Решения по тарифам №СП/55738/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «ЭК Маяк» (далее – Заявитель,
ООО «ЭКМ»)
и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника финансово-экономического отдела ООО «ЭК Маяк» <...>, начальника юридического отдела ООО «ЭК Маяк» <...>, первого заместителя Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, заместителя начальника управления — начальника отдела регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 01.03.2022 № 32942/22) о споре (разногласиях) между ООО «ЭК Маяк» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.12.2021 № 84/68 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги
по передаче электрической энергии и необходимая валовая выручка на 2022 год.

Тарифное регулирование в отношении ООО «ЭКМ» осуществляется
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2022 год – третий год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым постановлением, составляет 202 811,12 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 230 810,98 тыс. руб.

ООО «ЭКМ» оспаривает произведенную Министерством на 2022 год корректировку подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в сумме (-) 27 999,86 тыс. руб., заявляя
об обоснованности учета данной корректировки в сумме 0,00 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 27 999,86 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой
на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Расчет плановой необходимой валовой выручки от оказания услуг
по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций
в формате шаблона ENERGY.CALC.NVV.TSO(v2.1);

2. Копия особого мнения ООО «ЭКМ» от 28.12.2021 по Проекту Постановления от 29.12.2021 № 84/_.

ООО «ЭКМ» отмечено, что расходы по статье затрат «Корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчетов тарифов» в размере (-) 27 999,86 тыс. руб. в рамках тарифной заявки на 2022 год
не заявлялась.

Орган регулирования в отзыве на заявление о разногласиях (рег. от 14.03.2022 № 43005-ЭП/22) указывает, что при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год в отношении ООО «ЭКМ» произведена корректировка подконтрольных расходов в соответствии с требованиями пункта 7 Основ ценообразования № 1178 по формуле 5 пункта 11 Методических указаний № 98-э с применением следующих параметров:

Показатель

Ед. изм.

Значение

1

Величина подконтрольных расходов, утвержденная Министерством на 2019 год

тыс. руб.

121 282,81

2

ИПЦi-2 (2020 год)

%

4,00

3

Факт ИПЦi-2

%

3,4

4

 

у.е.

8 170,13

5

 

у.е.

7 170,45

6

ИКАi (2020 год)

%

- 12,24

7

Величина подконтрольных расходов, утвержденная Министерством на 2020 год

тыс. руб.

134 668,18

8

 

тыс. руб.

-25 325,95

С учетом применения индексов потребительских цен согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год
и на плановый период 2023 и 2024 годов данная корректировка, по расчету Министерства, составила (-) 27 999,86 тыс. руб.

Орган регулирования также указывает, что исключение корректировки
по подконтрольным расходам, связанным с сокращением объема работ
по обслуживанию электросетевого комплекса, противоречит положениям Федерального закона № 35-ФЗ и Основ ценообразования № 1178 и ведет
к нарушению принципа эффективного использования расходов.

Также Министерством в дополнении к ранее направленному в адрес ФАС России отзыву отмечено (рег. от 19.04.2022 № 73467-ЭП/22), что совокупный объем активов, учтенный при тарифном регулировании на 2020 год (первый год долгосрочного периода регулирования), составлял 8 170,06 у.е., фактический составил 7 170,45 у.е. Учтенный при установлении тарифов
на электрическую энергии
на 2022 год объем условных единиц составил 5 534,18 у.е.

Таким образом, по расчету Органа регулирования, отклонение фактически сложившихся операционных расходов за 2020 год (104 464,11 тыс. руб.) от плановых на 2020 год (134 668,18 тыс. руб.) составило (-) 30 204,07 тыс. руб.

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э определена формула корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением расходов i-го года долгосрочного периода регулирования, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка
(со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, которая, в свою очередь, предусматривает корректировку подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов, которая не определяется для случаев, если год (i-2) является первым годом долгосрочного периода регулирования.

Годом (i-2) для ООО «ЭКМ» является 2020 год, т.е. первый год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг.

Вместе с тем, ФАС России сообщает, что Министерством письмом от 11.05.2022 № 06/1567 в дополнение к отзыву на заявление о разногласиях направлена следующая информация.

ООО «ЭК Маяк» является территориальной сетевой организацией с 2019 года (2020 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2020-2022 гг.), которая среди прочих владеет электросетевыми активами в городе Челябинск:

- по договору аренды от 30.11.2018 № 08/18-АР с ООО «Инвестпроект»,
с арендной платой с 01.01.2019 – 1 410,8 тыс. руб. (в год), с 01.01.2020 – 19 560 тыс. руб. (в год);

- по договору купли – продажи от 30.11.2018 № 1/18-КП, заключенному
с ООО «Инвестпроект», с первоначальной стоимостью 1 218 637 тыс. руб. (годовая амортизация 57 235,6 тыс. руб.).

До заключения данных договоров аренды и купли-продажи ООО «Инвестпроект» сдавало указанные электросетевые активы в аренду ОАО «Челябинская электросетевая компания», для которой индекс эффективности операционных расходов был установлен в размере 10% в связи с выявлением фактов отображения различных значений одних и тех же показателей в разных формах отчетности.

ОАО «Челябинская электросетевая компания» в конце 2018 года расторгнуты договоры, ранее заключенные с ООО «Инвестпроект», которое, в свою очередь, заключает договоры аренды и купли-продажи с ООО «ЭК Маяк», что позволяет ООО «ЭК Маяк» получить статус территориальной сетевой организации. Затем,
в 2021 году на 2022 год ООО «ЭК Маяк» уменьшило объем обслуживаемого имущества по договору, заключенному с ООО «Инвестпроект», который частично переходит в ООО «ЗлатЭнерго».

По договору купли – продажи от 01.06.2021 № 01-КП ООО «Инвестпроект» продает ООО «ЗлатЭнерго» трансформаторные подстанции, ранее арендуемые
ООО «ЭК Маяк» по договору аренды от 30.11.2018 № 08/18-АО. Тариф для
ООО «ЗлатЭнерго» установлен впервые на 2022 год.

Таким образом, на 2022 год объем электросетевого имущества составляет 5 534,18 у.е., что на 33 % ниже учтенного Министерством при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов на 2020 год, при этом подконтрольные расходы уменьшаются не пропорционально, а с коэффициентом эластичности 0,75. Т.е. при снижении объема условных единиц на 2022 год на 17%, подконтрольные расходы снижаются на 12,75%. Одновременно передача этого имущественного комплекса позволила ООО «ЭК Маяк» в части этих активов избежать применения индекса эффективности операционных расходов (4%), чтобы не оптимизировать затраты, а также избежать применения метода сравнения аналогов (эффективного уровня операционных расходов), так как для новой ТСО ООО «ЗлатЭнерго» НВВ определяется методом экономически обоснованных расходов.

Из вышеизложенного следует, что у ООО «ЭК Маяк» остаются расходы
на обслуживание электросетевого комплекса в объеме 8 170,06 у.е. за 2020 год, который Заявителем фактически не обслуживается, ввиду того, что активы частично перешли в пользование ООО «ЗлатЭнерго», которым, в свою очередь, подано заявление на установление тарифов для обслуживания того же электросетевого комплекса.

Так, после выбытия электросетевых активов ООО «ЭК Маяк» фактически
не несет затраты на их обслуживание, при этом уровень подконтрольных расходов не снижается, а с учетом вновь созданной территориальной сетевой организации (ООО «ЗлатЭнерго») расходы на обслуживание электросетевого комплекса увеличивается, что ведет к росту нагрузки на потребителей.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся
в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,
в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений
от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).

ФАС России отмечает, действия ООО «ЭК Маяк» свидетельствуют о том, что переданный ООО «ЗлатЭнерго» электросетевой комплекс фактически
не планировался эксплуатироваться, не исключение из НВВ расходов на его обслуживание является нарушением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, определенных статьей 6 Федерального закона № 35-ФЗ, а также пункта 7 Основ ценообразования № 1178. Исключенные Министерством средства не являются экономией подконтрольных расходов.

Также Министерством письмом от 12.05.2022 № 06/1581 уведомило ФАС России о том, что информация, ранее направленная Министерством письмом
от 11.05.2022 № 06/1567, также направлена в Управление Федеральной службы безопасности по Челябинской области.

С учетом вышеизложенного, требования ООО «ЭК Маяк» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «ЭК Маяк» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «ЭК Маяк» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 01.03.2022 № 32942/22).

 

Связанные организации

ООО "ЭК Маяк"
ИНН 7449137109, ОГРН 1187456033820
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310