Предписание №СП/39792/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

02 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» (ООО Управляющая компания «АйхалЦентр») (далее - регулируемая организация, региональный оператор, ООО «МПЖХ») на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 16.05.2022 № 49 и от 17.11.2022 223 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» (ООО «МПЖХ») на 2022, 2023 гг. на территории Мирнинского района Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правительства от 29.09.2023 № 76 были внесены изменения в тарифное решение от 17.11.2022 223, согласно которым слова «ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» были заменены на «ООО Управляющая компания «АйхалЦентр». При этом тариф остался на прежнем, установленном для ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства», уровне.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании регионального оператора на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами «ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» на 2023 год, установлено следующее.

 

Наименование муниципального образования

Период

Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается)

НВВ на 2023 год, тыс. руб.

«Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

614,29

91 666,534

 

Величина собственных расходов на содержание регионального оператора, учтенная органом регулирования в составе НВВ регионального оператора ООО «МПЖХ» на 2022-2023 гг., представлены в таблице № 1.

 

Таблица № 1 (тыс. руб.)

 

2022 год

16 557,815

2023 год

23 990,458

Изменение

+ 44,89 %

 

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по формуле (51):

 

 

где:

 

- прочие расходы регионального оператора, предусмотренные пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 (за исключением расходов на транспортирование, сбытовых расходов регионального оператора), соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов.

Таким образом, учтенные ГКЦ РС (Я) собственные расходы на содержание регионального оператора на 2023 год превышают рассчитанное по формуле (51) Методических указаний № 1638/16 значение на 6 439,17 тыс. руб.

Также при установлении предельного единого тарифа ООО «МПЖХ» на 2023 год органом регулирования в составе НВВ регионального оператора были учтены расходы на приобретение контейнеров в размере 907,589 тыс. руб.

В свою очередь в экспертном заключении на 2023 год отражено, что заявленные регулируемой организацией требования по указанной статье затрат отсутствуют.

Размер расходов, в том числе составляющих параметров расчетов, предлагается (заявляется) регулируемой организацией в размере, необходимом и достаточном, по мнению регулируемой организации, для осуществления регулируемой деятельности.

При этом в возражениях на Отчет отсутствует экономическое обоснование в указанной части со стороны ГКЦ РС (Я).

На основании вышеизложенного, поскольку действия органа регулирования привели к экономически необоснованному увеличению НВВ и тарифа ООО «МПЖХ» на 2023 год, и, как следствие, тарифа по которому рассчитывалось ООО Управляющая компания «АйхалЦентр» с 29.09.2023, собственные расходы регионального оператора и расходы на приобретение контейнеров подлежат дополнительному анализу со стороны ГКЦ РС (Я) в части фактического расходования ООО Управляющая компания «АйхалЦентр» экономически обоснованных денежных средств по указанным статьям затрат в 2023 году, подтвержденных данными бухгалтерской отчетности, по результатам которого в случае превышения учтенных в НВВ и тарифе ООО «МПЖХ» плановых затрат над фактически понесенными ООО Управляющая компания «АйхалЦентр» органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные средства из состава НВВ и тарифа ООО Управляющая компания «АйхалЦентр».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункт 91 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «МПЖХ» (ООО Управляющая компания «АйхалЦентр») по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

- провести дополнительный анализ собственных расходов на содержание регионального оператора и расходов на контейнеры согласно мотивировочной части настоящего предписания, отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО в срок до 01.07.2024 в случае необходимости исключить выявленные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки ООО Управляющая компания «АйхалЦентр», установленной на 2024 год, и в случае необходимости принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифа в сфере обращения с ТКО для ООО Управляющая компания «АйхалЦентр» на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО Управляющая компания «АйхалЦентр» на территории Республики Саха (Якутия).

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153