Предписание №СП/38768/24 ПРЕДПИСАНИЕ РСТ Республики Калмыкия (проверка УФАС по топлив... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

24 апреля 2024 года г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия, в том числе акт проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 09.02.2024 № 1, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной службой по тарифам Республики Калмыкия при установлении тарифов в отношении АО «ГТ Энерго» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Республике Калмыкия от 10.01.2024 № 3/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для АО «ГТ Энерго» установлены методом индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2024-2028 гг. приказом Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (далее – РСТ, орган регулирования) № 97-п/т от 18.12.2023 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Республики Калмыкия».

По расчетам РСТ, необходимая валовая выручка АО «ГТ Энерго» (далее – НВВ), определенная при установлении тарифов на 2024 год, составила 78 569,67 тыс. руб.

ФАС России проанализированы представленные материалы тарифного дела АО «ГТ Энерго» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по экономическому обоснованию расчета тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования (2024-2028 гг.) АО «ГТ Энерго» г. Элиста (далее – Экспертное заключение) и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 50 644,03 тыс. руб. (64,5 % от НВВ).

Расходы на топливо на 2024 год заявлены АО «ГТ Энерго» в размере 50 644,03 тыс. руб.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Удельный расход топлива (bi,j,k)

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В силу пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

При отсутствии утвержденного удельного расхода топлива органу регулирования надлежит проводить самостоятельный расчет удельного расхода топлива в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» (вместе с «Порядком определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии»).

ФАС России установлено, что согласно смете расходов АО «ГТ Энерго» 2024-2028 в формате .excel удельный расход условного топлива на производство тепловой энергии учтен органом регулирования в размере 139,52 кг у.т./Гкал. Информация о размере заявленного регулируемой организацией удельного расхода топлива, либо об утверждении удельного расхода уполномоченным органом в Экспертном заключении отсутствует.

Таким образом, Региональной службе по тарифам Республики Калмыкия необходимо провести дополнительный анализ данной статьи затрат на основании вышеизложенного с целью обоснования принятых величин и отразить проведенный анализ в Экспертном заключении в соответствии с положениями пункта 29 Правил № 1075 и пунктов 35 и 36 Основ ценообразования № 1075.

Объем отпуска тепловой энергии ( )

Согласно смете расходов АО «ГТ Энерго» 2024-2028 в формате .excel отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, равен объему полезного отпуска тепловой энергии в размере 72,94 тыс. Гкал, установленному Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России на 2024 год, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023 № 783/23-ДСП.

Плановая (расчетная) цена на топливо (ЦТi,j)

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России установлено, что согласно смете расходов АО «ГТ Энерго» 2024 г. в формате .excel 100% доля топлива – природный газ.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» тарифы на природный газ подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат в том числе оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.

Расчетная плановая цена на топливо (природный газ) определяется исходя из утвержденных оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа (ПССУ), тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО.

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России.

Оптовые цены на газ на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 и для Республики Калмыкия составляют 5 129 руб./тыс.м3 (1-е полугодие); 5 703 руб./тыс.м3 (2-е полугодие).

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22, ПССУ утверждена приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22.

ФАС России отмечает, что плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются, а принимаются на уровне, установленном действующими приказами.

Согласно смете расходов АО «ГТ Энерго» 2024-2028 в формате .excel цена натурального топлива утверждена органом регулирования в размере 5 847,27 руб./тнт.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении органа регулирования отсутствует перечень представленных в обоснование документов (в том числе анализ договора поставки газа) и не отражен анализ данных документов в нарушение пункта 29 Правил № 1075, пунктов 28 и 37 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, не представляется возможным определить, каким образом орган регулирования рассчитал учтенную величину средств.

В соответствии со сметой расходов АО «ГТ Энерго» 2024 г. в формате .excel переводной коэффициент определен РСТ в размере 1,17, что соответствует фактической объемной теплоте сгорания газа 8 190 ккал/м3 (1,17*7000). При этом паспорта качества газа в материалах дела не представлены. В Экспертном заключении анализ экономической обоснованности применения переводного коэффициента в размере 1,17 отсутствует.

В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания природного газа от стандартной (7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3)) на основании природно-геологических условий месторождений и статистических данных о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания добытого газа за предыдущий период регулирования органу регулирования надлежит анализировать обосновывающие документы (паспорта качества газа) за каждый месяц последнего истекшего периода регулирования для определения среднего калорийного эквивалента за год (в 2024 году – на основании данных за январь-декабрь 2022 г.).

Таким образом, органу регулирования надлежит обосновать показатели фактической объемной теплоты сгорания природного газа, исходя из которых принят переводной коэффициент 1,17, в том числе на основании фактической калорийности топливного ресурса за истекший период регулирования (паспорта качества топлива).

С учетом вышеизложенных замечаний по подстатьям «удельный расход топлива», «объем отпуска тепловой энергии», «плановая (расчетная) цена на топливо» величина утвержденных расходов в размере 50 644,03 тыс. руб. требует дополнительного обоснования с представлением соответствующих расчетов со ссылками на обосновывающие документы регулируемой организации в соответствии с пунктами 22, 22(1), 28, 34 (1), 35, 36, 37 Основ ценообразования № 1075, и пунктами 8, 9, 9.1, 18, 21, 22 Методических указаний № 760-э.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат на топливо для АО «ГТ Энерго» на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью предписания, отразив его результаты в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075. Неподтвержденные, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Калмыкия нарушившей положения пунктов 22, 22(1), 28, 34 (1), 35, 36, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «ГТ Энерго» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Республики Калмыкия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения, а именно:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «ГТ Энерго» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения (в части затрат на топливо) на 2024 год в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Калмыкия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные экономически необоснованные расходы АО «ГТ Энерго» и пересмотреть величину необходимой валовой выручки на 2024 год, а также пересмотреть (установить) тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, обеспечив введение в действие с 01.07.2024 в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. Органу исполнительной власти Республики Калмыкия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от АО «ГТ Энерго» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Калмыкия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течении 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Калмыкия, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Калмыкия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Калмыкия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «ГТ Энерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Калмыцкое УФАС России
ИНН 0816005412, ОГРН 1080816004004
Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия
ИНН 0814103358, ОГРН 1020800772112