Решения по тарифам №СП/45981/19 без аннотации от 27 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «27» мая 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор по заявлению СМУП «Горводоканал» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 18.01.2019 № б/н, вх. от 28.01.2019 № 13601/19, исх. от 08.02.2019 № 427, вх. от 18.02.2019 № 27116/19, от 11.02.2019 № 22736-ЭП/19), возникший с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике  (далее – Департамент, орган регулирования) по вопросу установления тарифов на водоотведение на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии (посредством видеоконференцсвязи) представителей СМУП «Горводоканал», в лице <...>, <...>, <...>, а также представителей Департамента в лице <...>, <...>, <...>, <...> и <...>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление СМУП «Горводоканал» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Основанием для рассмотрения досудебного спора между СМУП «Горводоканал» и органом регулирования является постановление Департамента от 19.12.2018 № 232 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск)». Тарифы для СМУП «Горводоканал» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг. (второй долгосрочный период регулирования) с применением метода индексации.

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении СМУП «Горводоканал» указывает на то, что утвержденные Департаментом тарифы на 2019 год экономически не обоснованы, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету в тарифах 2019 года, в части оказываемых услуг водоотведения в сумме 128 036,9 тыс. руб. При этом СМУП «Горводоканал» в поданном на досудебное урегулирование спора в заявлении оспаривает расходы по следующим статьям затрат: «Производственные расходы, в том числе общехозяйственные расходы», «Ремонтные расходы», «Цеховые расходы», «Расходы на электроэнергию», «Неподконтрольные расходы», «Амортизация», «Прибыль».

Также Заявитель оспаривает установленные Департаментом натуральные показатели на регулируемый период 2019 год, а именно объем реализации услуг.

Кроме того, письмом от 24.04.2019 № 72031/19 к заявлению СМУП «Горводоканал» о досудебном урегулировании спора регулируемой организацией направлены дополнения, в которых Заявитель указывает на некорректный расчет Департаментом расходов, связанных с оплатой услуг по покупке и транспортировке воды относительно регулируемых организаций ООО «Городской водоканал», АО «Смоленский ДОК», ООО «Инженерные системы».

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым постановлением на 2019 год для СМУП «Горводоканал», в части оказываемых услуг водоотведения составляет 347 010,1 тыс. руб. (объем реализации услуг водоотведения составляет 24 526,27 тыс. куб. м., тариф на оказываемые услуги водоотведения – 14,14 без учета НДС (16,97 руб./куб. м. с учетом НДС)).

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной – 475 047,0 тыс. руб., таким образом, разногласия по водоотведению составили 128 036,9 тыс. руб.

Тариф, который Заявитель считает экономическим обоснованным, составляет по водоотведению – 22,3 руб./куб. м. (26,76 руб./куб. м. с учетом НДС) (разница по водоотведению составляет 4,46 руб./куб. м.).

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям досудебного спора Комиссия отмечает следующее.

1. Натуральные показатели – объем реализации услуг водоотведения.

На урегулирование досудебного спора в ФАС России СМУП «Горводоканал» объем реализации услуг водоотведения заявлен на уровне 21 300,0 тыс. куб. м., в то время как органом регулирования при установлении тарифов на 2019 год объем реализации услуг для СМУП «Горводоканал» учтен по водоотведению на уровне 24 526,27 тыс. куб. м. Таким образом, разногласия по объему реализации услуг водоотведения составили 3 226,27 тыс. куб. м.

СМУП «Горводоканал» в заявлениях о досудебном урегулировании спора указывает на то, что Департаментом расчетные объемы принятых сточных вод 2019 года определены без учета фактического объема принятых сточных вод за предыдущие периоды регулирования, то есть без учета сложившейся тенденции к ежегодному снижению объемов реализации услуг, указывая на то, что фактические объемы принятых сточных вод СМУП «Горводоканал» за 2016 год составил 21 019,07 тыс. куб. м; за 2017 год – 21 285,63 тыс. куб. м; за 2018 год – 21 424,3 тыс. куб. м.

Орган регулирования в отзыве на заявления о досудебном урегулировании спора СМУП «Горводоканал», (исх. от 18.03.2019 № 770/4, вх. от 25.03.2019 № 50024/19), отмечает, что в тарифе СМУП «Горводоканал», действовавшем в декабре 2018 года, объем сточных вод был принят органом регулирования в размере 24 526,27 тыс. куб. м., при этом предложенный регулируемой организацией объем реализацаии услуг по снижению объемов реализации услуг приведет к снижению объемов принятых сточных вод на 13,0 %.

Также орган регулирования дополнительно отмечает, что на очистных сооружениях, эксплуатируемых СМУП «Горводоканал», отсутствуют приборы учета, подтверждающие фактический объем принятых сточных вод, в связи с чем у Департамента возникли сомнения в достоверности представленных заявителем фактических данных в части объемов сточных вод, поскольку снижение объема сточных вод в заявленном размере привело бы к существенному росту тарифов на водоотведение, превышающему предельные индексы платы граждан за коммунальные услуги, установленные на 2019 год.   В указанном случае тарифы для населения должны были быть установлены ниже экономически обоснованного уровня (в рамках предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги), что потребовало бы выделения дотаций из бюджета Смоленской области.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В силу пункта 23 Основ ценообразования № 406 при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 406 тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с 4 пунктом Методических указаний № 1746-э расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям № 1746-э на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 1746-э расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется аналогично расчету объема отпуска воды в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Согласно сведениям, отраженным в статистической отчетности № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за 2014-2017 гг., объем фактически пропущенных сточных вод СМУП «Горводоканал» составил 23 020,7 тыс.куб.м.; 21 726,0 тыс.куб.м.; 21 019,07 тыс.куб.м и 21 285,72 тыс.куб.м. соответственно.

В этой связи, поскольку органом регулирования объемы реализации услуг при расчете тарифов для СМУП «Горводоканал» на 2019 год принимались в нарушение требований законодательства Российской Федерации, а именно Основ ценообразования № 406, а также Методических указаний № 1746-э, ФАС России самостоятельно произведен расчет объемов реализации услуг за предшествующие периоды исходя из сведений, подтвержденных формами федерального статистического наблюдения № 22 ЖКХ, по итогам которого объем реализации услуг сложился на уровне 19 862,9 тыс. куб. м.

Так как СМУП «Горводоканал» на момент установления тарифов в орган регулирования, а также в ФАС России на досудебное урегулирование самостоятельно заявлен объем реализации услуг на уровне выше, рассчитанного ФАС России, требования СМУП «Горводоканал» по снижению объемов реализации услуг водоотведения признаны обоснованными на уровне, заявленном регулируемой организации, а именно в части оказываемых услуг водоотведения – 21 300,0 тыс. куб. м.

2. Расходы по статьям «Производственные расходы в том числе общехозяйственные расходы», «Ремонтные расходы», «Цеховые расходы», «Расходы на электроэнергию», «Неподконтрольные расходы», «Амортизация», «Прибыль».

Общая сумма средств, заявленная СМУП «Горводоканал» по статьям затрат «Производственные расходы в том числе общехозяйственные расходы», «Ремонтные расходы», «Цеховые расходы», «Расходы на электроэнергию», «Неподконтрольные расходы», «Амортизация», «Прибыль» к дополнительному учету, составила по водоотведению 128 036,9 тыс. руб.

Комиссия отмечает, что СМУП «Горводоканал» к заявлениям о досудебном урегулировании спора не представлена обоснованная аргументация и подтверждающие обосновывающие материалы тарифного дела (а именно расчеты, договоры, бухгалтерская отчетность, и иные материалы тарифного дела), конкретизирующие заявленные регулируемой организацией требования, в этой связи ФАС России не представляется возможным определить: с какими подходами и по каким статьям (подстатьям) затрат СМУП «Горводоканал» выражает несогласие, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований по статьям «Производственные расходы в том числе общехозяйственные расходы», «Ремонтные расходы», «Цеховые расходы», «Расходы на электроэнергию», «Неподконтрольные расходы», «Амортизация», «Прибыль» в части оказываемых услуг водоотведения, одновременно с учетом выводов, изложенных в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, органу регулирования необходимо пересмотреть взаимозависимые от объемов реализации услуг статьи затрат.

3. Расходы, связанные с оплатой услуг по очистке сточных вод и их транспортировке.

Письмом от 24.04.2019 № 72031/19 (далее – дополнительная информация) к заявлению СМУП «Горводоканал» о досудебном урегулировании спора регулируемой организацией направлены дополнения, в которых Заявитель указывает на некорректный расчет Департаментом расходов, связанных с оплатой услуг по очистке сточных вод и их транспортировке относительно регулируемых организаций ООО «Городской водоканал», АО «Смоленский ДОК», ООО «Инженерные системы».

Расходы, связанные с оплатой услуг по очистке сточных вод и их транспортировке учтены органом регулирования в составе неподконтрольных расходов и рассчитаны исходя из перечня организаций, которые оказывают услуги СМУП «Горводоканал» в сфере водоотведения, а именно АО «Смоленский ДОК» и ООО «Городской водоканал».

В дополнительной информации Заявитель указывает на то, что согласно представленной СМУП «Горводоканал» документации на момент установления тарифов на 2019 год размер расходов, связанных с оплатой услуг по очистке сточных вод и их транспортировке на 2019 год составляет 1 580,4 тыс. руб., объем принятых сточных вод составляет 60 тыс.куб.м., что подтверждается, как указывает Заявитель, договорными отношениями с АО «Смоленский ДОК». При этом, как указывает Заявитель, Департаментом данные расходы установлены в размере 4 144,4 тыс.руб., а объем принятых сточных вод – 131,47 тыс.куб.м.

Постановлением Департамента от 26.11.2018 № 106 ООО «Городской водоканал» был установлен тариф на транспортировку сточных вод в размере 10,72 руб./куб.м., с объемом транспортировки сточных вод на 2019 год 266,50 тыс.куб.м.

В период с 26.11.2018 по настоящий момент, по информации заявителя, каких – либо договорных отношений между СМУП «Горводоканал» и ООО «Городской водоканал» по предоставлению услуг по транспортировке сточных вод не имеется.

Также Заявитель указывает на то, что 08.04.2019 в адрес СМУП «Горводоканал» поступило обращение от 05.04.2019 № 12 и № 11 (вх. № 3276-пр от 08.04.2019 , вх. № 3277-пр от 08.04.2019) от ООО «Инженерные системы» (ИНН 6732151714, ОРГН 1176733018241), о необходимости заключения договора на транспортировку сточных вод в связи с тем, что общество является исполнителем данных услуг согласно постановлению Департамента от 26.02.2019 № 20 «Об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и сточных вод ООО «Инженерные системы» г. Смоленск».

Вместе с тем, как указывает Заявитель, каких – либо договорных отношений между СМУП «Горводоканал» и ООО «Инженерные системы» по предоставлению услуг по транспортировке сточных вод также не имеется.

ФАС России произведен анализ расходов и объемных показателей, учтенных органом регулирования в составе необходимой валовой выручки СМУП «Горводоканал» по статье «Расходы, связанные с оплатой услуг по очистке сточных вод и их транспортировке», по итогам которого нарушений со стороны органа регулирования требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения при расчете вышеуказанных расходов не выявлены.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом 416-ФЗ), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона 416-ФЗ организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Учитывая вышеизложенные положения Федерального закона № 416, Комиссия обращает внимание СМУП «Горводоканал» на наличие в действующих нормативно-правовых актах в области государственного регулирования цен (тарифов) прямой обязанности по заключению договоров между гарантирующей организацией и организациями, осуществляющими транспортировку сточных вод, с целью обеспечения надежного и бесперебойного водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между СМУП «Горводоканал» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 18.01.2019 № б/н, вх. от 28.01.2019 № 13601/19, исх. от 08.02.2019 № 427, вх. от 18.02.2019 № 27116/19, от 11.02.2019 № 22736-ЭП/19), Комиссия от 27.05.2019 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике нарушившей пункт 29 Основ ценообразования № 406, а также пункты 4 и 8 Методических указаний № 1746-э, при установлении тарифов на услуги водоотведения СМУП «Горводоканал» на 2019 год.

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между СМУП «Горводоканал» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 18.01.2019 № б/н, вх. от 28.01.2019 № 13601/19, исх. от 08.02.2019 № 427, вх. от 18.02.2019 № 27116/19, от 11.02.2019 № 22736-ЭП/19).

3. Предписать органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в срок до 1 июля 2019 года (включительно) принять решение о пересмотре тарифов на водоотведение для СМУП «Горводоканал» на 2019 год, рассчитав тарифы с учетом объемов принятых сточных вод на уровне 21 300,0 тыс. куб. м. (пересчитав взаимозависимые об объемов реализации услуг статьи затрат соответственно) с учетом непревышения предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

4. В остальной части заявленных СМУП «Горводоканал» требований по водоотведению отказать.

5. По результатам исполнения настоящего решения органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения принять и ввести в действие с 01.07.2019 тарифы на услуги водоотведения для СМУП «Горводоканал» на 2019 год в соответствии с пунктом 3 резолютивной части настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 5 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение, во исполнение настоящего решения;

экспертное заключение по результатам пересмотра тарифов на услуги водоотведения для СМУП «Горводоканал» на 2019 г., в котором отражены результаты исполнения настоящего решения;

постановления об установлении тарифов на услуги водоотведения для СМУП «Горводоканал» на 2019 г., принятых в рамках пересмотра тарифов.

Связанные организации

Департамент Смоленской области по Энергетике, Энергоэффективности, Тарифной Политике
ИНН 6730029638, ОГРН 1026701441568
СМУП "Горводоканал", г. Смоленск
ИНН 6731000342, ОГРН 1026701433439