Предписание №СП/57418/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету цен и тарифов Чеченско... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики (далее также – Комитет, Орган регулирования), проведенной Чеченским УФАС России на основании приказа Чеченского УФАС России от 18.12.2023 № 38/23, в том числе акт проверки Чеченского УФАС России от 09.02.2024 № 2 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо от 26.02.2024 № 141-тг) (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» (далее также – ООО «Теплострой», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования
№ 1075 и Правила регулирования № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Решением Правления Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики от 18.12.2023 № 133-тг установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Теплострой» потребителям, на 2024 год.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки Органа регулирования проанализированы материалы тарифного дела ООО «Теплострой», Экспертное заключение о результатах рассмотрения документов и расчетных материалов по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Теплострой» на 2024 год (далее – Экспертное заключение на 2024 год), а также Возражения.

Необходимо отметить, что Экспертное заключение на 2024 год не заверено подписью должностного лица Комитета и печатью.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Расходы на топливо

Рабочим топливом ООО «Теплострой» является природный газ.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

1.1. Удельный расход топлива

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

При отсутствии утвержденного удельного расхода топлива регулирующим органом проводится самостоятельный расчет удельного расхода топлива в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии».

Из решения Правления Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики от 18.12.2023 № 133-тг следует, что источники тепловой энергии переданы ООО «Теплострой» на основании концессионного соглашения.

Таким образом, Органу регулирования необходимо проанализировать учтенный удельный расход топлива в соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075.

1.2. Плановая (расчетная) цена на топливо

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо Регулируемой организации на 2024 год Органом регулирования определены в размере 51 879,46 тыс. руб.

Органом регулирования при расчете затрат на топливо принята цена за единицу топлива в первом полугодии 2024 года в размере 7 523,55 руб./тыс. куб. м.

К указанной цене на природный газ применен прогнозный индекс цены на природный газ с 1 июля 2024 года – 11,2%, как следствие, цена на второе полугодие 2024 года принята равной 8 366,19 руб./тыс. куб. м.

Таким образом расчетная средневзвешенная цена на природный газ на 2024 год составила 7 944,87 руб./тыс. куб. м.

Поставка природного газа осуществляется на основании договора поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Грозный» от 29.01.2019 № 01/05835-ю.

Согласно Экспертному заключению на 2024 год конечная цена газа определена на основании представленного в обосновывающих материалах договора поставки газа. Регулируемая организация относится к 4 группе потребления, цена на природный газ складывается из суммы оптовой цены на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, платы за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемых приказами ФАС России.

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ, ПССУ, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/куб. м (33080 кДж/куб. м).

ФАС России обращает внимание, что в отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации).

При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных цены и расходов на природный газ в соответствии с вышеизложенной позицией ФАС России с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.3. Расчетный объем отпуска тепловой энергии

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 22(1) Основ ценообразования № 1075 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

При определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 настоящих Методических указаний.

Также в соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 760-э при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III Методических указаний № 760-э и Основами ценообразования № 1075.

У Регулируемой организации отсутствуют актуализированная схема теплоснабжения, а также программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Полезный отпуск тепловой энергии Органом регулирования определен с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за 2022 год и его динамики за последние 3 года.

В соответствии с представленными Регулируемой организацией формами
№ 46-ТЭ полезный отпуск ООО «Теплострой» за последние 3 года составил:

2020 год – 61 150,000 Гкал;

2021 год – 62 612,380 Гкал;

2022 год – 62 050,000 Гкал.

Объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) при расчете тарифа на тепловую энергию на 2024 год учтен Органом регулирования в размере 60 406,00 Гкал.

Учитывая тенденцию объемов полезного отпуска ООО «Теплострой» к росту в 2020-2022 годах, ФАС России не представляется возможным определить обоснованность принятых на 2024 год 60 406,00 Гкал.

Поскольку Комитетом объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям ООО «Теплострой» занижен, соответствующий тариф установлен в завышенном размере и подлежит пересчету в соответствии с пунктами 22, 22(1) Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики нарушившим положения пунктов 22, 22(1), 28, 34(1), 35, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом
ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Теплострой».

2. Исполнительному органу Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов на топливо, включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «Теплострой», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Теплострой», по статьям затрат (показателям):

- «Расходы на топливо» на 2024 год;

- «Удельный расход топлива»;

- «Плановая (расчетная) цена на топливо»;

- «Расчетный объем отпуска тепловой энергии».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от общества с ограниченной ответственностью «Теплострой» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов), принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Чеченской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов), на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Теплострой», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики
ИНН 2013428654, ОГРН 1032001207578
Чеченское УФАС России
ИНН 2016002374, ОГРН 1132031000122