Решение №СП/34813/24 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению о... от 23 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2024 года.
Комиссия по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия
ФАС России), в составе:
Председателя Комиссии ФАС России:
Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии ФАС России:
<...>;
Членов Комиссии ФАС России:
<...>;
<...>;
<...>;
<...>,
рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Магнит»
(исх. от 20.12.2023 № ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23) (далее – Заявление), возникший с Региональной энергетической комиссией Омской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференцсвязи) представителей Региональной энергетической комиссии Омской области в лице <...>, <...>, <...>, представителей ООО «Магнит» в лице <...>, <...>, <...>, представителя Омского УФАС России в лице <...>, представителя Минприроды России в лице <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией
ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 20.12.2023
№ ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23) (далее – Заявление) о досудебном споре (разногласиях) между ООО «Магнит» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – орган регулирования, РЭК, РЭК Омской области) по вопросу установленного тарифа на услуги регионального оператора для ООО «Магнит» на 2023 год (по приказу от 12.10.2023 № 205/62).
Тариф на оказываемые услуги регионального оператора для ООО «Магнит» установлен (скорректирован) органом регулирования приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 12.10.2023 № 205/62 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Магнит». Пересмотр тарифного решения в октябре 2023 года осуществлен ввиду необходимости исполнения органом регулирования решения Омского областного суда по делу № 3а-23/2023.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Магнит» 2023 года установлен органом регулирования в размере 1 078,32 руб./куб.м., заявлен регулируемой организацией на разногласия в ФАС России в размере 1 114,89 руб./ куб.м., разница по величине оспариваемого тарифа составляет 36,57 руб./ куб.м.
Тариф во исполнение решение суда по делу № 3а-23/2023 по приказу от 12.10.2023 № 205/62 снижен на 2,9 % (введен в действие с 01.12.2022 – 31.12.2023 на 13 месяцев) до исполнения - 1 110,61 руб./куб.м., после исполнения- 1 078,32 руб./куб.м.
Утверждённая необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регионального оператора ООО «Магнит» на 2023 год составляет 5 853 455,5 тыс. руб.
В поданном на разногласия в ФАС России заявлении ООО «Магнит» оспариваются в расходы общей сумме 233 268,24 тыс. руб., подлежащие дополнительному учёту в составе НВВ, по следующим статьям затрат в следующих размерах: 1) Необоснованно исключенные органом регулирования доходы за 2022 год заявлены к возврату в размере 198 942,28 тыс. руб. 2) Корректировка НВВ за 2021 год 2.1) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса постоянная часть - 205,31 тыс. руб. 2.2) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса переменная часть - 249,62 тыс. руб. 2.3) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на кассовые аппараты и их обслуживание - 192,95 тыс. руб. 2.4) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на услуги аудитора - 310,29 тыс.руб. 2.5) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на оплату труда персонала и отчисления на социальные нужды - 33 367,59 тыс. руб.
Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения
с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).
По результатам анализа экспертного заключения органа регулирования и материалов тарифного дела по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Магнит» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, в том числе принятые во исполнение решения суда по делу № 3а-23/2023, ФАС России выявлены следующие обстоятельства дела.
Решением Омского областного суда от 05.04.2023 по административному делу № 3а-23/2023 (далее — решение суда) признан недействующим со дня принятия приказ РЭК Омской области от 17.12.2021 № 631/93 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Магнит» на долгосрочный период регулирования 2022-2024 годы». Указанным решением суда на РЭК Омской области возложена обязанность принять замещающий нормативный правовой акт.
Во исполнение решения суда РЭК Омской области принят замещающий приказ от 12.10.2023 № 205/62.
Согласно пункту 21 Основ ценообразования № 484 долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:
а) вступившее в законную силу решение суда о необходимости пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) приобретение регулируемой организацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, и (или) получение прав владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве или договора аренды;
в) присвоение организации, осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор);
г) изменение в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;
д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;
е) исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.
Таким образом в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Основ ценообразования № 484 органом регулирования осуществлен пересмотр тарифа на основании вступившего в законную силу решения суда.
1. Необоснованно полученные доходы за 2022 год.
Регулируемая организация в заявлении о досудебном урегулировании спора полагает необоснованным исключение суммы необоснованно полученных доходов за 2022 год в размере 198 542,28 тыс. руб. в рамках реализации тарифного решения, принятого 12.10.2023 во исполнение решения суда по административному делу № 3а-23/2023, ссылаясь на то, что указанные доходы органом регулирования исключаются дважды, как в 2022 году, так и в 2023 году, также указывая на факт двойного исключения ввиду изменения межтарифной разницы, возникшей по причине изменений органом регулирования экономически обоснованных и льготных тарифов на 2022 год и 2023 год, вносимых приказами РЭК Омской области от 12.10.2023 № 205/62, от 02.11.2023 № 268/70, № 269/70, в связи с чем РЭК Омской области изъяты дополнительно еще и субсидии (согласно распоряжению РЭК Омской области от 25.10.2023 № Р-23/128 «О проведении внеплановой проверки получателя субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с установлением гражданам льготных тарифов» проведена внеплановая проверка получателя субсидии за период 1, 2, 3,4 кварталы 2022 года 1 кв. 2023 года и по результатам составлен акт от 21.11.2023 № 13-04/76, согласно которому ООО «Магнит» необходимо вернуть в бюджет Омской области часть субсидии за 2022 год в размере 80 118 910,12 руб. Также, по результатам внеплановой проверки в адрес ООО «Магнит» направлено Уведомление о возврате части субсидии в областной бюджет от 22.11.2023 ИСХ-23/РЭК-5714, согласно которому региональному оператору необходимо вернуть в бюджет Омской области часть субсидии за 2022 год в размере 80 118 910,12 руб. В соответствии с пунктом 18 Распоряжения РЭК Омской области от 25.12.2023 № Р-23/157 часть субсидии согласно акту проверки от 21.11.2023 № 13-04/76 и уведомлению от 22.11.2023 ИСХ-23/РЭК-5714 изъята).
Изначально в тарифе, утвержденном приказом РЭК Омской области от 17.12.2021 № 631/93 (в дальнейшем предмет оспаривания в судебном порядке по делу № 3а-23/2023), сумма корректировки НВВ в 2022 году составила 494 247,59 тыс. руб.
Во исполнение решения суда РЭК Омской области по делу № 3а-23/2023 повторно проанализирована корректировка НВВ на 2022 год по фактическим данным за 2020 год согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16. Таким образом, сумма корректировки НВВ в 2022 году составила 295 705,31 тыс. руб.
Таким образом, экономически необоснованные доходы регионального оператора в 2022 году составили 198 542,28 тыс. руб. (494 247,59 тыс. руб. - 295 705,31 тыс. руб.), и в соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Основ ценообразования № 484 учтены (исключены) при корректировке НВВ 2023 года.
Таким образом, сумма в размере 198 542,28 тыс. руб. является размером отклонения, возникшим в результате исполнения РЭК Омской области решения суда.
Учитывая доводы, изложенные в Предписании ФАС России от 19.04.2024
№ СП/33896/24, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Магнит» требований в указанной части.
2. Относительно оспаривания фактических расходов, определенных органом регулирования в рамках корректировки НВВ 2023 года за 2021 год стоит отметить следующее.
Как указано ранее ООО «Магнит» в поданном в ФАС России заявлении о досудебном урегулировании спора обжалует фактические расходы, определенные органом регулирования в рамках корректировки НВВ 2023 года за 2021 год по следующим статьям затрат: 2.1) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса постоянная часть - 205,31 тыс. руб. 2.2) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса переменная часть - 249,62 тыс. руб. 2.3) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на кассовые аппараты и их обслуживание - 192,95 тыс. руб. 2.4) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на услуги аудитора - 310,29 тыс.руб. 2.5) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на оплату труда персонала и отчисления на социальные нужды - 33 367,59 тыс. руб.
Вместе с тем, анализ экономической обоснованности расходов регионального оператора фактически понесенных в 2021 году был проведен органом регулирования при корректировке предельного (единого) тарифа на 2023 год (по приказу РЭК Омской области о корректировке на 2023 год предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит», установленных на долгосрочный период регулирования, от 28.11.2022 № 521/67).
Важно отметить, что результаты указанного анализа фактических расходов 2021 года в рамках корректировки НВВ 2023 года не были предметом исковых требований ООО «Магнит», и, соответственно, суд не принимал какого-либо судебного акта в данной части. Справочно отмечаем, что в рамках судебного процесса рассматривались плановые статьи 2022 года и фактические статьи 2020 года. Таким образом, обоснованность формирования органом регулирования фактических расходов за 2021 год в рамках принятия тарифного решения на 2023 год по приказу РЭК Омской области от 28.11.2022 № 521/67 не рассматривалась в судебном процессе.
Поскольку орган регулирования исполнял решение суда по административному делу № 3а-23/2023 в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Правилами регулирования № 484, соответственно у органа регулирования отсутствовали правовые основания для пересмотра иных статей затрат, в том числе фактических затрат 2021 года, не являющихся предметом рассмотрения в судебном процессе. Учитывая, что ООО «Магнит» не обращалось в ФАС России с заявлением о досудебном споре, а также в судебном порядке об оспаривании приказа РЭК Омской области о корректировке на 2023 год предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит», установленных на долгосрочный период регулирования, от 28.11.2022 № 521/67, Комиссия ФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «Магнит» требований в указанной части.
Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Магнит» и Региональной энергетической комиссией Омской области (исх. от 20.12.2023 № ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23), Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Отказать в удовлетворении ООО «Магнит» требований по заявлению (исх. от 20.12.2023 № ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23) в полном объёме.
Председатель Комиссии ФАС России ________________/ С.А. Пузыревский
(подпись)
Заместитель председателя _________________/ <...>
Комиссии ФАС России (подпись)
Члены Комиссии ФАС России:
_________________/<...>
(подпись)
_________________/ <...>
(подпись)
_________________/ <...>
(подпись)
_________________/ <...>
(подпись)