Предписание №СП/24860/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственной службе Чувашской Республики по к... от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее- Служба, орган регулирования) обязательных требований законодательства Российской Федерации, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 29.11.2023 № 31-31773-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (исх. от 05.12.2023 № 04/18-4146) (далее- Возражения), в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) ООО «Ситиматик Чувашия»,

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 17.12.2019 № 955-ТС, вступившим в силу с 01.01.2020, утверждена территориальная схема обращения с отходами в Чувашской Республике (далее – Территориальная схема), (с изменениями, внесенными приказами Минприроды Чувашии от 26.01.2021 № 41, от 21.03.2022 № 136, от 23.12.2022 № 813).

На территории Чувашской Республики определена единая зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

ООО «Ситиматик Чувашия» оказывает услугу регионального оператора по обращению с TKO на территории Чувашской Республики в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.04.2018, заключенным с Министерством строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Чувашской Республики по результатам конкурсного отбора, проведённого в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881.

ООО «Ситиматик Чувашия» применяет общий режим налогообложения.

Согласно пункту «а» 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 211- ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Нaлoгoвoгo кодекса Российской Федерации» (далее 211-ФЗ) операции по реализации услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС, в случае, если в отношении данных услуг органом, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф без учета НДС.

Постановлением Службы от 16.11.2022 № 57-16/в «О внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 1 декабря 2020 г. № 67-23/в» утверждены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Ситиматик Чувашия» в Чувашской Республике на 2023 год.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Ситиматик Чувашия» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования по делу о корректировке предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик Чувашия» на 2023 год (далее - Экспертное заключение на 2023 год) в части определения плановых расходов на транспортирование ТКО, на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, а также в части определения корректировки НВВ за 2021 год, анализа выделенных субсидий и расчета взаимозависимых статей затрат, установлено следующее.

1. Расходы на транспортирование ТКО, иные собственные расходы, учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с формулой 43 пункта 85 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора в (i-2)-м году определяется следующим образом:

 

,

где:

- необходимая валовая выручка регионального оператора в году i, руб.;

- объем (масса) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году i, м3 (тонн). В эту величину не включается объем (масса) отходов, поступающих от других региональных операторов в рамках заключаемых с ними договоров (соглашений), но включаются объемы отходов, передаваемые другим региональным операторам в соответствии с территориальной схемой и соглашением между региональными операторами;

- расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, руб.;

- собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16, руб.;

Согласно пункту 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора включают в себя:

- расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;

- сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 Методических указаний № 1638/16;

- расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения;

- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

,

где:

- собственные расходы регионального оператора в году (i + 1), руб.;

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИЦПi-1, ИЦПi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов.

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 Методических указаний № 1638/16 определяются в соответствии с территориальной схемой. Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

,

где:

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание, энергетическая утилизация или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Необходимо отметить, что увеличение принятых органом регулирования расходов по статье «Транспортные расходы» на 2023 год (628 951,00 тыс. руб.) по отношению к утвержденным расходам 2022 года (574 071,44 тыс. руб.), учтенным в составе НВВ регионального оператора ООО «Ситиматик Чувашия», составило 109,6 %, увеличение принятых органом регулирования расходов по статье «Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО» на 2023 год (102 959,22 тыс. руб.) по отношению к утвержденным расходам 2022 года (56 630,68 тыс. руб.), учтенным в составе НВВ регионального оператора ООО «Ситиматик Чувашия», составило 181,8 %. При этом индекс потребительских цен 2023 года, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, составил 106,0 %.

Стоит отметить, что расходы на сбор и транспортирование ТКО, а также собственные расходы в составе НВВ на 2023 год следует рассчитывать по формулам 49-51 Методических указаний № 1638/16 исходя из произведения плановой стоимости транспортирования ТКО на 2022 год и индекса потребительских цен 2023 года в размере 1,06 с учетом положений Методических указаний № 1638/16.

В этой связи исходя из представленных материалов тарифного дела, в том числе Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным установить обоснованность действий органа регулирования при формировании расходов по сбору и транспортированию ТКО, а также расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО на 2023 год.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования произвести перерасчет собственных расходов, включая расходы на транспортирование ТКО 2023 года, по итогам которого исключить излишне учтенные органом регулирования расходы из состава НВВ регионального оператора ООО «Ситиматик Чувашия», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

2. Корректировка НВВ на очередной период регулирования по фактическим данным.

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

где:

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 настоящих Методических указаний с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Органом регулирования в Экспертном заключении по итогам рассмотрения статьи «Корректировка НВВ» отражена сумма, признанная к исключению по итогам анализа деятельности ООО «Ситиматик Чувашия» за 2021 год, в размере (-14 526,9 тыс. руб.), анализ, расчет полученной величины средств не отражен в Экспертном заключении.

Согласно подпункту «д» пункта 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Необходимо отметить, что в отношении региональных операторов по обращению с ТКО в прошлых периодах регулирования выделялись субсидии по обеспечению деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО, обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология». При этом, в экспертном заключении органа регулирования на 2023 год не отражена информация о наличии таких субсидий и результатах направления выделенных средств на регулируемый вид деятельности, в экспертном заключении отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на сторнирование (взаимоучет) НВВ ООО «Ситиматик Чувашия».

Так, согласно распоряжению от 29 мая 2020 года № 1449-р (в ред. распоряжений Правительства Российской Федерации от 02.09.2020 № 2239-з, от 29.10.2020 № 2810-р) на Республику Чувашия распределены субсидии из Федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», входящего в состав национального проекта «Экология», в размере 52 369,8 тыс. руб.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 указано, что при установлении тарифов из НВВ исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования не отражена информация о наличии Субсидии и результатах анализа направления выделенных из бюджета средств на регулируемый вид деятельности, в экспертном заключении также отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на взаимозачет расходной части и недополученных доходов НВВ ООО «Ситиматик Чувашия».

Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо повторно провести корректировку НВВ по итогам 2021 года, в которой отразить результаты анализа по выделенным бюджетным средствам на предмет взаимозачета расходной части и недополученных доходов НВВ ООО «Ситиматик Чувашия» 2021 года. Экономически необоснованные средства необходимо исключить из состава НВВ ООО «Ситиматик Чувашия».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушившей положения пунктов 12, 16 Основ ценообразования № 484 и пунктов 91, 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Республики Чувашия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Ситиматик Чувашия» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

произвести перерасчет собственных расходов, включая расходы на транспортирование ТКО 2023 года, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств согласно требованиям мотивировочной части настоящего предписания, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов;

- произвести корректировку НВВ по итогам 2021 года, в которой отразить результаты анализа по выделенным бюджетным средствам на предмет взаимозачета расходной части и недополученных доходов НВВ ООО «Ситиматик Чувашия» 2021 года, по итогам которой определить и исключить из состава НВВ величину экономически необоснованных средств согласно требованиям мотивировочной части настоящего предписания, отразив в экспертном заключении соответствующий анализ и расчеты в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов;

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании.

3. Органу исполнительной власти Республики Чувашия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Ситиматик Чувашия» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Чувашия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Республики Чувашия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Республики Чувашия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Ситиматик Чувашия».

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственная служба по тарифам
ИНН 2128054518, ОГРН 1042128010660
Чувашское УФАС России
ИНН 2128017971, ОГРН 1022101286657