Предписание №СП/42008/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Республики Северн... от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

15 мая 2024 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, в том числе Акт проверки Северо-Осетинского УФАС России от 09.02.2024 № 2/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной Северо-Осетинским УФАС России на основании приказа Северо-Осетинского УФАС России от 12.01.2024 № 3/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – Служба, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям государственного унитарного предприятия «Аланияэнергосеть» (далее – ГУП «Аланияэнергосеть», Регулируемая организация) на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом Северо-Осетинского УФАС России от 12.01.2024 № 3/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания» проверка проводилась в отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ГУП «Аланияэнергосеть», установленных на 2024 год.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) ГУП «Аланияэнергосеть» на 2024 год установлена постановлением Органа регулирования от 28.12.2023 № 108 в размере 870 476,66 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2024 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение об установлении необходимой валовой выручки ГУП «Аланияэнергосеть» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2024 год (далее - Экспертное заключение на 2024 год), а также возражения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания на Акт проверки, направленные письмом от 11.03.2024 № 225 (рег. от 12.03.2024 №1050/24).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Неподконтрольные расходы на 2024 год

1.1. Аренда

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2024 год в размере 131 893,15 тыс. руб.

  • аренда АСКУЭ в размере 83 360,36 тыс. руб.

  • аренда автотранспорта в размере 43 522,10 тыс. руб.

  • аренда зданий и сооружений в размере 2 680,00 тыс. руб.;

  • аренда электрооборудования, прочая аренда в размере 2 330,69 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2024 год в размере 141 546,46 тыс. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация).

В отношении расходов на аренду автотранспорта ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Вместе с тем анализ рыночных цен на аренду автотранспорта в Экспертном заключении на 2024 год не представлен.

В отношении расходов на аренду АСКУЭ ФАС России отмечает следующее.

Согласно Экспертному заключению на 2024 год расходы на аренду АСКУЭ учтены Службой исходя из договора аренды с последующим выкупом с ООО «Нанополимер». Договор заключен на основании проведенного конкурса в электронной форме (закупка № 32211573083).

Органом регулирования расходы на аренду АСКУЭ учтены исходя из величины амортизации объектов АСКУЭ по максимальному сроку полезного использования (60 мес.) на основании выписки со счета 03 ООО «Нанополимер».

Службой для целей определения максимального срока полезного использования объекты АСКУЭ отнесены к третьей группе Классификации (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно) по коду ОКОФ 330.26.51.43 - приборы для измерения электрических величин без записывающего устройства (приборы электроизмерительные лабораторные аналоговые переносные комбинированные).

Вместе с тем объекты АСКУЭ относятся к четвертой группе Классификации (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно) по коду ОКОФ 330.26.51.43 - приборы для измерения электрических величин без записывающего устройства (для измерения или проверки количественных характеристик электричества).

Соответственно, максимальный срок полезного использования объектов АСКУЭ составляет 84 мес.

Инвестиционная программа ГУП «Аланияэнергосеть» на 2024 год утверждена постановлением Службы от 30.11.2023 № 43.

ФАС России отмечает, что в инвестиционной программе ГУП «Аланияэнергосеть» на 2024 год в качестве источника финансирования инвестиционной программы использование лизинга не предусмотрено.

Таким образом, расходы по подстатье затрат «Аренда АСКУЭ» на 2024 год в размере 83 360,36 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

В остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписании с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2. Корректировки НВВ на 2024 год

Корректировки НВВ определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра - (-17 062,15) тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию - 2 096,62 тыс. руб.

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности - (-6 548,26) тыс. руб.

- корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг – (-1 368,98) тыс. руб.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом: величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования; результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2024 год не отражен анализ экономической обоснованности исходных данных (плановых и фактических показателей) при расчете корректировок НВВ в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитывается по формуле (7.1) Методических указаний № 98-э (ред. от 20.07.2023).

Органом регулирования корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитана следующим образом:

114 081,55 – (222 678,30–33 681,62–101 552,00+32 410,46) = -5 773,59 тыс. руб., где:

1. утвержденная НВВ на 2022 год составляет 114 051,56 тыс. руб.;

2. фактическая выручка по передаче электрической энергии за 2022 год в соответствии с таблицей 1.3, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 №585, составила 222 678,30 тыс. руб.;

3. расходы по индивидуальному тарифу за 2022 год в соответствии с таблицей 1.6, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 №585, составили 101 552,00 тыс. руб., что также подтверждается первичными данными бухгалтерского учета Показатели раздельного учета (исх от 28.04.2023 №687 ТОМ 1 стр. 105-107).

4. расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии определены на основании следующих показателей:

- ставка, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче на 2022 год – 2 266,19 руб./МВт*ч.;

- величина технологического расхода (потерь) электрической энергии, указанная в пункте 6 Методических указаний – 15,82%;

- фактический отпуск электрической энергии в сеть – 93,948 млн. кВт*ч;

93,948 * 15,82% * 2 266,19= 33 681,62 тыс. руб.;

5. недополученная выручка по зависящим от сетевой организации причинам – 32 410,46 тыс. руб. (в соответствии с расчетом, отраженном в таблице);

Корректировка с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 годы составит:

-5 773,59 * (1+5,8%) * (1+7,2%) = -6 548,26тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности рассчитана не в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э (в ред. от 20.07.2023): за НВВi-2 принята установленная на 2022 год НВВ на содержание, а не совокупная НВВ на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, НВВфi-2 определена также за вычетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Расходы на оплату нормативных потерь на 2022 год учтены в размере 29 565,42 тыс. руб.

Таким образом, корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2024 год по формуле 7.1. Методических указаний № 98-э составит:

114 081,55 + 29 565,42 – (222 678,30 – 101 552,00 + 32 410,46) =(-9 889,79) тыс. руб.

Корректировка с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 годы составит:

-9 889,79 * (1+5,8%) * (1+7,2%) = (- 11 216,76) тыс. руб.

Таким образом, расходы по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности» на 2024 год в размере 4 668,50 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

В остальной части корректировки НВВ подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия - Алания нарушившей положения пунктов 27, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ГУП «Аланияэнергосеть» расходы по статье затрат «Аренда АСКУЭ» на 2024 год в размере 83 360,36 тыс. руб.

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки ГУП «Аланияэнергосеть» расходы по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности» на 2024 год в размере 4 668,50 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ГУП «Аланияэнергосеть» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Аренда» на 2024 год;

- «Корректировки НВВ» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки ГУП «Аланияэнергосеть» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ГУП «Аланияэнергосеть» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ГУП «Аланияэнергосеть», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166
Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148