Предписание №СП/96059/19 ПРЕДПИСАНИЕ от 1 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории

Псковской области ООО «Экопром» на 2019 год в Южной зоне деятельности,

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике (далее – Комитет, орган регулирования) от 20.12.2018 № 250-ТКО методом экономически обоснованных расходов установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экопром» на территории Псковской области на 2019 год.

 

Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям

(группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для

эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Экопром» 2019 года, в том числе представленного экспертного заключения

Комитета по установлению тарифа для ООО «Экопром» на 2019 год (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

На основании результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области между Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и ООО «Экопром» заключено соглашение от 06.06.2018 № 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.3. Соглашения ООО «Экопром» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области.

Таким образом, ООО «Экопром» является единственным региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области.

ФАС России отмечает, что Псковская область поделена на 2 зоны деятельности. Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами Северной зоны и Южной зоны является ООО «Экопром».

Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 № 127-ОД утверждена Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Территориальная схема). В соответствии с Территориальной схемой в Южной зоне деятельности ООО «Экопром» образуется 367,88 тыс. кубических метров ТКО, что составляет 33 % твердых коммунальных отходов от общего количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Псковской области.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Псковской области установлены приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 27.12.2018 № 124-ОД.

На основании материалов тарифной кампании 2019 года, представленных Комитетом, ФАС России сделан вывод о том, что основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора приходится на транспортирование ТКО. 

Величина НВВ регионального оператора учтена Комитетом на 2019 год в Южной зоне на уровне 235 508,14 тыс. руб. (без НДС), тариф на услугу регионального оператора составляет 640,18 руб./куб. м. (без НДС), при этом ФАС России отмечает, что расходы на транспортирование ТКО в Южной зоне учтены органом регулирования в размере 170 039,38 тыс. руб., что составляет 72,2 % от НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром».

Транспортирование ТКО.

Пунктом 3 раздела 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1133, Правила проведения торгов № 1133) установлено, что цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Как было отмечено ранее, в Южной зоне деятельности ООО «Экопром» образуется более 30 % ТКО (а именно - 33%), в этой связи согласно пункту 3 части 2 постановления Правительства Российской Федерации цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов.

Также Федеральная антимонопольная служба сообщает, что ФАС России не было зафиксировано факта транспортирования ТКО собственными силами регионального оператора.

Правила проведения торгов № 1133 регламентируют порядок проведения торгов, по результатам которых региональным оператором планируется заключение договоров на транспортирование ТКО с иными операторами.

Кроме того, при определении расходов на транспортирование ТКО необходимо, в первую очередь, руководствоваться положениями Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, регулируемая организация обязана представить в подтверждение расходов на очередной период регулирования, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования заявленных сумм.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

  а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

  б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения

торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги),

производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

 е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

На основании вышеизложенного, ФАС России отмечает, что расходы на транспортирование ТКО рассчитываются исходя из экономически обоснованных расходов на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги, которые впоследствии являются базой для установления начальной (максимальной) цены торгов, а результаты торгов на транспортирование ТКО (в том числе торгов проведенных на понижение начальной (максимальной) цены в рамках тарифного законодательства Российской Федерации являются составляющей фактических значений расходов, которые впоследствии подлежат анализу со стороны органа регулирования при установлении тарифов в последующих периодах регулирования на предмет экономической обоснованности.

С целью проведения конкурсных процедур по транспортированию отходов Южная зона деятельности ООО «Экопром» была поделена на 5 зон (лотов).

Соответственно, 5 зон (5 лотов) Южной зоны были выставлены на торги. Лот

№ 1 Бежаницкий муниципальный район, Невельский муниципальный район и

Крансогородской муниципальный район Псковской области – 1 заявка на аукционе ООО «Мехуборка КЗН», лот № 2 Новоржевский муниципальный район, Локнянский муниципальный район, Пустошкинский муниципальный район и Усвятский муниципальный район Псковской области – 1 заявка на аукционе ООО «Мехуборка КЗН», лот № 3 Великолукский муниципальный район и Новосокольнический муниципальный район Псковской области – 1 заявка на аукционе ООО «Экотранс», лот № 4 Куньинский муниципальный район, Опочецкий муниципальный район, Пушкиногорский муниципальный район, Себежский муниципальный район Псковской области – 1 заявка на аукционе ООО «Мехуборка КЗН», лот № 5 муниципальное образование город Великие Луки – 1 заявка на аукционе ООО «Экотранс».

При этом начальная (максимальная) цена договора по каждому лоту была сформирована на основании среднего арифметического значения трех коммерческих предложений по стоимости транспортирования 1 куб. м. ТКО.

Информация о проведенных торгах и заключенных договорах на транспортирование ТКО на территории Южной зоны с операторами по транспортированию ТКО представлена в таблице ниже.

Название лота

Статус проведения конкурсных процедур

Договор

Цена договора тыс. руб.

Объем ТКО

тыс. куб. м.

Тариф руб./куб.м.

Без НДС

С НДС

Без

НДС

С НДС

Лот № 1

(Территория

Бежаницкого,

Невельского              и

Красногородского районов)

Аукцион не состоялся.

На аукционе была только одна заявка от

ООО           «Мехуборка

КЗН»

договор                №

2100700000318000

005        -          ООО

"Мехуборка КЗН"

16971,96

20026,91

36,72

462,21

545,41

Лот № 2

(Территория

Новоржевского,

Локнянского,

Пустошкинского  и

Усвятского районов)

Аукцион не состоялся.

На аукционе была только одна заявка от

ООО           «Мехуборка

КЗН»

договор                №

2100700000318000

008                  - ООО

"Мехуборка КЗН"

19548,1

23066,75

42,29

462,02

545,41

Лот № 3

(Территория

Аукцион не состоялся.

На аукционе была

договор                №

2100700000318000

19193,35

22648,15

41,53

462,02

545,41

Великолукского и Новосокольническог о районов)

только одна заявка от ООО «Экотранс»

010                  - ООО

"Экотранс"

 

 

 

 

 

Лот № 4

(Территория

Куньинского,

Опочецкого,

Пушкиногорского и

Себежского районов)

Аукцион не состоялся.

На аукционе была только одна заявка от

ООО           «Мехуборка

КЗН»

договор                №

2100700000318000

011                  - ООО

"Мехуборка КЗН"

36012,96

42495,29

77,91

462,02

545,41

Лот № 5

(Территория города

Великие Луки)

Аукцион не состоялся.

На аукционе была только одна заявка от

ООО «Экотранс»

договор                №

2100700000318000

009                  - ООО

"Экотранс"

78313,02

92409,36

169,43

462,02

545,41

Согласно пункту 4 Правил проведения торгов № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов № 1133.

В части начальной (максимальной) цены по каждому лоту ФАС России отмечает следующее:

1. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию ТКО в объеме 36,719 тыс. куб. м. (коммерческое предложение № 1 – 533,08 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 2 – 550,25 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 3 – 552,90 руб./куб. м. (с НДС). Таким образом, среднее арифметическое значение по трем коммерческим предложениям составило 545,41 руб./куб. м. (с НДС) или 462,21 руб./куб. м. (без учета НДС).

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 20 026,91 тыс. руб. (в т. ч. НДС). (545,41 руб./куб. м.*36,719 тыс. куб. м.). Без учета НДС начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 16 971,96 тыс. руб. (без НДС) (462,21 руб./куб. м.*36,719 тыс. куб. м.)

По итогам проведения конкурсных процедур ООО «Экопром» был заключен договор № 2100700000318000005 с оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН».

Соответственно, органом регулирования были учтены расходы в составе НВВ регионального оператора на транспортирование ТКО на территории лота № 1 в размере 16 971, 96 тыс. руб. (без НДС), а тариф на транспортирование ТКО на территории лота № 1 был установлен в размере 545,41 руб./куб. м. (462,21 руб./куб.

м. без НДС).

Федеральной антимонопольной службой проведен дополнительный анализ материалов, направленных УФАС России по Псковской области письмом (исх. от 15.10.2019 № 3880/АА, вх. от 15.10.2019 рег. № 181089-ЭП/19), на основании которых ФАС России был зафиксирован факт заключения субдоговоров между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператорами ООО «Комфорт» и ИП Тузов Анатолий Валерьевич. Учитывая вышеизложенное ФАС России сообщает следующее.

1.1. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором ООО «Комфорт» был заключен договор от 26.12.2018 № 6 (далее — Договор № 6), на основании которого ООО «Комфорт» обязуется оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории Бежаницкого района. Период действия Договора № 6 установлен с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года. При этом срок действия Договора № 6 был продлен дополнительными соглашениями. Так, дополнительным соглашением от 30.07.2019 № 3 срок действия договора продлен до 31 августа 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 6 тариф по транспортированию ТКО составит 291,66 руб./куб.м. (без НДС).

Однако, Федеральной антимонопольной службой не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 6, в котором в соответствии с пунктом 1.1 Договора № 6 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

1.2. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором ИП Тузов Анатолий Валерьевич был заключен договор от 26.12.2018 № 3 (далее — Договор № 3), на основании которого ИП Тузов Анатолий Валерьевич обязуется оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории Невельского района. Период действия Договора № 3 установлен с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019.

В соответствии с условиями Договора № 3 тариф по транспортированию ТКО составит 300 руб./куб.м. (без НДС).

Однако ФАС России также не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 3, в котором в соответствии с пунктом 1.1 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

1.3. Красногородский район Псковской области.

ФАС России не зафиксирован факт заключения субдоговоров между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и иными субоператорами на территории Красногородского района Псковской области.

В тоже время ФАС России выражает сомнения в том, что ООО «Мехуборка КЗН» является единственным оператором по транспортированию ТКО, поскольку в иных лотах, муниципальных образованиях Южной зоны был зафиксирован факт заключения договоров между оператором по транспортированию ТКО и иными субподрядными организациями на оказание услуг по транспортированию ТКО по значительно меньшему тарифу, чем было учтено Комитетом в составе НВВ регионального оператора ООО «Экопром».

В этой связи органу регулирования необходимо самостоятельно провести анализ, по итогам которого определить экономически обоснованный уровень затрат на транспортирование ТКО на территории Бежаницкого, Невельского, и Красногородского районов Псковской области.

  1. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 2 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию 42,293 куб. м. ТКО (коммерческое предложение № 1 – 533,08 руб./куб. м., коммерческое предложение № 2 – 550,25 руб./куб. м., коммерческое предложение № 3 – 552,90 руб./куб. м.). Таким образом, среднее арифметическое значение между тремя коммерческими предложениями составило 545,40 руб./ куб. м. (с НДС) или 462,21 руб./куб.м (без НДС).

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 23 066,75 тыс. руб. (в т.ч. НДС), 19 548,10 тыс. руб. (без НДС).

По итогам проведения конкурсных процедур ООО «Экопром» был заключен договор № 2100700000318000008 с оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН».

Федеральной антимонопольной службой был зафиксирован факт заключения субдоговоров между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператорами МП Новоржевского района «Энергоресурс», ООО «Экотранс», МУП «Горкомхоз» и ИП Тузов Анатолий Валерьевич, в связи с чем ФАС России сообщает следующее.

2.1. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором ИП Тузов Анатолий Валерьевич был заключен договор от 29.12.2018 № 14 (далее — Договор № 14), на основании которого ИП Тузов Анатолий

Валерьевич обязуется оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории Усвятского района. Период действия Договора № 14 установлен с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 14 тариф по транспортированию

ТКО составит 300,00 руб./куб.м. (без НДС)

Согласно Приложению 1 к Договору № 14 объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО на территории Усвятского района утвержден на уровне

5,37 тыс. куб. м.

На основании имеющихся данных, ФАС России проведен расчет стоимости услуг по транспортированию ТКО на территории Усвятского района, согласно которому стоимость услуг по транспортированию ТКО составила 1 611 тыс. руб.

(300 руб./куб. м.*5,370 тыс. куб. м.)

При этом в соответствии с Территориальной схемой объем ТКО на территории Усвятского района установлен в размере 8,2935 тыс. куб. м., что больше, чем по Договору № 14 на 2,9235 тыс. куб. м.

Таким образом, ФАС России выявлена разница экономически необоснованных расходов, учтенных в составе НВВ регионального оператора в размере 871,07 тыс. руб. (8,2935 тыс. куб. м.*462,21 руб./куб. м. — (2,9235 тыс. куб. м.*462,21 руб./куб. м.+5,37 тыс. куб. м.*300 руб./куб. м.)).

2.2. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором ООО «Экотранс» был заключен договор от 29.12.2018 № 16 (далее — Договор № 16), на основании которого ООО «Экотранс» обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Локнянского района. Период действия Договора № 16 установлен с 1 января 2019 года по 30 июня 2019. При этом срок действия Договора № 16 был продлен дополнительными соглашениями. Так, дополнительным соглашением № 2 срок действия договора продлен до 31 декабря 2019 года.

 Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на то, что в соответствии с условиями договора № 16 субоператор ООО «Экотранс» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Локнянского района лота № 2 и на территории Куньинского района лота № 4.

В соответствии с условиями Договора № 16 стоимость услуг по транспортированию ТКО на территории Локнянского района лота № 2 и

Куньинского района № 4 составляет 2 156 тыс. руб. (без НДС).

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 16, в котором в соответствии с пунктом 1.1 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

2.3. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором МП Новоржевского района «Энергоресурс» был заключен договор от

29.12.2018 № 10 (далее — Договор № 10), на основании которого МП Новоржевского района «Энергоресурс» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Новоржевского района. Период действия Договора № 10 установлен с 1 января 2019 года по 28 февраля 2019 года. При этом срок действия Договора № 10 был продлен дополнительными соглашениями. Так, дополнительным соглашением № 4 срок действия договора продлен до 31 августа 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 10 тариф по транспортированию ТКО в Новоржевском районе составит 295 руб./куб.м. (без НДС).

Территориальной схемой утвержден объем ТКО по Новоржевскому району в размере 6,365 тыс. куб. м., в то время как в Договоре № 10 планируемый объем ТКО в год установлен в размере 7,008 тыс. куб. м., что не соответствует объему ТКО, утвержденному Территориальной схемой (больше на 0,643 тыс. куб. м.).

Таким образом, среднемесячный объем транспортирования ТКО

МП Новоржевского района «Энергоресурс» по Договору № 10 составляет 0,584 тыс. куб. м. (7,008 тыс. куб. м./12 мес.), в связи с чем в среднем объем транспортирования ТКО до 31 августа 2019 года составит 4,672 тыс. куб. м.

На основании вышеизложенного ФАС России выявлены экономически необоснованные расходы в составе НВВ регионального оператора в размере 781,21 тыс. руб. (6,365 тыс. куб. м.*462,21 руб./куб. м. — ((6,365 тыс. куб. м.-4,672 тыс. куб.

м.)*462,21 руб./куб. м.+4,672 тыс. куб. м.*295 руб./куб. м.)).

2.4. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором МУП «Горкомхоз» Пустошкинского района был заключен Договор от 26.12.2018 № 11 (далее — Договор № 11), на основании которого МУП «Горкомхоз» Пустошкинского района обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Пустошкинского района. Период действия Договора № 11 установлен с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 11 тариф по транспортированию ТКО составит 291,66 руб./куб.м. (без НДС), а стоимость оказания услуг по транспортированию ТКО составит 4 303,44 тыс. руб. (без НДС). (291,66 руб./куб. м. * 14,755 тыс. куб. м.).

Объем транспортирования ТКО установлен Приложением 1 к Договору № 11 в размере 14,755 тыс. куб. м., что соответствует объему, утвержденному Территориальной схемой (14,755 тыс. куб. м.– Пустошкинский район).

Следовательно, ФАС России обращает внимание на то, что разница между стоимостью оказания услуг по транспортированию ТКО на территории лота № 2 Южной зоны, которая учтена в составе НВВ регионального оператора  ООО

«Экопром» в соответствии с начальной (максимальной) стоимостью лота № 2, и фактически заключенным Договором № 11 составила 2 516,47 тыс. руб. (без НДС) (14,755 тыс. куб. м.*462,21 руб./куб. м.-14,755 тыс. куб. м.*291,66 руб./куб. м.).

  1. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 3 была сформированана основании 3 коммерческих предложений по транспортированию 41,525 тыс. куб.

м. ТКО (коммерческое предложение № 1 – 533,08 руб./куб. м., коммерческое предложение № 2 – 550,25 руб./куб. м., коммерческое предложение № 3 – 552,90 руб./куб. м.). Таким образом, среднее арифметическое значение между тремя коммерческими предложениями составило 545,41 руб./куб. м. (с НДС) или 462,21 руб./куб. м. (без НДС). Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 22 648,15 тыс. руб. (в т.ч. НДС) или 19 193,35 тыс. руб. (без НДС).

ООО «Экопром» был заключен договор № 2100700000318000010 с оператором по транспортированию ТКО ООО «Экотранс».

Вместе с тем, Федеральной антимонопольной службой был зафиксирован факт заключения субдоговоров на транспортирование ТКО на территории Великолукского района между оператором по транспортированию ТКО ООО «Экотранс» и субоператорами ООО «САКС» и ООО «Авантаж», в связи с чем ФАС России сообщает следующее.

    1. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Экотранс» и субоператором ООО «САКС» был заключен договор от 29.12.2018 № 1 (далее — Договор № 1), на основании которого ООО «САКС» обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Великолукского района. Период действия Договора № 1 установлен с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года. При этом ФАС России обращает особое внимание на то, что тариф на транспортирование ТКО с 1 января по 31 января 2019 установлен на уровне 350 руб./куб. м. (с НДС), а с 1 февраля по 31 декабря 2019 установлен на уровне 500 руб./куб.м. (с НДС).

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 2 к Договору № 1, в котором установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

    1. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Экотранс» и субоператором ООО «Авантаж» был заключен договор от 29.12.2018 № 2 (далее — Договор № 2), на основании которого ООО «Авантаж» обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Великолукского района. Период действия Договора № 2 установлен с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019.

В соответствии с условиями Договора № 2 тариф по транспортированию ТКО составит 200,00 руб./куб.м. (с НДС).

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 2 к Договору № 2, в котором установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

В этой связи органу регулирования необходимо самостоятельно провести анализ расходов на транспортирование ТКО, по итогам которого определить экономически обоснованный уровень затрат.

  1. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 4 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию ТКО в объеме 77,914 тыс. куб. м., коммерческое предложение № 1 – 533,08 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 2 – 550,25 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 3 – 552,90 руб./куб. м. (с НДС). Таким образом, среднее арифметическое значение по трем коммерческим предложениям составило 545,41 руб./куб. м. (с НДС) или 462,21 руб./куб. м. (без НДС).

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 42 495,29 тыс. руб. (в т.ч. НДС) (545,41 руб./куб. м.*77,914 тыс. куб. м.), 36 012,96 тыс. руб. (без НДС). (462,21 руб./куб.м.*77,914 тыс. куб. м.).

ООО «Экопром» был заключен договор № 2100700000318000011 с оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН».

Вместе с тем, Федеральной антимонопольной службой зафиксирован факт заключения между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператорами ООО «Экотранс», МУП «Коммунсервис», МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» и МУП «Райводоканал» субдоговоров на меньшую стоимость.

    1. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором ООО «Экотранс» был заключен договор от 29.12.2018 № 16 (далее — Договор № 16), на основании которого ООО «Экотранс» обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Куньинского района. Период действия Договора № 16 установлен с 1 января 2019 года по 30 июня 2019. При этом срок действия Договора № 16 был продлен дополнительными соглашениями. Так, дополнительным соглашением от 28 июня 2019 года № 2 срок действия договора продлен до 31 декабря 2019 года.

 Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на то, что в соответствии с условиями Договора № 16 субоператор ООО «Экотранс» осуществляет услуги по транспортированию ТКО на территории Локнянского района лота № 2 и на территории Куньинского района лота № 4.

В соответствии с условиями Договора № 16 стоимость услуг по транспортированию ТКО на территории Локнянского района лота № 2 и

Куньинского района № 4 составляет 2 156 тыс. руб. (без НДС).

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 16, в котором в соответствии с пунктом 1.1 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

4.2. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором МУП «Коммунсервис» был заключен договор от 26.12.2018 № 2 (далее — Договор № 2), на основании которого ООО «Коммунсервис» обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Опочецкого района. Период действия Договора № 2 установлен с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года. При этом срок действия Договора № 2 был продлен дополнительными соглашениями. Так, дополнительным соглашением от 31 июля 2019 года № 4 срок действия договора продлен до 31 августа 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 2 тариф по транспортированию ТКО составит 291,66 руб./куб.м. (без НДС)

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 2, в котором в соответствии с пунктом 1.1 Договора № 2 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

4.3. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» был заключен договор от 29.12.2018 № 15 (далее — Договор № 15), на основании которого МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг» обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Пушкиногорского района. Период действия Договора № 15 установлен с 1 января 2019 года по 1 февраля 2019 года. При этом Федеральной антимонопольной службой не было обнаружено дополнительных соглашений к Договору № 15, однако у ФАС России есть основания полагать, что срок действия Договора № 15 был продлен дополнительными соглашениями, аналогично ситуации, сложившейся по лотам №№№ 1, 2, 4.

В соответствии с условиями Договора № 15 тариф по транспортированию ТКО составит 291,66 руб./куб.м. (без НДС).

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 15, в котором в соответствии с пунктом 1.1 Договора № 15 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

4.4. Между оператором по транспортированию ТКО ООО «Мехуборка КЗН» и субоператором МУП «Райводоканал» был заключен договор от 26.12.2018 № 4 (далее — Договор № 4), на основании которого МУП «Райводоканал» обязуется оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Себежского района. Период действия Договора № 4 установлен с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года. ФАС России обращает особое внимание на то, что срок действия Договора № 4 был продлен дополнительными соглашениями. Так, дополнительным соглашением № 3 срок действия договора продлен до 31 августа 2019 года.

В соответствии с условиями Договора № 4 тариф по транспортированию ТКО составит 291,66 руб./куб.м. (без НДС).

Однако, ФАС России не представляется возможным определить объем оказываемых услуг по транспортированию ТКО, ввиду отсутствия в представленных в ФАС России материалах копии Приложения 1 к Договору № 4, в котором в соответствии с пунктом 1.1 Договора № 4 установлен объем (масса) ТКО по данному договору.

В этой связи органу регулирования необходимо самостоятельно провести анализ указанных расходов, по итогам которого определить экономически обоснованный уровень затрат на транспортирование ТКО.

5. Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 5 была сформирована на основании трех коммерческих предложений по транспортированию 169,431 тыс. куб. м. ТКО (коммерческое предложение № 1 – 533,08 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 2 – 550,25 руб./куб. м. (с НДС), коммерческое предложение № 3 – 552,90 руб./куб. м. (с НДС). Таким образом, среднее арифметическое значение между тремя коммерческими предложениями составило по расчету органа регулирования 545,41 руб./куб. м. (с НДС) или 462,21 руб./куб. м.

Следовательно, начальная (максимальная) стоимость цены договора составила 92 409, 36 тыс. руб. (в т.ч. НДС) или 78 313,019 тыс. руб. (без НДС).

ООО «Экопром» был заключен договор № 210070000031800009  с оператором по транспортированию ТКО ООО «Экотранс».

ФАС России не зафиксирован факт заключения субдоговоров между оператором по транспортированию ТКО ООО «Экотранс» и иными субоператорами.

В тоже время ФАС России выражает сомнения в том, что ООО «Экотранс» является единственным оператором по транспортированию ТКО, поскольку в иных лотах, муниципальных образованиях Южной зоны был зафиксирован факт заключения договоров между оператором по транспортированию ТКО и иными субподрядными организациями на оказание услуг по транспортированию ТКО по значительно меньшему тарифу, чем было учтено Комитетом в составе НВВ регионального оператора ООО «Экопром».

В этой связи органу регулирования необходимо самостоятельно провести анализ на предмет отсутствия заключенных договоров между оператором по транспортированию ТКО и субподрядными организациями, по итогам которого определить экономически обоснованный уровень затрат.

Ниже представлена таблица, отображающая факт заключения договоров между операторами по транспортированию ТКО и субподрядными организациями по транспортированию ТКО:

№ лота

Наименование муниципального образования

Учтено в НВВ по лоту

(без НДС) тыс. руб.

Оператор                по

транспортированию ТКО

Субподрядная организация по транспортированию ТКО

Лот № 1

(Территория

Бежаницкого,

Невельского          и

Красногородского районов)

16971,96

ООО «Мехуборка КЗН»

ООО «Комфорт»

Тариф (без НДС) руб./куб. м.

291,66

ИП Тузов Анатолий Валерьевич

Тариф (без НДС) руб./куб. м.

300

Лот № 2

(Территория

Новоржевского,

Локнянского,

Пустошкинского

и            Усвятского

районов)

19548,10

ООО «Мехуборка КЗН»

ИП Тузов Анатолий Валерьевич

Тариф (без НДС) руб./куб. м.

300

ООО «Экотранс»

Цена договора тыс. руб.

(при этом тот же самый договор действует и на территории Куньинского района лота № 4)

2156

МП Новоржевского района «Энергоресурс»

Тариф (без НДС) руб./куб. м.

295

МУП «Горкомхоз»

Тариф (без НДС) руб./куб.м.

291,66

Лот № 3

(Территория

Великолукского и Новосокольническ ого районов)

19193,35

ООО «Экотранс»

ООО «САКС»

Тариф                   (с НДС)

с 1 января по

31        января

Тариф (с НДС) с 1 февраля по 31 декабря 2019 г. руб./куб. м.

 

 

 

2019 г.

руб./куб. м.

 

350

500

ООО «Транспортная компания АВАНТАЖ»

Тариф (с НДС) руб./куб. м.

200

Лот № 4

(Территория

Куньинского,

Опочецкого,

Пушкиногорского

и           Себежского

районов)

36012,96

ООО «Мехуборка КЗН»

ООО «Экотранс»

Цена договора тыс. руб.

(при этом тот же самый договор действует и на территории Локнянского района лота № 2)

2156

МУП «Коммунсервис»

Тариф (без НДС) руб./куб.м.

291,66

МП Пушкиногорского района «Комбинат коммунальных услуг»

Тариф (без НДС) руб./куб. м.

291,66

МУП «Райводоканал»

Тариф (без НДС) руб./куб. м.

291,66

Лот № 5

(Территория города Великие Луки)

78313,02

ООО «Экотранс»

Нет данных

Таким образом, средняя стоимость транспортирования одного кубического метра ТКО в Южной зоне Псковской области составляет 462,21 руб./куб.м. (без НДС) в составе учтенной органом регулирования НВВ 2019 года.

Кроме того, позицию ФАС России относительно учета Комитетом стоимости транспортирования ТКО в НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром» в завышенном размере подтверждают представленные аналитические данные в части расходов на транспортирование ТКО в иных субъектах Российской Федерации.

Справочно ФАС России отмечает, что средняя стоимость транспортирования

ТКО в Брянской области в зоне деятельности № 1 составляет 268,81 рублей за кубический метр, по зоне деятельности № 2 – 329,43 рублей за кубический метр. Аналогично, стоимость транспортирования ТКО в Мурманской области составляет 219,25 рублей за кубический метр, в Республике Карелия стоимость транспортирования ТКО составляет 364,3 рублей за кубический метр.

Таким образом, стоимость транспортирования ТКО в Южной зоне Псковской области значительно выше, чем стоимость транспортирования ТКО в иных регионах, сопоставимых по условиям с Псковской областью, кроме того, цена на транспортирование ТКО, учтенная в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром», учтена органом регулирования на уровне выше стоимости оказания данной услуги в соответствии с договорами, заключенными с субоператорами, что свидетельствует о необоснованном завышении стоимости транспортирования ТКО в тарифе регионального оператора.

Кроме того, Комитетом не был представлен в ФАС России подробный расчет всех составляющих расходов, учтенных в тарифе на транспортирование ТКО, в том числе отсутствует информация о типах и количестве транспортных средств, которые использовались для сбора и вывоза ТКО, их технические характеристики, заполняемости контейнеров и мусоровозов, средней скорости транспорта в границах населенных пунктов и за их пределами, нормативного времени загрузки и выгрузки контейнеров, средних пробегов до автобазы, стоимости амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат (в т.ч. «Платон»), средних пробегов шин, стоимости технического обслуживания и ремонта, их периодичности, стоимости нормо-часа работы водителя и грузчика, нормативного количества человек в экипажах, норм отчисления на социальные нужды, средних цен на дизельное топливо и ГСМ, действовавших на момент проведения расчетов в Псковской области и других показателей.

Также ФАС России отмечает, что Комитетом не были представлены в адрес ФАС России действующие договоры с операторами по транспортированию ТКО на территории Псковской области, а были представлены только проекты договоров с операторами.

На основании вышеизложенного, поскольку Комитетом не был представлен подробный расчет стоимости оказания услуг по транспортированию ТКО на территории Южной зоны Псковской области, а также в условиях того, что ФАС России зафиксирован факт заключения договоров операторов по транспортированию ТКО с субподрядными организациями по транспортированию ТКО на уровне значительно ниже учтенных в составе НВВ регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Экопром», а также с учетом того, что стоимость транспортирования ТКО в иных регионах значительно ниже стоимости транспортирования ТКО на территории Южной зоны Псковской области, расходы на транспортирование ТКО не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными.

Таким образом, ФАС России считает необходимым предписать Комитету провести анализ стоимости расходов на транспортирование ТКО с учетом дополнительно запрошенных у регулируемой организации сведений, в том числе проведя подробный  расчет стоимости транспортирования ТКО в Южной зоне, определив экономически обоснованный размер расходов на транспортирование ТКО с учетом непревышения стоимости транспортирования ТКО субподрядными организациями, исключив излишне учтенную органом регулирования сумму расходов на транспортирование ТКО 2019 года из состава НВВ регионального оператора ООО «Экопром».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Признать Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пункты 12, 14, 16 Основ ценообразования № 484, пункты 8, 17, 18 Правил регулирования № 484.
  2. Предписать органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетике при установлении тарифа на 2019 год на услугу регионального оператора  по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории  Псковской области ООО «Экопром» на 2019 год в Южной зоне деятельности по приказу от 20.12.2018 № 250-ТКО, а именно:

- произвести перерасчет расходов на транспортирование ТКО, учтенных органом регулирования в составе НВВ ООО «Экопром» 2019 года, согласно мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробные результаты анализа и расчеты в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.

  1. Органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) при установлении тарифов на 2020 год исключить необоснованно учтенную органом регулирования в составе НВВ ООО «Экопром» 2019 года сумму средств по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания, отразив соответствующий расчет в экспертном заключении.
  2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 1-3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решения органа исполнительной власти Псковской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращенияс твердыми коммунальными отходами;
  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Псковской области в области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;
  • экспертного заключения по делу об установлении регулируемого тарифа в части оказываемых услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором подробно отражены результаты исполнения настоящего предписания.

                                                                                                       С.А. Пузыревский

Связанные организации

УФАС по Псковской области
ИНН 6027026536, ОГРН 1036000308508
Комитет по тарифам и энергетики Псковской области
ИНН 6027087592, ОГРН 1056000309276