Предписание №СП/89271/19 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам проверки АО "Управление по обращ... от 14 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXXXXXX, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - РЭК СО, орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 28.12.2018 № 1924/18, акт проверки Инспекции ФАС России от 01.04.2019 № 46) в части установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Управление по обращению с отходами» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 28.12.2018 № 1924/18 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Сахалинской области» проведена внеплановая документарная проверка в отношении установленного Региональной энергетической комиссией Сахалинской области тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для АО «Управление по обращению с отходами» (далее - регулируемая организация) на 2019 год.

Государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

АО «Управление по обращению с отходами» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности на основании лицензии от 26.08.2016 № (65)-1305-ТР, выданной Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19.12.2017 № 73 АО «Управление по обращению с отходами» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Сахалинской области  на период с 01.01.2018 по 01.01.2027.

Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и АО «Управление по обращению с отходами» 19.12.2017 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Сахалинской области.

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 02.10.2018 № 17-ОКК установлены предельные единые тарифы АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год с использованием метода экономически обоснованных расходов в размере 608,26 руб./куб.м. (без НДС).

При этом в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 28.12.2018 № 667 «О снижении тарифов» предельный единый тариф АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год снижен до уровня 400 руб./куб.м. Компенсация выпадающих доходов организаций, возникших в связи со снижением вышеуказанных тарифов, осуществляется в виде субсидии за счет средств областного бюджета Сахалинской области в соответствии с правилами предоставления субсидий, утверждаемыми Правительством Сахалинской области.

Согласно уставу АО «Управление по обращению с отходами», утвержденному распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 28.08.2014 № 1764-р, учредителем регулируемой организации является Сахалинская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области.

Необходимая валовая выручка, учтенная органом регулирования при утверждении предельных тарифов для АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год, составила 910 661,15 тыс. руб.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании АО «Управление по обращению с отходами», в том числе представленного органом регулирования экспертного заключения по величине утвержденного предельного единого тарифа АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год (далее - Экспертное заключение на 2019 год), ФАС России установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Основная часть расходов регионального оператора приходится на транспортирование ТКО, доля которых от необходимой валовой выручки (далее - НВВ) составляет 80,53 %, расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО составляют 12,76 % от НВВ. При этом расходы регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами» на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО составляют 6,71 % от НВВ.

      1. Объемы твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО.

Согласно пункту 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора определяется как сумма расходов регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО, собственных расходов регионального оператора, определяемых в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, и корректировки НВВ регионального оператора, осуществляемой в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16.

Расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО, определяются с учетом тарифа оператора по обращению с ТКО, установленного органом регулирования тарифов и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с ТКО.

В территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Сахалинской области, утвержденной распоряжением Правительства Сахалинской области от 23.09.2016 № 486-р (ред. от 10.08.2018) (далее - Территориальная схема), данные о количестве образующихся отходов отражены по массе ТКО в размере 225 тыс. т., данные по объёмам ТКО, подлежащим сбору и транспортированию, а также обезвреживанию и захоронению отсутствуют.

При этом при установлении предельных тарифов для АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами органом регулирования учтены объемы реализации услуг для регионального оператора в размере 296,436 тыс. т., что не соответствует данным актуальной Территориальной схемы.

Таким образом, масса ТКО, принятая органом регулирования при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Управление по обращению с отходами», не соответствует указанной актуальной редакции Территориальной схемы.

В связи с вышеизложенным ФАС России считает целесообразным привести к единообразию объемы ТКО, отраженные в актуальной редакции Территориальной схемы.

2. Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждённых постановлением Правительства от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила проведения торгов № 1133), цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Правил проведения торгов № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов № 1133.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения торгов № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных: а) подпунктом «а» пункта 3 Правил проведения торгов № 1133: - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора; б) подпунктом «б» пункта 3 Правил проведения торгов № 1133: - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Объем обращения с ТКО на территории действия регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами» составляет более 30 % твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, в этой связи согласно положениям Правил проведения торгов № 1133 у АО «Управление по обращению с отходами» возникает обязанность по проведению торгов при формировании цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год на момент проведения экспертизы органом регулирования материалов тарифного дела регулируемой организацией проведено только 4 электронных аукциона по муниципальному образованию городской округ «Город Южно-Сахалинск». При определении расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов по оставшимся 17 муниципальным образованиям органом регулирования использованы цены на вывоз ТКО, сложившиеся на организованных торговых площадках в 2018 году.

Органом регулирования расходы на транспортирование ТКО учтены в составе НВВ при установлении предельных тарифов АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год в размере 733 333,06 тыс. руб. В результате учтенная органом регулирования стоимость транспортировки ТКО на 2019 год составила:

- по г. Южно-Сахалинску: 215 063,3 тыс. руб. с учетом стоимости транспортировки 314,87 руб./куб. м. (без НДС), массы ТКО – 683,02 тыс. т.;

- по иным 17 муниципальным образованиям Сахалинской области: 518 269,401 тыс. руб. с учетом массы ТКО согласно Территориальной схеме (ред. от 23.09.2016) 141,24 тыс. т. и средней плотности ТКО в размере 198 кг/куб., а также стоимости транспортировки ТКО, сложившейся по результатам запросов котировок и закупок у единственного поставщика в 2018 году (по каждому муниципальному образованию), увеличенной на индекс потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, размере 104,0 % согласно требованиям подпункта «д» пункта 14 Основ ценообразования № 484.

Кроме того, общая сумма расходов на транспортирование ТКО на территории Сахалинской области, учтенная органом регулировании в составе НВВ при утверждении предельных тарифов для АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019, составила 733 333,06 тыс. руб., что превышает заявленную регулируемой организацией на момент установления предельных единых тарифов АО «Управление по обращению с отходами» на услугу регионального оператора по обращению с ТКО стоимость в размере 671 448,5 тыс. руб. на 9,22 %.

Согласно подпункту «е» пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования № 484 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

При этом органом регулирования при включении в состав НВВ АО «Управление по обращению с отходами» не проведена оценка экономической обоснованности расходов на транспортирование, в том числе стоимость одного тонно-километра, которая является расчетной величиной, определенной с учетом типов и количества транспортных средств, которые использовались для сбора и вывоза ТКО, их технических характеристик, массы и плотности отходов, образующихся в каждой зоне деятельности регионального оператора, среднего количества контейнеров на площадке, среднего расстояния на площадке, средней дистанции на первом и втором плечах, доли крупногабаритных отходов, заполняемости контейнеров и мусоровозов, средней скорости транспорта в границах населенных пунктов и за их пределами, нормативного времени загрузки и выгрузки контейнеров, средних пробегов до автобазы, стоимости амортизации или лизинга транспортных средств, обязательных страховых и налоговых выплат, средних пробегов шин, стоимости технического обслуживания и ремонта, их периодичности, стоимости нормо-часа работы водителя и грузчика, нормативного количества человек в экипажах, процента отчислений на социальные нужды, средних цен на дизельное топливо и ГСМ, действовавших на момент проведения расчетов в Сахалинской области и других показателей.

Таким образом, ФАС России не представляется возможным оценить экономическую обоснованность расходов регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами» на ТКО в условиях отсутствия подробных расчетов.

Учитывая вышеизложенные доводы, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести подробный анализ расходов регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами» по статье «Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» на предмет их экономической обоснованности, исходя из объемов ТКО согласно актуальной действующей на территории Сахалинской области территориальной схеме, исключив, при необходимости, экономически необоснованные расходы из состава НВВ АО «Управление по обращению с отходами» 2019 года при установлении тарифов на 2020 год, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.

3. Расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами.

3.1 Тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.

Согласно Экспертному заключению на 2019 год расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, учтены органом регулирования в сумме 116 221,6 тыс. руб. при заявленных региональным оператором – 111 450,73 тыс. руб.

Расходы по захоронению ТКО для операторов по обращению с ТКО учтены органом регулирования в соответствии с пунктом 94 Методических указаний № 1638/16 (в редакции, действовавшей по состоянию на 02.10.2018) на момент установления предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Управление по обращению с отходами», исходя из определенных в составе конкурсной документации об отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Сахалинской области величин тарифов на услуги захоронения ТКО.

В тех случаях, когда для организаций, осуществляющих услуги по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, тариф на 2019 год не был установлен согласно Приложению № 6 к документации об отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Сахалинской области, органом регулирования в расчет затрат регионального оператора принимался тариф, равный тарифу предыдущего 2018 года, в связи с тем, что корректировка и установление предельных тарифов операторам по захоронению ТКО производились органом регулирования позднее, чем установление РЭК СО предельных единых тарифов для регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами».

ФАС России отмечает, что тарифы оператора по захоронению, учтенные РЭК СО в составе тарифа регионального оператора 2019 года, не соответствуют действующим тарифам, поскольку они были скорректированы органом регулирования после утверждения тарифа на услугу регионального оператора для АО «Управление по обращению с отходами».

Согласно подпунктам «а», «г» пункта 5 Основ ценообразования № 484 регулированию подлежат единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 19 Правил регулирования № 484 решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для АО «Управление по обращению с отходами» установлены Региональной энергетической комиссии Сахалинской области 02.10.2018.

Тарифы на захоронение ТКО на 2019 год утверждены (скорректированы) органом регулирования в ноябре-декабре 2018 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 1638/16 регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных органами регулирования тарифов.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО утверждены на 2019 год, а срок утверждения тарифов согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - 20 декабря 2018 года, орган регулирования, по мнению ФАС России, располагал возможностью первично установить тарифы на захоронение ТКО, после чего установить экономически обоснованный тариф для регионального оператора, так как согласно подпункту «а» пункта 14 Основ ценообразования № 484 расходы, входящие в состав необходимой валовой выручки регионального оператора, рассчитываются на основании утвержденных тарифов, подлежащих государственному регулированию.

Кроме того, согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.

3.2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом № 89-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 5 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

На территории Сахалинской области осуществляют деятельность 15 операторов по обращению с ТКО. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО включена органом регулирования только в состав НВВ оператора по обращению с ТКО ООО «Новый город».

В соответствии с пунктом 43(1) Основ ценообразования № 484 расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности.

Органом регулирования при расчете тарифов оператора по захоронению ООО «Новый город» учитывались ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 (далее - Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду) на 2019 год в размере 194,5 руб./т, закрепленные в редакции от 29.06.2018.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 № 156 «О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)») ставки платы за негативное воздействие утверждены на 2019 год в размере 95 руб./т., то есть снижены более чем в 2 раза.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2019 № 446 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484» Правительство Российской Федерации постановляет рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи им соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, в 3-месячный срок привести решения об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 № 156 «О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)».

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным и экономически обоснованным предписать органу регулирования пересчитать расходы оператора по захоронению ТКО ООО «Новый город» в соответствии с актуальными Ставками платы за негативное воздействие на окружающую среду и соответственно исключить полученную разницу из состава единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО АО «Управление по обращению с отходами».

Кроме того, ФАС России отмечает, что иные операторы по захоронению ТКО по факту не осуществляют плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО.

При этом, согласно Территориальной схеме в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включен полигон ТКО г. Корсаков (ООО «Новый город) и полигон ТКО пгт. Ноглики (АО «Управление по обращению с отходами»).

Таким образом, органу регулирования необходимо учесть указанное обстоятельство при установлении тарифов для операторов по обращению с ТКО и регионального оператора на 2020 год.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области нарушившей пункты 16, 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484; пункты 18 Правил регулирования № 484, пункт 4 Методических указаний № 1638/16.

      1. Предписать органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Сахалинской области при установлении (корректировке) тарифов на 2019 год на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Управление по обращению с отходами» по приказу от 02.10.2018 № 17-ОКК, а также иных операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, входящих в состав тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно:

        2.1 пересмотреть и учесть при определении предельного единого тарифа регионального оператора объемы ТКО, учтённые органом регулирования при расчёте тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Управление по обращению с отходами» 2019 года в соответствии с актуальной редакцией Территориальной схемы согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания;

2.2 провести анализ расходов по статье «Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов», пересмотрев установленную на 2019 год НВВ регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами» с учетом положений Основ ценообразования № 406, а также пункта 2 мотивировочной части настоящего предписания, исключив, при необходимости, необоснованно учтенную сумму средств из состава НВВ АО «Управление по обращению с отходами», отразив подробный анализ в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484;

                  1. 2.3 пересчитать расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду оператора по захоронению ООО «Новый город» в соответствии с актуальными ставками платы за негативное воздействие на окружающую среду 2019 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758, в результате чего исключить полученную разницу из состава НВВ ООО «Новый город» и НВВ регионального оператора по обращению с ТКО АО «Управление по обращению с отходами» 2020 года согласно пункту 3 мотивировочной части настоящего предписания;

    1.  пересмотреть и учесть в составе НВВ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление по обращению с отходами» 2020 года расходы на оплату услуг операторов по захоронению, обработке и обезвреживанию твердых коммунальных отходов в экономически обоснованном размере, исходя из пункта 3 мотивировочной части настоящего предписания, в том числе исключив из состава НВВ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление по обращению с отходами» расходы на оплату услуг операторов по захоронению, обработке и обезвреживанию твердых коммунальных отходов, которые осуществляют свою деятельность на несанкционированных объектах размещения ТКО, не внесенных в ГРОРО, при установлении тарифов на 2020 год;

2.5 пересчитать и учесть в составе НВВ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление по обращению с отходами» 2020 года экономически обоснованный размер расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в соответствии с положениями пункта 90(1) Методических указаний № 1638/16.

3. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) пересмотреть необходимые валовые выручки регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами», а также операторов по захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе объемы реализации услуг и учесть результаты пункта 2 резолютивной части настоящего предписания при установлении тарифов на 2020 год, отразив соответствующий расчет в экспертном заключении.

4. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Сахалинской области для АО «Управление по обращению с отходами», а также иных операторов по обращению с ТКО, входящих в состав тарифа регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами», на 2020 год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом пунктов 1-3 резолютивной части настоящего предписания.

5. При установлении тарифов для АО «Управление по обращению с отходами» и иных операторов по обращению с ТКО на 2020 год органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами учесть требования, предусмотренные пунктами 1-4 резолютивной части настоящего предписания.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2-5 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами по установлению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Управление по обращению с отходами», а также иных операторов по обращению с ТКО, входящих в состав тарифа регионального оператора АО «Управление по обращению с отходами» на 2020 год.

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Прокуратура Сахалинской области
ИНН 6501025864, ОГРН 1026500532321
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
ИНН 6501073032, ОГРН 1026500532321
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321