Решение №СП/72533/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 1 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Байкальская энергетическая компания» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ООО «БЭК») и Службой по тарифам Иркутской области (далее также - орган регулирования, Служба), связанного с установлением тарифа на тепловую энергию на 2022 год в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора
ООО «Байкальская энергетическая компания» <...>, начальника экономического управления ООО «Байкальская энергетическая компания»
<...>,
директора по вопросам регулируемой деятельности ООО «Эн+ Девелопмент» <...>, руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, временно замещающего должность заместителя руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника управления регулирования цен (тарифов) и контроля в сфере теплоснабжения Службы по тарифам Иркутской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее — Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 14.03.2022 № 42885-ЭП/22) о рассмотрении досудебного спора (разногласиях) между ООО «Байкальская энергетическая компания» и Службой по тарифам Иркутской области, связанного с установлением тарифа на тепловую энергию на 2022 год.

Спор возник по приказу Службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2021 № 79-427-спр, которым скорректированы тарифы на тепловую энергию в отношении потребителей ООО «БЭК» на территории города Железногорска-Илимского
на 2022-2023 гг. (долгосрочные тарифы были установлены на 2021-2023 гг. приказом Службы от 18.12.2020 №474-спр).

Тарифное регулирование в отношении ООО «БЭК» осуществляется с применением метода индексации в рамках долгосрочного периода регулирования 2021-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым решением, составляет 396 342,1 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 412 749,7 тыс. руб. с учетом заявленных требований.

Объем разногласий составляет 16 407,7 тыс. руб.

В заявлении о досудебном урегулировании спора ресурсоснабжающая организация на 2022 год оспаривает натуральные показатели, а именно полезный отпуск тепловой энергии в следующих объёмах:

Наименование показателей

Ед. изм.

Утверждено Службой

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий по статье

1

Полезный отпуск

тыс. Гкал

392,0

388,2

3,8

ООО «БЭК» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Ед. изм.

Утверждено Органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий по статье

1

Операционные (подконтрольные) расходы

тыс. руб.

0

2 734,2

2 734,2

2

Налог на имущество организаций

тыс. руб.

0

306,9

306,9

3

Земельный налог и арендная плата

тыс. руб.

0

94,0

94,0

4

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

0

184,5

184,5

5

Налог на прибыль

тыс. руб.

0

2 548,1

2 548,1

6

Вода на технологические цели (теплоноситель)

тыс. руб.

0

53,9

53,9

7

Прибыль на развитие производства (капитальные вложения)

тыс. руб.

0

10 192,6

10 192,6

8

Расчетная предпринимательская прибыль

тыс. руб.

0

293,4

293,4

 

Итого по статьям

тыс. руб.

0

16 407,7

16 407,7

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Изучив заявление ООО «БЭК», письменное мнение органа регулирования (рег. от 18.04.2022 № 71833/22), а также представленные сторонами материалы, ФАС России по существу вопроса сообщает следующее.

ООО «БЭК» поставляет тепловую энергию конечным потребителям на территории города Железногорск-Илимский, где осуществляет функции единой теплоснабжающей компании (далее – ЕТО) (статус присвоен постановлением администрации муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение» от 11.08.2020 № 364).

Приказом Службы от 18.12.2020 № 474-спр для ООО «БЭК» были установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию и долгосрочные параметры регулирования на территории города Железногорск-Илимский на 2021-2023 годы.

Следует отметить, что в качестве долгосрочных параметров регулирования решением были установлены:

индекс эффективности операционных расходов в размере 1% на каждый год долгосрочного периода регулирования;

базовый уровень операционных расходов в размере 0 тыс. руб., которые Заявителем в установленном законодательством порядке оспорены не были.

Органом регулирования были также утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «БЭК» на территории всей Иркутской области (областные тарифы), и долгосрочные параметры на 2021-2023 годы приказом от 17.12.2020 № 391-спр (скорректированы на 2022 год приказом от 14.12.2021 № 79-373-спр).

Следует отметить, что в качестве долгосрочных параметров регулирования решением Службы были установлены:

индекс эффективности операционных расходов в размере 1% на каждый год долгосрочного периода регулирования;

базовый уровень операционных расходов в размере 6 871 962 тыс. руб.

Впоследствии между муниципальным образованием «Железногорск-Илимское городское поселение», ООО «БЭК» и субъектом Российской Федерации Иркутской областью было заключено концессионное соглашение от 21.06.2021 № 05-52-10/21 в отношении объектов теплосетевого имущества (далее – Концессионное соглашение).

При этом заявление ООО «БЭК» в орган регулирования об установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию на территории города Железногорск-Илимский было сформировано исходя из расходов в отношении всего имущества ООО «БЭК» на территории города Железногорск-Илимский (включая переданное ООО «БЭК» по концессионному соглашению). Величины расходов, заявленные на разногласия в ФАС России, относятся только к концессионному имуществу.

Суть спора заключается в том, что, по мнению Заявителя, органом регулирования при установлении тарифов тепловую энергию не учтены расходы в части концессионного имущества в городе Железногорске-Илимском.

В соответствии с положениями Правил регулирования № 1075 орган регулирования согласовывает значения долгосрочных параметров регулирования и метод регулирования тарифов, содержащиеся в проекте концессионного соглашения, приложенном к предложению о заключении концессионного соглашения.

Порядок согласования органом регулирования метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования предусмотрены разделами IX и IX.1 Правил регулирования № 1075.

Письмом от 17.11.2020 № 02-79-2756/20 Службой были согласованы следующие долгосрочные параметры регулирования и метод регулирования тарифов, содержащиеся в предложении о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой о заключении концессионного соглашения (ООО «БЭК»):

метод индексации установленных тарифов;

индекс эффективности операционных расходов в размере 1% на каждый год действия концессионного соглашения;

базовый уровень операционных расходов в размере 2 523,3 тыс. руб.

При этом Службой были не согласованы предложения потенциального инвестора о размере нормативной прибыли и показателям энергосбережения и энергетической эффективности.

Статья разногласий «Полезный отпуск».

ООО «БЭК» заявляет требование о признании экономически обоснованным объёма полезного отпуска в размере 388,2 тыс. Гкал. Органом регулирования объем отпуска учтен в размере 392,0 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1178 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

При этом, в соответствии с заявлением ООО «БЭК» суть спора по статье состоит в величине потерь в тепловых сетях, переданных ООО «БЭК» по концессионному соглашению и порядке ее учета.

По мнению Заявителя, органом регулирования в составе тарифа на тепловую энергию ЕТО ООО «БЭК» на территории города Железногорск-Илимский не учтены технологические потери в тепловых сетях, переданных ООО «БЭК» по концессионному соглашению, в размере 3,8 тыс. Гкал.

Орган регулирования в письменном мнении сообщил, что объем полезного отпуска учтен исходя из данных, представленных заявителем о фактическом полезном отпуске за 2018-2020 годы в размере 392,0 тыс. Гкал.

При этом отпуск потребителям на 2022 год, учитываемый в составе областных тарифов на тепловую энергию, был уменьшен Службой по отношению к 2021 году на 9,1 тыс. Гкал. Таким образом, согласно доводам Службы, при сохранении отпуска в сеть, учитываемого в составе областного тарифа, потери тепловой энергии при ее передаче по г. Железногорск-Илимскому увеличены на 9,1 тыс. Гкал.

По данным Службы, потери тепловой при ее передаче по переданным в концессию тепловым сетям (3,8 тыс. Гкал) покрываются увеличением объема технологических потерь тепловой энергии, заложенным при принятии тарифного решения Службы на 2022 год в размере 9,1 тыс. Гкал (областные тарифы).

С учетом изложенного, требования Заявителя по данной статье разногласий не подлежат удовлетворению.

Статьи разногласий «Операционные (подконтрольные) расходы», «Налог на имущество организаций», «Земельный налог и арендная плата», «Отчисления на социальные нужды», «Налог на прибыль», «Вода на технологические цели (теплоноситель)», «Прибыль на развитие производства (капитальные вложения)», «Расчетная предпринимательская прибыль»

ООО «БЭК» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данным статьям в размере 16 407,7 тыс. руб. Органом регулирования соответствующие расходы, по мнению Заявителя, учтены не были.

Величина расходов по статье «Операционные (подконтрольные) расходы» была определена Заявителем путем индексации базового уровня операционных расходов, указанного в концессионном соглашении, в соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 760-э.

При этом, заявление об установлении долгосрочных параметров регулирования в отношении объектов концессионного соглашения на 2021 год, а также тарифов на тепловую энергию Заявителем в Орган регулирования не направлялось.

Неустановление данных параметров и тарифов Службой, в соответствии с требованиями Правил № 533, а также в судебном порядке ООО «БЭК» не оспаривалось.

При этом, пунктом 3 Правил № 533 предусмотрено, что основанием для рассмотрения спора является заявление о рассмотрении спора, поданное в федеральный антимонопольный орган в бумажной форме или в форме электронного документа и подписанное заявителем либо уполномоченным им на это лицом в течение 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Орган регулирования в письменном мнении сообщил, что заявленные расходы были учтены в составе тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «БЭК» на территории всей Иркутской области (областные тарифы), в том числе операционные расходы с учетом индексации базового уровня операционных расходов в соответствии с формулой 10 пункта 52 Методических указаний № 760-э. При индексации условные единицы по концессионному соглашению определены в размере 117,87 у.е.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

В связи с тем, что Заявителю компенсированы все заявленные расходы в составе необходимой валовой выручки и установленных тарифов на тепловую энергию на территории Иркутской области в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 и п. 11 Методических указаний № 760-э, требования по статьям разногласий «Операционные (подконтрольные) расходы», «Налог на имущество организаций», «Земельный налог и арендная плата», «Отчисления на социальные нужды», «Налог на прибыль», «Вода на технологические цели (теплоноситель)», «Прибыль на развитие производства (капитальные вложения)», «Расчетная предпринимательская прибыль» удовлетворению не подлежат.

По результатам рассмотрения разногласий между ООО «Байкальская энергетическая компания» и Службой по тарифам Иркутской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «Байкальская энергетическая компания» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения со Службой по тарифам Иркутской области (рег. от 14.03.2022 № 42885-ЭП/22).

Связанные организации

ООО "Байкальская энергетическая компания"
ИНН 3808229774, ОГРН 1133850020545
Иркутское УФАСРоссии
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155
Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092