Решение №СП/34813/24 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению о... от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2024 года.

 

Комиссия по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия
ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России; Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

<...>;

Членов Комиссии ФАС России:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «Магнит»
(исх. от 20.12.2023 № ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23) (далее – Заявление), возникший с Региональной энергетической комиссией Омской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференцсвязи) представителей Региональной энергетической комиссии Омской области в лице <...>, <...>, <...>, представителей ООО «Магнит» в лице <...>, <...>, <...>, представителя Омского УФАС России в лице <...>, представителя Минприроды России в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией
ФАС России
рассмотрено поступившее заявление (исх. от 20.12.2023
№ ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23)
(далее – Заявление) о досудебном споре (разногласиях) между ООО «Магнит» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – орган регулирования, РЭК, РЭК Омской области) по вопросу установленного тарифа на услуги регионального оператора для ООО «Магнит» на 2023 год (по приказу от 12.10.2023 № 205/62).

Тариф на оказываемые услуги регионального оператора для ООО «Магнит» установлен (скорректирован) органом регулирования приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 12.10.2023 № 205/62 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Магнит». Пересмотр тарифного решения в октябре 2023 года осуществлен ввиду необходимости исполнения органом регулирования решения Омского областного суда по делу № 3а-23/2023.

Предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «Магнит» 2023 года установлен органом регулирования в размере 1 078,32 руб./куб.м., заявлен регулируемой организацией на разногласия в ФАС России в размере 1 114,89 руб./ куб.м., разница по величине оспариваемого тарифа составляет 36,57 руб./ куб.м.

Тариф во исполнение решение суда по делу № 3а-23/2023 по приказу от 12.10.2023 № 205/62 снижен на 2,9 % (введен в действие с 01.12.2022 – 31.12.2023 на 13 месяцев) до исполнения - 1 110,61 руб./куб.м., после исполнения- 1 078,32 руб./куб.м.

Утверждённая необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регионального оператора ООО «Магнит» на 2023 год составляет 5 853 455,5 тыс. руб.

В поданном на разногласия в ФАС России заявлении ООО «Магнит» оспариваются в расходы общей сумме 233 268,24 тыс. руб., подлежащие дополнительному учёту в составе НВВ, по следующим статьям затрат в следующих размерах: 1) Необоснованно исключенные органом регулирования доходы за 2022 год заявлены к возврату в размере 198 942,28 тыс. руб. 2) Корректировка НВВ за 2021 год 2.1) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса постоянная часть - 205,31 тыс. руб. 2.2) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса переменная часть - 249,62 тыс. руб. 2.3) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на кассовые аппараты и их обслуживание - 192,95 тыс. руб. 2.4) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на услуги аудитора - 310,29 тыс.руб. 2.5) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на оплату труда персонала и отчисления на социальные нужды - 33 367,59 тыс. руб.

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения
с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

По результатам анализа экспертного заключения органа регулирования и материалов тарифного дела по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Магнит» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, в том числе принятые во исполнение решения суда по делу № 3а-23/2023, ФАС России выявлены следующие обстоятельства дела.

Решением Омского областного суда от 05.04.2023 по административному делу № 3а-23/2023 (далее — решение суда) признан недействующим со дня принятия приказ РЭК Омской области от 17.12.2021 № 631/93 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Магнит» на долгосрочный период регулирования 2022-2024 годы». Указанным решением суда на РЭК Омской области возложена обязанность принять замещающий нормативный правовой акт.

Во исполнение решения суда РЭК Омской области принят замещающий приказ от 12.10.2023 № 205/62.

Согласно пункту 21 Основ ценообразования № 484 долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:

а) вступившее в законную силу решение суда о необходимости пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;

б) приобретение регулируемой организацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, и (или) получение прав владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве или договора аренды;

в) присвоение организации, осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор);

г) изменение в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;

д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

е) исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.

Таким образом в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Основ ценообразования № 484 органом регулирования осуществлен пересмотр тарифа на основании вступившего в законную силу решения суда.

1. Необоснованно полученные доходы за 2022 год.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном урегулировании спора полагает необоснованным исключение суммы необоснованно полученных доходов за 2022 год в размере 198 542,28 тыс. руб. в рамках реализации тарифного решения, принятого 12.10.2023 во исполнение решения суда по административному делу № 3а-23/2023, ссылаясь на то, что указанные доходы органом регулирования исключаются дважды, как в 2022 году, так и в 2023 году, также указывая на факт двойного исключения ввиду изменения межтарифной разницы, возникшей по причине изменений органом регулирования экономически обоснованных и льготных тарифов на 2022 год и 2023 год, вносимых приказами РЭК Омской области от 12.10.2023 № 205/62, от 02.11.2023 № 268/70, № 269/70, в связи с чем РЭК Омской области изъяты дополнительно еще и субсидии (согласно распоряжению РЭК Омской области от 25.10.2023 № Р-23/128 «О проведении внеплановой проверки получателя субсидий на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с установлением гражданам льготных тарифов» проведена внеплановая проверка получателя субсидии за период 1, 2, 3,4 кварталы 2022 года 1 кв. 2023 года и по результатам составлен акт от 21.11.2023 № 13-04/76, согласно которому ООО «Магнит» необходимо вернуть в бюджет Омской области часть субсидии за 2022 год в размере 80 118 910,12 руб. Также, по результатам внеплановой проверки в адрес ООО «Магнит» направлено Уведомление о возврате части субсидии в областной бюджет от 22.11.2023 ИСХ-23/РЭК-5714, согласно которому региональному оператору необходимо вернуть в бюджет Омской области часть субсидии за 2022 год в размере 80 118 910,12 руб. В соответствии с пунктом 18 Распоряжения РЭК Омской области от 25.12.2023 № Р-23/157 часть субсидии согласно акту проверки от 21.11.2023 № 13-04/76 и уведомлению от 22.11.2023 ИСХ-23/РЭК-5714 изъята).

Изначально в тарифе, утвержденном приказом РЭК Омской области от 17.12.2021 № 631/93 (в дальнейшем предмет оспаривания в судебном порядке по делу № 3а-23/2023), сумма корректировки НВВ в 2022 году составила 494 247,59 тыс. руб.

Во исполнение решения суда РЭК Омской области по делу № 3а-23/2023 повторно проанализирована корректировка НВВ на 2022 год по фактическим данным за 2020 год согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16. Таким образом, сумма корректировки НВВ в 2022 году составила 295 705,31 тыс. руб.

Таким образом, экономически необоснованные доходы регионального оператора в 2022 году составили 198 542,28 тыс. руб. (494 247,59 тыс. руб. - 295 705,31 тыс. руб.), и в соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Основ ценообразования № 484 учтены (исключены) при корректировке НВВ 2023 года.

Таким образом, сумма в размере 198 542,28 тыс. руб. является размером отклонения, возникшим в результате исполнения РЭК Омской области решения суда.

Учитывая доводы, изложенные в Предписании ФАС России от 19.04.2024
СП/33896/24, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «Магнит» требований в указанной части.

2. Относительно оспаривания фактических расходов, определенных органом регулирования в рамках корректировки НВВ 2023 года за 2021 год стоит отметить следующее.

Как указано ранее ООО «Магнит» в поданном в ФАС России заявлении о досудебном урегулировании спора обжалует фактические расходы, определенные органом регулирования в рамках корректировки НВВ 2023 года за 2021 год по следующим статьям затрат: 2.1) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса постоянная часть - 205,31 тыс. руб. 2.2) Фактические расходы за 2021 год в части аренды офиса переменная часть - 249,62 тыс. руб. 2.3) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на кассовые аппараты и их обслуживание - 192,95 тыс. руб. 2.4) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на услуги аудитора - 310,29 тыс.руб. 2.5) Фактические расходы за 2021 год в части расходов на оплату труда персонала и отчисления на социальные нужды - 33 367,59 тыс. руб.

Вместе с тем, анализ экономической обоснованности расходов регионального оператора фактически понесенных в 2021 году был проведен органом регулирования при корректировке предельного (единого) тарифа на 2023 год (по приказу РЭК Омской области о корректировке на 2023 год предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит», установленных на долгосрочный период регулирования, от 28.11.2022 № 521/67).

Важно отметить, что результаты указанного анализа фактических расходов 2021 года в рамках корректировки НВВ 2023 года не были предметом исковых требований ООО «Магнит», и, соответственно, суд не принимал какого-либо судебного акта в данной части. Справочно отмечаем, что в рамках судебного процесса рассматривались плановые статьи 2022 года и фактические статьи 2020 года. Таким образом, обоснованность формирования органом регулирования фактических расходов за 2021 год в рамках принятия тарифного решения на 2023 год по приказу РЭК Омской области от 28.11.2022 № 521/67 не рассматривалась в судебном процессе.

Поскольку орган регулирования исполнял решение суда по административному делу № 3а-23/2023 в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Правилами регулирования № 484, соответственно у органа регулирования отсутствовали правовые основания для пересмотра иных статей затрат, в том числе фактических затрат 2021 года, не являющихся предметом рассмотрения в судебном процессе. Учитывая, что ООО «Магнит» не обращалось в ФАС России с заявлением о досудебном споре, а также в судебном порядке об оспаривании приказа РЭК Омской области о корректировке на 2023 год предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит», установленных на долгосрочный период регулирования, от 28.11.2022 № 521/67, Комиссия ФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «Магнит» требований в указанной части.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «Магнит» и Региональной энергетической комиссией Омской области (исх. от 20.12.2023 № ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23), Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении ООО «Магнит» требований по заявлению (исх. от 20.12.2023 № ТКО/08-05/23470-01, вх. от 27.12.2023 № 208354/23) в полном объёме.

 

Председатель Комиссии ФАС России ________________/ С.А. Пузыревский

(подпись)

 

 

Заместитель председателя _________________/ <...>

Комиссии ФАС России (подпись)

 

Члены Комиссии ФАС России:

 

_________________/<...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

_________________/ <...>

 

(подпись)

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
ООО "Магнит"
ИНН 5401381810, ОГРН 1145476106654
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939