматик» на 2023 год (далее – Экспертные заключения на 2023 год), установлено следующее.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Учтенная органом регулирования НВВ при утверждении предельного тарифа для АО «Ситиматик» на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона деятельности 2), составила 532 518,22 тыс. руб. с увеличением относительно 2022 года (492 446 ,59 тыс. руб.) на 108,0 %, тариф составил 462,26 руб./куб.м с ростом относительно 2022 года на 106,0 %.

 

Расходы на транспортирование ТКО.

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора в (i-2)-м году определяется следующим образом:

,

где:

- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;

- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;

- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.;

Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

,

где:

 

- собственные расходы регионального оператора в году (i + 1), руб.;

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИЦПi-1, ИЦПi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов.

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 Методических указаний № 1638/16 определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

,

 

где:

 

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание, энергетическая утилизация или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Необходимо отметить, что увеличение принятых органом регулирования расходов по статье «Транспортные расходы» на 2023 год (384 685,62 тыс. руб.) по отношению к утвержденным расходам 2022 года (325 125,590 тыс. руб.), учтенным в составе НВВ регионального оператора АО «Ситиматик», составило 118,32 %. При этом необходимо отметить, что индекс потребительских цен 2023 года, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, составил 106,0 %.

Таким образом, расходы на сбор и транспортирование ТКО в составе НВВ на 2023 год следовало рассчитывать по формулам 49-51 Методических указаний № 1638/16 исходя из произведения плановой стоимости транспортирования ТКО на 2022 год и индекса потребительских цен 2023 года в размере 1,06 с учетом положений Методических указаний № 1638/16.

Органом регулирования расчет транспортных расходов на 2023 год осуществлен от плановых затрат 2021 года и плановых индексов потребительских цен в размере 1,06 и 1,043 с учетом примененного параметра корректировки расходов на транспортирование отходов в году (i+1), равного 1. Указанный подход по расчету показателя корректировки расходов на транспортирование ТКО применён органом регулирования ввиду наличия в Территориальной схеме ряда несопоставимых данных по вводу в эксплуатацию объектов по обращению с ТКО и данных по средним расстояниям транспортирования ТКО и не оспаривается ФАС России.

Вместе с тем органом регулирования неверно определен расчет транспортных расходов на 2023 год от плановых затрат 2021 года и плановых ИПЦ на 2022 и 2023 гг., поскольку указанный подход Комитета по определению расходов на транспортирование ТКО противоречит положениями пункта 91 Методических указаний № 1638/16. В этой связи органу регулирования необходимо произвести перерасчет транспортных расходов, руководствуясь положениями пункта 91 Методических указаний № 1638/16, исходя из произведения плановой стоимости транспортирования ТКО на 2022 год и индекса потребительских цен 2023 года в размере 1,06 с учетом применения параметра корректировки расходов на транспортирование отходов в году (i+1), равного 1, исключив экономически необоснованные средства в размере 40 052,49 тыс. руб. из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области нарушившим положения пункта положения пунктов 12, 16 Основ ценообразования № 484 и пунктов 91, 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора АО «Ситиматик» (Зона деятельности 2) по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

– произвести перерасчет транспортных расходов АО «Ситиматик» (Зона деятельности 2) согласно мотивировочной части настоящего предписания, по результатам которого полученную разницу исключить из состава НВВ АО «Ситиматик», отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов № 484;

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.

3. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Ситиматик» (Зона деятельности 2) на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Ситиматик» (Зона деятельности 2).

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Саратовское УФАС России
ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области
ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910